|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[7 ноября] Интернет-мошенники увеличили активность перед сезоном распродаж в Кузбассе
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 22.09.2022
Машиностроение Кузбасса всегда было неотъемлемой частью региональной экономики, и, безусловно, ей останется. Заводы отрасли работали на строительство ведущих предприятий тяжёлой индустрии региона, затем обеспечивали их запасными частями и обслуживали оборудование, и сегодня продолжают выступать важнейшими партнёрами кузбасского углепрома, металлургии, химии, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства. В этом году отрасль приобрела особое значение в связи с беспрецедентным санкционным давлением на Россию. Теперь на кузбасское машиностроение возлагаются надежды как на поставщика оборудования и запчастей взамен импортных и сопутствующего обслуживания. Для этого предприятиям машиностроения предложена различная государственная поддержка, а их заказчиков настойчиво призывают к импортозамещению. Последнее пока выглядит по большей части как переориентация с поставок из недружественных стран на поставки из дружественных и от отечественных производителей. Представители кузбасских машиностроительных заводов и данные внешнеторговой статистики свидетельствуют – угольщики пока предпочитают обращаться к привычным (по качеству и техническим параметрам запрашиваемой техники и оборудования) зарубежным поставщикам. В то же время и у кузбасских производителей стало больше возможностей со своими предложениями, и востребованность отрасли, конечно, растёт.
Величина и значение По данным статистики, кузбасское машиностроение – не самая крупная по объёмам отрасль промышленности. Совокупный объём отгруженных товаров по всем машиностроительным направлениям составил в прошлом году около 70 млрд рублей (см. диаграмму №1), что на 15 млрд больше, чем в пищевой отрасли, на 30 млрд рублей меньше, чем в химических, и уже почти в 6 раз меньше, чем в металлургии. Разрыв с угольной промышленностью составил в прошлом году 20 раз, но то был год очень высоких цен на уголь. В обычное время разрыв составляет около 15 раз. Но, безусловно, не только и не столько этим определяется значение машиностроения Кузбасса. Наряду с транспортом, строительной сферой и АПК оно в первую очередь удовлетворяет внутренние региональные потребности. Заводы по выпуску оборудования, запасных частей и обслуживанию выступают партнёрами кузбасских угольных компаний, предприятий энергетики и коммунальной сферы, железнодорожных перевозчиков. И значение такого сотрудничества показывают в первую очередь не сравнения с другими отраслями, тем более, такими ориентированными на экспорт, как углепром или металлургия. У машиностроения Кузбасса объём экспорта в прошлом году составил около 32 млн долларов США, или 2,4 млрд рублей в пересчёте по среднему курсу прошлого года 73,66 рубля за 1 доллар. Это чуть больше 3% от всего объёма отгруженных машиностроителями региона товаров и услуг. А вот встречного импорта машинотехнической продукции пришло в Кузбасс на 320 млн долларов, и именно с этими поставками на общую сумму 24 млрд рублей, пришлось конкурировать заводам Кузбасса (за минусом импорта комплектующих на сами эти заводы). Конечно, не со всеми поставками есть конкуренция, есть уникальные по товарной номенклатуре и назначению поставки, или поставки по индивидуальному заказу. Но так или иначе, понятны характер кузбасского рынка потребления машинотехнической продукции и соотношение сил на нём местного производства (плюс нужно иметь в виду поставки из других российских регионов) и импорта.
Сохранение ввоза
Как сейчас складывается ситуация с импортом различного оборудования, техники и приборов, в том числе, для нужд той же угольной отрасли сказать пока сложно. Но и представители кузбасских машиностроительных заводов, и некоторые угольные компании сообщают, что ввоз зарубежной продукции для нужд производства продолжается. На этой неделе, например, АО «СУЭК-Кузбасс» («дочка» АО «Сибирская угольная энергетическая компания», СУЭК) объявило о переходе «на новые самоспасатели CARBO-70 турецкого производства». Правда, такой же прибор выпускает и Южно-Уральский завод спасательного оборудования в Оренбургской области, который в свою очередь сообщает, что производит самоспасатель как разработку компании Degeza. И она действительно располагает производством в Турции, но ведёт своё происхождение от донецкого завода горноспасательного оборудования. В августе один из хакасских разрезов СУЭК сообщал о вводе в строй карьерной техники производства компании Liebherr, и это уже точно продукция не российского происхождения. Генеральный директор СУЭК Максим Басов в одном из недавних интервью признал, что «некоторые традиционные поставщики, действительно, отказываются работать с российскими компаниями либо ограничивают сервисное обслуживание, а другие работают, хоть и стараются не афишировать это». Компания на такие условия работы отреагировала созданием дирекции по сервисному бизнесу, которая развивает машиностроительные активы СУЭК, шесть собственных заводов в Сибири и на Дальнем Востоке. По словам Максима Басова, «на этих предприятиях постоянно расширяется номенклатура продукции, а для развития производства привлекаются различные партнёры из России, Китая, Индии и Латинской Америки». Идёт также поиск «альтернативных поставщиков в том же Китае и других дружественных странах». Внешнеторговая статистика России, как известно, закрыта с февраля, но таможенные данные стран-экспортёров открыты, и они показывают, что их поставки по многим позициям машинотехнического экспорта продолжаются, несмотря на санкционный режим. Например, Германия в первом полугодии текущего года поставила в Россию на 43 млн долларов запасных частей и комплектующих для горной и горно-шахтной техники, по 21,5 млн в первом и во втором кварталах. Это меньше, чем раньше, но все равно немало. Для сравнения только Кузбасс подобной продукции импортировал в прошлом году на 22 млн долларов, в том числе, на 2,7 млн из Германии. Зато она почти прекратила поставки бульдозеров и другой подобной техники в Россию: на 3 млн долларов во втором квартале против 22 млн в январе-марте. Зато по этой группе товаров шли поставки из Японии. В апреле-июне они составили 57 млн долларов, это почти в 3 раза меньше, чем в первом квартале (145 млн), но немалый объём. Кузбасс, впрочем, импортировал эту технику в прошлом году почти полностью из Китая. Трансформация и развитие Статистические данные показывают также, что за последние 5 лет произошла определённая структурная перестройка кузбасского машиностроения. Если пять лет назад «производство машин и оборудования, невключенных в другие группировки» (обычно это как раз горное и горно-шахтное направления) по объёму отгруженной продукции было примерно на одном уровне с «ремонтом и монтажом машин/оборудования», то сейчас разрыв между ними двукратный в пользу последней подотрасли. А вплотную к производству машин и оборудования подошло по объёму отгрузки транспортное машиностроение, в кузбасском случае – это вагоностроение (см. диаграмму №1). Нужно также отметить, что с какими бы сложностями не сталкивалось машиностроение Кузбасса, какими бы не были заметными падения производства в отдельные годы, затем отрасль восстанавливалась. Так было, к примеру, в пандемийном 2020 году, когда снижение производства составило 5-25%, но уже в следующем году прошло восстановление (см. диаграмму №2). Если взять ведущие предприятия отрасли, то какими бы не были сложности в отдельные периоды их работы, практически все они продолжают развиваться, наращивать объёмы выпуска продукции, расширять её ассортимент. Даже Юргинский машиностроительный завод в этом году восстановил свою работу, пусть и частично. Курс на замещение О проведении в регионе специальной работы по замещению импортных поставок машинотехнической продукции было объявлено уже в начале апреля. Тогда губернатор Кузбасса Сергей Цивилев поручил создать рабочую группу для сбора предложений предприятий региона по производству импортозамещающей продукции. По его словам, «всё, что касается импортозамещения, сейчас приоритетно». 7 июня на заседании «круглого стола» «Снижение зависимости российской угольной отрасли от импорта» на выставке «Уголь России и Майнинг» он отметил, что «за последние несколько десятилетий российские угольщики попали в зависимость от импортного угольного оборудования». В результате, российский углепром стал площадкой для испытания оборудования мировых производителей, хотя «в стране много предприятий, которые в состоянии – не потеряли оборудование, не потеряли коллективы – производить качественную и конкурентоспособную продукцию». В интервью «Авант-ПАРТНЕРу» (см. Сергей Цивилев: «Развитию импортозамещающих производств уделяется особое внимание») губернатор признал, что «сейчас у промышленных предприятий региона возникают опредёленные риски в части поставок заказов, сроков изготовления запасных частей, резко стало дорожать сырьё и комплектующие». По оценке Сергея Цивилева, сейчас важно вернуть доверие угольщиков к отечественному оснащению, которое не уступает иностранному по качеству, «снизить зависимость от сторонних производителей и параллельно развивать новые виды производства».
Важной частью курса на импортозамещение стала государственная поддержка, как организационная и консультационная, так и финансовая – налоговыми льготами и льготным кредитованием. Министр промышленности и торговли Кузбасса Леонид Старосвет на заседании «круглого стола» 7 июня на выставке «Уголь и Майнинг» указал на то, что в регионе реализуется государственная программа «Развитие промышленности Кузбасса» на 2019-2024 годы», которая предусматривает финансовую поддержку предприятий в форме субсидий, плюс к этому льготное кредитование предоставляет Фонд развития промышленности Кузбасса. Аналогичную поддержку оказывает также федеральный Фонд развития промышленности. Машиностроители могут также получить бесплатную консультационную поддержку от региональных инвестиционного агентства Кузбасса и центра поддержки экспорта.
Основные движения В ситуации объявленного курса на импортозамещения (отдельный вопрос, насколько этим курсом удастся двигаться, и быстро) у машиностроителей Кузбасса не то чтобы увеличились шансы. Ведь и маркетинг, и необходимость соответствовать цене качеством, и выдачу заданных технических характеристик продукции никто не отменял. Потребители в лице угольщиков, металлургов, железнодорожников и химиков не обязаны покупать отечественное, а внутри него, преимущественно кузбасское, только потому, что объявлен курс. И хотя у машиностроителей стало больше возможностей со своими предложениями местным потребителям, главными событиями в отрасли, нужно отметить, стали в этом году вполне себе обычные, штатные, в стиле «бизнес как обычно». В первую очередь это были действия по расширению рынка, в том числе, при возможности и за рубежом, по увеличению производительности труда и внедрению бережливых технологий, благо на это есть государственная поддержка, по расширению ассортимента и т. п. Кемеровская корпорация «АСИ» отметилась первым оснащением своей системы взвешивания вагоноопрокидывателя на ПАО «Кокс». В мае там были проведены соответствующие работы, и внедрён новый весовой комплекс, призванный упростить приёмку и коммерческий учёт угля, поступающего на предприятие для изготовления кокса. Система сконфигурирована на основе железнодорожных весов «РТВ-С» с максимальной нагрузкой 100 тонн и встроена непосредственно в ротор вагоноопрокидывателя. Конструкция оборудования обеспечивает высокую точность статических измерений, результаты взвешивания сразу поступают в локальную базу данных предприятия. Цель установки нового весоизмерительного комплекса – оптимизация технологического учета за счет совмещения взвешивания непосредственно с работой вагоноопрокидывателя. В июле на Кемеровском АО «Азот» корпорация внедрила систему автоматического контроля фасовки аммиачной селитры в мягкие контейнеры с дальнейшей отгрузкой в стандартные полувагоны. Для этого был выполнен индивидуальный проект технического перевооружения, по которому было установлено измерительное оборудование с максимальной нагрузкой 100 тонн, оснащенное рядом дополнительных модулей, расширяющих функционал комплекса в целом. В частности, четыре пары оптических датчиков в составе системы контроля позиционирования для слежения за положением каждого вагона на весах и др. Кемеровское ООО «ТоргИнвест» наладило сотрудничество по производству новой для себя продукции – проходческого комбайна. Для этого в июне на Петербургском международном экономическом форуме предприятие заключило соглашение с ООО «НПО «Ясиноватский машиностроительный завод» (ЯМЗ) из Донецкой народной республики. Продукция завода «ТоргИнвест» – взрывозащищенные электродвигатели – используется в проходческой технике ЯМЗ, и по соглашению кемеровская компания спланировала начать их поставлять кузбасским угольщикам. Со сборкой на месте, гарантийным и пост гарантийным обслуживанием. Как заявил при подписании директор ООО «ТоргИнвест» Дмитрий Емелин, «развитие кооперации позволит обеспечить работой сотрудников предприятий и создавать новые рабочие места». Директор по развитию ЯМЗ Андрей Хлыстик назвал заключение соглашения «закономерным событием в построении взаимоотношений Донбасса и Кузбасса», которая предоставила «возможность развития предприятий, обмена опытом, сохранение научного потенциала и внедрение инновационных решений». И уже в августе такой проходческий комбайн совместного производства (с участием также томского ООО «Машиностроительное предприятие «Ильма») запустили на шахте имени С.Д. Тихова. А «Промышленный технопарк «КЭМЗ», чьим резидентом является «ТоргИнвест», заключил в июле соглашение о сотрудничестве с Алтайским кластером энергомашиностроения и энергоэффективных технологий. Проект промышленного технопарка по соглашению с министерством промышленности и торговли Кузбасса предусматривает развитие машиностроительных производств на базе технологического комплекса коллективного пользования на площадке в 1,75 га. Машиностроительные проекты продолжают активно использовать льготы резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которых в Кузбассе четыре. В июле совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кузбасса одобрил для размещения на территории «Прокопьевск» предприятие по ремонту самосвалов БелАЗ с инвестициями в 94,7 млн рублей и с созданием 100 новых рабочих мест. Его инициировало ООО «Авангард». Проект планируется реализовать к 2025 году. А на этой неделе совет включил в число резидентов ТОСЭР «Новокузнецк» проект ЗАО «Завод «Сибэнергосила». Оно планирует открыть сервисный центр по ремонту электрических машин для горной и металлургической отраслей, производство электротехнического и распределительного оборудования, в частности, трансформаторных подстанций и электрощитов. Запуск намечен на начало следующего года. Инвестиции в проект – более 24 млн рублей. Сегодня как никогда важно придать машиностроению заметный импульс нового развития, исходящего от новых потребностей импортозамещения, налаживания новых партнёрских отношений местных производителей с местными потребителями, внедрения новых технологий и продуктов. Это – сложная задача, с которой справятся не все заводы. Но если справятся немногие, уже будет заметным достижением.
|
Деловые новости[8 ноября] Руководителя и собственника шахты «Инская» задержали за долги по зарплате горнякам Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |