-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 15.04.2008

Автокредитование: разный рост

 В прошлом году, по данным экспертов, около 48%  проданных  автомобилей были оформлены в кредит, а объём российского рынка автокредитования увеличился на 89% с 9 до 17 млрд. долларов. Это весьма красноречиво свидетельствует о востребованности и популярности автокредитов. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три года можно ожидать, что рынок достигнет  среднеевропейских цифр – 60-70% проданных машин, оформленных в кредит. И кузбасский рынок показывает хорошую динамику роста. Каждый  крупный автосалон в регионе ежемесячно продает от 100 до 300 автомобилей, из них от 20-25% (как, например в «Тойота Центр Кемерово») до 50% (например, в автосалоне KIA MOTORS) оформляется в кредит
 
ЭКСПРЕСС-КРЕДИТЫ УСТУПАЮТ КЛАССИКЕ
 
Настоящий бум продаж автомобилей, а с ним и повышенный спрос на автокредиты, начался в 2005-2006 годах.  Тогда особенно популярны, как в целом в потребительском кредитовании, так и в автокредитовании,  в частности, были экспресс-кредиты, составлявшие у некоторых крупных розничных банков до 85% кредитного портфеля.  Сейчас же, отмечают банковские специалисты, быстрые кредиты теряют свою популярность. Они сохраняют доминирующее положение лишь у тех банков, которые изначально делали больший упор на быстрые кредиты. Так, по словам Ольги Нефёдовой, начальника отдела по работе с частными клиентами Кемеровского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК», 80%  автокредитного портфеля филиала приходится на «Автоэкспресс-кредит» и 20%  – на «Классический автокредит», связано это в первую очередь, с тем, что большая часть «Автоэкспресс-кредитов» выдается непосредственно в автосалонах, кредитными экспертами банка. Когда человек приходит в автосалон, он хочет в одном месте выбрать автомобиль  и оформить его в кредит, не приезжая для этого в банк, поясняет Ольга Нефёдова. А вот, в Альфа-банке, соотношение противоположное: примерно 20% приходится на экспресс-кредиты и 80% – на кредиты по классической схеме. В Промсвязьбанке программа экспресс-автокредитов серьёзного развития не получила и на настоящий момент закрыта. Доля выданных по такой программе кредитов в текущем портфеле менее 1%, говорит начальник отдела продаж кредитных розничных продуктов  Кемеровского филиала ОАО  «Промсвязьбанк» Андрей Кундус. Экспресс-кредиты интересны тем покупателям, которые зашли в автосалон, увидели нужную модель нужного цвета и комплектации и приняли решение о покупке сразу же, на эмоциональном подъеме, и они не готовы ждать. Однако большинство заёмщиков стали разбираться более досконально в кредитных продуктах, и пришли к выводу, что классические кредиты намного дешевле, и, несмотря на необходимость сбора большого количества документов, сегодня многие предпочитает подождать 1-2 рабочих дня для получения решения от банка.  Между тем, эта тенденция связана и с политикой банков, которые стали осторожнее, и во избежание невозвратов или мошеннических схем, стали более тщательно подходить к анализу заёмщиков и отказываться от рисковых кредитных продуктов.    
 
НОВЫЕ АВТО ЛИДИРУЮТ
 
Два года назад  спрос был выше на автомобили отечественного производства. Но сегодня автосалоны (а их количество постоянно растёт) предлагают довольно много  «бюджетных» вариантов покупки иностранных авто. Что привело к снижению продаж отечественных автомобилей. По результатам 2007 года, в РОСБАНКе, например, от общего количества выданных кредитов на автомобили иностранного производства приходится  80%, а  отечественного – 20%. Также всё больше автолюбителей предпочитают новые машины поддержанным. И на подержанные автомобили приходится  около 15-20% автокредитов, а на новые автомобили  – около 80-85%. Так, по данным заместителя управляющего кемеровским филиалом банка «УРАЛСИБ»  Александра Сорокина, основную долю портфеля банка составляют кредиты на приобретение новых автомобилей В-класса (ВАЗы, RENAULT LOGAN, CHEVROLET LANOS) и автомобилей С-класса (FORD FOCUS, TOYOTA COROLLA). Правда, низкая доля кредитования поддержанных автомобилей, связана ещё и с тем, что банки крайне осторожно подходят к выдаче кредитов на покупку таких машин. С этим сегментом намного сложнее и опасней работать: необходима техническая экспертиза, сделка менее прозрачна (продавец не всегда может являться владельцем машины, авто может числиться в угоне и т.д.), поэтому есть риск мошенничества. Тем не менее, у многих банков есть кредитные продукты на покупку поддержанных автомобилей в автосалонах, возраст которых на момент окончания срока кредита не должен превышать 7-8 лет. Однако большая часть вторичного рынка приходится на сделки между физическими лицами: покупка-продажа на авторынке, через частные объявления и т.д. Поэтому некоторые банки, чтобы привлечь клиентов, стараются выйти и на этот очень рискованный рынок. Анна Ляуш, заместитель управляющего  Кемеровским филиалом  АКБ ОАО «Московский Банк Реконструкции и Развития», рассказывает, что буквально на днях в банке запущена новая программа кредитования физических лиц на покупку транспортных средств «Из рук в руки».  Если раньше банк перечислял средства только автосалону, то теперь он может работать и напрямую с физлицами. Главное условие, которым банк собирается обезопасить себя, – это требование, чтобы хозяин автомобиля был его владельцем не менее года, и автомобиль был приобретён у официального дилера.
 
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОДУКТЫ
 
Вообще, по мнению одного банковского специалиста, работать с поддержанными автомобилями лучше по схеме trade-in. Она удобна для всех сторон: автосалон не теряет клиента, клиент меняет свою старую машину на новый автомобиль той же марки, покупатель приобретает поддержанный автомобиль, историю которого легко можно проследить, и для банка сделка более понятна и позволяет минимизировать риски. Однако пока в Кузбассе эта схема на стадии становления – во многом инфраструктура рынка к ней ещё не готова. Одна из причин – это то, что  автосалон, работающий по этой схеме вынужден дважды платить НДС (при покупке и продаже автомобиля), и пока в законодательство не будут внесены изменения в этой части, активного развития trade-in вряд ли стоит ждать. Кроме того, пока автосалоны не испытывают проблем с продажей новых автомобилей, скорее, они не успевают удовлетворять этот спрос. Поэтому о работе с поддержанными авто думают во вторую очередь, ведь для этого необходимы большие площади, большее число сотрудников, а значит, увеличение затрат. Тем не менее, ряд  автосалонов уже работает по trade-in, называя эту услугу не слишком выгодной для себя, зато очень привлекательной для клиента, понимая, что у схемы огромные перспективы, т.к.  trade-in – это наиболее цивилизованный и удобный способ продажи поддержанного автомобиля.  Что касается банков, то сейчас этот продукт только начинает зарождаться в недрах банковской системы. «Он внедрён в очень незначительном количестве банков. Причина такой задержки в том, что ранее данного рынка, по сути, не существовало. Автокредитование в России начало активно развиваться около трёх лет назад, поэтому автомобили, которые были куплены в кредит три года назад, и по которым кредиты ещё не погашены полностью, только сейчас начинают появляться на рынке. Но с каждым годом их число будет увеличиваться, и количество банков, предлагающих продукт trade-in, многократно возрастёт», – уверен Андрей Кундус.
Ещё один интересный продукт – это кредит с обратным выкупом или buy back. Но в отличие от trade-in, перспективы которого хорошо ясны,  кредит с обратным выкупом, скорее, нишевый продукт, который вряд ли будет пользоваться огромным спросом. Он предусматривают фиксированную сумму выкупа автомобиля в конце срока кредита, но не все дилеры готовы гарантировать цену выкупа. Во многом потому, что они не имеют достаточно статистики по таким машинам или их инфраструктура не совсем готова к этому. Вполне вероятно, что кредит с обратным выкупом будет развиваться в дальнейшем вместе с услугой trade-in, когда клиент приобретает автомобиль в кредит в автосалоне, через несколько лет снова продаёт его автосалону и с доплатой получает новый автомобиль.
К числу очень перспективных продуктов в сфере автокредитования банковские специалисты относят  кредиты на покупку автомобилей для юридических лиц и частных предпринимателей.  Особенно актуален это продукт для покупки спецтехники. Обычно его сравнивают с лизингом, но в отличие от лизинга, техника оформляется на покупателя, и при этом кредит обходится дешевле. Поэтому сегодня большинство крупных банков либо ввели, либо готовят такую программу автокредитования для бизнеса, рассчитывая на значительный спрос.
Ещё одно новое направление, обещающее быть успешным, –  рефинансирование ранее выданных автокредитов. Данная программа в большинстве банков находится в разработке. Интересна она будет, прежде всего, тем заёмщикам, которые 2-3 года назад взяли автомобиль в банках, где существовали скрытые комиссии, и стоимость кредитов была значительно выше, чем сегодня.  Возможно, особенно она будет привлекательна и для тех заёмщиков, которые взяли в своё время дорогие экспресс-кредиты, а сейчас хотели бы заменить их на классические автокредиты по более низким ставкам. Поскольку доля таких заёмщиков неизвестна, отмечает Андрей Кундус, оценить объём этого рынка сложно.
 
ПРОИЗВОДИТЕЛИ И БАНКИ: КТО ПОБЕДИТ?

Во многом, успешность банка на рынке автокредитования зависит от его присутствия во всех крупнейших автосалонах, т.к. автосалоны – это  основной канал для  продвижения автокредитов.  Как отмечает один банковский специалист, автосалоны сегодня диктуют свои условия в работе с банками: некоторые выставляют высокую арендную плату за рабочее место банковского специалиста, кто-то навязывает работу только с определёнными страховыми компаниями, довольно высоки и комиссионные платежи с кредитов, выданных банками. Но, тем не менее, всем сторонам должно быть выгодно присутствие как можно большего числа банков в автосалонах, поэтому чаще всего банки, по крайней мере, крупные, находят  компромисс с продавцами автомобилей. Другая сложность этого рынка в том, что серьёзную конкуренцию банкам составляют собственные кредитные программы автопроизводителей, которые предлагают покупателям более выгодные схемы финансирования – под 0-5% годовых. «Автопроизводители выводят свои финансовые подразделения в Россию с коммерческой целью, поэтому демпинг ставок у них немногим ниже, зато их предложение имеет существенные ограничения: только определенные модели автомобилей, слабая инфраструктура,– говорит Алексей Харитонов, руководитель Центра Автокредитования Кемеровского филиала Альфа-Банка. – Именно поэтому универсальные банки – крупные игроки рынка – конкурируют по уровню сервиса, имеют  большой региональный охват, нацеливаются на сегменты, где западные конкуренты не представлены». С ним соглашается и Анна Ляуш, отмечая, что каким бы крупным игроком на рынке автокредитования не выступил производитель, у банка всегда останется преимущество, ведь он не ограничивает клиента, например, в месте покупки автомобиля и предлагает большее число интересных продуктов. Весьма вероятно, что программы автопроизводителей с лучшими условиями со временем займут значительную долю на рынке. Но вряд ли эти  кредитные программы закроют рынок автокредитов для российских розничных банков. Банки более оперативны, считают их представители.  Их могут предпочесть клиенты, работающие с банком по другим направлениям, также удобно будет кредитоваться работникам предприятий, которые обслуживает банк. Так что у традиционных банков есть свои плюсы в этой сфере. Помимо конкуренции, возможна и совместная работа российских банков с банками производителей, где розничные игроки будут выступать в качестве агентов.
 
АВТОКРЕДИТНЫЕ РИСКИ
 
Как уже говорилось выше, сегодня банки становятся более осторожными в выдаче любых кредитов, и автокредитов в том числе. Время, когда кредит мог получить почти любой заёмщик без особых документов, прошло.  «В 2006 году банки столкнулись с проблемой мошенничества, что привело к росту невозврата кредитов, – рассказывает Алексей Харитонов. – В 2007 году была пересмотрена политика оценки заёмщиков, и, в настоящее время, невозврат по автокредитам меньше, чем во многих европейских странах». По данным одного банковского специалиста, в большинстве банков уровень просрочки по автокредитам составляет от 1 до 2%, а у банков с более агрессивной политикой на рынке – до 5-6%. Чувствительны для банков и факты мошенничества. Одна из самых распространенных схем мошенничества – продажа автомобиля, приобретённого в кредит, по цене ниже рыночной. Покупатель, радуясь выгодному предложению, может не обратить внимания на следующее: сделка осуществляется при помощи оформления генеральной доверенности или используется дубликат паспорта технического средства (ПТС). Когда новый владелец автомобиля захочет снять с учета автомобиль по генеральной доверенности и переоформить на себя право собственности, может оказаться, что этот автомобиль кредитный и является предметом залога банка, а мошенник умышленно не отдал ПТС на хранение в банк. В таком случае банк имеет полное право изъять этот автомобиль у нового владельца.
По мнению Андрея Кундуса, наиболее эффективный способ борьбы с мошенниками –  качественная проверка заёмщиков: «Цель – не выдавать кредиты мошенникам, потому что если автомобиль попал в руки нечистоплотного человека, то вернуть деньги обратно невероятно сложно. При этом параллельно банки работают над тем, чтобы минимизировать возможности продавать автомобили без извещения об этом кредитора, а также получать повторные кредиты на купленное в кредит транспортное средство. Банки взаимодействуют друг с другом, с органами ГИБДД, а также с МВД в части розыска мошенников и автомобилей. В целом ситуация с мошенничеством от банка к банку разнится, но тенденции, на наш взгляд, положительные – игроки рынка учатся закрывать данные риски». Также банкам очень помог бы закон об автокредите, который позволил бы делать отметки в ПТС о том, что автомобиль является предметом залога по кредиту. Рассчитывают банковские специалисты и на  бюро кредитных историй. Даже анализ того, как клиент оплачивает свои коммунальные счета, поможет, если уж не избежать мошенничества, то хотя бы удержать просрочку в приемлемых рамках.
 
КРЕДИТНЫЙ БУМ ПРОШЁЛ
 
Чаще всего в кредит берут автомобили среднего класса, стоимость которых составляет 300-600 тысяч рублей, таким образом, средняя сумма автокредита с учётом первоначального взноса на уровне 10-20% от стоимости авто составляет – 300-400 тысяч рублей.  Однако сегодня растёт спрос на более  дорогие машины. По данным Андрея Кундуса, среди кредитуемых легковых автомобилей по Кемерову доля автомобилей дороже 500 тысяч рублей составляет около 40%. Максимальные сроки кредитования сегодня   – 5-7 лет. Однако большинство заёмщиков гасит кредиты намного быстрее – за 1-3 года, тем более что многие автолюбители эксплуатируют автомобили не более 3-4 лет (как правило, гарантия на новые автомобили не превышает 3 года), а затем меняют на новый. Банки, пытаясь обезопасить себя от слишком быстрого гашения кредита, вводят мораторий на досрочное гашение в первые полгода действия кредита. При этом банковские специалисты отмечают, что дальнейшее увеличение сроков кредитования вряд ли оправдано.
В течение последних двух лет процентные ставки и различные комиссии по кредиту снижались. Сейчас автокредит обходится в среднем в 11-14% годовых.  И банковские специалисты в условиях сложностей с фондированием, единодушны, что снижаться они не будут, скорее наоборот. «Ставки, на наш взгляд уже достигли минимума, – утверждает Андрей Кундус, – об этом свидетельствует и череда случаев, когда банки поднимали ставки в связи с ростом стоимости привлечения ресурсов – у банков просто не осталось возможностей и дальше снижать прибыльность этого бизнеса. Поэтому в дальнейшем уровень ставок на рынке будет следовать за стоимостью привлечения средств».
В плане условий автокредитования – основные игроки завершат свою региональную экспансию и займутся качеством портфеля, в связи с чем более внимательно будут рассматривать потенциальных заёмщиков. Поэтому вряд ли стоит ждать заметных смягчений условий финансирования, и полный отказ, например, от КАСКО, так как это инструмент объективно закрывает риски банков. Сегодня ряд банков готовы предложить более дорогие продукты без обязательного КАСКО, но пока доля продаж таких продуктов не очень велика. Как считает Анна Ляуш, обязательное страхование – это во многом удобно и самим клиентам.
Что касается темпов роста автокредитования, то  время «кредитного бума» прошло. Но автомобильный рынок в России ещё далек от насыщения, утверждает Алексей Харитонов, поэтому в 2008 году темпы роста этого рынка будут достаточно высокими. А, по оценке Александра Сорокина, в 2008 году автокредитование будет расти медленнее, чем в два предыдущих года: на то есть объективная причина – большинство платёжеспособных людей, которые имели желание приобрести автомобиль в кредит, уже сделали это.
 
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко