Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[13 декабря] МТС провела первый междугородний двусторонний голографический телемост на сети 5G
[11 декабря] Построить комфортный город стало проще. Мобильное приложение «Кузбасс Онлайн» — помощник в решении городских вопросов
[6 декабря] Какие гаджеты покупали кузбассовцы в «Чёрную пятницу»
[4 декабря] Кемеровский филиал РСХБ вручил именные стипендии лучшим студентам Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии
[27 ноября] Юные кузбасские победители Интернет-олимпиады станут участниками специальной смены Центра «Сириус»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 16.05.2019

Реформа КНД: как улучшить бизнес-климат

Елена ЧУРИНА С 2017 года в России начата работа по внедрению новых подходов к оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (КНД), запущена реализация целевой модели «Осуществление целевой модели контрольно-надзорной деятельности». В Кемеровской области в конце прошлого года контроль за ходом реализации целевой модели по КНД закреплен за зам губернатора по инвестициям, инновациям и предпринимательству Алексеем Крупиным, при  этом Департамент инвестиций и стратегического развития выполняет координационную роль. «А-П» поговорил с Еленой ЧУРИНОЙ – начальником департамента о ситуации с реализацией реформой КНД на территории области.
 
– В чём суть проводимой реформы, и как она реально может повлиять на развитие предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности региона?

– В своём послании Федеральному собранию наш Президент В.В. Путин особое внимание уделил вопросам улучшение делового климата, в частности ограничениям административного и уголовного давления на предпринимателей, необходимости обновления всей нормативной базы, касающейся контроля и надзора, отсечения дублирующихся и избыточных контрольных мероприятий.

Работа по внедрению новых подходов к оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности проводится Минэкономразвития России в рамках совершенствования системы государственного контроля (надзора) с 2017 года. Её цель – переориентировать органы контроля (надзора) с палочных показателей оценки результативности и эффективности, таких как количество проведённых проверок и штрафов, на оценку деятельности в зависимости от объёмов причинённого ущерба в подконтрольной сфере, в том числе материального ущерба по отношению к ВВП.

Новый подход заключается в том, что контрольно-надзорные органы переходят на риск-ориентированный подход при осуществлении своих функций. Что это означает?

Сначала устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска. Проверки проводятся планово с периодичностью от одного раза в год до одного раза в пять лет (в зависимости от присвоенной категории риска). В отношении объектов государственного надзора, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут. Принятые решения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Если говорить с точки зрения бизнеса и инвестиционной привлекательности, то это, в первую очередь – самочувствие бизнеса, предпринимателей в области – чем проще, чем легче будет бизнесу, тем больше, быстрее и лучше он будет развиваться, расти, а значит, будут реализовываться новые инвестиционные проекты, будет увеличиться приток инвестиций в область.
 
– Что сделано на данный момент в Кузбассе?

– Мероприятия целевой модели «Осуществление реформы контрольной и надзорной деятельности в Кемеровской области» реализуются с 2017 года. В рамках целевой модели в 2018 году по всем видам регионального контроля и надзора утверждены и действуют положения и административные регламенты; на официальных сайтах ОИВ, осуществляющих контроль и надзор, размещена вся информация относительно требований при проведении проверок, нормативные правовые акты, регламентирующие сроки, периодичность и критерии оценки при проведении проверок и т.д. В январе этого года создана рабочая группа (проектный офис) по обеспечению реализации на территории Кемеровской области приоритетной программы «Реформа КНД».

В состав рабочей группы вошли представители всех надзорных органов, общественных объединений, уполномоченный по защите прав предпринимателей Кемеровской области, возглавляет эту рабочую группу замгубернатора Алексей Крупин. Это абсолютно рабочий орган, позволяющий обсудить многие вопросы, связанные с реформой КНД – что делается на федеральном уровне, какие изменения происходят в законодательстве, как это повлияет на нашу работу, какие изменения необходимо внести в региональные нормативно-правовые акты, но главная задача группы – это выявление системных проблем в сфере контроля и надзора на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и разработка предложений, мероприятий, реализация которых будет способствовать с одной стороны снижению административного давления на бизнес и улучшению инвестиционного климата в регионе, а с другой стороны, всё-таки, позволит выявить недобросовестных предпринимателей и предотвратить их негативное влияние на жизнь и здоровье населения, и на экономику региона в целом.
 
– Как оценивается эффективность внедрения?

– Есть множество параметров, по которым идёт оценка, как внутренних, так и внешних, в числе которых и инвестрейтинг регионов, и инвестрейтинг муниципалитетов, запущенный в прошлом году в Кузбассе. В них ключевую роль играет оценка деятельности контролирующих органов самими предпринимателями. Мы также отслеживаем предпринимательские настроения. Здесь инструменты – опросы, взаимодействие с деловыми объединениями, общественные обсуждения правоприменительной практики.
 
– И как результаты?

– Мы запустили регулярные опросы, чтобы получать постоянную обратную связь. Дважды проводили опросы по оценке административного давления на бизнес и один раз по оценке качества предоставления государственных услуг по получению разрешения на строительство.

Если говорить о результатах, то, например, в опросе по административному давлению на бизнес приняли участие 100 респондентов из 22 муниципальных образований. 37% респондентов отметили усиление административной нагрузки. Наиболее обременительными видами административного регулирования, по мнению респондентов, являются: налоговые проверки – 29%, подключение к электросетям – 11%.
 
Ведомства, выполнение требований которых связано с наибольшими издержками для бизнеса, по мнению опрошенных является ФНС – 33%, Роспотребнадзор – 18%, структуры в сфере строительства и архитектуры – 13%. Это – ощущения предпринимателей. При этом когда начинаешь у бизнеса спрашивать конкретику, задавать вопросы по существу, то оказывается, что «всё плохо» – это в основном эмоции по поводу какого-то негативного момента – это может быть связано как с налоговой, так и с получением некачественной муниципальной услуги.

Хотя территориальные органы федеральных органов власти регулярно проводят общественные слушания, на них присутствует очень много участников. Например, недавно ФНС проводили публичные обсуждения, на которых присутствовала лично руководитель отделения Аршинцева Любовь Аркадьевна. Аналогичные мероприятия проводит ФАС, Роспотребнадзор, МЧС и другие контрольно-надзорные органы. Мероприятия в рамках публичных слушаний проводятся и по инициативе ТПП. На подобных мероприятиях можно попытаться обсудить проблемные вопросы.

Когда мы проводили рейтинг инвестиционного климата летом прошлого года, 42% опрошенных отметили, что больше всего им «мешает» работать часто меняющееся законодательство. Некоторые из них просто не успевают отследить новые нормы, требования и т. д. И здесь большую роль могут сыграть сами контрольно-надзорные органы, проводя разъяснительную работу в том числе и через публичные слушания.

В этом году мы планируем, что  по всем видам государственного контроля (надзора) будут проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, в том числе и в межведомственном формате. На последней рабочей группе мы как раз обсуждали сводный план график для региональных видов контроля и надзора с учётом совпадения подконтрольных субъектов. При этом, конечно, нужна работа по доведению информации до предпринимателей – например, помимо своих сайтов работать через деловые объединения, накануне публичных обсуждений осуществлять сбор вопросов, интересующих предпринимателей и т.д. Хотя, конечно, у каждого ведомства своя специфика и невозможно составить единый график один для всех, сроки буду определяться индивидуально, исходя из специфики работы.
 
– Одно из основных направлений реформы – это переход на риск-ориентированный подход. Расскажите, пожалуйста, что сделано в этом направлении, что планируется в ближайшее время.

– Сейчас идёт разработка и утверждение категорий и критериев рисков для приоритетных видов государственного регионального контроля (надзора). Есть ряд ведомств, которые уже разработали эти критерии и даже утвердили, некоторые в разработке, некоторые ждут федеральных рекомендаций. В любом случае, по приоритетному перечню видов контроля критерии должны быть разработаны до августа, а до сентября должен быть сформирован и направлен в прокуратуру план проверок на следующий календарный год уже с учётом этих критериев.
 
– Уточните, пожалуйста, эти приоритетные виды контроля и надзора в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.

– Перечень этих видов закреплен в постановлении Коллегии №150 от 11 марта 2019 года «О перечне видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход». Он обязателен для 12 видов регионального госконтроля в числе которых экологический, строительный, жилищный, ветеринарный надзор, контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиты населения и территорий Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы), лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за осуществлением заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
 
– И всё-таки влияние деятельности территориальных органов федерального контроля существенно. Какие есть механизмы взаимодействия с ними, кроме публичных слушаний?

– Это, конечно, рабочая группа, о которой уже упоминали. Но отметим, что соответствии с показателем 6.1 целевой модели, разработанным Минэком, мы анализируем их влияние на состояние инвестиционного климата в Кемеровской области.

Оценка проводится путём расчёта доли контрольных и административных мероприятий, проведённых по объектам контроля (надзора), отнесённых к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска. Этот показатель показывает долю проверок с учётом риск-ориентированного подхода. Иные объекты, которые также являются подконтрольными, но не попадают в категорию рисковых не проверяются в плановом порядке. Таким образом уменьшается избыточное давление на бизнес. У Кемеровской области по итогам года этот показатель составляет 65%.

Дополнительно, уже по нашей инициативе, рассчитана доля внеплановых проверок в общей массе проверок. У нас этот показатель составил 73%. В целом, в проверках, преобладают внеплановые взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, нежели чем плановые. Оперируя такими результатами нельзя однозначно сказать, что «всё хорошо» или «всё плохо».

Например, в ходе круглого стола, который прошёл 4 апреля по инициативе СНД уже высказывались руководители территориальных органов федеральных органов власти, о том, что большинство проверок внеплановых связано с тем, что они являются необходимыми, поскольку есть обращения/жалобы. И в соответствии с 294-ФЗ их нельзя не отрабатывать. У контрольно-надзорных органов подконтрольные субъекты разные, и специфика контроля разная. И, скорее всего, нельзя выработать единый механизм регулирования, подходящий всем. Нужно либо разрабатывать дополнительные критерии, либо рассматривать варианты по альтернативной оценке влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на инвестиционный климат.

В любом случае, реформа КНД, которая ещё, можно сказать, только в начале пути, уже дала возможность бизнесу публично обсудить требования, которые в ходе проверок предъявляют контрольно-надзорные органы, на сайтах контрольно-надзорных органов появляются чек-листы с перечнем вопросов, которые проверяющие имеют право задавать бизнесу, более широким становится применение предупреждения вместо штрафа, – всё это как раз и есть результаты, позволяющие снизить административное давление и в конечном счёте улучшить бизнес климат.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[14 декабря] СГК в 2020 году увеличит объём ремонтов тепловых сетей Новокузнецка
[14 декабря] Уголь продолжает снабжать мир энергией
[13 декабря] «Россети Сибирь» построят 3 станции зарядки электромобилей в Новокузнецке
[12 декабря] Потребление цемента в Кузбассе выросло в 2019 году на 6,7%
[12 декабря] «Кузбассразрезуголь» запустил очередной китайский экскаватор WK-35

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко