Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 октября] В международном аэропорту Новокузнецка появился Wi-Fi МТС
[15 октября] Объем выдач ипотеки ВТБ в Кузбассе составил 4,7 млрд рублей
[15 октября] Не уверены – проверьте: Райффайзенбанк предлагает малому бизнесу бесплатный месяц эквайринга на старте
[15 октября] Лучшие студенты Кемеровской государственной сельскохозяйственной академии получат именные стипендии от Россельхозбанка
[14 октября] В Новокузнецке пройдет Сибирский Экологический Форум.


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 30.05.2019

Площадь кузбасских историй: глобальный проект локального масштаба

В Кемерове второй месяц реализуется уникальный проект – «Площадь кузбасских историй» – создание городского пространства силами горожан. Два этапа уже позади. На первом этапе проведено анкетирование горожан и бизнеса, на втором – проектный семинар, прошедший в середине мая, в котором более 160 участников обсуждали и проектировали будущей общественной Площади в парке «Антошка».  На 6-9 июня запланировано совместное строительство объектов в парке.
 
Организатор проекта – Консорциум «Город по запросу» – объединение специалистов и компаний, которые перезагружают города: разрабатывают программы развития, проектируют дворы, парки, увеличивают потенциал общественных пространств. В консорциум входят: институт территориального планирования «Урбаника», сеть Центров прикладной урбанистики и другие единомышленники, в том числе и кузбасская компания «Good Line», являющаяся основным «мотором» и оператором проекта перезагрузки парка «Антошка». Партнёрами проекта выступают городские сообщества, городские активисты, Парк Антошка, Сбербанк, Администрация города, ряд кемеровских компаний, креативные предприниматели, и, конечно, сами горожане, – те, кто активно включился в обсуждение проекта на этапе открытого анкетирования.

В анкетирование приняли участие 2003 горожан и 114 представителей бизнеса. Как рассказал Роман Жаворонков, генеральный директор компании «Good Line», один из вопросов анкеты был «Готовы ли вы принять участие в организации? В какой роли?», так как «реальное вовлечение предполагает действие, недостаточно только хотеть, нужно что-то сделать». На основе анализа анкет были разосланы приглашения на проектный семинар по созданию концепции площади. Откликнулись и пришли на семинар порядка 150 человек, представляющие широкий срез различных групп кемеровчан.

По словам Святослава Мурунова, урбаниста, идеолога Центра Прикладной урбанистики, модератора этого проектного семинара, участие в проектировании основных городских субъектов – администрации, бизнеса, городских экспертов и активистов вселяет надежду на успех.

Для реализации проекта применяется технология социального проектирования. Это не первый подобный проект на постсоветской территории: «Мы проводили проекты по городским кооперациям с перезагрузкой разной сложности общественных пространств от парков до дворов. Сегодня модель «мы сейчас сделаем и продадим вам» не работает. Мало того, основные градостроительные конфликты в городах возникают из-за того, что горожане узнают о каком-то решении в момент его реализации – «кто-то за нас придумал и нас не спросил». Сопротивление рождается, прежде всего, не потому что решение не нравится, а потому что «меня не спросили», когда это решение вырабатывалось. «Наша цель – вывести людей на совместное творчество, совместное проектирование. Ключевая задача – отработать новую модель горизонтальной коммуникации в Кемерове. Это возможность людям поучаствовать в процессе выработки решений», – говорит Святослав Мурунов.
 
Городское развитие

«Мы верим, что можем что-то изменить в лучшую сторону в нашем городе. Мы тестируем прорывные форматы федерального масштаба, которые могли бы дать толчок к развитию социального проектирования, креативной экономики», – отметил на проектном семинаре Роман Жаворонков.

Но что из себя представляет это развитие, и причём тут общественные пространства? По мнению Святослава Мурунова, городское развитие в ближайшие годы будет определять новая городская экономика. А это сложные продукты и услуги, связанные с культурой, образованием, туризмом и так далее. Для них нужна очень плотная коммуникация. Самое подходящее для неё место – общественные пространства. «Новая городская экономика, новые городские отношения могут зародиться, проявиться и протестироваться в общественных городских пространствах – это городской ресурс развития и как территория/ место, где может что-то происходить, и как пространство совместных проектов. Задача номер один — попытаться заново переосмыслить общественные пространства», – говорит Святослав.

Необходимость переосмысления связана с тем, что «общественные пространства есть, но они достались нам из предыдущих эпох и мы давно не размышляли над вопросами: а что это? зачем они?», поэтому в наших городах остро выражено несоответствие формы и содержания, ведь в советское время объекты проектировались под «идеального советского человека», а в первые постсоветские годы вообще в основном занимались бездумным копированием. В результате, сегодня – это всё напоминает свалку артефактов разного периода. «Сегодня парк – это такой хаос смыслов, наша задача – перепридумать парк». Нужно рассмотреть общественные пространства, как вариант выбора развития города. Это тема номер один.

Вторая тема для развития городов и новой городской экономики – это перезагрузка образования. Это один из самых быстрорастущих сегментов, рынков и это одна из самых горячих тем в городском пространстве. «Общественные пространства и образование можно хорошо связать». (Подробное обсуждение этого вопроса прошло в конце апреля, см. «А-П» №10-11 от 16.05.19).

Третья тема – формирование региональной и городской идентичности. «Если вы, кемеровчане, хотите участвовать в федеральной и международной экономике, – а таковое участие всегда строится на эксплуатации локальных особенностей, уникальностей, то вы должны ответить себе на вопрос, а что это – Кемерово? И кто это – кемеровчанин? И только после этого сможете ответить на вопросы: кому мы нужны? где наши рынки сбыта? где наши партнёры?».

По мнению Святослава Мурунова, эти три темы будут определять городское развитие в ближайшие 20 лет.
 
Чего хотят горожане
 
Первый этап – исследование – открытое анкетирование, по словам организаторов, было необходимо для понимания основного запроса горожан, выявления потенциальных конфликтных ситуаций и вовлечения всех желающих в реализацию проекта.

В результате анализа данных, полученных на этапе анкетирования (с 17 апреля по 7 мая), выяснилось, что жители фокусируют своё внимание в основном на инфраструктуре общественных пространств, нежели на содержании. Контент летней программы – второстепенная потребность. Когда 484 человека из 2003 на вопрос : «Что должно быть бесплатным и доступным?», отвечают – туалет, а 182 – вода, кажется, что нужно сначала создать условия для проведения мероприятий, после чего приступать к содержательной части.

Но проектирование всех частей проекта должно идти параллельно, чтобы удерживать его основные смыслы. Ведь представления об общественном пространстве разнятся у разных групп горожан. Хотя, по мнению аналитиков Центра прикладной урбанистки, проводивших анализ анкет, «Кемерово через ответы демонстрирует скорее дискомфортность городского пространства. Количество негативных оценок нетипично высоко даже для небольшого провинциального региона». А сам отдых для кемеровчан это скорее «прогулка, нежели культурное, спортивное или общественное мероприятия».

В анкете был открытый вопрос: «Что сейчас для вас значит общественное пространство?», поэтому при обработке была проведена категоризация, которая позволила выделить основные свойства, необходимые общественному пространству: коллективность (приобретение социальных контактов, групповой отдых); эстетическая составляющая (визуальное восприятие); доступность (легкость попадания, отсутствие необходимости покупать что-либо); комфортность (наличие рекреационной функции); функциональность (количество и качество используемых объектов, разнообразность).

При этом, отвечая на вопрос «Какие события/ фестивали должны быть в программе в течение лета?», 327 респондентов ответили концерты, также в числе часто называемых были кино, мастер-классы, выставки, спортивные мероприятия, мероприятия для детей.

Все эти результаты анкетирования и стали основой для проектирования на семинаре идеологии парка, пространственных решений и мероприятий на лето.
 
Бизнес и парк
 
Надо отметить и интерес бизнеса, проявленный к проекту. В первом этапе – анкетировании, приняли 114 представителей бизнеса, их них почти половина (44%) готовы участвовать в проекте в том или ином виде.

По мнению Романа Жаворонкова, «классический предприниматель решает свои бизнес-задачи в рамках тех возможностей, которые даёт ему площадка парка, базовая из которых – генерация трафика». При этом, он отметил, что все потоки можно просчитать, «нужно просто смотреть свою экономику, чтобы принять обоснованное решение».

Предприниматель Василий Бочкарев (на территории его парка «Антошка» и проходит реализация проекта) так прокомментировал своё решение по участию в эксперименте: «Для меня «Антошка» – это социальный проект, который не приносит прибыли. Но есть парк, карусели, детская бесплатная площадка, которую установил Клуб «Ротари» – место, куда можно прийти погулять с маленькими детьми, поэтому развитие мне хотелось видеть для более старших детей, подростков, активной молодежи. Проект интересен тем, что инициатива идёт от горожан и предпринимателей, а с грамотным модерированием рождается идея, понимание запросов. Надеемся, что будут представлены те услуги, те виды активностей, которые будут востребованы. Эта такая предпринимательская затея, вовлекающая других предпринимателей, которые увидят возможности самореализации, может быть используют парк в виде стартовой площадки, на которой можно обкатать идею. В любом случае, это будет пример того, как сами горожане создают маленькое удобное городское пространство, в котором интересно чему-то поучиться, что-то посмотреть, что-то купить, и с комфортом там находиться. Кроме того, для человека творческих профессий у нас очень мало мест реализации, и эта площадка, в том числе, может таким местом стать. Этот момент для меня как для человека, который не собирается уезжать из Кемерова очень важен».

Представитель ещё одного партнёра, Екатерина Саяпина, заместитель управляющего Кемеровским отделением ПАО «Сбербанк», отвечая на вопрос «А-П», зачем крупнейшему банку участие в этой истории, сказала:

«Площадь кузбасских историй» – это, во-первых, проект, в рамках которого кемеровчане сами меняют городскую среду. Это очень важно. Сбербанк с уважением относится к мнению людей, и мы хотим, чтобы интересы горожан были услышаны, тем более, когда они совпадают с потребностями других, в том числе нашими. Мы хотим помочь и стать частью той команды, которая помогает преобразить и изменить городскую среду в лучшую сторону.

И во-вторых, фестиваль «Площадь кузбасских историй» предусматривает новую форму взаимодействия одновременно между горожанами, администрацией и бизнесом. Как подчеркнул Святослав Мурунов: новое общественное пространство – это возможность, через которую город может себя перезагрузить. Это место, где появляется и развивается новая городская экономика, и Сбербанку интересно принять в этом участие, получить новый опыт и найти новых партнёров. Мы планируем провести ряд своих мероприятий».  
 
На пути к новой экономики
 
В результате двухдневной работы участники семинара сформулировали концепцию, описали целевые аудитории и их интересы, продумали возможные варианты фестивальных мероприятий, технические требования и условия для их проведения, а также подсчитали примерное количество посетителей, подумали о безопасности. Под руководством архитектора из Центра урбанистики Михаила Приёмышева была создана объёмная модель площади из бумаги, описана архитектура и пространственные решения.

Также была предложена экономическая модель всего фестиваля и ежедневных событий, продуманы схемы включения предпринимателей в процесс. Управлять площадью кузбасских историй будет рабочая группа, состоящая из четырёх подгрупп: идеологи, организаторы, коммуникаторы и модераторы. Кроме того, влиять на процесс будут: партнёры – все те, кто имеет на площадке бизнес-интересы; фонд проекта – в него вошли инвесторы, вложившие от миллиона рублей.

Комментируя итоги проектного семинара, Святослав Мурунов отметил, что участие разных социальных групп горожан в проектном семинаре положительно сказывается на его результатах. Это и представители администрации, которая является «платформой для городских проектов», и бизнеса, а это – инвестиции, рабочие места, модель управления, и городские активисты – «лучшие люди города, которые своё время и свои ресурсы тратят на создание и сохранение общественного блага», и городские эксперты. Желание всех горожан получить опыт участия в уникальном проекте – это безусловный плюс, несмотря на отсутствие опыта.  

Следующий шаг 6-9 июня – создание объектов в парке «Антошка» всем вместе: силами жителей, активистов, экспертов, бизнеса, Администрации города и всех неравнодушных.

И с начала июня по конец августа – проведение мероприятий: мастер-классов, ворк-шопов, концертов, соревнований – всего того, что будет запланировано, придумано самими жителями. По словам Романа Жаворонкова, мобильное приложение «ЦифроАрбат», созданное «Good Line» в конце прошлого года, будет носителем расписания мероприятий Площади.

Организаторы высказывают надежду, что новый городской проект даст городу не только новое общественное пространство, но и возможность для представителей креативного бизнеса выйти на новые точки развития, помочь ему заработать в кооперации друг с другом. В результате – показать «другой вариант развития территории».

«Это проект укладывается в мейнстрим умных городов. На одном слое – активности, которые будут проходить в парке «Антошка» всё лето. На втором – развитие креативной экономики в городе. Теоретически эта площадка должна быть стабильной. Надо выстроить устойчивую экономическую модель. Город должен быть способен сам что-то создавать», – прокомментировал планируемый результат проекта Роман Жаворонков.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 октября] Кемеровский энергосбыт банкротит сельхозпредприятие «Титово» в Промышленновском районе
[23 октября] Имущество «Центральной ТЭЦ» продано «Стройтехпроекту» за 335 млн рублей
[23 октября] Промышленность Кузбасса за 9 месяцев 2019 года выросла на 2,6%
[23 октября] Новокузнецк лидирует по долгам за коммунальные услуги
[23 октября] В Кузбассе началась реформа местного самоуправления

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко