-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 19.09.2019

Онлайн экспорт: шанс для малого бизнеса

Международные сделки становятся естественным каналом продаж для малого и среднего бизнеса по всему миру. Российские компании постепенно начинают вливаться в мировой тренд.
 
Согласно паспорту национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объёме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,8% (в 2019г.) до 10% (в 2024г.). Хотя среди регионов СФО доля Кузбасса в экспорте составляет 43,5%, но почти 72% это – сырьевой экспорт, доля же МСБ в экспорте Кузбасса составляет всего около 6%. Небольшие компании зачастую пугают сложности, связанные с выходом на зарубежные рынки, однако, современные способы интернет-торговли помогают преодолеть некоторые из них.
 
Мелкое производство – экспортная история

Согласно данным исследования «Розничный экспорт товаров через интернет», подготовленным совместно Data Insight и Ebay, за два года с 2016 по 2018 произошёл почти двукратный рост рынка онлайн экспорта – с 430 млн до 746 млн долларов. «Такой прирост складывается из двух вещей: рост числа отправлений и среднего чека. Это отличает онлайн-экспорт от внутрироссийских продаж, где средний чек за это время чуть сократился», – прокомментировала результаты исследования аналитик Data Insight Елизавета Хоботина. За 2018 год было отправлено 11,2 млн посылок, средний чек одной посылки – 67 долларов.

Согласно этому исследованию, категория «Одежда и обувь» (36% выручки от общего объёма экспортируемых товаров) лидирует на экспортном рынке. Второе место разделили «Электроника» (14%) и «Товары для дома и интерьера» (14%). Замыкает тройку категория «Коллекционные товары» с 10% общей выручки. И всё это производят далеко не гиганты, а зачастую совсем небольшие компании.

Успешные примеры разнообразны. Ebay делится ими на своём сайте.

«Обертон-про» из Санкт-Петербурга специализируется на варганах – исторических музыкальных инструментах. То, что началось с обыкновенного увлечения, превратилось в преуспевающий бизнес, объединяющий любителей варганов со всего мира. «Для нишевого товара такого рода онлайн-магазин является лучшим решением. Любителей варганов трудно найти даже в таком большом городе, как Санкт-Петербург», – говорит основатель бизнеса Олег Роднин.

Мечтая предложить российские ювелирные украшения всему миру, Ольга Лавренко открыла магазин на eBay. Ассортимент продукции разнообразен: там можно найти как классические модели, так и остромодные новинки, которые востребованы и в Европе, и в Азии.

Желая исполнить свою детскую мечту, Михаил Сырниченко начал с маленькой тюнинговой мастерской, а сейчас он осуществляет поставки автозапчастей в половину стран мира вместе со своим коллегой Айратом. «Мы отправляем наши запчасти клиентам со всех континентов – даже на Сейшельские и Гавайские острова. За несколько кликов eBay дал нам возможность найти покупателей в любом уголке земного шара», – делятся Михаил и Айрат.

То, что самые продаваемы товары из России за рубеж – одежда и аксессуары, подвердила м Ольга Лоншакова, руководитель департамента развития бизнеса PayPal в России и странах Балтии в феврале 2019 года на Форуме экспортеров Московской области, обосновав данные объёмом платежей, отправленных российским продавцам через PayPal в период с июля 2017 по июль 2018.

Если говорить про AliExpress, то по данным партнёра исследовательского агентства Data Insight Фёдора Вирина лидируют косметика и текстиль от российских производителей.

Но это не значит, что другим производителям нет места на этом рынке. Согласно уже упоминавшемуся исследованию, самая бысрорастущая категория – «Электроника и бытовая техника». Но нужно понимать, какого типа эта электроника, так глава российского eBay Илья Кретов рассказывал для портала e-pepper.ru про удмуртского предпринимателя, который продаёт девайсы, проецирующие навигацию на лобовое стекло автомобиля. «Их активно покупают за рубежом». Вообще эксклюзивная качественная продукция всегда имеет шанс найти свою нишу за рубежом – мелкое авторское ремесленное производство («мейкерство») – богатейшая история для экспорта.

Кроме этого, эксперты обращают внимание на такие ниши, как экспорт готовой еды (пельмени, манты, самса, осетинские пироги, учпочмак, кыстыбый и др.) и кондитерской продукции (пряники, шоколад и конфеты, торты и мороженое). Ещё одна ниша – для «осколков крупных советских предприятий и НИИ» и небольших научно-производственных фирм, которые производят конкурентоспособную и высокоспециализированную продукцию для измерений, исследований и промышленных лабораторий.

А главное – все эти товары просто продавать через интернет. Независимо от того, живёшь ты в большом городе или отдалённом посёлке.
 
Проблема выбора

Главный вопрос: как и с чего начать – пробовать это делать самостоятельно через собственный сайт или сразу выходить на большую торговую площадку? Обсуждению этого вопроса большое место было уделено и на экспортных форумах, проходивших в Кемерове и Новокузнецке в начале августа.

По мнению Антона Алексеева (г. Тверь), руководителя юридической компании «Law & Com Offer», регионального представителя Ассоциации малых и средних экспортеров, «экспортёр может и самостоятельно вести через свой сайт торговлю, но это требует дополнительного ресурса, хотя, есть достаточно успешные примеры выхода небольших производителей на международный рынок». Он привёл в пример водный велосипед из Ярославля, винтажные радиоприёмники из Прибалтики и много вещей, которые расходятся штучно по всему миру. При этом нужно помнить, что информационная среда диктует свои условия и требования – это и персональные данные, и добросовестная реклама и многое другое. Работая через свой сайт все эти правовые аспекты экспортной деятельности вам придётся решать самостоятельно.

Армен Манюкян, автор курса по экспортной интернет-торговле Школы экспорта РЭЦ, отметил: «Вы глубоко ошибаетесь, если считаете, что интернет-торговля это история про сайт. Сайт – это только вершина айсберга, это дополнительный путь привлечения клиентов для вашего бизнеса, а основа – это всё что связано с бизнес-процессами». А это: привлечение клиента (интернет-маркетинг), поддержка клиента (обработка звонков в колл-центре), приём денег (безналичны расчёт), траспортная логистика (доставка заказа до покупателя), складские работы (хранение товаров и сборка заказов), работа над лояльностью (постпродажное обслуживание) и т. д. И нужно понимать, что Россия плюс все страны таможенного союза – это меньше одного процента мирового рынка интернет-торговли.

Представляя свой товар через существующие глобальные торговые площадки, вы практически через «одно окно» получаете доступ к огромному рынку, причём многие вопросы вам не придётся решать самостоятельно – всё это вы получите как услуги маркетплейса. Кстати, переход на торговлю на маркетплейсах тоже тренд последнего времени. За 2017-2018 годы доля средних и мелких продавцов, которые торгуют товаром через маркетплейсы, а не через собственные онлайн-магазины, увеличилась более чем в 2 раза: в 2016 году через маркетплейсы продавалось 15%, в 2018 – уже 36%.

При этом, конечно, нужно понимать, как строятся отношения с торговой площадкой, ведь условия работы с каждой свои, так, например, на китайскую площадку Tmall можно встать только получив приглашение. А взаимодействие с площадкой Alibaba.com идёт только через сервис-партнёра.

Выбор интернет-площадки может быть критически важен. Например, в крупнейших странах по объёму интерет-торговли рынок жёстко консолидирован. Так в Китае (№1 по объёму интернет-торговли) 58% занимает Alibaba.com, в США (№2) – 49% Amazon. Российский рынок в отличие от них не консолидирован, хотя, он меньше в 30-40 раз китайского, но чтобы его охватить, надо использовать 12-15 интернет-магазинов из топ-100.

При выборе площадки помогут советы специалистов, а также различные инструменты анализа, готовая аналитика, в том числе, и отчёты РЭЦ. Кроме этого, на сегодняшний день существуют различные инструменты взаимодействия с торговыми интернет-площадками, которые предлагают крупные структуры, например, банки.
Многие формы поддержки экспортеров можно получить в «Центре поддержки экспорта» (ЦПЭ). Как рассказал директор кузбасского Центра Егор Каширских, потенциальный и действующий экспортёр может получить полное комплексное сопровождение – от подачи заявки на субсидию до размещения продукции на электронной площадке – консультирование, разработка индивидуального плана действий, мониторинг за результатами размещения.

ЦПЭ оказывает содействие субъектам МСП в размещении компании и её товаров на самых крупных мировых популярных электронных площадках. Для этого нужно пройти скоринг, который определяет, на какую электронную площадку компания может быть допущена к размещению. Субсидия может быть предоставлена: на оплату пакета на электронной площадке, оплата услуг оператора по регистрации, размещению, продвижению продукции на электронной торговой площадке.

РЭЦ совместно с региональными центрами поддержки экспорта сейчас запустили продукт, позволяющий размещать отечественную продукцию на мировых электронных торговых площадках с возможностью компенсации затрат на этот процесс. В рамках нового продукта РЭЦ будет оказывать поддержку компаниям, уже прошедшим отбор на субсидию на размещение, в связи с чем результатом продукта является гарантированное заключение экспортёром экспортного контракта на маркетплейсе.

ЦПЭ в данном механизме будет выполнять агентскую функцию по распределению субсидий: приводить экспортеров для размещения, проводить скоринг и отбирать экспортеров, соответствующих критериям, РЭЦ будет оказывать консультационную поддержку ЦПЭ и экспортёрам, проводить аккредитацию и отбирать сервисных партнёров для размещения, осуществлять мониторинг результатов размещения.

Продукция кузбасских товаропроизводителей и переработчиков совсем скоро может появиться на мировых элетронных площадках.
 
Если ваша компания относится к МСП, и вы хотите экспортировать свою продукцию с помощью каналов электронной торговли, но не знаете с чего начать, или у вас не хватает средств, вы всегда можете обратиться за информацией и сопровождением в ЦПЭ Кузбасса по т. (3842) 77-88-70 или по адресу: г. Кемерово, Сосновый б-р, 1, оф. 312.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко