-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 21.05.2020

Роман Жаворонков: «Открытая экономика – это игра для сильных»

 Роман ЖАВОРОНКОВКоронавирус затронул все сферы жизни человека, повлиял на глобальную экономику, заставил переосмыслить многое. «А-П» поговорил с Романом ЖАВОРОНКОВЫМ, председателем Совета по цифровой экономике и урбанистике Кемеровской области, генеральным директором компании «Good Line» о том, что с его точки зрения изменила пандемия, и что делать бизнесу в новых условиях.
 
– Роман Викторович, с Вашей точки зрения, что принципиально поменяла пандемия в мире, экономике?

– Глобальные процессы находятся сегодня в «режиме ожидания». Давайте вернёмся немного назад, чтобы понять, что происходит сейчас. США и ряд других стран за 25 лет опустили ставки своих «центробанков» практически «до нуля». И сделали это за счёт того, что искусственно раскачали спрос, за которым шло избыточное производство. Когда процесс накачки кредитного спроса подошёл к объективной границе, систему начало трясти. В состоянии нестабильности она находится порядка 10 лет. Вероятнее всего, США и другие страны стимулировали спрос всё последнее время за счёт более тонких операций. Здесь надо понимать, что это уже не решение, а попытка поддержать систему. Другими словами, сделать так, чтобы она просто работала. В этом смысле система была нестабильна уже до коронавируса.
 
– В таком случае, что нам ждать дальше?

– Коронавирус ускорил процесс и привёл к тому, что страны применили последние возможные инструменты. Точка обратного отсчёта пройдена. Для того чтобы понять, что же будет дальше, можно представить натянутую резинку. Если ты не можешь её больше тянуть, то в какой-то момент ты её отпустишь, и она пройдёт не просто до равновесного, а до отрицательного состояния. Тоже самое произойдёт и с накаченным спросом домохозяйств. Он перестанет стимулироваться. Расходы домохозяйств не будут превалировать над их реальными доходами, и начнётся процесс выравнивания. А учитывая какой мир стал глобальный, роботизированный, высокотехнологичный, всё будет происходить с угрожающей скоростью.
 
– Чем будет сопровождаться процесс выравнивания?

– Процесс выравнивая принесёт за собой падение биржевых индексов. Подобное мы наблюдали совсем недавно – в феврале-марте. Такого быстрого падения не было никогда. Раньше подобные процессы занимали недели, сейчас – несколько дней. Дисбаланс между спросом и потреблением будет выравниваться, и это повлечёт за собой стремительное падение западных экономик. Я не экономист и не претендую на истину. Точно понятно одно – обвал будет оглушительный и очень быстрый.
 
– Россия также включена в мировую экономику. Чем всё это грозит нам?

– Мы ощутим на себе экономический кризис других стран. При этом надо понимать, что ситуация в нашей стране глобальным образом отличается. У нас не очень хорошо с производством. Можно бесконечно заниматься импортозамещением. У нас есть армия, своё оружие, ресурсы. При этом нет долгов, есть золото, нет избыточной промышленности, которая могла бы «лопнуть»... поэтому, всё выглядит не так уж плохо. Понятно, что у нас будет «нырок» вниз. Проблема в другом: государственное управление – это главный риск для нас.
 
– Другие страны оказывают во время коронавируса прямую поддержку и помощь своим гражданам, соответственно, поддерживая спрос в экономике... Россия, по сути, не пошла по этому пути. Получается, что это благо?

– Я так не говорил. Нельзя назвать благом то, что наша страна не занималась собственным производством 30 лет. Вопрос здесь принципиально другой – не обязательно заниматься искусственным накачиванием и создавать высокий спрос, которого на самом деле нет. Есть масса других способов развивать экономику и промышленность.
 
– Можно ли говорить, что «закрытие» России на пользу внутренней экономике?

– «Закрытие» – слишком грубое определение. Нужно понимать, что открытые границы создают дополнительные трудности. Сейчас без протекции государства не может возникнуть новая экономика. Она сразу же будет проигрывать более развитым. Открытая экономика – это игра для сильных. Она им выгодна. Когда ты в честном бою побеждаешь более сильных противников, ты сам становишься сильнее. А игра слабых – это протекционизм. По сути это путь, который прошёл Китай.
 
– И в чём должен проявляться этот «протекционизм» у нас?

– Богатая экономика – это сложная экономика. Кто-то должен тратить ресурс, чтобы искусственно усложнять экономику. При этом, нам однозначно не хватает людей. Рядом же есть страны, которые можно взять под своё крыло и повторить путь Советского Союза. Это только один из вариантов выхода, на самом же деле их просто бесконечное множество. Важно, чтобы экономика страны развивалась, становилась сложнее. Ведь масштаб экономики для развития бизнеса и страны в целом, безусловно, важен.
 
– Можно и нужно ли что-то делать, чтобы ситуация улучшилась?

– Важный момент: что-то улучшить самому или подождать пока ситуация улучшится? Мне кажется, большинство людей – за второй вариант. И это то, что действительно мешает развиться экономике города, региона и страны в целом. Это связно с тем, что у нас рынок труда и некоторые компании находятся в «параллельной реальности». Они живут в отрыве от реальной экономики. Доходы населения падают уже седьмой год, а люди не хотят работать. Высоко замотивированных людей, которые готовы «пахать», наоборот, с каждым годом становится меньше. Люди хотят верить, что сытые годы продолжаются, просто сейчас «какая-то не та полоса».

Наша экономика длительное время смотрит вниз, а рынок труда завис в невесомости. Все находятся в расслабленном состоянии. Стресс девяностых давно прошёл, и люди забыли как это было. При этом ситуация, конечно же, изменилась – никто не голодает... Многие живут по принципу – бедные, но сытые, и прикладывать
дополнительные усилия для любых изменений не хотят. После коронавируса рынок труда будет выглядеть по-другому, это точно. А как – пока не понятно. Во многом это будет зависеть от каждого из нас.
 
– Но Вы отмечали, что наши главные риски лежат в управлении... Есть здесь какой-то выход?

– На управлении всегда и всё замыкается в любом деле. Мне кажется, что первоначально нужен принципиально другой подход к управлению процессами: и на уровне государства, и на уровне бизнеса. Например, чтобы каждый муниципалитет детально понимал структуру своей экономики: прогнозировал изменения доходов, рентабельность, оценивал риски ключевых сегментов экономики на своей территории и многое другое. Каждый город напрямую зависит от бизнеса, и от того, насколько развита и сложна экономика муниципалитета. В России этой деятельностью не занимается, мне кажется, ни один город. А компании должны думать, как развиваться, куда идти, чётко понимать свою целевую аудиторию, понимать, за что тебе платят сейчас и готовы платить деньги в будущем. Для начала малые компании должны просто задуматься о том, как заработать деньги.
 
– И всё-таки можно ли улучшить ситуацию в городе или регионе? Что делать бизнесу в этой ситуации?

– Два вечных вопроса: кто виноват и что делать? Сейчас уже не важен ответ на первый, да и верным он никогда не будет. Ситуация уже сложилась, и надо действовать в сегодняшних реалиях.

А что делать? Управление городами, регионами – это системная часть большой машины под названием – государство. Здесь сложно что-то поменять и на что-то повлиять в короткие сроки. Слом тренда – это всегда долгосрочная деятельность. Нужны годы, а то и десятилетия работы в этом направлении. Надо искать свои ниши. Надо переживать за своё дело. Надо каждому найти свою деятельность, которая приведёт к слому тренда.

Малому и среднему бизнесу будет сейчас очень непросто, но это не повод опускать руки. Небольшим компаниям можно пожелать одного – больше вникать в то, что и кому они на самом деле продают. Отвечать на простые вопросы: За что тебе платят деньги? Почему это происходит? Будут ли покупать твой товар или услугу завтра, через месяц? Как взять больше денег за свой продукт? Ответы на простые вопросы помогут не только в нынешней ситуации, но и вообще.

Нужна концентрация на простых вещах. Что делают люди, которые числятся в компании?  Не секрет, что иногда люди вообще «не парятся», и в этом главная проблема малого бизнеса. Они делают то, что им нравится, а не то что надо, и, по большому счёту, не занимаются бизнесом.

Так, большинство компаний малого бизнеса выглядит не лучшим образом. Удивительно, что они вообще живы. Бизнес должен заботиться об издержках, прибыли и прочем, если он этого не делает, то он долго не выживет.

Малый бизнес крутится вокруг цены, практически не используются другие инструменты. На бизнес, конечно, давит то, что доходы населения падают много лет. Но попытка взять больше денег, заставляет думать, что ты должен потребителю предложить, какой его запрос закрыть, чтобы тебе эти деньги заплатили... И только тогда бизнес развивается.
 
– Какие, по Вашему, всё-таки основные уроки можно извлечь из ситуации с коронавирусом?

– Осмысление ещё не произошло, так как люди, компании и государство пока не подсчитали потери. Возможно, когда это случится, и будет более серьёзное понимание сложившейся реальности. 
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко