Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 июля] Герман Греф: «Если будет терять экономика, то потеряет и банк»
[30 июня] «Good Лето»: разгадать секрет Цифрового мира
[29 июня] ВТБ в Кузбассе запустил экспортный каталог для предпринимателей
[29 июня] Кузбасский бизнес может снизить налоги на недвижимость до 30%
[29 июня] В Кузбассе при поддержке СУЭК создан природный заказник «Кокуйское болото»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 18.06.2020

Пережить пандемию

Нынешний год пройдёт под знаком тяжёлого кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Она уже изменила повседневную жизнь людей по всему миру, обрушила сырьевые и финансовые рынки. И эти изменения, которые произошли и произойдут в будущем, ещё предстоит осознать. При этом у бизнеса нет времени ждать, предпринимателям нужно здесь и сейчас ориентироваться в новых условиях. Мы попытались выяснить, что коронавирус поменял в жизни малого и среднего бизнеса, и что его представители делают и намерены делать в изменившихся условиях.
 
Смешанные потери

Оценить ущерб от коронавируса сейчас пытаются многие, но в Кузбассе сделать это особенно сложно, ведь на начало пандемии регион уже находился в состоянии кризиса из-за падения цен на угольном рынке. С пиков прошлого года на энергетический уголь они упали в этом году на 45%, на коксующийся уголь – на 38%. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев не раз подчёркивал, что российская экономика только в этом году столкнулась с эпидемией коронавируса, а Кузбасс уже год находится в условиях кризиса мирового рынка энергетических углей.

В итоге, за январь-апрель 2020 года доходы областного бюджета составили всего 43 млрд рублей, что меньше показателей января-апреля 2019 года на 27% (59,2 млрд рублей). При этом собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета снизились уже на 33% – с 52 млрд рублей до 35,2 млрд, в том числе, поступления налога на прибыль – в 2,2 раза или на 14,3 млрд рублей, с 26 млрд до 11,7 млрд рублей. Последнее связано в первую очередь со снижением прибылей угольщиков.
 
Сократились также поступления налога на доходы физических лиц с 12,2 млрд до 11,3 млрд рублей и на добычу полезных ископаемых с 2,7 млрд до 1,6 млрд рублей, на имущество (на 550 млн рублей) и по упрощенной системе налогообложения (на 220 млн).

На пресс-конференции «600 дней. Кузбасс после коронавируса» губернатор Кузбасса Сергей Цивилев признал, что за четыре первых месяца текущего года областной бюджет недополучил 12,2 млрд рублей налоговых поступлений из-за кризиса на мировом рынке энергетических углей и пандемии.

И кризис позволят пройти дополнительные резервы, что смогли накопить в 2018 году, и полученная от федерального правительства помощь в 9 млрд рублей. Средства,  выделенные правительством страны, необходимы, чтобы выполнить все обязательства и пережить кризис. По его словам, внешняя поддержка «поможет продолжить финансирование всех запланированных программ развития, сохранить предприятия, бизнес, рабочие места», покроет недополученное в связи с пандемией, когда часть предприятий не работала.
 
Влияние вируса

По результатам исследования, которое провёл «Райффайзенбанк» (в опросе приняли участие более 500 владельцев малого и микробизнеса городов с населением более 500 тыс. человек), только трети малых предприятий не коснулись ограничения, связанные с распространением коронавируса. 2% смогли даже нарастить обороты и увеличить клиентскую базу. Тогда как большинство столкнулись с убытками или другими потерями.Государственная статистика показывает, что больше всего пострадала сфера услуг. В первый месяц, полностью затронутый режимом повышенной готовности, в апреле рынок платных услуг в Кузбассе сократился на 19% и составил 7,78 млрд рублей против 9,6 млрд в апреле 2019 года. В сравнении с мартом 2020 года (10,39 млрд рублей) рынок услуг упал уже на 25%.

Существеннее всего снизились обороты в отраслях, сильно пострадавших от ограничений и запретов режима повышенной готовности. По сравнению с мартом рынок транспортных услуг сократился в 2,3 раза, до 545 млн рублей, услуг физкультуры и спорта – в 5,6 раз, до 23 млн рублей, гостиничных услуг – в 7,6 раза, до 17 млн, санаторно-курортных – в 11 раз, до 7 млн, культуры – в 13,5 раз, до 12 млн против 167 млн рублей. А самые значительные потери понёс рынок туристских услуг Кузбасса – в апреле их было оказано на сумму в 1 млн рублей, что в 364 раз меньше, чем в марте.

Виктория Чудаева из крупной российской туркомпании «ANEX Tour» признаёт, что в отрасли никто не был готов к такому массовому закрытию границ. Но нужда в путешествиях осталась, «и люди всё чаще стали рассматривать альтернативные внутренние направления, открывать что-то новое, ведь в России очень много интересных мест, которые забыты или не настолько раскручены».

При этом представители отрасли отмечают страх людей перед путешествиями. Директор гостиниц ГРК «Ольга» и ГК «Берлога» в Шерегеше Наталья Ивушкина считает, что в прежних объёмах поездки пока невозможны: «гости пока только начинают робко заезжать в курортные отели, полностью пустует Питер, несмотря на белые ночи, самый сезон». Это значит, что «людей пугает неизвестность, и нынешний отдых не сравним с допандемийным и прежним он уже не станет никогда, тоже нужно приспосабливаться, носить маски, постоянно обрабатывать руки».

Она также отмечает, что туризм очень сильно пострадал и на восстановление уйдёт много времени. «При этом маленькие гостевые дома, коттеджи, и мини-отели оказались вне кризиса. Положительным для отрасли в целом может стать рост предпочтений россиян в пользу отдыха в России. Если говорить о курорте Шерегеш и работе наших гостиниц, то мы закрылись 30 марта 2020 года и не работаем до сих пор, поскольку не можем обеспечить соблюдение всех требований Роспотребнадзора. В Шерегеше же отдельные участники рынка пытаются восстанавливаться, начинают работать. Поскольку работа нашего отеля носит сезонный характер, то если ничего не изменится с зимним сезоном, наши клиенты останутся с нами. Всё же летние и зимние гости – это 2 разных типа гостей. Что касается мер поддержки. Мы воспользовались «обнулением» налогов для пострадавших отраслей и субсидиями в размере МРОТ на заработную плату».

Малые перемены

На фоне сильно пострадавших отраслей рынок телекоммуникационных, жилищных и коммунальных услуг в Кузбассе в апреле не изменился существенно в сравнении с показателями января-марта 2020 года. Объём коммунальных услуг сократился на 5,4% по сравнению с мартом, до 2,2 млрд рублей, жилищных – на 3,5%, до 1,02 млрд. А вот телекоммуникационных услуг было оказано в апреле 1,8 млрд рублей, что больше, чем в марте на 4,4%, а в сравнении со среднемесячными показателями первого квартала на 4,8%.

Телекому в нынешней ситуации повезло – мобильная связь и интернет стали единственными средствами коммуникации как с близкими, так и с коллегами и партнёрами. В период самоизоляции жизнь людей ушла в онлайн. Директор Кузбасского регионального отделения «МегаФон» Людмила Цветкова отмечает, что основная тенденция, которая наметилась в отрасли – это повышение спроса на цифровые сервисы у бизнес-клиентов. «Наибольший рост потребления продемонстрировали сервисы для проведения онлайн-конференций и вебинаров. Появился устойчивый интерес на услуги виртуальной АТС, систем мониторинга транспорта и кадров. В перспективе использование digital-инструментов станет неотъемлемой частью работы кузбасского бизнеса. Стоит отметить и то, что в апреле голосовой трафик был на 12% выше средних показателей до пандемии. А трафик мобильного интернета вырос на 18,5%, а использование домашнего интернета – на 60%. Повышенные нагрузки сохранялись и в мае. У нас есть хороший запас ёмкости, в текущей ситуации мы активно инвестируем усилия и денежные ресурсы в поддержание устойчивости сети, а также продолжаем запускать новые продукты и решения. Мы также обновили тарифную линейку, представил подкаст-приложение».

Директор Кемеровского филиала «Ростелекома» Алексей Михайлов также отмечает, главное отличие последних месяцев – переход компании в режим удалённой работы. «У нас уже были все необходимые для этого инструменты, но впервые реальность потребовала столь массового перехода на дистанционку. В итоге более 30% сотрудников компании по всей стране имеют удалённый доступ к рабочим местам и выполняют свои задачи из дома. Несмотря на то, что в Кузбассе обстановка с распространением вируса остается стабильной, процент работающих дистанционно сотрудников у нас на одном уровне с другими регионами. Важно понимать, что «Ростелеком» – компания непрерывного цикла, невозможно удалённо строить сети и подключать абонентов. Но мы выполняем все рекомендации Роспотребнадзора, чтобы эти процессы были безопасны и для сотрудников, и для клиентов».

Невозможная  удалёнка

Часть предприятий и отраслей смогли перейти на удалённую работу или в режим онлайн. По крайней мере, частично. Рестораны и кафе стали доставлять еду на дом, а фитнес-центры проводить тренировки онлайн. Но остались те, у которых не было такой возможности в силу специфики своей работы. Например, стоматологические клиники и медицинские организации смогли лишь часть своих консультаций с клиентами перевести в онлайн.

Учредитель и директор медицинского центра «Эмилия» Татьяна Эбауэр отмечает, что переход в онлайн полностью был невозможен: «Мы не работали две недели. Затем нам разрешили оказывать экстренную помощь. Ещё две недели мы работали дежурными врачами для оказания неотложной помощи. После того, как разрешили вновь начать работать, начали приглашать клиентов на процедуры. Мы обзванивали пациентов и объясняли им обстановку. Пациенты до сих пор боятся идти лечиться из-за карантина и страха. При этом средства индивидуальной защиты стали дороже, дезинфекционные средства тоже, и поднялась цена на всю продукцию. Нам стало тяжелее. Операций стало особенно мало. Процедуры гигиены и детоксикации стали популярнее».

С этим мнением согласны и другие представители отрасли медицинских услуг. Генеральный директор сети стоматологических клиник «Улыбка» Сергей Третьяков говорит о том, что и от пациентов поступает много вопросов: «Много тех, кто переживает и задаёт много вопросов о мерах безопасности, которые мы предпринимаем. Мы всё объясняем, просим переждать и быть дома, если узнаём, что пациент вернулся из другой территории. Для нас важно сохранить здоровье и своим пациентам, и специалистам клиники. Если мы говорим об ущербе для отрасли от коронавируса, то здесь всё очень индивидуально. В среднем потери у клиник от 40% до 70%. Новые тенденции пока увидеть сложно, так как всё ещё находится на стадии изменения. Одно ясно точно, мир не будет прежним. Хочется верить в то, что мнение экономистов подтвердятся и сфера IT-технологий, а также медицинские организации выйдут из кризиса быстрее».

По данным Кемеровостата, рынок медицинских услуг в Кузбассе в апреле сократился на 38% до 460 млн рублей с 743 млн в марте.
 
Реакция и планы на будущее

В целом на ограничения режима самоизоляции большинство предприятий отреагировали довольно консервативно, сохраняя основы своего бизнеса. Опрошенные «Райффайзенбанком» владельцы компаний не торопились распускать команду: 66% сократили персонал менее чем на 30%, 29% опрошенных – до половины, и только 6% заявили, что сократили штат более чем на 50%. При этом многие компании готовы вернуть сотрудников к работе, как только ситуация улучшится – так ответили 37% опрошенных, и ещё 17% уже начали переговоры с сотрудниками. 46% пока не видят таких возможностей. И, конечно, в отдельных отраслях компаниям пришлось расширяться.

После снятия ограничений большинство предпринимателей планируют возобновить активную работу. Самая популярная стратегия – вернуться к временно замороженным контрактам. Многие планируют продолжить работу в текущем режиме, потому что он оказался продуктивным – использовать элементы удалённой работы, цифровые сервисы и внешних подрядчиков для выполнения некоторых задач. Каждый пятый намерен запустить рекламную кампанию, чтобы привлечь новых клиентов.

Эксперты советуют предпринимателям выплачивать по максимуму кредиты и уменьшать долговую нагрузку с помощью всех доступных мер. Не откладывать разговоры с партнёрами и арендаторами, искать пути решения финансовых вопросов в диалоге. А также не делать из конкурентов врагов, а искать новые пути взаимодействия и предлагать новые продукты и решения для своих клиентов.

Генеральный директор компании «Good Line» Роман Жаворонков в интервью «А-П» (читайте на стр. 11) говорит о необходимости бизнесу искать новые рыночные ниши: «найти то, что приведёт к росту, малому и среднему бизнесу будет сейчас очень непросто, но это не повод опускать руки. Небольшим компаниям можно пожелать одного – больше вникать в то, что и кому они на самом деле продают. Отвечать на простые вопросы: За что тебе платят деньги? Почему это происходит? Будут ли покупать завтра или через месяц? Как взять больше денег за свою услугу или товар?».

Анастасия Сорокина,
Антон Старожилов
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[3 июля] Для прибывающих в Кузбасс на самолетах из Москвы и еще 5 городов России отменяется изоляция
[3 июля] В Кузбассе разрешается отдых на пляжах и отдых у воды
[3 июля] Сотовая связь в Кузбассе подорожала на 21%
[3 июля] В Новокузнецке компания «Сибмайнинг» погасила 3 млн рублей долгов по зарплате после вмешательства прокуратуры
[3 июля] «Ровер» заключил очередное мировое соглашение с налоговой

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко