-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 16.05.2019

ИНПЦ «Иннотех»: каждому уровню бизнеса – свой уровень поддержки

Егор КАШИРСКИХИнновационный научно-производственный центр (ИНПЦ) «Иннотех» сегодня объединяет несколько программ по реализации государственных мер поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Кузбассе. О целях, направлениях деятельности центра и его месте в общей структуре поддержки бизнеса региона «А-П» поговорил с генеральным директором ИНПЦ «Иннотех» Егором КАШИРСКИХ.
 
– Егор Владимирович, «Иннотех» объединяет столько направлений, что сразу даже сложно разобраться...

– На самом деле, ИНПЦ «Иннотех» выступает таким единым оператором, объединяющим звеном  управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП в Кемеровской области. На нашей базе осуществляется несколько программ в соответствии  с которыми работают «Региональный центр инжиниринга» (РЦИ) и «Центр кластерного развития» (ЦКР), созданные в 2014 году, также с 2017 года Иннотех является региональным представительством Фонда содействия инновациям (фонд Бортника). А с этого года у нас появилось новое направление работы – АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» или, если коротко, Центр поддержки экспорта. Это, прежде всего, для тех, кто состоялся на внутреннем рынке и готов к выходу за рубеж.

Кроме того, Иннотех имеет успешный опыт сопровождения инвестиционных проектов и привлечения бюджетных инвестиций по различным программам Минпромторга России, таким как субсидирование части затрат на НИОКР (ПП РФ №1312) и субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов (ПП РФ №3). И по программам Минобразования России – ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (ПП РФ №426) и развитие кооперации российских вузов, научных учреждений и производственных предприятий (ПП РФ №218).
 
– Кто и за какой поддержкой может к вам обратиться? Есть ли какие-то ограничения для представителей МСП?

–  Нужно понимать, что каждому уровню бизнеса соответствует свой уровень поддержки. Для каждого направления, каждой программы есть свои требования, но на что всегда смотрят – это стаж юрлица, заявляющегося на поддержку, есть ли какие-то судебные иски, налоговая задолженность, какие обороты у компании… У нас, как у оператора государственных денег, требования понятные – нужны те,  кто будет развиваться, кто обеспечит ключевые показатели эффективности (KPI).
 
– Тогда расскажите подробнее о каждом из направлений.

– РЦИ – это поддержка технологических производственных предприятий. Основная цель РЦИ – повышение технологической готовности МСП за счёт разработки (проектирования) технологических и технических процессов, а также обеспечения решения возникающих у них проектных, инженерных, технологических и внедренческих задач. РЦИ оказывает консультационную, информационную, организационно-техническую и инжиниринговую поддержку производственным предприятиям МСП Кузбасса,

ЦКР – это помощь в развитии производственной кооперации, разработка и реализация совместных кластерных проектов, оказание содействия  участникам кластеров – субъектам МСП в выводе на рынок новых продуктов (услуг). Основная цель ЦКР – создание условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития предприятий, входящих в кластеры, обеспечение реализации их совместных  кластерных проектов.

Ещё раз обращаю внимание – это не финансовая поддержка, это субсидирование затрат на некоторые виды услуг для бизнеса. При этом у каждого центра есть свой набор этих услуг (перечень их можно посмотреть на нашем сайте). Мы каждый год объявляем 2-3 раунда по сбору заявок на те или иные услуги, проводим конкурс, выбор проводится коллегиально, и далее уже компания получает поддержку в форме субсидирования части затрат на выбранные  услуги сторонних организаций. Формальные требования: численность сотрудников до 250 человек, выручка не более 2 млрд рублей в год, участие государственных и муниципальных органов не более 25%.

Прямую финансовую поддержку в виде гранта можно получить  участвуя в программах Фонда содействия инновациям. Причём спектр поддержки Фонда чрезвычайно широк: от школьников, и у нас такой пример есть – ребята из 62-го кемеровского лицея выиграли конкурс «Капитаны»,  до поддержки инновационной деятельности в рамках взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом. «УМНИК», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация», «Кооперация» – названия программ говорят сами за себя – это направления, которые способствуют развитию в научно-технической сфере, инновационно-технологического предпринимательства. Являясь региональным представительством Фонда в Кемеровской области мы консультируем компании, которые планируют заявляться на конкурсы Фонда. В этом направлении у нас уже накопился опыт и есть компании, которые успешно работают с фондом.

– А какие результаты работы Центра кластерного развития?

– На сегодняшний день существует официально 4 региональных кластера: сельскохозяйственный, туристический, углехимический и биомедицинский. Это компании объединённые отраслью, территорией и цепочками добавленной стоимости. Мы кластерные цепочки либо выявляем, либо выстраиваем. Войти в кластер достаточно просто, процедура имеет почти заявительный характер. Услуги ЦКР направлены на те компании, которые входят в эти кластеры. Например, в прошлом году при поддержке ЦКР по заявке туристического кластера, при софинансировании нескольких компаний, входящих в этот кластер, был разработан Бренд Шерегеша. Вообще, туристический кластер очень «живой», в этом году у него сменилась структура управления, сменился председатель совета кластера, но хочу отметить, что содержанием работы кластера занимаются его члены, мы не управляем, мы – операторы государственной субсидии.

В этом году у ЦКР самый большой бюджет за время его существования, но ужесточились требования к проектам, к их качеству. Сейчас уже объявлен сбор заявок.
 
– Что можете сказать про другие кластеры, что там происходит, какие перспективы?

– Рабочий и довольно  живой агропромышленный кластер. Недавно в нём выделился зонтичный бренд «Алатау», объединивший несколько компаний (орехи, мёд, иван-чай, сушеные овощи, фрукты  и др.). Они объединились на базе потенциального экспорта, но поняли, что «надо прокачаться на местном уровне», вырасти за счёт этого, а потом уже думать про экспорт.

Что касается биомедицинского и углехимического кластера, то думаю, что формирование Научно-образовательного центра (НОЦ) в Кузбассе даст возможность им обрести второе дыхание. Проектная сессия по организации НОЦ показала, что наши медики – один из центров компетенций. А тот уровень общения, который создала проектная сессия по НОЦу даёт надежды на перспективу оживления.

С углехимией сложнее. Очень много проблем, да и тема тяжёлая. Мне кажется, что потенциал кластера не собственно в углехимии, а в теме переработки отходов. Сейчас уже есть точечные проекты – золошлаковые отходы, переработка покрышек карьерной техники, в Кемерово появляется индустриальный парк со специализацией на переработку отходов... Отдельные проекты есть, но пока нет необходимой критической массы. Поэтому, пока основная наша работа здесь – мониториг и информационная поддержка.

В этом году хотим провести акселератор по кластерам, в рамках которого предполагается обучать, как просчитывать совместную деятельность – сегодня это один из основных трендов, надо понимать, что поодиночке малый бизнес неконкурентноспособен. Для выхода на внешние рынки, кроме уникальной технологии и продукта нужны масштабы, объёмы, кроме того – сертификация, логистика, маркетинг, продвижение – это очень большие затраты. Большая проблема малого бизнеса – нет культуры договоренностей. Договоры «по понятиям» уже не актуальны, все необходимо просчитывать, риски, «стоимость» денег, защиту интеллектуальной собственности, торговых знаков и т.д. – про это нужно рассказывать, знакомить с теми, кто это умеет и готов научить.
 
– У вас же был опыт проведения акселерационной программы...

– Да, в период 2013-2016гг. в регионе была успешно реализована образовательная программа для молодых ученых, предпринимателей и startup-команд, ориентированных на бизнес в сфере инноваций BootCamp. В 2016 году программа BootCamp была признана одной из лучших акселерационных программ России. Программа получила высокую оценку Министерства экономического развития, была включена в сборник лучших практик и рекомендована к внедрению на территориях. (Сбор и обобщение лучших практик проводится в рамках приоритетного проекта Министерства экономического развития Российской Федерации «развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня»). За время работы программы в регионе в ней приняли участие более 250 молодых людей.

В этом году мы запустим акселерационные программы, так сказать, на новом уровне. Кроме кластерной планируем ещё сделать акселерационную программу по ВЭД в рамках Центра экспорта.
 
– Скажите, зачем нужно было выделять экспортное направление в отдельный вид поддержки?

– Основу экспорта Кемеровской области на сегодняшний день составляют товары сырьевой направленности. Для устойчивого развития региона нам необходимо увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции, и эта региональная задача напрямую связана с ключевыми целями нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Но мы понимаем, что для выхода на внешние рынки надо иметь конкурентный продукт, либо с уникальными технологическими свойствами, либо с уникальной региональной составляющей, плюс нужно иметь соответствующий масштаб, чтобы быть интересными на зарубежных рынках. Центр поддержки экспорта как раз создан для тех  компаний, кто готов и хочет сделать этот шаг.
 
– На какую поддержку могут рассчитывать эти компании?

– Поддержка будет осуществляться не в ориентации на отдельные бизнесы, а в ориентации на комплексное развитие новых цепочек создания добавленной стоимости (отрасли, виды, продукции), с ликвидацией основных пробелов в логистике, рыночном продвижении, стандартизации продукции и сертификации на зарубежных рынках.

В рамках Центра поддержки экспорта в этом году планируются большие публичные мероприятия: Межрегиональный экспортный агрофорум в Кемерове, Межрегиональный форум «Экспорт в приоритете» в Новокузнецке, первая конференция по ВЭД в Кемерове, «Школа экспорта РЭЦ» (11 семинаров). Кроме того планируется организация и проведение международных бизнес-миссий: по две в Китай и Испанию, по одной – в Германию и Корею, возможно будет востребована Индия (не субсидируется дорога и проживание). Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях как иностранных государств, так и России. А также содействие  в размещении информации о субъекте МСП на международных электронных торговых площадках. Об акселерационной программе я говорил выше.
 
– Вы сами говорили, что это направление новое для ИНПЦ «Иннотех», за счёт чего будет обеспечено качество такой поддержки, как в выборе субъектов поддержки, так и в его содержании?

– В регионе есть точки роста – это те организации, которые так или иначе занимались экспортными операциями, у них есть необходимые базовые компетенции – у ТПП компетенции в выездных бизнес-миссиях, приёме делегаций у себя, организации переговоров, у них большая сеть партнёрств, как в России так и за рубежом; у Сельхозинститута – компетенции в области образовательных услуг в сфере экспорта, у компании Siberia –  опыт налаживания прямого сотрудничества с компаниями Юго-восточной Азии и т. д. К сожалению таких организаций немного, сейчас мы пригласили всех их работать в партнёрстве, войти в состав консультационного рабочего совета при Центре экспорта, который будет вырабатывать общую политику, помогать в организации процесса оказания услуг, определению крупных поставщиков по информационно-аналитической, консультационной, организационной поддержке экспортной деятельности субъектов предпринимательства Кемеровской области. Такой совет был создан в конце апреля, но список участников не закрыт – пока мы только встаём на эти рельсы, много организационной и информационной работы. Наши компетенции в администрировании федеральных средств, эффективном взаимодействии, выполнении тех показателей, которые берёт регион перед Министерством экономического развития. Ну и кроме этого, у нас есть база МСП, которую мы собрали с 2014 года, у нас есть опыт работы с муниципалитетами, налажена работа со всеми профильными областными департаментами.

Все компетенции стоят денег, и реализуемые нами программы дают возможность субсидировать затраты для покупки этих компетенций для МСП. Мы как Центр экспорта не говорим, что у нас исключительные компетенции, мы говорим, что у Минэкономразвития есть некоторая политика в поддержке развития экспорта, и в рамках этой политики ими разработаны меры, которые в этом году наш регион решил реализовать у себя. Центр поддержки экспорта является транслятором концепции Минэкономразвития. И сейчас наша задача – с одной стороны, найти экспортеров, с другой, привлечь как внутренних региональных, так и внешних экспертов, которые окажут за деньги Центра (федеральные и региональные) услуги, необходимые этим экспортёрам в рамках программы.

Эффективность же всей работы Центра будет обеспечиваться, в том числе и за счёт совета, участия в нём профильных экспертов и представителей общественно значимых бизнес институций. С учётом его рекомендаций Центр экспорта будет осуществлять  финансирование по приоритетным направлениям, разрабатывать методологию работы по сквозным траекториям развития экспортно-ориентированного бизнеса. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся реализовать те амбициозные цели, которые стоят перед регионом.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко