-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 26.10.2017

Гражданка в натуре

Почти шесть месяцев прошло с момента вступления в силу закона о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. За это время не многие автомобилисты заметили его существование, а участники рынка только начинают набирать свой первый опыт.
 
Возмещение ремонтом

Федеральный закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (изменения в закон об ОСАГО от 28 марта 2017 года) вступил в силу 28 апреля 2017 года. По задумке законодателей, он должен помочь российским страховщикам победить автоюристов, чья чрезмерная активность стала причиной убыточности ОСАГО в некоторых российских регионах, в том числе и в Кузбассе. В первом полугодии 2017 года расходы страховщиков по ОСАГО в регионе составили 95% от взносов. При этом показателе регион занял 35-е место в рейтинге Российского союза автостраховщиков (РСА) по убыточности страховых компаний, за три месяца буквально отскочив от критической черты (23-е место по итогам первого квартала 2017 года), отделяющей его  от «красной зоны», при попадании в которую в регионе ужесточается порядок страхования со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Суть нового закона в том, что он устанавливает приоритет направления на ремонт перед денежной выплатой или так называемое натуральное возмещение ущерба.
 
Действие документа распространяется только на договоры по ОСАГО, заключённые после 28.04.2017г.

Случаи выплат возмещения ущерба в денежной форме строго ограничены. В частности такое возможно в случае смерти потерпевшего, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, полного уничтожения автомобиля, если стоимость ремонта оказывается больше суммы страхового возмещения (400 тыс. рублей), а также, если потерпевший является инвалидом первой или второй группы. Во всех остальных случаях страховая компания направляет автовладельца на ремонт его автомобиля на станцию технического обслуживания (СТО), с которой у страховщика заключен соответствующий договор. Правда, есть ещё один нюанс: в случае неоднократного нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту Банк России вправе запретить ему возмещение в натуральной форме на срок до одного года. В таком случае страховщик должен будет осуществлять выплаты в денежной форме.

Новый закон действует почти шесть месяцев. За это время автосервисы отремонтировали уже не один автомобиль, но поток клиентов в рамках ОСАГО не увеличивается в той мере, в какой им хотелось бы. Причины для этого две: отказ многих автовладельцев от полисов ОСАГО из-за их высокой стоимости и отсутствие определенной заинтересованности страховых компаний (СК) в натуральном возмещении.

По оценкам специалистов СК «МАКС», при старой системе сумма ущерба была бы меньше на 10-15%, поскольку ремонт на станции позволяет провести всестороннюю диагностику всех повреждений, включая видимые и скрытые, полученных в результате ДТП, что приводит к удорожанию восстановительного ремонта, который проводится в рамках  измененного закона об ОСАГО. По словам генерального директора ООО «Развитие плюс» (РК Автосервис) Кирилла Кочерова, в его сервисном центре поток клиентов сократился в 2017 году на 70% в сравнении с 2015 годом. «2016 год для нас был вообще «мёртвым», – говорит он. – Люди стали меньше обращаться, так как многие перестали покупать страховые полисы из-за их дороговизны, плюс сами страховщики сократили свои пакеты по ОСАГО».

Примечательно, что РК Автосервис начинал эту деятельность ещё в 2012 году, когда натуральное возмещение по ОСАГО было не обязательным, но желающие воспользоваться им уже находились.

Кому доверяют страховщики?

Восстановительный ремонт в рамках натурального возмещения ущерба по ОСАГО, согласно закону, выполняется СТО, которые включены в реестр страховщика. Автовладельцу при этом предоставляется возможность самостоятельного выбора, но только с одобрения страховой компании.

Кроме того, закон установил требования к станциям технического обслуживания, где можно ремонтировать транспортные средства на основании договора со страховщиком. 

Например, СТО должна находиться не далее 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего, а автомобили возрастом до двух лет, находящиеся на гарантии, должны ремонтироваться у официального дилера. Не подпадают под критерии и автосервисы, которые специализируются на отдельных видах работ (ремонт узлов и агрегатов, кузовные работы, покраска кузовных деталей и прочее). Сервисный центр, оказывающий такие услуги, должен быть универсальным.

«Договор между страховой компанией и СТО подразумевает учёт взаимных интересов. Тем не менее, есть вещи, которые важны при организации взаимодействия между ними, безусловно, это опыт работы станции технического обслуживания в данной сфере не менее 5 лет, наличие подготовленных кадров, системы клиентского сервиса, оборудования, которое позволяет оказывать широкий спектр услуг по ремонту автомобиля», – поясняет директор Кемеровского филиала СК «МАКС» Вячеслав Федоров.

По мнению руководителя РК Автосервис, заключить договор со страховой компанией по ремонту автомобилей в рамках  натурального возмещения по ОСАГО станции технического обслуживания, при соответствии всем требованиям, не сложно. Более того, сделать это можно сразу с несколькими страховщиками. Например, РК Автосервис работает по этому направлению с шестью страховыми компаниями. Примечательно, что данная СТО начинала эту деятельность еще в 2012 году, когда натуральное возмещение было не обязательным, но желающие воспользоваться им уже находились.

«Чтобы попасть в реестр страховой компании по ОСАГО, СТО должно иметь помещение площадью, позволяющей разместить все необходимое для работ оборудование, а также квалифицированный персонал. При наличии всего этого можно смело отправлять коммерческое предложение в страховую компанию», – говорит директор РК Автосервис.

Весомым аргументом для страховой компании является прохождение СТО процедуры добровольной сертификации.

В этом случае орган сертификации проверяет не только документацию, но и непосредственно работу  автосервиса на предмет соответствия всем нормам и правилам. Проводится поверка средств диагностирования автомобилей (газоанализатора, компрессометра, балансировочного станка, прибора проверки фар и прочего оборудования). Таким образом, СТО в виде сертификата получает подтверждение не только качества, но также надежности и безопасности своих работ, что положительным образом сказывается на имидже компании.

«При участии в конкурсах и тендерах на поставку услуг крупным клиентам, в том числе страховым компаниям, сертификат будет иметь очень большое значение – если он, конечно, у вас есть. А если нет то, скорее всего, остаётся пожать плечами – тендер вы вряд ли выиграете», – отмечает эксперт отдела сертификации продукции и услуг ФБУ «Кемеровский ЦСМ» Александр Новиков.

Кроме того, как утверждает специалист отдела сертификации продукции и услуг ФБУ «Кемеровский ЦСМ», в случае рассмотрения искового заявления в суде шансы на решение вопроса в пользу автосервиса больше в том случае, если его руководство своевременно позаботилось о прохождении сертификации.

«У солидного автосервиса сертификат должен быть обязательно, – считает Кирилл Кочеров. – Когда у нас было помещение площадью всего 100 квадратных метров, нам было не до сертификации, а сейчас – 700 квадратных метров и совершенно иные объёмы, уровень работы. Проходя сертификацию, мы показываем, что у нас  персонал высокого уровня, и мы можем выполнять определенные услуги. К тому же наличие такого документа помогает решать некоторые вопросы с ГИБДД. Например, есть номерные агрегаты, ремонтировать или заменять которые несертифицированный центр выполнять не имеет права. Для работы со страховыми компаниями он тоже необходим – это, как экзамен сдать на определенный уровень сервиса».

Стоит отметить, что на сегодняшний день процесс заключения договоров между страховщиками и автосервисами на восстановительный ремонт в рамках натурального возмещения ущерба по ОСАГО только набирает обороты, и данный рынок, по мнению его участников, ещё не распределен. Так, компанией «МАКС» на территории Кемеровской области заключены договоры с восемью станциями по ремонту автомобилей и ведутся переговоры по этому поводу еще с четырьмя станциями.
«Поэтому, скорее всего, список наших партнёров по данному направлению будет расширяться», – отмечает Вячеслав Федоров (СК «МАКС»).
 
Применение на практике

Первый практический опыт реализации закона о натуральном возмещении ущерба уже позволяет делать некоторые выводы. Так, новый закон запрещает использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если оно не определено соглашением страховщика и потерпевшего. Сумму возмещения при натуральном ОСАГО рассчитывают без учёта износа автомобиля и деталей, а сумму денежной выплаты компенсации – с учётом износа. В таких условиях страховая компания больше заинтересована в денежном возмещении, что подвигает некоторых страховщиков к соответствующим действиям.
В практике юриста ООО «Регион42Авто» Аллы Кармановой был случай, когда страховая компания выдала направление на ремонт на станцию технического обслуживания, а та отказалась ремонтировать автомобиль за сумму, предложенную страховщиком. В итоге автовладельцу выдали страховое возмещение наличными, сумма которых оказалась недостаточной. «В сложившейся ситуации страховая компания сама определяет, выгодно ли им направлять автомобиль на ремонт (в частности, это невыгодно в отношении старых автомобилей, так как в случае натурального ОСАГО возмещение производится без учета износа, потерпевший за ремонт не доплачивает). В случае принятия решения о выплате в денежной форме потерпевшего вызывают в СК, предлагают подписать соглашение о возмещении в денежной форме с указанием того, что стороны согласовали сумму возмещения. Если потерпевший подписывает такое соглашение (а ему говорят: или подписываешь, или идешь и ремонтируешься в течение полутора месяцев –  30 рабочих дней), оспорить сумму в суде согласно п. 12 ст. 12 ФЗ об ОСАГО невозможно», – разъясняет юрист.

Однако особо рассчитывать на качественные и дорогие новые запчасти при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО автовладельцам тоже особо не стоит. Российский Союз Автостраховщиков (РСА)  регулярно проводит актуализацию справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Проверить среднюю стоимость той или иной новой детали можно на официальном сайте РСА. Только, как утверждает один из экспертов «А-П», в данных справочниках нет разницы между оригинальной запасной частью и дубликатом. Например, стоимость оригинала будет составлять 3 тысячи рублей, а китайского дубликата – 1 тысячу рублей.  Средняя стоимость составит 2 тысячи рублей. Её и будут применять при расчёте. Если страхователь захочет именно оригинальную деталь, ему придётся доплатить за неё своими деньгами.

«Другая ситуация с японскими автомобилями. Нередко их средняя стоимость, по данным РСА, значительно превышает реальную цену. Это происходит из-за того, что, в отличие от европейского автопрома, японский пока не систематизирован в достаточной мере. В таких случаях, добросовестные работники СТО, наоборот, предлагают выполнить на оставшуюся сумму дополнительные работы, так как вернуть эти деньги автовладельцу всё равно не получится. В процентном соотношении только в 10 случаях из 100 автовладельцу может выпасть завышенная стоимость детали или ремонтных работ. В основном же, на 90%, на предлагаемые страховщиками суммы приобрести новые оригинальные детали сложно», – рассказывает Кирилл Кочеров.

«Со стоимостью самих работ тоже возникают проблемы. Например, в среднем покраска одного элемента автомобиля стоит в Кемерове 6 тысяч рублей, а по методике РСА – 4200 рублей. Московские страховые компании убеждены, что мы должны зарабатывать не более 10% от оборота. Но это же автосервис, а не торговля. Нужны средства на аренду помещения, зарплату работникам, их обучение, оборудование, развитие производственных мощностей, а это минимум 45%», – продолжает он.

Другой вопрос – сроки выполнения работ. Продолжительность ремонта, согласно законодательству о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО, – не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. Причём это условие одинаково для всех видов и объёмов работ. При нарушении сроков страховщик за каждый день просрочки должен уплатить потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. При этом существуют объективные причины, по которым ремонт может затянуться. Так, по словам Кирилла Кочерова (РК Автосервис), иногда, если СТО не может приобрести деталь за установленную страховщиками цену, она может заказать деталь на заводе-изготовителе, а эта процедура порой чрезмерно длительная.

Алла Карманова отмечает возможность своеобразного «шантажа» направлением на СТО и сроками ремонта при решении вопроса потерпевшим о подписании соглашения о сумме страхового возмещения. Есть у юристов и другие опасения. Например, при некачественном ремонте, согласно закона, у потерпевшего есть только одно право – требовать повторного ремонта. Ремонт у официального дилера предусмотрен только для автомобилей-двухлеток, а минимальный гарантийный срок на автомобили на практике составляет три года, у некоторых дилеров – пять лет. «Таким образом, могут возникнуть ещё конфликты официальных дилеров со станциями технического обслуживания по поводу гарантийных ремонтов: официалы будут ссылаться на кривые руки мастеров, выполнивших ремонт, СТО страховщика будет называть дефект гарантийным», – говорит Алла Карманова.

Немаловажным является тот факт, что практически все такие проблемные ситуации, будь то вопрос по запчастям, срокам или доплате за ремонт, решаются по устной договоренности между клиентом и СТО. А если страхователь не доверяет этому автосервису? Конечно, он имеет право предложить страховой компании свой вариант, но, во-первых, СТО, предложенное автовладельцем, должно отвечать всем требованиям правил страховых компаний, а, во-вторых, страховая компания вправе не дать своего согласия.

«Таким образом, в случае ДТП я лишена возможности производить ремонт у тех людей, которым я доверяю, и ремонтировать мою «ласточку» будет неизвестная организация с неизвестными мастерами», – резюмирует юрист.
 
Цыплят по осени считают

Положительные стороны у новой системы возмещения ущерба по ОСАГО тоже отмечаются. Причём для каждого участника процесса они свои. Так, с точки зрения страховщиков, целенаправленная работа Центрального банка совместно со страховыми компаниями по снижению «криминальной» составляющей на рынке ОСАГО уже даёт положительные результаты, замедляется рост убыточности данного вида страхования и повышается уровень открытости всех участников.

«Задача изменений – убрать с рынка мошенников, за небольшие деньги выкупающих право требования к страховым компаниям у потерпевших в ДТП. Важно сделать главным бенефициаром потерпевшего, а не автоюриста или мошенника. На мой взгляд, позитивные изменения начались, и это не может не радовать», – отмечает Вячеслав Федоров.

Для автовладельцев, по мнению Аллы Кармановой, натуральное возмещение по ОСАГО даёт возможность получить страховое возмещение в полном объёме в виде отремонтированного транспортного средства, вне зависимости от года его выпуска и степени износа. Но существенно количество клиентов у автоюристов, по её мнению, от этого не сократится. «Будут жалобы по поводу некачественного ремонта, по поводу нарушения сроков ремонта и/или выдачи направления на ремонт.
 
Наибольшие опасения вызывает именно возможность давления на потерпевшего и заключения соглашений о сумме страховой выплаты. Иногда потерпевшие даже не обращают внимания на то, что подписывают, страховая компания приносит такое соглашение в суд, и он отказывает в иске», – говорит она.

Кирилл Кочеров считает, что новый закон больше работает на население, чем на страховые компании, хотя и в нём есть подводные камни для автовладельцев. «Закон сам по себе хорош, но остались подводные камни, которые пролоббировали страховщики, например денежные выплаты с учётом износа деталей. На фоне сегодняшних экономических реалий многие автовладельцы предпочитают заключать соглашения со страховыми компаниями, чтобы получить деньги на руки. Автомобиль, особенно, если он требует только косметического ремонта, при этом не восстанавливают, потому что сейчас нужно кушать, платить за ипотеку и прочее. Если же подходить к вопросу с точки зрения рачительного хозяина, заботящегося о своем «железном друге», то в целом натуральное возмещение по ОСАГО, хорошая альтернатива», – считает он.

Некоторые эксперты отказались давать свои комментарии «А-П», так как считают, что полгода – небольшой срок для подведения итогов, а большинство сегодняшних проблем в этой сфере на данном этапе связано с «обкаткой» нового закона.

Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко