Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 февраля] Стартовал десятый набор на кафедру «Goodline»
[21 февраля] Четыре проекта из Сибири стали лауреатами национальной премии «Серебряный Лучник»
[18 февраля] В честь своего 20-летия СУЭК проведет конкурс публикаций СМИ
[15 февраля] Научная коллаборация: в академии наметили основные пути научных исследований в области генетических технологий в сельском хозяйстве
[15 февраля] Кузбасский стартап привлёк 8 миллионов рублей инвестиций в развитие своего проекта


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 21.01.2021

Неплохой результат

Экономика региона, как показывают предварительные данные, отработала прошлый год довольно неплохо. С учётом того, что это был уже второй год кризиса мирового рынка энергетического угля и первый год самой масштабной за последние 100 лет пандемии, борьба с которой вызвала многочисленные ограничения хозяйственной деятельности повсеместно. Тем не менее, промышленность Кузбасса, на которую приходится более половины регионального валового продукта и значительная часть налоговых поступлений, завершит год (пока полные данные не опубликованы) со снижением против уровня 2019 года примерно на 4%. Конечно, из-за угольного кризиса упала добыча угля и прибыль компаний в главной отрасли экономики региона. Однако на отдельных рынках кузбасские компании в прошлом году нарастили своё присутствие. И ситуация может измениться с улучшением положения на мировом рынке угля, на котором уже не хватает угля и наблюдается рост цен.

Ровный спад

Данных за полный 2020 год пока нет, а за 11 месяцев промышленное производство в Кузбассе снизилось на 4,1%. Таким темпом индустрия региона снижалась и в январе-сентябре, и в октябре, и в ноябре, отражая определенную стабилизацию ситуации. В добыче полезных ископаемых индекс производства за 10 месяцев 2020 года составил 92,5%, в обрабатывающих отраслях – 96,1%, в энергетике – 91,5%.
Конечно, определяющим фактором снижения 2020 года стала не столько пандемия коронавирусной инфекции, сколько падение спроса и цен на уголь. Не случайно индекс всего промпроизводства Кузбасса ушёл в минус уже с января, когда влияния пандемии не было (см. график). И в итоге за 11 месяцев снижение в углепроме составило 7,6%, в таких связанных с ним отраслях, как вагоностроение 3,9%, машиностроение – 23,6%, ремонт и монтаж машин и оборудования – 10,7%. Кроме того, падение на 6,3% отмечено в производстве продуктов питания, на 5,1% в нефтепереработке и выпуске кокса, на 0,9% в химии.

В отношении углепрома стоит также отметить, что физическое снижение добычи угля, более 11% за 11 месяцев прошлого года, было заметно больше, чем общее снижение в отрасли – 7,6%. Это связано с тем, что производство готовой продукции, которой для угольщиков давно уже стал обогащенный уголь, а не просто добытый, снизилось меньше, чем добыча, в среднем на 5-6% в зависимости от месяца.
Как часто бывает в кузбасской экономике падение в одних отраслях не обязательно негативно влияет на другие. Поэтому некоторые производства увеличили выпуск своей продукции в 2020 году. В частности, для удовлетворения новых потребностей, вызванных борьбой с эпидемией коронавируса, производство автоприцепов и навесной техники выросло на 65,4%, текстильных изделий – на 40,4%, одежды – на 23,1%, лекарственных средств – на 10,3%. Но подросли также металлургия, вторая по значимости отрасль кузбасской индустрии (на 1,7%), производство пластмасс (на 10,3%), бумаги и бумажных изделий (на 10,6%). 

Возвращение в плюс

По итогам работы 10 месяцев 2020 года экономика Кузбасса вернулась в плюс – сальдо прибылей и убытков кузбасских организаций (прибыль минус убытки) составило за январь-октябрь 2,1 млрд рублей: 62,6% организаций получили прибыль в 112,6 млрд рублей и 37,4% – убыток в 110,5 млрд. По данным Кемеровостата, почти половину всех сальдированных убытков получили предприятия угольной промышленности, 51,5 млрд рублей, при этом доля среди них убыточных составила 58,9%. Убыточно в совокупности проработали 10 месяцев такие отрасли как производство кокса и нефтепродуктов (минус 2,8 млрд рублей), химия (-1,1 млрд), теплоснабжение (-1,2 млрд рублей), гостиничная сфера и общепит (минус 0,17 млрд).

В итоговый плюс экономику Кузбасса вывела в первую очередь металлургия, получившая за январь-октябрь 27,3 млрд рублей сальдированной прибыли, в 2,1 раза больше, чем годом ранее, 13,18 млрд. Не исключено, что это связано с хорошими показателями экспорта (см ниже), а также с ростом цен на металлопродукцию во второй половине 2020 года. Кроме металлургии пищевая промышленность увеличила в 2 раза свою прибыль, до 0,86 млрд рублей, производство и передача электроэнергии с 6,9 млрд до 7,4 млрд рублей. В то же время в 2 раза сократилась прибыль оптовой и розничной торговли, до 11 млрд рублей с 22,7 млрд, и транспортно-складской отрасли, до 1,07 с 2,03 млрд рублей годом ранее.

С положительным результатом экономика Кузбасса работала до июня включительно и ушла в минус по итогам июля, получив за январь-июль 2,9 млрд рублей сальдированного убытка. По итогам восьми месяцев прошлого года отрицательный показатель вырос до 4,7 млрд, а за сентябрь ещё до 8,2 млрд рублей. Отражая такие отрицательные показатели, выросла задолженность по зарплате. По итогам 7 месяцев она вышла на годовой максимум в 585,3 млн рублей, но к 1 декабря снизилась уже до 314,4 млн. Ниже этот показатель в прошлом году был только по итогам января (268 млн рублей).

Спад и подъём инвестиций

При общем падении производства и плохой рыночной конъюнктуре инвестиционная активность, естественно, снижается. Так и произошло в 2020 году в Кузбассе. По итогам 9 месяцев (более поздних данных пока нет) инвестиции в основной капитал в экономику региона снизились до 195,2 млрд рублей, на 10,2%. Однако ситуация развивалась неравномерно, как и с промышленным развитием, были сектора с настоящим инвестиционным бумом. Им стал сегмент железнодорожного транспорта, в частности, Кузбасский регион  Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД». В его развитие в 2020 году компания вложила на 63,6% больше, чем в 2019 году – 18 млрд рублей против 11 млрд.

За счёт сделанных вложений было обновлено 135 км пути на нескольких важных участках, таких как Ижморская – Берикульская, Болотная – Юрга-1, Углерод – Тырган, приобретены 63 новых грузовых магистральных электровозов и 13 маневровых тепловозов. Часть инвестиций направлена на обновление оборудования и устройств энергетического комплекса, а также техническое перевооружение контактной сети на перегоне Бочаты – Артышта и тяговой подстанции Ижморская. Компания продолжила работы по увеличению пропускной способности участка Артышта – Междуреченск. Кстати, практически все указанные вложения были направлены на обеспечение нужд углепрома Кузбасса, на увеличение вывоза угля на экспорт.

Успехи на отдельных рынках

Экономический спад был бы глубже, а финансовые результаты компаний Кузбасса хуже, не получи они дополнительных доходов на отдельных экспортных рынках. Как к примеру, АО «Евраз ЗСМК», которое увеличило поставки за рубеж рельсовой продукции в 2020 году в 1,7 раза, до 140 тыс. тонн. Определяющими стал экспорт в Монголию, составивший 76 тыс. тонн, в том числе, 56 тыс. тонн рельсов типа Р65 категории ДТ350 для строительства железной дороги Таван – Толгой – Зуунбаян. Ещё порядка 20 тыс. тонн произведены и поставлены в рамках контракта с РЖД на текущее содержание путей совместного российско-монгольского предприятия – АО «Улан-Баторская железная дорога». Отгрузка почти всей партии рельсов прошла в конце декабря 2020 года. По данным таможенной статистики, в 2018 году из Кузбасса было поставлено на экспорт с Запсиба 101 тыс. тонн рельсов, в том числе, 10 тыс. тонн в Монголию, в 2019 году – 83,4 тыс.  и 12,5 тыс. тонн, соответственно. Таким образом, в 2020 году поставки в Монголию выросли в 6 раз по сравнению с уровнем 2019 года.

Аналогичным образом при общем снижении экспорта угля удалось нарастить поставки на отдельные рынки. Так за 9 месяцев 2020 года вывоз угля из Кузбасса сократился на 16,5%, до 94,5 млн тонн, но при этом более 6 млн тонн дополнительного экспорта ушло в некоторые страны Южной Азии, Латинской Америки и Африки. В частности, поставки в Пакистан выросли почти в 16 раз, до 881 тыс. тонн, в Сенегал в 3,7 раза, до 277 тыс., в Бенин – в 2,4 раза, до 57 тыс. тонн. В 1,9 раза увеличился экспорт в Марокко, до 4,8 млн тонн, и в Бразилию, до 1,3 млн, в 1,5 раза в Турцию, до 8,6 млн тонн). Причины этих локальных успехов были разными, но так или иначе, кузбасскому углю удалось расширить присутствие на этих рынках.

Игорь Лавренков
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[24 февраля] 33 компании туристско-рекреационного кластера Кузбасса получили в 2020 году 7,2 млн рублей господдержки
[24 февраля] Индия увеличит выработку на угольных станциях на 43% к 2037 году
[24 февраля] Промышленность Кузбасса выросла в январе на 3,2% за счет углепрома и энергетики
[20 февраля] «Технокластер» расчистит площадку Кузнецкого цемзавода
[19 февраля] Лицензия на недра «Краснобродского Южного» осталась под запретом

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко