|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[5 декабря] Датчики в шинах для БелАЗов и умные светофоры: продажи SIM для устройств в Сибири выросли на 40%
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 03.03.2022
Герой нашей юбилейной рубрики #АВАНТ_20 – Роман ЖАВОРОНКОВ, генеральный директор компании Goodline, предприниматель, человек, известный, как основатель крупной IT-компании в Кузбассе, инициатор ряда стартапов и развития креативной экономики в областном центре.
– Роман Викторович, Вы в своё время закончили математический факультет КемГУ. Как получилось, что пришли в бизнес? – Я думаю, как и многие в то время – случайно. Всё начиналось с интернета. Тогда казалось, что это какая-то магия, которая просто невероятно меняла мир. Это было очень захватывающе, и я начал этим заниматься. Но сначала сложно было это назвать бизнесом. – А когда вы поняли, что занимаетесь бизнесом? – Когда людей стало так много, что перестал помнить всех по именам. Управлять надо было уже более сложными инструментами. Тогда я ещё не знал как и делал по наитию, а потом уже подключали экспертизу. – Вы разделяете предпринимательство и бизнес? – Да, это разные понятия. Предприниматель действует в зависимости от ситуации: что-то происходит, и он предпринимает действие в ответ. А бизнес – это более инерционная система. В ней стараешься масштабировать свой предыдущий успех, отказываешься от возможности получить максимум сейчас, чтобы достичь чего-то в долгосрочной перспективе. Ты не хватаешься за всё подряд и идёшь более последовательно. – Команда, с которой вы начинали свой путь, практически полностью сохранилась. Это редкость. Что нужно было сделать для этого? – Не тянуть на себя одеяло, понимать, что у каждого есть своя роль и функционал. И не надо занимать все роли в команде, должно оставаться место рядом с вами и для других. – Как за 20 лет изменилась отрасль телекома? – Начнём с того, что Россия начиналась с такого термина – «пионер net», когда какие-то студенты в вольной формулировке – «пионеры», накидали проводов и по проводам запустили интернет. Тогда это было массовое явление в стране. Потом всё это росло, развивалось. И в какой-то момент превратилось в бизнес, а дальше рынок созрел – вышел на плато, перестал расти. Получилось так, как это в большинстве отраслей и бывает. – Можете ли вы назвать какие-то «знаковые» точки изменения в отрасли и бизнесе? – Во-первых, это создание call-центра: диспетчера заменили на систему. И это, наверное, первая значимая точка проявления бизнеса, когда всё приходит в системный вид. Во-вторых, появление безлимитных тарифов. До их появления пользователь должен был контролировать количество мегабайт, которые у него остались. А безлимитный тариф снял этот вопрос с пользователя, и рынок начал резко расти, примерно в 10 раз. В-третьих, когда мы начали интенсивно развивать внутреннюю информационную систему. Это был непростой период. Сначала мы буквально «захлебывались», но постепенно ввели проектное управление, развивали его, а дальше стали способны делать более сложные вещи. Всё это привело к созданию инфраструктуры, которая помогла обеспечить качественный и стабильный уровень. Параллельно мы заменили все медные сети на оптоволоконные. Осмысленное развитие сервиса – следующий этап. Когда call-центр только создавался, в отрасли это было необязательно, конкуренты этого не делали, люди и так платили деньги. Но для нас сервис всегда был принципиальным моментом. Последний этап – переезд в свое собственное здание, которое было продумано от и до. – Какой следующий шаг? – Как и в любой другой отрасли – попытка запустить какие-то спин-офф (ответвления бизнеса) и построение той структуры, которая в состоянии поддерживать эту планку длительное время. Рынок объективно не даёт возможности расти. – В какой момент «схлопнулись» все местные компании, и что позволило вам продолжить расти? – В тот момент, когда нужно было переходить к бизнесу. Именно здесь кто-то не захотел этим заниматься, а кто-то не выдержал конкуренции. И так в каждой отрасли. В каждом регионе либо есть свои сильные местные компании, либо их нет. Однозначно сказать, что помогло нам, сложно. Мне кажется, потому что мы с самого начала выбрали более системный подход к выстраиванию бизнеса и всех процессов. – Считаете ли Вы необходимым постоянно строить взаимоотношения с властью, чтобы бизнес развивался? – В любой стране при масштабе бизнеса заметном для власти, ты обязан с властью строить взаимоотношения. Просто в разных странах разные точки, вокруг которых будет строиться коммуникация. Это сложный мир, здесь нельзя по-другому. Не бывает «чистого предпринимательства», равных правил для всех, справедливости нет. Многие люди носят в себе «советское» восприятие устройства и «правильности» общества, но в капиталистической реальности этого нет. В этом смысле везде всё одинаково. В том же США, например, на место демократов пришли республиканцы и всё, правила поменялись. Суть везде одна – жизнь и мир несправедливы. А про капитализм давно уже Карл Маркс всё написал. – А предпринимательству можно научить и научиться? – Конечно. Любая системная технология – знание. Она увеличивает шансы на успех. Если психологическая база у человека хорошая и предрасположена к предпринимательству, то его шансы на успех повышаются. Если изначально его шансы на успех не очень, то ты сделаешь посредственно, но всё равно сделаешь. Навыки в любом случае помогут. – Возможно ли в нашей стране существенное увеличение количества предпринимателей? – На это нельзя однозначно ответить. Надо понимать, что сегодня во всём мире количество предпринимателей уменьшается. Особенно на фоне пандемии. Плюс есть какие-то фундаментальные факторы, на которые мы не можем повлиять. Было когда-то китайское, южнокорейское и другие «экономические чудеса». Куда это всё делось? Конечно, у нас есть очень неплохие шансы в будущем. В целом, в мире есть три сильных игрока – американцы, китайцы и мы. У первых двоих инфраструктура перекачена под тот спрос, которого нет. Их избыточная инфраструктура на основе ослабленной экономики будущего ляжет на их плечи, будет придавливать их к земле. У нас этих проблем нет, но есть другие. – У вас есть ещё и другие бизнес-проекты. Что Вас заставляет заниматься ими? – Во-первых, это личный интерес. А во-вторых, сам телеком сегодня не даёт динамики. В стабильном бизнесе кровь течёт слишком медленно. Именно поэтому нужно «ставить себе инъекцию» – получать новую информацию, опыт, знания, людей привлекать и многое другое. Иначе лидерство не удержать. Рыночная стабильность – это хорошо, но она достигается не за счёт стагнации, а за счёт внутренней динамики, изменений. – «Идентичный Кемерово» – проект, который прогремел на весь Кузбасс. Он тоже нужен компании как «инъекция»? – Чтобы идти вперёд нужно постоянно пробовать в работе новые инструменты и подходы. Нам интересно заниматься тем, что возможно, но почти невозможно. «Идентичный Кемерово» – это как раз этот случай. Данный проект действительно далёк от телекома. Наша цель – создать платформу, сгенерировать смыслы города, чтобы они расходились дальше. Для нас важно создать окружение, в котором входной барьер между человеком, который хочет сделать в городе что-то креативное, и результатом, станет значительно ниже, чем сейчас. По сути, мы выстраиваем инфраструктуру, двигаясь по которой, кемеровчанин может реализовать себя без особого героизма. Сейчас человек должен обладать одновременно большим количеством талантов, чтобы что-то сделать. Мы просто убираем барьеры. В идеале это должно работать так: кемеровчанин приходит на мастер-класс, где ему помогают сделать качественное техническое задание, а после он получает грант на реализацию проекта и доступ к точкам продаж. Если повторять это с какой-то периодичностью, то можно в городе создать креативную индустрию, экономику. Нам важно выстроить процесс, научить людей, дать им инструменты, чтобы они могли реализовываться. Интерес в том, чтобы всё это заработало, дало свои результаты для города. – По-вашему, такие проекты, действительно, влияют на развитие города и его жителей? – Да, безусловно, но это очень сложный и длительный процесс. Для такого влияния должна набраться критическая масса факторов. У нас в городе на некоторые вещи есть «статус кво» – и в обществе, и у блогеров, и у чиновников. Бытует мнение, что, например, дизайн не может стоит дорого, так как он нематериален. А вот на перевозку камней, выравнивание земли, подведение дорог могут потратить сумму в несколько порядков больше, чем на смысл, ради чего это всё было сделано. – Через какой промежуток времени эта критическая масса накопится? – Нельзя сказать. Это же череда событий. Удачно карта ляжет – быстро, неудачно – никогда. Это несчётные операции. – Вы – кемеровчанин, родились и выросли здесь. Вы никогда не хотели переехать? – Нет. Вопрос постоянно летает в воздухе, но я никогда об этом не думал. Для меня Кемерово – это Родина. Нужно понимать, что люди всегда везде возят себя с собой, и переезд в другое место не гарантирует им счастья. Когда человек не может найти себе место в более или менее благоприятных условиях, он не сможет его найти нигде. Конечно, есть исключительные случаи. Например, когда человек хочет заниматься ядерной физикой, а в Кемерове как-то не очень с этим, тогда ему однозначно надо уезжать, чтобы заниматься тем, что ему нравится. Зачастую же люди просто сбегают. Они верят, что только в новом месте им будет хорошо, но приезжают и вновь встречают себя. Реализоваться можно практически везде. Безусловно, есть редкие случаи, но чаще всего срабатывает «бегство от самого себя». Многие не думают о том, что в Питере отвратительная погода, хуже, чем у нас. В Калининграде – прибежище пенсионеров, оттуда люди часто уезжают в Питер. Краснодар – топ по пробкам, полностью перегружена социальная инфраструктура: по 40 человек в классе и достаточно суровое лето. Новосибирск для меня некрасивый. Но это не значит, что эти города безнадежно плохи, нет – они по-своему хороши. Так же, как и по-своему хорош Кемерово. – Уезжают же не только те, кто не может реализоваться, есть и другие причины для переезда... – Большую роль играет обстановка в мире. Текущее мироустройство распадается, экономика распадается. Люди чувствуют, что небо «падает» не на землю, а на них. И пытаются от него избавиться тем или иным способом. Это как схватиться за горячую кастрюлю, ты её всё равно бросишь, не важно с какими-то последствиями. Это порождает множество иррациональных действий, просто чтобы на миг боль стихла. – Последний вопрос. Есть что-то за вашу 20-летнию деятельность, чем Вы, действительно гордитесь? И можете назвать самый большой провал? – Нет. Каждые полгода – новая реальность, и бизнес выглядит по-новому. Провалов немерено, но пока ни один не оказался фатальным, к счастью. Это нормально. Откуда взять опыт? Из поражений. Но в будущее двигают победы. Беседовала Галина Красильникова Подготовила Анастасия Сальникова Читайте также интервью Романа Жаворонкова:
|
Деловые новости[6 декабря] Кемерово продает здание бывшей школы Кемеровского рудника проекта ван Лохема Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |