-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[15 июля] В МегаФоне зафиксирован двукратный рост продаж товаров собственных торговых марок
[12 июля] Впервые два состава с кузбасским углем в Индию прошли по Международному транспортному коридору «Север – Юг»
[10 июля] МегаФон улучшил связь для дачников Кузбасса
[9 июля] Сим-карты МегаФона появятся в крупнейшей сети гипермаркетов
[5 июля] Россияне в 4 раза чаще стали включать режим «не беспокоить»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 21.05.2024

Семейный бизнес – это…

Андрей Федосеев и его жена – Екатерина Федосеева –  соучредители Агентства интернет-маркетинга «Коперник»
Андрей Федосеев и его жена – Екатерина Федосеева –
соучредители Агентства интернет-маркетинга «Коперник»
С каждым годом в России и Кузбассе становиться всё больше и больше предпринимателей, которые заняты в разных сферах. Всё чаще мы наблюдаем и различные формы ведения бизнеса и его типы. Чем же отличается семейный бизнес от обычного предпринимательства и какие у него особенности? Об этом «А-П» поговорил с управленческим консультантом и бизнес-трекером, руководителем Сибирского сетевого офиса Евразийского института кластерного менеджмента и регионального развития, председателем комитета по корпоративной стратегии и маркетингу Кузбасской ТПП Андреем ФЕДОСЕЕВЫМ.

– Андрей, начнём с самого важного – определений. Что для Вас «семейный бизнес»?

– Прежде всего нужно обсудить вот какой момент – что является бизнесом? Моя картина мира по этому вопросу заключается в том, что у нас очень много предпринимателей и людей, которые занимаются своим делом, ремёслами. А есть другие предприниматели – бизнесмены. Их ещё можно назвать серийными предпринимателями, которые научились строить компании и масштабировать их. Это совершенно другая деятельность. Она опирается на профессиональное управление.

Соответственно, дальше мы должны различить «семейный бизнес» и «семейное предпринимательство». По сути, это разные этапы жизненного цикла любого предприятия. Скажем так, «предпринимательство» перерастает в «бизнес», когда в семье недостаёт компетенций и в команде появляются сильные управленцы, профессионалы в каких-то узких вопросах. Например, финансисты, маркетологи и другие специалисты. Именно в этот момент начинается переход: люди учатся строить компанию по другим принципам, создавать команду, которая будет развивать бизнес не хуже и даже лучше, чем семейная управленческая команда. Только после этого мы можем говорить о том, что появляется капитализация у компании, что её можно продать полностью или какую-то её долю, и сделать exit. Тогда можно говорить и о дивидендах – про особый вид прибыли, который сигнализирует о том, что компания вышла на совершенно новый уровень. Это серьёзный и большой вызов, который решает судьбу компании и семьи и её дальнейшее развитие.

– Семейный отношения облегчают ведение бизнеса или наоборот осложняют?

– Смотря с какой стороны посмотреть. Управление компанией может быть проще, особенно на первых этапах развития бизнеса, ведь ты доверяешь своему партнёру и не нужно тратить много времени на контроль и другие управленческие операции, обязательные с наёмными сотрудниками. С другой стороны, семейные узы осложняют какие-то моменты взаимодействия. Во многих современных семьях нет чёткой иерархии, нет явного главы семьи, зачастую мы видим и говорим про партнёрские, равные отношения. Соответственно, это влияет и на рабочие отношения, в которых очень важно соблюдать субординацию, не смешивать работу и дом, что бывает очень непросто.

Подытожу. С одной стороны, семейные отношения – это огромный плюс, так как возрастает скорость принятия решений, меньшие ресурсов тратишь на менеджмент. А с другой – минус, так как зачастую возникают прения и ссоры, то есть – потеря мотивации, энергии и денег. Людям необходимо научиться быстро, безболезненно и эффективно переключаться из семейных в рабочие отношения и наоборот. Это постоянная работа над собой и отношениями.

– В чём главная сложность развития семейного бизнеса, или он развивается, как и любой другой?

– Сложность заключается в том, что нужно совмещать бизнес и семью – растить детей, решать бытовые вопросы. Другими словами, задач и ответственности становится в разы больше, чем у большинства «обычных» семей. При этом, «семейное дело» независимо от своего масштаба позволяет людям приобрести и развить уникальные навыки и компетенции, без них просто нет конкурентоспособности. 

– Тогда становится особо актуальным и другой вопрос. 2024 – объявлен годом семьи и параллельно с этим в стране 8 из 10 браков распадаются. Получается, что семейный бизнес – это очень большой риск. Есть ли тогда в этом смысл или лучше не смешивать бизнес и родственные связи?

– Не нужно всё смешивать в одно. Давайте по-порядку. Своё дело – это всегда риски. Семейный бизнес – одна из форм деловых отношений между предпринимателями в рамках одной или нескольких компаний. По сути своей супруг – это ваш партнёр, который может также уйти из бизнеса по разным причинам. Поэтому здесь каждый решает, что для него важно, каким путём и с кем он хочет идти к своей цели.

Что касается разводов. Нужно понимать, что такое большое количество разводов – это текущие реалии. Зачастую люди устанавливают нереалистичные планки друг к другу – мы все хотим рядом видеть, как минимум, поп-звезду или человека-бэтмена. А это не реально. У нас очень много иллюзий по отношению друг к другу, которые возникают благодаря интернету и идеальным картинкам.

Не нужно забывать и о том, что скорость изменений технологий и ситуаций настолько возросла, что люди вынуждены очень быстро, почти мгновенно переопределяться и передоговариваться. Эта способность бесконечно изменяться в современных условиях, быть востребованным специалистом, также выстраивать долгосрочные отношения – очень большой труд и стресс. Именно от такой совокупности факторов количество разводов растёт, такой скорости социальных и технологических изменений в истории человечества никогда прежде не было.

Есть ещё один важный момент. Мы можем применять и к одному человеку параметры семьи, так как есть родители, бабушки, дедушки и так далее. Другими словами, человек является частью своей системы – рода, в котором определённым образом выстроены экономические отношения. Соответственно, даже с такой постановкой вопроса мы можем говорить, что в основе любого бизнеса лежит семья, в каждого из нас были осуществлены венчурные родовые инвестиции. Плюс мы не должны забывать, что семья не про деньги, а про социальные, нематериальные активы – передача опыта, навыков, знаний.

– Есть ли в Кузбассе какая-то особенность семейного бизнеса?

– Исходя из своего опыта, я думаю, что Кузбасс практически не отличается от других регионов в этом смысле. Сегодня мы можем просто не видеть всех отраслей. Вот представьте, есть молодая семья: жена занимается SMM и работает с другими регионами, муж – IT специалист и работает на международном рынке. Плюс сегодня многие фактически живу в других местах, а платят налоги в Кузбассе, и они являются «нашими» людьми. Ведь современный человек не имеет географических привязок, он мыслит другими категориями, есть даже специальный термин для этого, пространственное развитие территории. Именно поэтому говорить об особенностях семейного бизнеса в нашем регионе очень сложно. Здесь важно рассматривать каждый бизнес в отдельности, так как много зависит от выбранной стратегии и отношениях между людьми – внутри семьи.

Хочу только отметить вот какой момент. Последние шесть лет у меня идёт постоянная работа с акселераторами на коммерческом рынке в разных регионах – в том числе с семейными бизнесами, куда мы эту акселерационную практику переводим. Я могу сказать, что есть особенность и сложность у всех – передача навыков, капитала и других типов ресурсов. Это большая и серьёзная проблематика, которая волнует семейный предпринимателей, в основном старшие поколения, конечно. Каждая семья по-своему решает эти задачи в меру своего понимания. Вот здесь можно выделить какие-то общие моменты и тенденции, однако для полезных обобщений и выводов нужно собирать и обрабатывать данные, проводить полноценное исследование с более широкой выборкой.

– Насколько важен для региона семейный бизнес?

– Он имеет стратегическое значение. Нужно понимать, что если регион тем или иным способом сотрудничает, помогает семейным бизнесам, то он тем самым упрочняет в долгосрочном периоде свою экономическую базу. Вопрос даже не в том, что в регионе остаётся тот или иной капитал и налогообложение. Намного ценнее уникальные компетенции, которые с связаны с той или иной отраслью, бизнесом. В перспективе регион может брать эти практики, тиражировать их, тем самым наращивать свою конкуренцию не только на уровне страны, но и на международной арене. Нельзя забывать, что сегодня многие виды бизнеса, относящиеся к креативным индустриям, могут выйти на мировую арену в кратчайшие сроки – два-три года. Например, сфера интернет маркетинга или IT показательна в этом отношении. А если мы возьмём динамику доходов IT сектора Кузбасса и Томска, то мы увидим огромную разницу. Нам есть, о чем подумать. На это безусловно влияет большое количество факторов и обстоятельств, но однозначно есть о чём подумать.

– Семейный бизнес – помогает удерживать людей в регионе, развивать положительный имидж территории?

– Однозначно. Семейный бизнес – даёт большое количество возможностей развиваться и в регионе, и за его пределами. Все зависит от семейной стратегии и от вида бизнеса. Однако не нужно забывать и о том, что каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка. Поэтому если дети во время своей учёбы в ВУЗе в другом регионе не увидят возможностей у себя на «малой Родине», или им понравится другой город, регион для жизни, то родители только поддержат ребёнка и помогут ему там реализоваться.

Ещё раз. Есть разные стратегии развития региона. Как я уже говорил ранее, в нашей голове с интернетом пространство не ограничивается одной территорией, рамки намного шире. Поэтому каждая территория не только в нашей стране стоит перед сложным вопросом. Во всём мире понимают, что пришло новое, мобильное поколение, которому важен комфорт и возможность передвижения. Поэтому последние 5-10 лет всё чаще обсуждают стратегию пространственного развития регионов. Это факт, который мы просто должны помнить и держать в голове для того, чтобы лучше понимать реальную картину мира. А также не забывать, что регион – это система с большой инерцией и низкой скоростью изменений, которая выполняет много задач и несёт колоссальную нагрузку. А семья – мобильна во многим отношениях. Она проще и быстрее адаптируется к новым реалиям.

Возвращаясь к вопросу. Каждая семья – это отдельная система со своей экономикой и системой координат. Она очень тесно связана с территорией, на которой живёт, но не ограниченна ей, так как мыслит другими масштабами. Человек не перестаёт быть кузбассовцем после смены места жительства. Он несёт в себе уникальные качества, навыки и знания. К тому же зачастую люди остаются налогоплательщиками нашего региона, что тоже играет большую роль для Кузбасса. А успехи на уровне страны или мира только помогают формировать положительный имидж региона и раскрыть его с новой стороны.

– В завершении нашего разговора. Какой совет вы можете дать предпринимателям?

– Всё до банальности просто: уделяйте время своему развитию. Успешные семьи, предприниматели – это те, кто умеет учиться и переучиваться. Сегодня скорость экономических и профессиональных изменений очень большая и нет таких стратегий успеха, когда выучился один раз и успешен до конца жизни. Необходимо каждый день изучать что-то новое, идти в ногу со временем и своей индустрией. Только такая системная ежедневная работа позволяет накопить знания и за несколько лет дорасти до суперпрофессионала в своём деле. Это принципиальный навык и качество, которое обеспечивает конкурентоспособность, как минимум, а как максимум – экономический успех.

Строить же бизнес самостоятельно, с семьей или искать партнёров во вне – это выбор и стратегия каждого. Главное понимать все плюсы и минусы и не сворачивать со своего пути. Кстати, в помощь такому развитию мы совместно с «Авант-ПАРТНЕРом» запускаем серию публикаций о наиболее актуальных вопросах ведения семейного бизнеса, надеемся, что они будут интересны и полезны всем.

Беседовала Анастасия Сорокина

Рубрики:

Деловые новости

[15 июля] Доходы областного бюджета в первом полугодии снизились на 21% — до 112,4 млрд рублей, расходы выросли на 6% — до 132 млрд рублей
[15 июля] Участок облицовочного камня около Березовского продается по стартовой цене в 7,3 млн рублей
[12 июля] В Новокузнецке формируют «женский батальон» водителей автобусов
[12 июля] Завершено расследование уголовного дела бывшего мэра Анжеро-Судженска
[11 июля] Юрмашу обещают гранты и поддержку для создания центра ГШО

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко