Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[15 октября] Кузбасская ГСХА в рамках Третьего Евразийского Женского форума подписала два соглашения о развитии женского предпринимательства на селе в регионе
[15 октября] А царское ли это дело – корпоратив организовать?
[14 октября] Сбер и компания «СДС-Уголь» договорились сотрудничать в сфере ESG
[14 октября] Не только идентичный, но и поэтичный: что пишут про Кемерово студенты
[13 октября] Административный контроль и проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности, мешающие развитию бизнеса в Кузбассе


 
 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 07.10.2021

Города-миллионники, ОЭЗ «Кузбасс» и новый аэропорт

На встрече с президентом России Владимиром Путиным 1 октября губернатор Кузбасса Сергей Цивилев представил свою очередную программу развития региона. На этот раз в её центре должны стать развитие крупнейших городов Кузбасса до уровня миллионников, а основным экономическим движителем – свободная экономическая зона в областном центре. У главы государства губернатор попросил поддержку в этих проектах и в строительстве нового аэропорта в Шерегеше, третьего в регионе с охватом вплоть до Москвы.

Поликлиники и новый аэропорт

Вначале Сергей Цивилев представил президенту недавно заявленную программу «Моя новая поликлиника», предусматривающую строительство 34 поликлиник по разработанному в Кузбассе модульному проекту. По опубликованной на сайте Кремля стенограмме части беседы, Владимир Путин заметил, что для Кузбасса «серьёзная задача и вызов – это борьба с инфекционными заболеваниями». Губернатор ответил, что недавно для неё сдали большой инфекционный комплекс в Новокузнецке, который был построен за год и четыре месяца, и который уже занимается работой по ковиду, а в дальнейшем готов работать по инфекциям, патогенам первого типа. И признал, что старая инфекционная больница в Новокузнецке была закрыта по решению суда, и «решение суда справедливое».

Затем Сергей Цивилев рассказал о необходимости модернизации детских садов, аналогично тому, как проводится она по программе «Моя новая школа». В регионе – 860 детсадов, преимущественно постройки советских времен, и за счёт муниципальных средств капитальный ремонт идёт всего в пяти. Перейдя к необходимости поддержки развития горнолыжного курорта Шерегеш, губернатор заявил, что не хватает аэропорта в непосредственной близости от горы. «Ближайший аэропорт в Новокузнецке, в 180 километрах», ехать от него «по железной дороге – очень долго, автобусом 180 километров по горным дорогам – это и опасно, и долго». «А если мы построим аэропорт прямо в Шерегеше, мы выбрали площадку в 7 км от горы, и есть инвестор, кто построит терминал, – мы, область, готовы подвести дороги и все коммуникации. Но нужна взлётно-посадочная полоса». Президент поинтересовался, сколько стоит полоса примерно? (Взлётно-посадочные полосы по законодательству находятся в федеральной собственности – «А-П»). И получил ответ от Сергея Цивилева, «сейчас проектируем, где-то 2,8 миллиарда рублей», и уже «в ближайшее время получим окончательные параметры по этой полосе под разные типы самолётов».

Министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан пояснил «А-П» по этому поводу, что есть проект нового аэропорта, предложенный холдингом «Новапорт», который предполагает взлётно-посадочную полосу (ВПП), способную принимать лайнеры среднего класса, типа «Суперджет» и крупнее. Что включит в радиус действия нового аэропорта практически все крупные города России, начиная от Москвы. Поэтому власти Кузбасса и поддерживают этот проект нового аэропорта, тогда как проект расширения аэропорта Таштагола за счёт удлинения взлётно-посадочной полосы ограничен размерами поймы реки Кондомы. По данным министра, точка расположения ВПП нового аэропорта для Шерегеша выбрана ещё в 2018 году по итогам проработок, проведённых проектным институтом «Красаэропроект». В случае строительства нового аэропорта в Шерегеше, он станет третьим в регионе с охватом до Москвы. В большинстве регионов страны, напомним, не всегда есть и один такой.

Города-миллионники и ОЭЗ

Затем на встрече с Владимиром Путиным последовало заявление Сергея Цивилева, что «очень востребовано у нас создание особой экономической зоны рядом с городом Кемерово». И это было довольно неожиданно. В Кузбассе о подобной зоне не говорили уже более 15 лет, когда в 2005 году регион подготовил проект технико-внедренческой ОЭЗ «Интера», но получил отказ правительства на её учреждение (взамен был создан «Кузбасский технопарк»). Губернатор предложил подобную идею заново на этот раз со ссылкой на наличие в областном центре большого числа закрывшихся заводов с оставшимися «большими территориями с большими мощностями», в частности, завод «Прогресс». И попросил у президента поддержки в создании особой экономической зоны для химии, отметив, что есть потенциальные инвесторы, которые готовы зайти туда.

По сообщению пресс-службы администрации облправительства, предложение ОЭЗ и её поддержки было сделано в связи со стоящей перед регионом стратегической задачей по диверсификации экономики и наращиванию инвестиций в несырьевых отраслях, и особая экономическая зона «Кузбасс» вблизи Кемерова значительно помогла бы осуществить эти планы, «позволит привлечь инвесторов с предоставлением налоговых и таможенных преференций», открыть «более 10 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест». Общая площадь будущей ОЭЗ составляет 1700 га с включением в неё площадки завода «Прогресс», остановленного железобетонного комбината, неиспользуемых территорий КАО «Азот», транспортного узла Топки и другие объекты. Стоит напомнить, впрочем, что ФГУП «Прогресс» по-прежнему находится в конкурсном производстве, и процедуру банкротства нужно привести к какому-то продуктивному результату, в частности, продать основное имущество с площадкой.

Но главное предложение преобразований в Кузбассе было «припасено» напоследок. По крайней мере, той части беседы, что была обнародована. И оно оказалось не менее неожиданным, чем предложение ОЭЗ. Сославшись на то, что молодежь из Кузбасса уезжает, и стоит вопрос в том, чтобы её удержать, а уезжает она из городов, построенных по принципу: «возникала шахта или завод, вокруг – город…». «Потому что это моногорода в основном», согласился президент. И получил предложение «о создании в Кузбассе двух городов-миллионников на базе Кемерова и Новокузнецка, в которых сейчас 550-560 тыс. человек населения в каждом, построена вся инфраструктура, есть аэропорты». Сергей Цивилев сообщил, что для строительства миллионников «можем делать комплексное развитие территорий, сносить кварталами частный сектор, на его месте строить современные дома».

И если социальное, и даже экономическое значение (в Кемерове основой нового города может стать заявленная ОЭЗ) предложения о миллионниках вполне очевидно – молодежь уезжает именно в такие города в соседние регионы или в центральную часть страны – то демографическое наполнение идеи неясно. Очевидно, что собственного резерва в Кузбассе с 2,6 млн человек населения не хватит, и кузбасские миллионники смогут возникнуть только за счёт привлечения мигрантов из соседних регионов, а это будет непростая конкуренция.

Игорь Лавренков
Фото: kremlin.ru
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[18 октября] Приток туристов в Кузбасс в летний сезон вырос на 22%
[15 октября] Открыт путепровод над Транссибом у деревни Суслово стоимостью 1,1 млрд рублей
[15 октября] Кемеровский торговый центр «Спутник» открывается после месячного простоя
[15 октября] Поднебесным Зубьям готовят мастер-план для дальнейшего развития туризма
[15 октября] Конкурсный управляющий шахты «Алексиевская» оспорил начисление надбавок менеджерам предприятия

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко