|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[5 декабря] Датчики в шинах для БелАЗов и умные светофоры: продажи SIM для устройств в Сибири выросли на 40%
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 4 от 23.04.2024
Власти Кузбасса и других угольных регионов страны выступили за снижение негативного влияния на их бюджеты ухудшившейся экономики угольщиков. Это ухудшение было вызвано снижением мировых цен на уголь, ограничениями его вывоза железнодорожным транспортом и введением экспортных пошлин на уголь. Чтобы улучшить экономику и обеспечить наполняемость бюджетов угольных регионов, предложено установить высокие цены отсечения для взимания экспортных пошлин и снизить тарифы на перевозку угля.
Комиссия Государственного Совета России по направлению «Энергетика» провела 11 апреля заседание под председательством помощника Президента России, секретаря Госсовета Игоря Левитина и губернатора Кузбасса Сергея Цивилева. Основной темой было заявлено формирование новых национальных проектов в сфере энергетики, но участники обсудили также ситуацию в угольной отрасли России. При этом Сергей Цивилев заявил, что «снижение мировых цен на уголь, ограничение его вывоза железнодорожным транспортом, изменения в таможенном регулировании оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов», сообщил сайт президента РФ. По словам губернатора, «угольные компании столкнулись с ограничением объёмов отгрузки угля, в том числе, из-за недостаточной провозной способности железных дорог в условиях введения санкций недружественными странами и перенаправления грузопотоков на Восток», у них выросли затраты «на оборудование, аренду вагонов, перевалку в портах, фрахт и страховку судов, расходы по кредитным процентам из-за роста ключевой ставки», сказано в сообщении пресс-службы администрации правительства Кузбасса. Заместитель губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов отмечает, что, как основной угледобывающий регион страны, Кузбасс уже в конце прошлого года «в наибольшей степени почувствовал кризис в угольной отрасли» – снижение общих доходов регионального бюджета в 2023 году составило 13%, или 42 млрд рублей, относительно уровня 2022 года, а по налогу на прибыль организаций – почти 30%. В настоящее время ряд средних и малых угольных компаний Кузбасса, «где суммарно занято больше 30 тыс. сотрудников, уже снижает добычу и отгрузку». Хотя, если брать за основу колебания австралийских угольных фьючерсов в порту Ньюкасл, они в начале апреля прошлого года стояли на отметке 192 доллара за 1 тонну угля, к концу мая того же года упали до 131 доллара и после двух снижений в октябре-ноябре 2023 (до 123 долларов, минимум) и в январе-феврале 2024 (до 116) в апреле нынешнего года вернулись к уровню 129 долларов за тонну. Это подтверждают и данные заместителя губернатора по ТЭК, транспорту и экологии о колебаниях цен на европейском рынке, где энергетический уголь по индексу CIF ARA API 2 падал в цене в феврале до 87 долларов за тонну, в марте дорожал до 106, а в апреле – до 120 долларов. Для снижения негативного воздействия на бюджеты угольных регионов неблагоприятной рыночной конъюнктуры и потерь угольщиков при вывозе и экспорте угля Сергей Цивилев «предложил комплекс мер, который поддержали заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников и представители угледобывающих регионов – председатель правительства Республики Хакасия Валентин Коновалов и глава Республики Тыва Владислав Ховалыг. В сообщении Кремля комплекс мер не расшифровывается, издание «Коммерсант» со ссылкой на протокол заседания комиссии сообщило, что она рекомендовала правительству отменить курсовую экспортную пошлину на уголь или ввести цену отсечения, ниже которой пошлина перестаёт действовать. По данным Андрея Панова, ещё на совещании в Минэнерго России 29 марта представители Минэкономразвития и ФАС России подтвердили целесообразность установления цен отсечения и согласовали их уровень при экспорте энергетического угля через порты Дальнего Востока в 110 долларов за тонну, порты Юга в 126 долларов и Северо-Запада в 110 долларов. В отношении коксующегося угля, антрацита и энергетического концентрата PCI уровень цен отсечения не был согласован. «Коммерсант» сообщил, что комиссия Госсовета по итогам совещания 11 апреля предложила цену отсечения для установления экспортных пошлин в 114 долларов за тонну угля при вывозе с Дальнего Востока, 106 – портов Северо-Запада и 111 – Юга, для коксующегося угля 172, 167 и 165 долларов, соответственно, для антрацита и энергетического концентрата PCI – 141, 137 и 137. Она также предложила отменить применение индекса на австралийский коксующийся уголь при расчёте налога на добычу полезных ископаемых на коксующийся уголь в России и вернуть порядок расчета этого налога, действовавший до 1 января 2022 год, а ОАО РЖД – «довезти объёмы экспортного угля на восток в рамках соглашений с угольными регионами и увеличить перевозки в восточном направлении, а также заключить соглашения по вывозу на юг и северо-запад», сообщил «Коммерсант». Заместитель губернатора Андрей Панов обращает также внимание, что пока так и «не принято многократно обсуждавшееся решение по исключению из базиса для расчёта суммы подлежащей уплате пошлины логистических расходов (железнодорожные перевозки, перевалка в портах)», а угольщики «платят сбор в том числе за услуги логистики, цена которых выросла за последние 3 года по разным направлениям на 70-95%». На фоне кризиса с доходностью угольного экспорта в Кузбассе продолжает сокращаться добыча угля. В конце прошлого года она снизилась до уровней месячной добычи в 17-18 млн тонн и осталась на них в начале нынешнего года. В марте добыча угля сократилась на 1%, до 18,4 млн тонн, за счёт падения в сегменте энергетического угля (-10,8%, до 11,6 млн тонн). Тогда как добыча угля коксующихся марок выросла на 21,4%, до 6,8 млн тонн против 5,6 млн в марте прошлого года. Запасы угля на складах на 1 апреля составили 21,5 млн тонн, что на 1,8 млн выше уровня прошлого года и на 0,3 млн тонн меньше, чем месяцем ранее. Между тем, в целом по России ни в прошлом году, ни по итогам января-февраля (квартальных данных пока нет) она не снизилась.
И министерство энергетики России, несмотря на текущие финансовые сложности угольных компаний, прогнозирует и дальнейший рост спроса на уголь и рост его добычи в России в 2025 году. Об этом заявил 12 апреля на пленарной сессии «Меры государственной поддержки проектов горнодобывающих компаний: точки роста» форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки» заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников, ссылаясь на растущую потребность в энергии в странах глобального Юга. По его оценке, основная задача по переориентации угольных экспортных потоков из России была успешно выполнена в 2023 году, и в этом году угольщикам поставлена задача сохранить параметры прошлого года. Санкции и логистику он назвал главными вызовами в развитии экспорта угля, но отметил, что Минэнерго «плотно работает со всеми интересантами», заверив, что «все барьеры будут преодолены» (по сообщению с сайта форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки»).
В ходе сессии форума «Восточный полигон: 270 млн тонн – будет ли достаточно всем?» он отметил, что по итогам 2023 года объём перевозок по Восточному полигону вырос на 6% и составил 108 млн тонн, а к 2030 году Россия сможет вывозить на восток 210 млн тонн угля и 270 млн к 2035 году, сообщает Минэнерго РФ. «При достаточной провозной способности Восточного полигона угледобывающие компании способны нарастить добычу до 500 млн тонн в год», сделал вывод Сергей Мочальников. Нынешнее снижение доходности угольного бизнеса в связи с падением экспортных цен не первое и не последнее в новейшей истории отрасли и Кузбасса. При этом нужно отметить, что бывали и сравнительно недавно периоды и куда более серьезного падения цен. Например, в 2015-2016гг. они снижались по индексу CIF ARA до 57-60 долларов за тонну, в 2019 году – до 61, а в пандемийном 2020 – до 50 долларов за тонну. Игорь Лавренков
|
Деловые новости[6 декабря] Кемерово продает здание бывшей школы Кемеровского рудника проекта ван Лохема Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |