-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 04.03.2021

Углепрому предписывают восточный путь, а центрам добычи – диверсификацию

 Владимир Путин
До конца марта президент поручил утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области, которая должна включать инвестиции в транспортную, коммунальную и прочую инфраструктуру региона, в развитие туризма
Руководство страны обратило внимание на проблемы развития угольных регионов России – 2 марта президент Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития угольной отрасли в режиме видеоконференции. Во встрече приняли участие члены российского правительства, главы пяти угольных регионов, руководители крупных компаний. Основным вектором развития углепрома вновь был обозначен экспорт, причём, в восточном направлении, а вот угольным регионам было предписано проводить диверсификацию экономики за счёт экспортных доходов от угля.

Президент Владимир Путин отметил, что в пяти угольных регионах страны проживает 11 млн человек, и, хотя непосредственно в отрасли, работает значительно меньше, угольная промышленность продолжает выступать как одна «из ключевых, опорных отраслей  топливно-энергетического комплекса, значимой для социально-экономического развития» этих регионов. Основной сбыт угля, по его словам, «приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР), куда в прошлом году было поставлено 122 млн тонн российского угля. И на этом рынке есть дополнительные потребности, которые могли бы покрыть российские компании. «Важно не упустить момент, и гибко используя логистические возможности нашей транспортной системы, нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности», – заявил Владимир Путин.

В дальнейшем может быть и сокращение потребления угля в мире, признал он, «и нужно тщательно прорабатывать все возможные сценарии, чтобы гарантировать уверенное развитие угледобывающих регионов даже при снижении мирового спроса на уголь». Для этого «важно задействовать экспортные доходы угольной отрасли для укрепления и диверсификации экономик угольных регионов». Для этого «нужно добиться опережающего развития других секторов промышленности, сферы услуг и тем самым обеспечить устойчивость региональных рынков труда, чтобы жизнь людей не была критически завязана лишь на одну только отрасль». И особое внимание  уделить созданию рабочих мест в не-угольных отраслях, важно, чтобы на их развитие «направлялись доходы от экспорта угля». По словам Владимира Путина, «хорошо, что эта идея находит поддержку у самих угольных компаний».

Очевидно, что главным толчком, заставшим обратить внимание на угольные регионы высокое политическое внимание, стали проблемы падения цен и доходов угольщиков, а за ними – бюджетов угольных регионов. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, как сообщает пресс-служба администрации облправительства, обратил внимание на то, что из предыдущих угольных кризисов Кузбасс всегда выходил за счёт прироста объёмов добычи угля, а в этот раз был вынужден впервые сократить её – на 39 млн тонн за 2019-2020гг. В результате, «недополученные налоги от угольной отрасли в региональный бюджет за два года составили 44 млрд рублей» (об итогах исполнения областного бюджета 2020 года, см. вставку). Он призвал к развитию Восточного полигона ОАО «РЖД» для развития вывоза угля на экспорт в АТР, но отметил также, что «он нужен стране, по нему поедут и руда, и металл, и зерно, и удобрения, и другие грузы».

Владимир Путин, подводя итоги совещания, поручил правительству страны «строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба», сделать график этого расширения по отдельным участкам в поквартальной разбивке до 2024 года включительно, «закрепить правовым актом правительства». «Если не будем жёстко регламентировать, проблемы останутся», – отметил президент. Установить конкретные сроки проведения работ важно и для выполнения региональных программ развития, и для инвестиций угледобывающих компаний. Для этого до 1 июля текущего года следует обеспечить заключение соглашений между угольными компаниями и «РЖД», рассчитанных до 2024 года, чтобы и у угольщиков было точное и ясное представление, сколько они смогут вывезти.

Для «ведущего угольного региона Кузбасса» Владимир Путин определил увеличить вывоз угля в восточном направлении к 2024 году минимум на 30% по сравнению с 2020 годом.
По его словам, планы отгрузки для угольных компаний Кузбасса должны определяться по действующим понятным и прозрачным принципам. До конца марта президент поручил утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области, которая должна включать инвестиции в транспортную, коммунальную и прочую инфраструктуру региона, в развитие туризма, в том числе, строительство автодорожного обхода Кемерова и развитие курорта Шерегеш, а также строительство социальных объектов, которое было отложено из-за пандемии коронавируса.

Перспективы роста мирового рынка угля, конечно, налицо: после двух лет тяжёлого конъюнктурного кризиса началось увеличение потребления угля и рост цен на него. Этому повсеместно способствовала холодная зима. На рынке Европы цены на уголь вышли даже на двухлетний максимум. Угольный индекс ARA, отражающий цены в ключевых портах континентальной Европы, Амстердам, Роттердам и Антверпен, показал рост цены на 5,4%, до 70,75 доллара на 23 февраля. Участники угольного рынка отметили, что из-за морозов сложилась тяжелая ледовая обстановка в восточной Балтике, что среди прочего привело к срыву экспортных поставок угля из Усть-Луги. В итоге, цены выросли, пусть и по ситуации.

К ситуативному зимнему росту угольных цен и, соответственно, восстановлению угледобычи (в Кузбассе она выросла в январе на 1% в сравнении с январем 2020 года) добавляется постковидное восстановление всей мировой экономики, что не может не вызвать роста потребления энергии. Росту спроса на уголь должны способствовать запланированные вводы угольных электростанций в Китае и в Индии. Даже в прошлом «ковидном» году главный потребитель в мире, Китай, увеличил использование угля в топливно-энергетическом балансе на 0,6% по сравнению с 2019 годом при общем росте энергопотребления на 2,2%, сообщило агентство Bloomberg. В итоге, доля этого энергоносителя в балансе сократилась на 0,9%, сохранив, впрочем, доминирующую позицию в 56,8%. Нынешней зимой на фоне собственного отказа от импорта австралийского угля и зимних холодов Китай столкнулся с нехваткой угля и увеличил его ввоз из других стран, в том числе, из России. В итоге, в прошлом году российский экспорт угля в Китай вырос на 14,7%, до 37,7 млн тонн с 32,8 млн годом ранее, в том числе, каменного – на 9,85%, до 29,4 млн, бурого – на 36,2%, до 8,3 млн тонн.

Энергетика другой крупнейшей угольной державы, Индии, снизила в прошлом году выработку электроэнергии на угле до пятилетнего минимума в 1,06 трлн кВт-часов. Что было вызвано общим падением экономики из-за противоэпидемических ограничений. Тем не менее, аналитики прогнозируют продолжение роста угольной генерации Индии, и выработки  электроэнергии на угле к 2037 году на 43,2%, до 1,52 трлн кВт-часов. Сейчас в стране строятся или планируются к строительству угольные станции в десятки гигаватт мощности. К 2027 году их мощность выйдет на максимальный уровень в 265 ГВт, после чего ожидают стабилизацию индийской угольной генерации, и только затем, в 40-х годах, падение ее мощности. Тем не менее, ожидается, что 200 ГВт угольных мощностей останутся в работе в Индии и к 2050 году. Эта страна также как и Китай выступает крупнейшим импортером угля, в том числе, из России (7,5 млн тонн в прошлом году (на уровне 2019 года)).
 

В прошлом году экспорт каменного угля из России сократился составив 198 млн тонн (на 7 млн меньше, чем годом ранее). Основными импортерами (от 10 млн тонн и выше) стали 8 стран, по 4 на восточном и западном направлении. Но тремя крупнейшими – страны Восточной Азии – Китай, Южная Корея (23 млн тонн) и Япония (21,4 млн). Ещё 11 млн тонн было поставлено на Тайвань. Кроме того, практически все 13 млн тонн российского экспорта бурого угля в 2020 году ушли в страны АТР: 8,3 млн в Китай, 3,6 млн – в Южную Корею, 0,5 млн – в Таиланд, 0,3 млн – в Индию, 0,15 млн – в Японию.

Игорь Лавренков
фото: kremlin.ru

 

 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко