Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[12 ноября] Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти
[12 ноября] Райффайзенбанк объявляет о выпуске первой международной банковской гарантии на блокчейн
[12 ноября] ВТБ в Кузбассе на 30% увеличил продажи розничных кредитных продуктов
[9 ноября] Иностранные студенты вузов Кузбасса обеспечены полисами ДМС компании РОСГОССТРАХ
[2 ноября] ВТБ увеличивает доходность по розничным депозитам до 8%


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 25.10.2018

Автосалоны: выход в «новую реальность»

Катастрофическое падение авторынка 2015-2016гг., выразившееся в конечном итоге в его частичном переформатировании и перераспределении, последние 2 года пытается отыграть позиции, о чём говорит и увеличение объёмов продаж, и попытка захода на местный рынок крупных игроков. Накануне Дня автомобилиста «А-П» посмотрел что происходит на этом рынке в стране и в Кузбассе в частности.

Рост из ямы

Рост продаж новых легковых авто и лёгких коммерческих машин (LCV), начавшийся в марте 2017 года после трёхлетнего падения, продолжился и в этом году. За первые три квартала 2018 года, согласно подсчётам «Автостат Инфо», расходы российских покупателей на покупку легковых машин составили 1,49 трлн рублей, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда россияне израсходовали на машины 1,23 трлн рублей. Если смотреть в «штуках», то с января по сентябрь текущего года продажи новых легковых автомобилей и LCV в нашей стране, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили 1 млн 297,4 тыс. единиц, плюс 14,9% к 9 месяцам прошлого года.

В начале 2018 года эксперты рынка давали осторожные прогнозы, повышение акцизов и утилизационного сбора, несмотря на то, что доля импортных машин у нас незначительна, могло обернуться серьёзным ростом цен на новые автомобили, что, конечно, отразилось бы на продажах. Кроме того, в начале года ещё было непонятно продлят ли сроки действия льготных госпрограмм автокредитования. В конце июля было опубликовано постановление правительства о продлении программы до 2020 года. Тогда же президент ассоциации автодилеров Олег Мосеев заявил РИА Новости, что эти программы помогут продать по итогам текущего года не менее 7% от всех реализованных в РФ автомобилей. Тем более что список марок и моделей автомобилей, участвующих в программе достаточно обширен.

Все опрошенные «А-П» представители рынка положительно оценивают влияние программ, называя их одним из факторов роста рынка в прошлом и этом году. Но, большинство всё-таки считают, что на рост продаж больше повлиял отложенный спрос.

Банки тоже за это время пытались адаптировать свои продукты под изменившуюся ситуацию – он-лайн кредитование, совместные программы с производителями, возможность взять кредит на покупку авто с пробегом, – инструменты, которые по мнению банкиров будут способствовать росту рынка. Но динамика автокредитования жёстко привязана к продажам машин, поэтому рост в этом секторе, как и в продажах авто начался в 2017 году после падения 2015 и 2016 года.

По данным Дениса Пронина, директора компании ООО «Ай-Би-Эм» (официальный дилер КИА Центр Кемерово-ЮГ и УАЗ-Центр Кемерово), в среднем примерно 40-50% авто покупается в кредит. В ситуации, когда доходы населения не растут, различные варианты госпрограмм – это поддержка отрасли.
 
Лидеры продаж

И если посмотреть на лидеров продаж по маркам/ моделям, то можно убедиться все модели из ТОП-10 входят в список, участвующих в госпрограммах.
Если говорить собственно о лидерах, то их стоит разделить – по количеству проданных машин и по выручке с продаж. Например, LADA Vesta – несомненный лидер по количеству проданных авто, за 9 месяцев россияне купили их 71 486 штук, то по сумме выручки – 47,5 млрд рублей, занимает только третье место, пропуская вперед KIA Rio, с выручкой 56,1 млрд рублей, при 69 493 проданных авто, и Hyundai Creta, при объёме продаж в 47 597 ед. выручка составила 50,4 млрд рублей. В топ-5 самых доходных моделей авторынка РФ за период первых трёх кварталов также вошли Toyota RAV4 – на 38,7 млрд рублей было продано 22 592 кроссоверов и  Volkswagen Tiguan – 38,6 млрд были выручены с продажи 21 789 машин, хотя, ни  RAV4, ни Tiguan не входя в ТОП-10 самых продаваемых по количеству машин.

Ещё одна интересная деталь про тройку лидеров – в ТОП-10 групп производителей, возглавляемую Renault-Nissan-Mitsubishi, в состав которой входит и отечественный АВТОВАЗ. За 3 квартала 2018 года альянс реализовал 468,8 тыс. машин, что соответствует доле рынка в 36,1%. На второй строчке находится KIA-Hyundai с результатом 300,2 тыс. реализованных экземпляров и долей 23,1%. Третью строчку занимает Volkswagen Group с объёмом продаж 149,1 тыс. автомобилей и долей 11,5%. Таким образом, тройке лидеров-производителей принадлежит более 70% российского рынка.

Понятно, что ТОП-10 лидеров продаж по количеству автомобилей – представители, если можно так выразится, бюджетного, массового сегмента. И именно там произошёл наибольший рост продаж. Но рынок люксовых авто тоже рос, он увеличился в продажах на 3,5% и составил 6477 ед. против 6258 ед. авто, реализованных годом ранее. Хотя 41,5 млрд, которые потратили на авто класса люкс за это время – это всего 3% рынка.
 
 
А что у нас?

В Кузбассе, по мнению Дениса Пронина, ситуация похожа на общероссийскую, хотя, конечно, есть своя специфика, которая, кстати больше зависит даже не от брендов, а от эффективного управления на местах. Так, он напомнил, что в 2015 году в целом по рынку России падение продаж новых легковых автомобилей составило 11%, продажи непосредственно Kia упали на 9%. В этот период в Кемерове продажи легковых авто сократились на 13%. «Наш автосалон, наоборот, в 2016 году увеличил продажи на 32% по сравнению с 2015 годом. Стоит отметить, что в соседних регионах Kia продаётся значительно хуже». В этом году рост продаж Kia в кемеровском салоне также опережает общероссийские показатели.

Ещё один лидер рынка – Автоцентр ДЮК и К, которому на протяжении последних трёх лет удаётся удерживать пальму первенства в части продаж автомобилей LADA по всему Сибирскому Федеральному округу, включая даже такие крупные города, как Новосибирск и Красноярск, тоже избежал тренда «всеобщего падения». И сегодня, по словам Натальи Архиповой, генерального директора компании: «В сравнении с 2017 годом, продажи автомобилей LADA в Автоцентре ДЮК и К возросли на 18%, что сопоставимо с ростом продаж в стране в целом. Доля LADA Vesta в объёме продаж также выросла, но не столь существенно, как по стране – до 30%. Аналогичные показатели в нашем регионе демонстрирует и LADA Granta – на эту модель приходится треть реализованных автомобилей».

Таких результатов, по мнению представителей этих компаний, удалось достичь, конечно, благодаря конкурентоспособным брендам и программам господдержки, но главное, что отмечают они – это работа команды. По словам Дениса Пронина, за это время разработав новую стратегию продаж, компания ежегодно инвестирует в обучение персонала 20% прибыли. «Компания постоянно инвестирует как финансовые, так и временные ресурсы в обучение сотрудников. А правильно выстроенная система мотивации позволила создать схему работы, когда каждый член команды нацелен на результат», – как бы подтверждает его слова Наталья Архипова, хотя, говорит о своей компании.

Но общая ситуация в «годы падения» на кузбасском рынке была не такая уж и радужная. По данным исполнительного директора Автоцентра Славия, Алексея Нестерова, «глубина падения локального рынка Кемеровской области в период 2013-2016гг. относительно всего рынка РФ была больше», поэтому, по его мнению сегодня мы наблюдаем более быстрый рост продаж новых авто в Кузбассе, чем в целом по стране. Например, продажи марки SKODA в Кемерове выросли на 119% за 3 квартала 2018г. по отношению к аналогичному периоду 2017г., тогда как по стране на 28%.

Представитель ещё одного российского лидера продаж – бренда Hyundai, Сергей Сагалдинов, руководитель отдела продаж Автоцентр Кемерово, официального дилера Hyundai, отмечает: «Если сравнивать продажи с 1 по 3 квартал 2018 года с аналогичным периодом 2017 года, то рост продаж Hyundai составил 44 %», тогда как по стране этот показатель – 17,5%.

Наталья Талаева, руководитель отдела продаж Фольксваген Центр Кемерово, также проинформировала «А-П» о 59% росте продаж Volkswagen в Кемерове за 3 квартала по отношению к аналогичному периоду 2017 года, при общероссийском – 20%.

Хотя, по данным Дениса Пронина, кузбасская тройка лидеров точно такая же, как и общероссийская.
 
 
Прогнозы

Если вступать на зыбкую почву прогнозов, то они не так оптимистичны. Единственно, в чём сходятся все представители отрасли, опрошенные «А-П» – это в планах удержать долю рынка и сохранить собственные позиции. Относительно роста продаж мнения расходятся.

Такое «отсутствие оптимизма», по словам Сергея Сагалдинова, вызвано сочетанием нескольких факторов, таких как «увеличения НДС (кумулятивно влияющему на итоговую розничную цену авто), роста цен на топливо, и как следствие – на логистику при производстве/доставке авто, то есть суммарно – себестоимости автомобилей», кроме того. «планируемое повышение утилизационного сбора на импортируемые модели скажется ещё сильнее на росте розничных цен на ввозимые в РФ автомобили», тревожат и прогнозы по росту ставок по кредитам.

На этом фоне 5%, как отметил Денис Пронин, хороший рост на следующий год. Причём, и резких негативных скачков тоже, по его мнению, скорее всего не будет. Все негативные ожидания, в том числе связанные с повышением НДС и пр., были «размазаны» по всему этому году. Например, повышение цен медленно, но существенно произошло (на 20-30%).

То, что автомобили дорожают и то, что компании производители делают это постепенно, также отмечают все представители отрасли. Это «новая экономическая реальность», в которой предстоит работать всем.

Поэтому автоцентры усиливают свою клиентско-сервисную часть, трейд-ин и осваивают продажи авто с пробегом – это становится реальным конкурентным и интересным рынком для тех, кто торговал только новыми авто. Хотя это тренд для салонов последние 2-3 года, но пока реальной конкуренции «серо-черному» рынку продажи подержанных авто они не составляют, и здесь есть куда расти.

На рынке тоже никаких глобальных перемен, как это было 2 года назад не ожидается. Он «практически устаканился и поделен между основными игроками». Уход компании «Восток Моторс» и ближайшее открытие салона Hyundai в Кемерове с новым дилером на месте предыдущего ничего, по сути, рынку не добавляет. Вот приход в Кемерово крупной красноярской компании «Медведь Холдинг» и открытие им салона, возможно что-то и изменит, ведь в областном центре всегда были проблемы с сервисами люксовых марок, но это очень узкая ниша, чтобы поменять что-то кардинально.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[12 ноября] «Мариинский плитный комбинат» признан банкротом
[9 ноября] Прокуратура оштрафовала золотодобывающие компании Тисульского района на 1,9 млн рублей
[8 ноября] Экс-руководителя областного департамента контрактной системы приговорили к штрафу
[8 ноября] Кемеровская область в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по версии НРА вошла в категорию «регионов с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности»
[8 ноября] Имущество ООО «Ман» купило ООО «МелТЭК»

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко