Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] «Балтийский лизинг» предлагает автомобили LADA с выгодой до 40 000 рублей
[17 апреля] Горожане изменят город
[15 апреля] «Ростелеком» признан лучшим инновационным брендом Кузбасса
[10 апреля] Эксперты «Балтийского лизинга» провели мастер-класс для студентов магистратуры КузГТУ
[3 апреля] Клиенты «Балтийского лизинга» могут купить без переплаты авто более 15 брендов


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


 

 

 

наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 28.03.2019

Проблемы углепрома Кузбасса выводят на федеральный уровень

 
Развитие угольной промышленности России почти на две трети обеспечивает Кузбасс. Власти региона считают отрасль «серьёзным драйвером развития». Однако, сталкиваясь с различными проблемами этого развития, экологическими, транспортными, социальными, посчитали необходимым вынести их обсуждение на федеральный уровень, законодательный, в Государственной Думе. 22 марта комитет ГД по энергетике провёл в центре отдыха «Притомье» под Кемерово заседание «круглого стола» «Законодательное обеспечение развития угольной отрасли». Помимо собственно дискуссии федеральные законодатели на следующий день посетили угольные предприятия региона, и открытой добычи, и шахту. Чтобы увидеть работу отрасли воочию.
 
Частная и рекордная

Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, предваряя обсуждение, напомнил, что угольная отрасль России в последние годы демонстрирует стабильно высокие темпы развития. В прошлом году добыча угля в стране составила 440 млн тонн, превзойдя рекорд советской эпохи в 424 млн тонн (в Кузбассе, напомним, это произошло уже более 10 лет назад, советский рекорд составлял 159 млн тонн). По словам председателя комитета, добыча обеспечивает развитие многих смежных отраслей, в частности, основную часть загрузки российских железных дорог и морской портовой инфраструктуры. При этом угольная промышленность является единственной частной из всех отраслей топливно-энергетического комплекса России. И выступает лидером, наряду с сельским хозяйством по росту производительности – сегодня в ней работает 150 тыс. человек против 1 млн в советскую эпоху. В то же время председатель комитета отметил, что в законодательной поддержке нуждаются и модернизация отрасли, и сбыт угля на внутреннем рынке за счёт угольной генерации. Иначе происходит вытеснение угля природным газом из-за ценового диспаритета.
 
Ворох проблем

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил на «круглом столе», что «за угольной отраслью большое будущее, она – один из серьёзных драйверов российской экономики», она способствует развитию железных дорог (45% отгрузки – уголь), металлургии, машиностроения, энергетики, портовых терминалов и др. В то же время на том пути, по которому движется угольный Кузбасс сегодня, нужна поддержка федеральных законодателей. Уже добыто св. 9 млрд тонн угля, отрасль вышла на очень высокий уровень развития, но при этом «накопился ворох проблем».

Чтобы изменить отношение к угольной отрасли и дать ей возможность быстро развиваться,  конкурировать, и отвечать мировым вызовам, в Кузбассе предложили начинание под девизом «Чистый уголь – чистый Кузбасс», сообщил Сергей Цивилев. Этот подход, по его словам, соответствует программе «Чистая страна», принятой по инициативе президента страны Владимира Путина, но к ней были добавлены ещё и проблемы угольной отрасли, такие как экология, промышленная безопасность и охрана труда, эффективность.

«Особо острой» Сергей Цивилев назвал проблему экологии. Для её решения власти Кузбасса вынуждены были «остановить» программу лицензирования новых угольных участков, запущенную еще в 2016-2017гг. В результате удалось блокировать проведение аукционов и конкурсов по участкам, которые расположены вблизи городов. Выдача на них лицензий вызывала рост социального напряжения, вплоть до выхода людей на улицы с плакатами и до забастовок. По закону остановить торги уже не получалось, пояснил губернатор, но, к счастью, откликнулись сами угольные компании, к которым вынуждены были обращаться власти Кузбасса. И они отозвали в последний момент свои заявки, хотя уже заплатили задаток. Но такая работа, по словам Сергея Цивилева, может быть лишь на один раз, в ручном режиме, а вопрос должен быть решён на законодательном уровне. «Ни при каких обстоятельствах лицензии на недра не должны выдаваться без мнения региона, мнения его жителей», заключил он.

Помимо этого он сообщил, что региональные власти вынуждены заняться многочисленными угольными погрузками в жилых зонах, а местные власти по его поручению начали «гоняться» за большегрузами, перевозящими уголь по дорогам общего пользования через города Кузбасса. Сложившуюся практику обращения с углём он описал как ухудшающую экологию. Именно из-за этого в регионе растёт онкологическая заболеваемость, а население переезжает за пределы Кузбасса.
 
Конкурсы вместо аукционов

«Опасным путём» губернатор назвал практику выдачи лицензий на аукционах, тогда как она должна проходить на конкурсе. Поскольку в первом случае всё решают деньги, но по каждой лицензии должны быть просчитаны все последствия, включая социальные, способы доставки угля, чтобы его не перевозили автотранспортом по городам, учтены все обстоятельства. Такие как освоение соседних участков, наличие промышленной инфраструктуры и пр. В итоге, на аукцион выставляется участок, рядом с которым уже давно работает угольная компания с добывающим предприятием, АБК, железнодорожной погрузкой, и она могла бы эффективно осваивать эти запасы.

Однако аукцион может выиграть компания без опыта работы, которая с трудом находит средства на освоение участка, часто уходит в банкротство. Это приводит к нарушениям экологических норм, к потерям налогов, рабочих мест, задержкам зарплаты и пр. Потери от этого намного больше, чем прямой выигрыш от продажи за максимальную цену. Аукцион, по мнению Сергея Цивилева, следует проводить, когда на запасы претендуют «уважаемые компании» – с опытом работы, наличием средства и т. п.
 
Новые зоны и уголов-ное преследование

Далее он предложил решить на федеральном законодательном уровне такие актуальные проблемы углепрома Кузбасса как близость предприятий к местам проживания людей и угольное загрязнение. Сергей Цивилев предложил членам комитета по энергетике внести в российское законодательство определённые изменения, которые бы улучшили условия проживания людей и экологическую обстановку в регионе. В частности, за счёт увеличения санитарно-защитной зоны вокруг мест ведения открытых горных работ – до 1 километра для действующих предприятий и до 2 километров по новым лицензиям. Сейчас установка этой зоны носит рекомендательный характер. Снос домов, подверженных влиянию горных работ и пострадавших от производственной деятельности предприятий, следовало бы производить независимо от степени подработки и физического износа жилья. Сейчас нередко после сноса почти всех домов несколько все равно остаются, как неаварийные.

На сегодняшний день в законодательстве не предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу угля, напомнил Сергей Цивилев. В итоге, «чёрные копатели» остаются практически безнаказанными, для них предусмотрен только штраф. Между тем, незаконная угледобыча не только наносит экономический и экологический ущерб региону, но и опасна для нанятых на нее работников. Предложенные инициативы губернатор назвал началом большой работы по выведению региона «из сложившегося экологического тупика».
 
Железнодорожное сдерживание

Помимо проблем Кузбасса Сергей Цивилев напомнил и общие, для всего российского углепрома. Главным сдерживающим отрасль фактором он назвал недостаточное развитие железных дорог: «От них зависит успех углепрома, но их успех зависит от развития угольной отрасли». Для угольщиков, по оценке губернатора Кузбасса, «нужна поддержка развития железнодорожного транспорта упреждающими темпами». Решение о такой поддержке было принято в августе прошлого года в Кемерове на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности под председательством президента России Владимира Путина. Перед этим власти региона собрали у угольщиков планы развития на предоставленных лицензиях, провели расчёт и получили «колоссальный объём» добычи угля – 420 млн тонн в 2024 году. Этот расчёт и был передан перед проведением заседания комиссии, сообщил Сергей Цивилев. Насколько сложно было подготовить и принять эти решения показывает, что протокол комиссии был подписан окончательно только в конце декабря 2018 года. Он и определил направления развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Эта оценка объясняет, почему летом прошлого года появились планы очень быстрого роста угольной отрасли Кузбасса, а потом они были сильно подкорректированы вниз.

Заместитель министра энергетики России Анатолия Яновский присоединился к высоким оценкам, которые дал угольной отрасли страны Павел Завальный. По данным зам министра, прошлый год был периодом самых высоких показателей отрасли за всю её историю – и по добыче (440 млн тонн) и по экспорту (210 млн тонн) и по объёму инвестиций в отрасль (150 млрд рублей). В то же время он предупредил, что все эти рекордные показатели находятся в зоне риска. С учётом зависимости отрасли и от мирового рынка, и от режима, установленного для отрасли внутри страны.

Из возможных ближайших рисков Анатолий Яновский назвал сам рынок угля: при его поставках для внутреннего потребления расходы угольщиков выросли с 2010 года в 1,9 раза, при экспорте – в 2,1 раза. Тарифы вагонных операторов увеличились на 91%, общий рост тарифов «РЖД» составил 80%. Естественно, эти показатели превышают накопленный рост инфляции. И к этому прибавляется новый риск – в министерстве экономического развития готовится решение о введении инвестиционных тарифов для железных дорог. Оно «взорвёт» всю систему, отметил зам министра, – «РЖД» перестанет работать на принципах публичного оператора, а на угольные компании ляжет двойная нагрузка, и увеличение тарифов согласно уже принятому правительственному решению, и дополнительные расходы, порядка 200 млрд рублей на 25 лет. Железнодорожникам это должно помочь развивать Восточный полигон, но вряд ли оно поможет угольщикам. Законодателям Анатолий Яновский порекомендовал взвешенно подойти к оценке такой инициативы, если она попадёт на рассмотрение Госдумы.
 
Угольная энергетика станет чище

Генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) Степан Солженицын отметил, что угольная энергетика в Сибири развивалась исторически, поэтому электростанции оказались внутри городских построек. В то же время они являются также основными поставщиками тепла для главных городов региона, в Кузбассе – Новокузнецка и Кемерова. И главное для энергетиков, и так было всегда, – это обеспечение надёжности снабжения потребителей теплом и светом. Хотя есть и конкуренция, в том числе, на рынке электроэнергии. Поэтому обращаясь к внедрению новых технологий сжигания угля, более совершенных, нужно иметь в виду и стоимость затрат на них.

Ранее СГК уже вложила 40 млрд рублей в новые объекты генерации в Кузбассе, и ежегодно вкладывает по 4 млрд рублей в ремонты и в текущие инвестиции. «Сегодня у нас есть предложения по новой программе ДПМ, в том числе, экологической модернизации тепловых электростанций Кузбасса», сообщил Степан Солженицын. Такая модернизация при этом будет включать в себя мероприятия по снижению выбросов твердых частиц за счёт установки электрофильтров на 4 котлах на Кемеровской ГРЭС и 4 – на Беловской ГРЭС, снижение выбросов окислов азота за счёт перевода котлов на твёрдое шлакоудаление на 4 котлах на Томь-Усинской ГРЭС и 4 – на Беловской ГРЭС. Кроме того, компания намерена снизить водопотребление за счёт перевода на оборотную схему водоснабжения на 4 градирнях на Томь-Усинской ГРЭС и на одной на Ново-Кемеровской ТЭЦ.
«Наша задача попасть в новую программу модернизации энергетики, которую готовит правительство, в программу ДПМ-2, с этими проектами», заявил гендиректор СГК. Таким способом компания присоединится к программе «Чистый уголь – Чистый Кузбасс». Первый отбор проектов по программе ДПМ-2 пройдёт уже в апреле.
 
Законодательная «дорожная карта»

«Мы постараемся определить соразмерность уголовной или административной ответственности за незаконную добычу угля. Определенно точно, такие меры необходимо вводить», – подчеркнул Павел Завальный. Члены комитета заключили, что все предложения, что прозвучали на заседании «круглого стола», имеют серьёзные основания, разработкой каждого займется экспертная группа, которая предоставить конкретные решения. По итогам «круглого стола», заверил Павел Завальный, будет подготовлен набор рекомендаций, «дорожная карта» по совершенствованию законодательства для нужд отрасли.

Игорь Лавренков
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] За три месяца 2019 года добыча угля в Кузбассе выросла на 2% и составила 60,8 млн тонн
[18 апреля] Достройку школы №81 в Новокузнецке передали «Дону» и СК «ТС-Строй»
[18 апреля] В строительство 70 объектов в Кузбассе вкладывается более 43 млрд рублей бюджетных средств
[17 апреля] КТК снизит темпы роста
[17 апреля] УК «Анжерская-Южная» инвестирует 7,2 млрд рублей в освоение новых запасов

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


www.litres.ru/ivan-naumov-2/balkanskiy-rubezh/?lfrom=23862394

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко