-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 22.04.2008

Выжить на месте

 Страховому бизнесу, как любому другому, свойственно стремление  к укрупнению. Этому способствует и позиция регулятора, Федеральной службы страхового надзора (ФССН), который требует  увеличивать уставный капитал, вводит новые правила по размещению страховых резервов и собственных средств. Логика государства проста: только большая и финансово устойчивая компания может гарантированно справиться со всеми взятыми на себя обязательствами. В этих условиях небольшим местным компаниям становится всё труднее конкурировать с  федеральными страховщиками, активно осваивающими регионы.
 
По данным управления по ценным бумагам и страховому рынку администрации Кемеровской области, к 1 января 2008 года на территории региона работало 18 региональных страховых компаний  и  94 филиала иногородних страховщиков. Местные компании по-прежнему занимают доминирующее положение на страховом рынке области, но их доля в общем объёме страховых взносов на протяжении последних трёх лет сокращается. На начало текущего года она составила 68% против 71% в 2006 году. Продолжает сокращаться и количество региональных компаний.  Одновременно растёт число филиалов иногородних компаний. Так, за последние пять лет количество местных игроков на рынке уменьшилось почти в 2 раза. В 2007 году ещё две компании ушли с регионального рынка. В немалой степени сокращению «местной» доли рынка поспособствовала и борьба со схемными видами страхования, которую активно проводит ФССН. По этой же причине, к слову,  у крупных холдингов гаснет интерес к созданию в своей структуре страховых компаний. Ранее этот процесс объяснялся, в том числе, и стремлением оптимизировать налогообложение за счёт «серых» схем: например, в случае обязательного страхования источников повышенной опасности, чтобы не отдавать деньги «в чужие руки».
«Глупо страховать риски в собственной страховой компании, – рассуждает генеральный директор кемеровской страховой компании «Коместра» Владимир Бойко. – В случае страхового события ты сам себе выплачиваешь, то есть от риска ты не застраховался, он у тебя же и остался. Например, мы автомобили компании ни по ОСАГО, ни по КАСКО, сами у себя не страхуем: страховка нужна, чтобы защититься от риска, а не чтобы показать бумажку ГИБДД». По оценкам экспертов, в настоящее время некоторые крупные структуры избавляются от своих страховых компаний как от непрофильных активов.
У представленных в Кузбассе филиалах федеральных страховщиков страховые взносы уже не первый год растут быстрее, чем у региональных. Если по итогам 2007 года страховые премии по реальным видам страхования, собранные региональными страховыми компаниями, выросли на 1%, то объём страховых взносов, собранных в Кузбассе филиалами, вырос почти в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом. Показательна и другая статистика: за пять последних  лет объём страховых взносов, собранных региональными компаниями, вырос в 2 раза, в то время как поступления страховых взносов, собранных филиалами, за этот период увеличился почти в 15 раз.
Всерьёз задуматься о выживаемости небольших компаний заставляет и перспектива вхождения России в ВТО, что повлечёт за собой приход иностранных страховщиков. Впрочем, мировой опыт показывает, что местные игроки всё же имеют шанс на выживание. По словам Владимира Бойко, в мировой практике существуют небольшие компании со столетней историей и численностью сотрудников всего 5-10 человек, которые специализируются на очень узких направлениях (например, на страховании некоторых видов животных), в связи с этим имеют уникальный опыт и крупные, более универсальные страховщики не берутся конкурировать с ними. В качестве ниши, в которой могут без опасений работать кузбасские страховщики (по крайней мере, пока), Владимир Бойко называет медицинское страхование: «Мы страхуем граждан по добровольному медицинскому страхованию за счёт их личных средств, а это хлопотливая и громоздкая работа. Также мы предоставляем возможностью платить взносы в рассрочку помесячно. А значит, это ежемесячная работа с бухгалтерией по перечислению платежей с заработных плат клиентов. Федеральные компании тоже страхуют по ДМС, но в основном за счёт средств предприятий. Это намного проще».
По мнению директора кемеровского филиала страховой компании «МАКС» Вячеслава Фёдорова, местные компании могут успешно проявить себя в менее рисковых сегментах, в которых они практически не конкурируют с федеральными страховщиками. Среди них – страхование дачных домиков и некоторые другие виды страхования личного имущества. По его мнению, для некоторой категории страхователей действительно важно, чтобы компания имела кузбасские корни. «У местных компаний вся налоговая база находится в регионе, – продолжает тему заместитель генерального директора по страхованию «Губернской страховой компании Кузбасса» Роман Силаев. – Полученные средства инвестируются в местные проекты, в том числе социальные. В основном кузбасские компании участвуют в различных социальных проектах, в том числе в страховании в зоне подтопления, страховании малоимущих граждан. Москвичи туда не идут, понимая, что там будут убытки. Действительно, сидеть в банке и обслуживать поток залогового страхования намного проще, чем ходить по частным подворьям и убеждать людей застраховаться. Но местным страховщикам «пробиться» в банки практически невозможно».
Но на выбор потенциальных страхователей, как полагают эксперты, влияет не столько «прописка» страховщика, сколько время работы страховой компании на рынке,  известность и репутация страховой организации. У местных страховщиков есть свои преимущества, главное из которых – мобильность и оперативность. Первое обусловлено особенностью канала продаж (агентскими в большинстве своём являются местные страховщики), второе – наличием головного офиса на месте. Многим руководителям важно иметь возможность прийти и обсудить все вопросы с генеральным директором страховой компании без каких-либо согласований с «центром». В случае с федеральными компаниями это по большей части невозможно. «Мы пробовали работать с одной крупной федеральной компанией по договору поручения, – рассказывает Владимир Бойко. – Но работа не пошла. Процесс сотрудничества выглядел так: мы подготовили договор, послали его в Москву. Там месяц он шёл по цепочке специалистов и департаментов, затем вернулся в департамент регионального развития с замечаниями. За пять минут мы собрали своих специалистов, обсудили, сформировали пакет документов и снова отправляем в Москву. Ещё через месяц получаем его снова, но за эти два месяца актуальность прошла, клиент уже ушёл. Тому же малому бизнесу нужно побольше внимания, сервиса, и чтобы времени у него отнимали поменьше. Обеспечить это может только агентская компания. Например, у нас за каждым предприятием закреплён специалист, который по первому звонку выезжает и решает все вопросы на месте. Мы не можем осесть в банках и расслабиться, поэтому вынуждены бегать по рынку в поиске клиентов».
По оценке Владимира Бойко, если речь идёт о страховании крупного риска, многим клиентам важно страхование в компании с крупным федеральным брендом, к мельканию которого на экране центральных каналов они привыкли, и ассоциируют с большей надёжностью. Но целесообразность этого, по его мнению, не бесспорна: «Мы приняли для себя решение, что риски, которые превышают 1 млн. рублей, обязательно перестраховываем, и некоторую часть – за рубежом. Поэтому в сложных рисках, когда требуется детальная переработка, нам помогают перестраховщики».
С другой стороны, чем крупнее компания, тем больший штат специалистов она может себе позволить, в том числе и узких специалистов, способных глубоко изучить риски, например, по конкретным отраслям промышленности. Понятно, что с крупной федеральной компанией завтра вряд ли что-то произойдёт, и она останется на рынке, будет нести ответственность по взятым на себя обязательствам. С другой стороны, по мнению Романа Силаева, на местном рынке селекция уже произошла, остались надёжные страховщики. Кроме того, за большинством местных компаний на сегодняшний день стоит крупный собственник, поэтому они достаточно устойчивы и проблем с наполнением уставного капитала у них обычно не возникает. Ещё один немаловажный факт – подконтрольность местным властям, которая тоже играет свою роль. «Понятно, что очень большие в масштабах России портфели федеральных страховщиков позволяют им демпинговать, –  рассуждает Роман Силаев. – Но не всегда за низкой ценой стоит реальная защита. Спрос с местных компаний намного серьёзнее. И мы отдаём себе отчёт, какая реакция может последовать в случае, если мы вдруг решим повести себя некорректно, просто отказать в выплате. А «наезжать» на головную организацию, находящуюся в Москве, из Кузбасса бесполезно. И это все понимают».
Если компании, специализирующиеся в основном на «серых» схемах, просто уходят с рынка, «реальные», прежде всего, именно местные страховщики в России в целом, как правило, либо только наращивают свои портфели, либо «уходят», сливаясь с более крупными компаниями. Правда, в Кузбассе трудно привести примеры сделок слияния, скорее всего, они ещё впереди. По мнению Романа Силаева, слияния неизбежны: «Некоторые крупные страховщики считают, что проще не открывать новый филиал, а купить в регионе готовую компанию: с коллективом и каким-никаким страховым полем. В первую очередь крупного страховщика интересуют «чистота» и открытость. Компания должна иметь реальный уставной капитал, имущество, и взносы не возвратными схемами, а реальное страховое поле. В противном случае, зачем приобретать себе проблему?! Любая страховая компания, которая покупает другую, понимает, какие подводные камни могут там прятаться, и серые схемы видны сразу. Другое дело, что некоторые компании, принимающие решение о будущей продаже, начинают готовиться к ней явно: наращивают портфель путём снижения тарифов с целью максимально увеличить портфель и продаться подороже (цена компании состоит из части оборота прошлого года). Здесь уже реальное страхование, хотя уже через год эти тарифы будут убыточны новому собственнику, он станет их повышать и может потерять привлечённых дешёвыми страховками клиентов».
Уверенность, что региональные компании всё-таки останутся на рынке, внушает то, что некоторые из них занимают верхние строчки в страховых региональных рейтингах. Немалое количество региональных страховщиков входит и в сотню крупнейших сибирских страховщиков. «Принятие решения о продаже зависит, конечно, от собственника, но директору всегда интереснее работать в региональной компании, –  отмечает Владимир Бойко. – Шире круг вопросов и полномочий. С другой стороны, за спиной филиала – штат специалистов: есть с кем посоветоваться, есть с кем и поделиться ответственностью».
Уже сегодня большинство кемеровских компаний успешно вышли за пределы региона, что обеспечивает дифференциацию рисков (особенно это актуально в сельхозстраховании и автостраховании). Но и здесь есть «подводные камни». «Имея название «Страховая компания Кузбасса», – рассказывает
Роман Силаев, – кому мы можем быть интересны, например, в Сургуте? Слово «Москва» в названии, наверное, только добавит компании значимости в глазах потенциальных клиентов, но даже питерским компаниям в этом вопросе сложнее». 
 
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко