Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[6 декабря] Какие гаджеты покупали кузбассовцы в «Чёрную пятницу»
[4 декабря] Кемеровский филиал РСХБ вручил именные стипендии лучшим студентам Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии
[27 ноября] Юные кузбасские победители Интернет-олимпиады станут участниками специальной смены Центра «Сириус»
[25 ноября] Кемеровский филиал Россельхозбанка подвел итоги работы за 10 месяцев 2019 года
[21 ноября] Во Всемирный день шоппинга интернет-трафик в торговых центрах Кузбасса вырос вдвое


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 16.05.2019

Елена Латышенко: «Предприниматели – это ресурс, источник и основа экономического развития и благополучия региона и страны»

Елена ЛатышенкоПять лет назад в Кемеровской области появился новый институт поддержки бизнеса – уполномоченный по защите прав предпринимателей – в лице хрупкой женщины Елены Латышенко. Как показала жизнь, видимая хрупкость оказалась обманчивой – за это время предприниматели поняли, что обрели в лице Елены Петровны настоящего защитника своих прав. О том, что было сделано за эти годы и что ещё нужно сделать, чтобы развитие предпринимательства в регионе и стране действительно состоялось, «А-П» беседует с кузбасским бизнес-омбудсменом накануне Дня предпринимателя.
 
– Елена Петровна, 5 лет немалый срок, какие основные результаты, по Вашему мнению, наиболее важные в работе института уполномоченных по защите прав предпринимателей были достигнуты за это время?

– Институт уполномоченного стал рабочим органом, активно взаимодействующим с бизнесом и властью на региональном и муниципальном уровнях. При уполномоченном создан и действует Экспертно-консультативный совет, а также 6 отраслевых и 34 территориальных общественных помощников, которые оказывают помощь предпринимателям непосредственно на местах. На заседаниях Экспертно-консультативного совета, в котором участвуют руководители и представители ведущих предпринимательских объединений Кузбасса, руководители территориальных органов федеральных органов власти, структурных подразделений администрации Кемеровской области, депутаты, рассматриваются вопросы нормативного регулирования предпринимательской деятельности и системные проблемы правоприменения.
 
– Вы зачастую работаете, как «скорая помощь», реагируя на жалобы… Как за это время изменилось количество и качество обращений?

– Одна из основных задач уполномоченного – обеспечение защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрение жалоб и обращений. Работа уполномоченного построена по принципу «открытых дверей» – постоянно функционирует общественная и интернет-приемная, для всех заявителей доступен номер мобильного телефона уполномоченного +7-961-729-27-00. За 5 лет рассмотрено более 1000 различных обращений субъектов предпринимательской деятельности (не только из Кузбасса, но и целого ряда других субъектов РФ), в том числе по административным и уголовным делам. При этом, если в первый год работы поступило 136 обращений, то в 2018 году – почти в 2 раза больше, что говорит о повышении узнаваемости и доверия к деятельности уполномоченного.

В течение 5 лет работы не меняются основные темы обращений – это сфера имущественных отношений; нарушения при проведении проверок; жалобы на действия или бездействия должностных лиц при предоставлении государственных или муниципальных услуг; обращения, связанные с налоговым администрированием и контролем; исполнение муниципальных и государственных контрактов; тарифное регулирование; необоснованное уголовное преследование. Ежегодно меняется лишь «вес» каждой отдельной проблемы. В результате работы удалось обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав в 40% рассмотренных жалоб, сохранить действующие предприятия и рабочие места.
 
– Можете рассказать о конкретных примерах успешного реагирования на обращения предпринимателей?

– Благодаря тесному и конструктивному взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, нам за эти годы удавалось предотвратить нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности. Приведу свежие примеры из 2018 года.

В адрес уполномоченного поступила жалоба ООО «Х» о необоснованном отнесении нестационарного торгового объекта (НТО) к перечню самовольно установленных объектов. При рассмотрении жалобы было установлено, что в результате неверного определения адресного ориентира в перечень самовольно установленных НТО был включен торговый объект, ранее исключенный из схемы размещения, но продолжающий функционировать согласно действующему договору аренды земельного участка. После обращения к Главе муниципального образования, в нормативный правовой акт, устанавливающий перечень самовольно установленных НТО, были внесены изменения, по которым функционирующий торговый объект был исключен из перечня самовольно установленных торговых объектов.

Кроме того, по итогам рабочего совещания, в адрес государственного органа были направлены предложения по внесению изменений в региональный нормативный правовой акт, регламентирующий требования к формированию схем размещения нестационарных торговых объектов. После публичного обсуждения данных предложений с предпринимательским сообществом и муниципальными образованиями, предложения были внесены в региональный нормативный правовой акт.

Показательным примером явилась ситуация, когда после обращения к Главе муниципального образования с заключением о несоответствии муниципального нормативного правового акта федеральному законодательству, данный акт был полностью отменен.

Мы продолжаем взаимодействие с федеральными органами государственного надзора (контроля) по применению к предпринимателям положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену штрафа на предупреждение за впервые совершенные правонарушения. Так, после нашего обращения в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области было отменено постановление территориального органа, предусматривающее наложение штрафа на предпринимателя за впервые совершенное правонарушение. По решению Управления административный штраф заменен на предупреждение.

Кроме того, положительным можно считать результат взаимодействия с прокуратурой Кемеровской области, в части соблюдения прав предпринимателей в сфере государственных и муниципальных закупок. По итогам 2018 года удалось оказать содействие субъектам предпринимательской деятельности в получении оплаты за выполненные работы, услуги и поставленные товары в сумме более 17 млн рублей.
 
– Большая часть работы уполномоченного – выявление структурных проблем предпринимательской деятельности и формулирование предложений по их устранению, в частности в ежегодном докладе. Расскажите подробнее об этих предложениях и их дальнейшей судьбе.

– На федеральном уровне, в рамках подготовки ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, были предложения, позднее нашедшие реализацию в законодательстве Российской Федерации. Отмечу лишь несколько.

Так, в 2014г. было направлено предложение по внесению изменений в КоАП РФ, предусматривающее для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые совершивших правонарушение, в качестве меры наказания – «предупреждение». Данное предложение, озвученное также бизнес-омбудсменами других регионов, вошло в доклад уполномоченного при Президенте Российской Федерации на 2015 год. Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ был дополнен статьей 4.1.1 КоАП РФ, а также были внесены изменения в статью 3.4. КоАП РФ, предусматривающие замену субъектам малого и среднего предпринимательства, впервые совершившим правонарушение, штрафа на предупреждение.

Также нашло реализацию предложение, предусматривающее ответственность должностных лиц за размещение в Едином реестре проверок недостоверной информации, а равно неразмещение информации о проверках (статья 19.6.1. КоАП РФ, была дополненная частью 3).

На региональном уровне также были внесены несколько изменений по нашей инициативе, в числе которых и изменения в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута», устанавливающие требования к графическому разделу схемы размещения НТО, а также обязанность органов местного самоуправления определить порядок рассмотрения предложений о включении мест размещения НТО в схему и внесения в неё изменений.

В нескольких муниципальных образованиях также по нашей инициативе были отменены акты, регламентирующие порядок размещения НТО, которые противоречили федеральному и региональному законодательству. Что очень важно для развития нестационарной торговли.

– Ежегодно, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей проводит опросы для определения предпринимательских настроений и выявления существующих проблем. Какие изменения, произошедшие за это время, Вы можете отметить?

– Оценка предпринимательского климата в Кузбассе осуществляется уполномоченным, в том числе, на основании проведения ежегодных опросов предпринимателей по проблеме административной нагрузки. Можно отметить, что за это время (2014-2018гг.) ответы существенно не отличаются, если в 2014 году 46% предпринимателей, принявших участие в опросе считали, что за последние три года административная нагрузка увеличилась, то в 2018 году таких ответов было 48%.

Изменился список системных проблем, на которые указывают предприниматели. В 2014 году это были: высокая фискальная и административная нагрузка в сфере контрольно-надзорной деятельности; непредсказуемость экономической политики, не дающая возможности бизнес-планирования с горизонтом 3-5 лет; отсутствие стимулов вывода бизнеса «из тени»; затрудненный доступ как к финансовым, так и иным ресурсам  (сложность оформления земельных участков, получения разрешений на строительство, подключения к инфраструктуре, аренда государственного и муниципального имущества и т. д.) и отсутствие трудовых ресурсов необходимой квалификации.

А в 2018 году предприниматели уже называли: необходимость повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности; постоянно растущие и «непрозрачные» тарифы на услуги естественных монополистов; практику изменения требований к предпринимательской деятельности без предоставления переходного периода; сложность доступа к участию в государственных и муниципальных закупках; нарушение сроков оплаты за поставленные товары, работы, услуги; обременительные сроки оплаты по 223-ФЗ. А также отсутствие у органов местного самоуправления заинтересованности в поддержке и развитии предпринимательской и инвестиционной деятельности.
 
– Что нужно, по Вашему мнению, сделать, чтобы амбициозные планы по реализации нац проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» были выполнены?

– Сегодня мы можем констатировать, что малых предпринимателей становится меньше. По нашим данным, за последние 5 лет (2012-2019гг.) количество малых предприятий в Кузбассе сократилось с 33,5 тыс. до 29,96 тыс., а количество индивидуальных предпринимателей – с 59,6 тыс. до 41,86 тыс.

Надеемся, что реализация нацпроекта приведёт к увеличению численности занятых в малом бизнесе. Но для этого необходима нормальная среда для бизнеса: условия, налоговая нагрузка, качественное предоставление муниципальных услуг... Мы сможем реализовать нацпроект, в первую очередь, даже не за счёт мероприятий, которые предусмотрены в нём, а за счёт изменения в целом отношения к бизнесу, осознанию, что это ресурс, источник и основа экономического развития и благополучия региона и страны.
 
Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить всех предпринимателей. Пусть новые идеи и опыт приведут к результатам, достойным стать предметом гордости для вас и ваших семей, ваших коллективов и всего Кузбасса!

Побольше поводов для поддержания предпринимательского оптимизма! Здоровья вам и благополучия!
 
С Днём российского предпринимательства!
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[10 декабря] Прибыль кузбасских предприятий упала в 2 раза, задолженность выросла на 4%
[10 декабря] Китайский импорт угля за 11 месяцев 2019 года уже превысил импорт за весь 2018 год
[10 декабря] Во втором чтении дефицит областного бюджета на 2020 год увеличивается на 30%
[9 декабря] «Южный Кузбасс» увеличил добычу угля за 11 месяцев 2019 года на 21%, до 7,7 млн тонн
[9 декабря] В модернизацию горнолыжного комплекса в Междуреченска вложено 90 млн рублей

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко