-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 25.08.2022

Давление и приспособление

К своему очередному празднику современный углепром Кузбасса подходит в самый сложный момент в своей современной истории – Россия и вся её экономика подвергнута различным санкциям, ограничившим все виды экспорта энергоносителей, многие виды импорта, инвестиции и трансакции, да и другие формы обмена и общения с внешним миром. Основным негативным фактором для отрасли стало угольное эмбарго Европейского союза, объявленное ещё в апреле и полностью введённое 10 августа. Последние годы европейский рынок уже не был основным для кузбасского угля, однако, и 40% потери весьма существенны, поэтому угольным компаниям приходится прилагать огромные усилия в поисках новых рынков сбыта. В первую очередь они поворачивают экспортные потоки угля в сторону Китая и Индии. И есть ещё сравнительно крупные потребители среди стран Азии, которые могли бы поглотить образующие излишки экспортного угля.  

Хождения за три моря

О происходящих изменениях в экспортной торговле российским углём приходится узнавать через сторонних наблюдателей. В условиях жёсткого санкционного давления угольщики предпочитают не комментировать свою работу по поиску новых рынков сбыта, новых способов получения оплаты и новых потребителей. Тем не менее, в конце июня, крупнейший производитель цемента Индии UltraTech Cement приобрёл крупную партию российского угля с оплатой в китайских юанях. Поставщиком выступило АО «Сибирская угольная энергетическая компания», и не исключено, что это был кузбасский уголь.

Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на данные индийской таможни, партия в 157 тыс. тонн угля была отгружена из Ванино. Её стоимость составила 172,65 млн юаней, или 26,81 млн долларов, 170 долларов за тонну. Это соответствовало тогдашним котировкам на энергетический уголь в портах российского Дальнего Востока. Примечательно, что о поставке договорилось подразделение СУЭК в Дубае, и два источника Reuters подтвердили наличие других подобных заказов российского угля с использованием платежей в юанях, чтобы преодолеть негативный эффект от западных санкций.

В начале августа стало известно, что индийские компании наладили регулярные покупки российского угля за азиатские валюты, чтобы получить сырьё со скидками и не нарушать при этом западные анти-российские санкции. Исследование Reuters таможенных документов Индии и отраслевых источников показало, что в июне из 1,7 млн тонн российского угольного импорта 742 тыс. тонн, или 44%, индийские покупатели оплатили иными чем доллар валютами. В частности, китайскими юаня было проведено в июне 31% таких платежей за российский уголь, гонконгскими долларами – 28%, евро – 25%, дирхамами ОАЭ – 16%.
Покупатели в Индии ожидают увеличения доли недолларовых сделок с российским углём.

В июле поставки российского угля в Индию выросли к июню на 20% и составили уже 2,06 млн тонн, и это уже очень существенный показатель – 20-24 млн тонн в годовом пересчете. Импортёров российского угля с таким уровнем и выше в прошлом году было всего четыре – Китай, 55 млн тонн, Корея, 22 млн, Германия и Япония, по 20 млн тонн. Импорт Индии, по ее данным, составил 7,5 млн тонн, и прибавка в 14-15 млн в этом году в состоянии заменить такого потребителя в ЕС как, например, Польша и Нидерланды вместе взятые.

В январе-июле текущего года добыча угля в Кузбассе составила 125,7 млн тонн, что на 8,6% меньше, чем годом ранее – 137,5 млн тонн. Переработка угля с начала года снизилась до 102,8 млн тонн (-4,7%), отгрузка – на 13,9 млн тонн, до 114,7 млн тонн (-10,8%), в том числе, в западном направлении – до 58,5 млн тонн (-13,8% к уровню 2021 года), в восточном – до 28,5 млн тонн (-9%), в местном сообщении – до 27,7 млн тонн (-5,8%). Поставка угля конечным потребителям с начала года составила 102,7 млн тонн (на 10,8% ниже, чем в январе-июле 2021 года), в том числе, 68,8 млн на экспорт (-15,8%). В июле добыча угля в Кузбассе составила 16 млн тонн угля, что на 20,8% меньше, чем в июле прошлого года, поставка конечным потребителям – 14,6 млн, в том числе, 10,2 млн – на экспорт (на 10% ниже, чем в июле 2021 года). Остатки угля на складах на 1 августа составили 18,7 млн тонн, что на 25,5% больше, чем годом ранее.
На этом фоне АО «Кузбасская топливная компания» (КТК) нашла нового потребителя внутри страны, хотя и всего за два моря, но с тремя перевалками и не намного ближе Индии. Так или иначе, КТК впервые в своей практике поставила уголь в рамках северного завоза в посёлок Охотск на севере Хабаровского края. По данным пресс-службы КТК, доставка партии в 5 тыс. тонн угля марки Д с разреза «Виноградовский» была организована железнодорожным транспортом, речными баржами и морскими судами. Отгруженный уголь предназначен для местного АО «Теплоэнергосервис» и будет использован для обеспечения тепло- и электроэнергией 3 тыс. жителей Охотска в зимний период. Сложность поставки в том, что в Охотск северный завоз осуществляется только в ограниченный период летней навигации с мая по июль. На месте есть уголь собственной добычи, но для улучшения его качества была приобретена также партия кузбасского угля.

За три моря или ближе, но подсчеты сторонних наблюдателей показали, что уже в июле, то есть, до полного введения угольного эмбарго российские угольные компании нашли покупателей на образующиеся экспортные излишки. Газета «Ведомости» сообщает со ссылкой на аналитическое агентство Kpler (отслеживает морские товарные перевозки), что в июле общие поставки российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона могли вырасти на 2,8 млн тонн с увеличением экспорта в Китай на 42%, до 6,7 млн тонн, и в Индию – на 60%, до 2 млн (см выше другие данные о росте всего на 20%, но также до 2,07 млн тонн). При этом в КНР уголь поставляется также железной дорогой, и угольщики предлагают также использование поставок по Амуру.

Санкционеры платят трижды

Уже в апреле при объявлении о введении эмбарго на импорт российского угля в страны ЕС эксперты предупреждали – и при небольшом общем объёме этого импорта (на уровне 4-5% мировой торговли углем) заместить его из других источников будет крайне сложно. Российские поставщики расположены ближе других к Европе, их ценовое предложение и качество российского угля делает его наиболее доступным и приемлемым видом данного энергоносителям для европейских стран. И отказ от него приведёт к росту цен и транспортных затрат. Так и произошло – против уровня начала февраля цены на уголь на мировом рынке выросли в 2,2 раза, со 174 долларов за тонну до 377, а к уровню августа прошлого года – уже в 2,5 раза, со 148 долларов.

При этом повсеместно распространились оценки ценовых агентств (таможенные данные закрыты правительством России с конца февраля) о существенном дисконте, с которым вынуждены в условиях санкций экспортировать свою продукцию российские угольщики. Однако, когда закрыты данные экспортёра, открыты данные импортёров. По данным некоторых из них, в июне российский уголь приходил в большинство стран-импортеров по цене от 200 долларов и выше. Например, Германия ввезла в этом месяце 1,31 млн тонн российского угля из 3,65 млн общего импорта, заплатив за него 470 млн долларов, или по 358 долларов за тонну. Это в 3,5 раза дороже, чем обходился российский уголь годом ранее – 102 доллара за тонну. Можно предположить, что в цену импорта входят также транспортные издержки, но особого значения это не имеет, они имели место и годом ранее. В июне российский уголь обошёлся Франции в 391 доллар за тонну (правда, всего 35 тыс. тонн поставок), а вот присутствующей на том же Атлантическом угольном рынке почти что дружественной Турции – в 225 долларов (что также выше котировок ценовых агентств) при общем импорте из России 1,7 млн тонн.

Зарубежные СМИ отмечают, что полный отказ от российского угольного импорта, к которому, например, прибегла уже в апреле Польша, оказался отдельной проблемой. В частности, отмечают, что уже к началу августа в этой стране проявился заметный дефицит угля. Цены на него растут, и правительство вынуждено искать чрезвычайные решения, поскольку 10 млн тонн угля ежегодно использовали для своих нужд частные домохозяйства, и 40% этого угля было из России. Его использовали как более дешевый, чем местный, и более качественный, с большей теплотворной способностью и меньшем содержанием серы. С запретом российского цены на уголь выросли в Польше до 2 тыс. злотых за тонну (420-430 евро) и выше, без затрат на доставку и хранение, что в 4-4,5 раза больше, чем годом ранее, и для многих потребителей стали неподъёмными.

На начало августа запасы угля на складах всей страны снизились до исторического минимума в 4,4 млн тонн, в 2 раза меньше, чем в период пандемии. При этом ведущие угольные компании страны уже распродали все свои запасы и резервами на зиму не располагают. Местные угольные электростанции вынуждены снижать выработку электроэнергии, сокращать ее традиционный экспорт. В июле страна впервые за много месяцев стала нетто-импортером электроэнергетии. Добавляет проблем отсутствие достаточных мощностей для перевалки угля в польских портах на Балтике. Приходится импортировать уголь через порты Нидерландов и Бельгии и везти его через пол-Европы. В таких обстоятельствах правительство страны обдумывает снятие запрета 2020 года на использование угля «худшего качества» и уже одобрило заготовку дров в лесах.

Углю быть

В таких обстоятельствах ясно одно – по дисконтированным ценам или нормальным, в условиях транспортных ограничений в восточном направлении или через порты Балтики и Черного моря, но кузбасский уголь находит себе сбыт. И будет находить и дальше. Тем более, что на этот год Международное энергетическое агентство прогнозирует потребление угля в мире на рекордном уровне в 8 млрд тонн («при условии, что экономика Китая восстановится, как ожидается, во второй половине года»). Такой показатель с предполагаемым ростом в 0,7% соответствует рекорду потребления, установленному в далеком 2013 году.

Возвращение к рекордному уровню потребления в этом году происходит на фоне того, что в прошлом году мировое потребление угля и так выросло на весьма высокие 6%, благодаря быстрому восстановлению мировой экономики. В этом же году спрос на уголь поддерживается за счет роста цен на природный газ, что вызвало активное переключение с с газа на уголь во многих странах, а также за счет экономического роста в Индии. Против работает замедление экономического роста в Китае и неспособность некоторых крупных производителей угля нарастить добычу. В Индии, как ожидается, спрос на уголь вырастет на 7% по сравнению с потреблением прошлого года (1,05 млрд тонн). В Китае, напротив, спрос на уголь снизился на 3% в первой половине 2022 года из-за карантинов в некоторых городах, но рост во второй половине года, вероятно, восстановит потребление угля на максимуме 2021 года (4,25 млрд тонн). В Европейском союзе потребление угля также вырастет на 7% в 2022 году сверх прошлогоднего скачка на 14%. Это обусловлено спросом со стороны электроэнергетического сектора, где уголь все чаще используется для замены газа, который находится в дефиците. При этом, как известно, европейским потребителям придется искать уголь где-то не в России, что только добавит напряженности на рынке.

Мировая угольная торговля в прошлом году выросла на 43 млн тонн (+4,3%) в секторе энергетического, и на 4 млн тонн (+1,3%) коксующегося угля. В первом случае прибавку обеспечили Индонезия (+27 млн), США (+12 млн тонн), Россия (6 млн), во втором – США и  Россия (по 3 млн тонн). По таможенным данным, совокупный прирост угольного экспорта из России составил в 2021 году не 9 млн тонн, а 12,8 млн. В этом году ожидается сокращение на 45 млн тонн импорта Китаем и рост Индией. При этом российский экспорт, по расчетам МЭА, упадет на 18 млн тонн (15 млн энергетического и 3 млн коксующегося угля), сократится также вывоз из ЮАР, увеличится на 15 млн из Индонезии. Но роста её поставок будет недостаточно, «рынок останется очень напряжённым», а «предложение угля с высокой теплотворной способностью останется ограниченным» из-за отказа части импортёров от российского угля.

В условиях высоких цен на газ, «очень напряжённого рынка» угля и отказа от российских поставок МЭА прогнозирует сохранение высоких цен на уголь. В марте 2022 года они достигли нового исторического максимума, при этом в Европе на энергетический уголь они сравнялись с ценами в Австралии. Тогда как цены на китайский импорт пострадали меньше из-за снижения спроса и увеличения внутреннего производства. Затем росту цен способствовало решение ЕС об эмбарго на российский уголь, наводнение в Австралии, и цены на условиях FOB в Ньюкасле в мае достигли рекордно высокого уровня в 425 долларов за тонну.

Весьма вероятно, что прогноз возвращения к рекордному уровню потребления, сделанный МЭА, не сбудется, как в ту, так и в другую сторону. Но здесь важно, что сами потребители энергоносителей не ждут ни высокого предложения на рынке, ни снижение цен на уголь, а значит, российским и кузбасским угольщикам можно рассчитывать, что какое-то время в этом году и, очевидно, в следующем на мировом рынке будет нехватка угля, повышенный спрос на него и высокие цены. Значит, можно добывать меньше, а зарабатывать даже больше.

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко