Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[15 октября] Кузбасская ГСХА в рамках Третьего Евразийского Женского форума подписала два соглашения о развитии женского предпринимательства на селе в регионе
[15 октября] А царское ли это дело – корпоратив организовать?
[14 октября] Сбер и компания «СДС-Уголь» договорились сотрудничать в сфере ESG
[14 октября] Не только идентичный, но и поэтичный: что пишут про Кемерово студенты
[13 октября] Административный контроль и проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности, мешающие развитию бизнеса в Кузбассе


 
 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 23.09.2021

Леонид Старосвет: «Машиностроители Кузбасса могут воспользоваться региональной господдержкой»

Леонид СТАРОСВЕТМашиностроение региона сохраняет своё значение как важнейшего партнёра главной отрасли экономики Кузбасса, углепрома, а также других секторов экономики, таких как дорожное и городское хозяйство, здравоохранение, сельское хозяйство, железные дороги. О том, как развивается отрасль в непростых современных условиях и какие сохраняет перспективы своего развития, рассказал министр промышленности и торговли Кузбасса Леонид СТАРОСВЕТ.

– Леонид Владимирович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в кузбасском машиностроении? Что бы Вы отметили положительного в его развитии в этом году? Негативное?

– Последние два года были для отрасли очень непростыми, на её положение повлияли и кризис угольной промышленности, и пандемия, и увеличение цен на металлопрокат. Кроме этого, сильна конкуренция со стороны импортного производства горно-шахтного оборудования (Китай, страны ЕС, США). Но несмотря на это, в Кузбассе предприятия машиностроения продолжают развиваться, осваивают новые виды продукции и открывают новые производства.

В прошлом году на наших предприятиях были внедрены и запущены новые производства. Такие как выпуск быстроразъёмных клапанных систем для аппаратов искусственной вентиляции лёгких (АО «Кемеровский механический завод»), производство бактерицидных рециркуляторов для обеззараживания воздуха (ООО «Мебель-СПВ», АО «Кемеровский механический завод»). Кемеровское ОАО «КОРМЗ» наладило производство оборудования для распыления дезинфицирующих веществ на базе автомобиля «КАМАЗ», оно позволяет дезинфицировать улицы и прилегающие территории, наладило дооснащение коммунальных машин оборудованием для пожаротушения. Модифицированные автомобили были поставлены во все муниципалитеты Кузбасса, а также в Томск и Абакан. В период весенне-летних массовых пожаров эта техника позволила значительно уменьшить их площади за счёт оперативного реагирования и непрерывного процесса пожаротушения в комплексе с этими автомобилями.

В апреле этого года открылся робототехнический комплекс компании «ФАНУК» – ведущего мирового производителя робототехники, для сварки малых узлов грузовых вагонов на заводе «Кемеровохиммаш» (филиал АО «Алтайвагон»). Комплекс может выпускать около 3,8 тысяч концевых, шкворневых и поперечных балок в месяц. Стоимость проекта составила более 25,6 млн рублей. На базе «Кемеровохиммаша» совместно с КузГТУ начал работу сервисный и образовательный центр компании «ФАНУК» на принципах выездной кафедры. В нём проходят подготовку будущие инженеры, получают теоретические знания и применяют их на практике с помощью современных симуляторов, которыми оснащён центр, осваивают навыки программирования и внедряют полученные знания непосредственно на производстве. На предприятии студенты могут пройти производственную практику. Центр позволит обеспечить качественную подготовку квалифицированных кадров, постоянно обновлять ресурсную базу и решать инжиниринговые задачи с применением современных технологий.

– По Вашей оценке, идёт ли восстановление в горном машиностроении после падения спроса со стороны угольщиков в 2019-2020 годах?

– За 6 месяцев 2021 года объём отгруженных товаров машин и оборудования составил около 9 млрд рублей, это на 13,7% больше, чем в прошлом году. При этом сумма поступивших налогов от производства машин и оборудования увеличилась на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 559,7 млн рублей. Если судить по этим показателям, то, можно считать, что наметилась положительная тенденция в восстановлении производства горно-шахтного оборудования.

– Как бы Вы оценили инвестиционную активность и перспективы машиностроителей Кузбасса?

– Развитие машиностроения имеет важнейшее значение для региона. Профильной специализацией отрасли является производство горно-шахтного оборудования, поскольку она работает в первую очередь на обеспечение потребностей угледобывающих предприятий. У машиностроительной отрасли региона неплохие перспективы: в Кузбассе есть хорошо оснащённые заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, пользующееся стабильным спросом. Например, ОАО «Анжеромаш» располагает всеми необходимыми ресурсами для поставки  ГШО (лавного скребкового конвейера Анжера-42, перегружателя ПСП308 и дробилки ДУ910) на угольные предприятия региона.

Среди значимых инвестиционных проектов предприятий машиностроения, выпускающих ГШО можно отметить запуск в 2019 году производства по ремонту силовой гидравлики горно-шахтного оборудования на ООО «Сиб-Дамель» в городе Ленинск-Кузнецкий. Инвестиции составили 243 млн рублей, создано 68 высокопроизводительных рабочих мест.
Также в этом году на площадке «Кемеровохиммаш» выпущена опытная партия запчастей и комплектующих для карьерной техники «Liebherr» – мирового лидера машиностроения. В настоящее время уже осуществляется выпуск  запчастей и комплектующих для карьерной техники (экскаваторов).

В прошлом году ООО «ТК «КузбассГрупп» в Прокопьевске реализован проект «Ремонт и изготовление гидроцилиндров», он нацелен на освоение производства импортозамещающей продукции, ремонт и изготовление гидроцилиндров для тяжелой спецтехники по добыче угля и строительной техники для предприятий Кузбасса. Инвестиции составили 1 млрд рублей.

За 2019-2020гг. в Белове построен новый сервисный центр «БЕЛАЗ» мощностью по ремонту до 2,5 тыс. единиц  агрегатов и узлов карьерной техники. Инвестиции составили 884 млн рублей. В августе 2020 года ООО «Завод инновационного машиностроения» наладило серийный выпуск дизель-гидравлических локомотивов ZIM-120. Вместе с тем, спрос на горно-шахтное оборудование кузбасских производителей со стороны угольных компаний осложняется конкуренцией с иностранными производителями горно-шахтного оборудования (Польша, Чехия, Германия, США), которые предлагают более выгодные условия его приобретения.

– Как идёт развитие такой отрасли как ремонт и монтаж машин и оборудования? Ожидается ли строительство новых ремонтно-сервисных центров в регионе?

– В целом, развитие отрасли по виду экономической деятельности – ремонт и монтаж машин и оборудования идёт положительно – за 6 месяцев 2021 года объём отгруженных товаров увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 14,9 млрд рублей. Сумма поступивших налогов в консолидированный бюджет Кемеровской области – Кузбасса за 6 месяцев 2021 года составила 840,5 млн рублей, это на 51,7% больше, чем в прошлом году.

В Кузбассе на протяжении уже длительного периода работают ремонтно-сервисные центры по обслуживанию карьерных самосвалов и специализированной техники «LIEBHERR» и «KOMATSU», а в августе прошлого года на территории Беловского городского округа торжественно открыта первая очередь центра технической поддержки «БЕЛАЗ». Он оснащён лучшим современным специализированным оборудованием для проведения капитальных и текущих ремонтов узлов и агрегатов карьерных самосвалов «БЕЛАЗ» грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн, ремонта гидравлических систем и электроприводов, оборудован складским комплексом с широким ассортиментом оригинальных запасных частей. Общая площадь помещений, в который также войдет учебный центр для сотрудников, составляет 10,2 тыс. кв. метров. Введение его в строй – это 280 новых рабочих мест, налоговые отчисления за 5 лет порядка 400 млн рублей.

Можно также сказать, что ремонтно-сервисные центры основных производителей техники для горнодобывающей отрасли в мире уже представлены в нашем регионе, поэтому в краткосрочной перспективе строительство новых центров не планируется.

– Резиденты кузбасских территорий опережающего социально-экономического развития заявили реализацию большого числа инвестиционных проектов в машиностроении. Насколько успешно идёт их реализация? Какие из проектов, по Вашей оценке, можно отметить?

– Предприятия машиностроения, вступившие в ТОСЭР в большинстве своём реализуют свои инвестиционные проекты согласно утвержденным графикам. Отдельно можно отметить резидента ТОСЭР «Новокузнецк» ООО «Завод инновационного машиностроения», которое разработало и в 2019 году представило на выставке «Уголь России и Майнинг» опытный образец дизель-гидравлического тягача ZIM-120. А в прошлом году после успешного завершения промышленных испытаний получило сертификат соответствия выпускаемой продукции. На предприятии налажен серийный выпуск дизель-гидравлических локомотивов ZIM-120 и ведется разработка новой техники. В этом году запланирован выпуск опытных образцов тяжелого дизельного тягача ZIM-140 и легкого маневрового ZIM-40. В августе начались промышленные испытания маневровой пневматической тележки ТПМ-01-ЗИМ.

– По Вашему мнению есть ли смысл приглашать в Кузбасс крупные машиностроительные холдинги, возможно, международные, для реализации их проектов?

– Безусловно, есть, но при выполнении следующих условий. Во-первых, размещение новых производств должно быть на территории Кузбасса. Во-вторых, нужна значительная степень локализации производства, а ни только крупноузловая сборка, возможно, за счёт кооперации с Кузбасскими машиностроителями. Ну и, конечно, создание новых рабочих мест и т.д.

– Есть ли понимание у региональной власти в каком направлении сегодня должно развиваться кузбасское машиностроение, чтобы стать, действительно, конкурентоспособной отраслью?

– Чтобы стабильно развиваться и повышать уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции, машиностроению Кузбасса необходимо двигаться в следующих направлениях:
- разработка и производство комплексных автоматизированных систем для горнодобывающей отрасли;
- повышение качества выпускаемой продукции и освоение выпуска новых деталей, узлов за счет обновления и модернизации станочного парка предприятий;
- разработка аналогов иностранного оборудования, конкурентных и уникальных образцов отечественного производства.

– Что готова и может сделать сама власть, чтобы поддержать отрасль?

– С 2019 года в Кузбассе реализуется Государственная программа «Развитие промышленности Кузбасса» на 2019-2024гг.». В её рамках мерами господдержки могут воспользоваться и предприятия машиностроительной отрасли. В этом же году была впервые оказана государственная поддержка в виде возмещения части затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением производственных мощностей, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной, конкурентоспособной и экспортно ориентированной продукции в размере 50 млн рублей. Субсидии тогда получили 8 кузбасских предприятий машиностроительной, химической и строительной отраслей. Это беспрецедентная мера поддержки, которая вызвала большой положительный отклик у промышленных предприятий Кузбасса.

В 2020 году из областного бюджета в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование инвестиций в основной капитал» было выделено 100 млн рублей Фонду развития промышленности Кузбасса для предоставления льготных займов промпредприятиям на  мероприятия по противодействию распространению COVID-19.

Из них около 35 млн рублей были предоставлены предприятиям машиностроительной отрасли. Так, «Кемеровский механический завод» получил заём 15 млн рублей сроком на 2 года по ставке 1% на создание нового производства клапанных систем быстроразъёмных для аппаратов ИВЛ и 14 млн рублей сроком на 2 года по ставке 1% на увеличение производства бактерицидных рециркуляторов. ООО «Транспорт-Электропривод» получило заём в размере 5,9 млн рублей сроком на 6 месяцев под 3% на пополнение оборотных средств.

На 2021 год в областном бюджете предусмотрены ассигнования на финансирование мероприятий госпрограммы по возмещению части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования в размере 30 млн рублей и на докапитализацию ФРП Кузбасса для предоставления поддержки промышленным предприятиям в размере 19 млн рублей. В январе текущего года наша Госпрограмма прошла конкурсный отбор Минпромторга России, по результату которого на реализацию мероприятий программы дополнительно выделено 18,6 млн рублей из федерального бюджета.

В начале августа совместно с Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России мы провели практическую сессию «Выработка инструментов ускорения темпов роста региональной экономики и повышения инвестиционной привлекательности Кузбасса». В рамках сессии состоялось подписание Соглашения о реализации проекта по созданию и развитию промышленного технопарка «КЭМЗ» между Минпромторгом Кузбасса и ООО «Управляющая компания «Промышленный технопарк КЭМЗ». Проект предусматривает создание производственных и технологических условий развития машиностроительных предприятий – субъектов МСП (компаний-резидентов технопарка) – на базе современного технологического комплекса коллективного пользования, разделение производственно-коммерческих и хозяйственных бизнес-процессов комплекса для повышения его экономической эффективности в интересах всех участников, создание высокопроизводительных рабочих мест, поиск и привлечение инвестиций.Был рассмотрен важный для развития промышленности Кузбасса проект по созданию межрегионального промышленного кластера производителей горно-шахтного оборудования как инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона.

Что касается мер поддержки, то консультацию по ним можно получить в ФРП Кузбасса и Минпромторге Кузбасса, наши специалисты всегда идут навстречу, обязательно дадут подробные разъяснения, подскажут какие нужны документы и расскажут об условия участия в конкурсах на получение субсидий.
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[18 октября] Приток туристов в Кузбасс в летний сезон вырос на 22%
[15 октября] Открыт путепровод над Транссибом у деревни Суслово стоимостью 1,1 млрд рублей
[15 октября] Кемеровский торговый центр «Спутник» открывается после месячного простоя
[15 октября] Поднебесным Зубьям готовят мастер-план для дальнейшего развития туризма
[15 октября] Конкурсный управляющий шахты «Алексиевская» оспорил начисление надбавок менеджерам предприятия

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко