-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 23.12.2009

Дмитрий Исламов: «Мы начинаем работать на посткризисное развитие»

Дмитрий ИСЛАМОВ, заместитель губернатора Кузбасса по экономике и региональному развитию
В конце прошлого – начале этого года кузбасские власти вслед за федеральными перешли на «ручной» режим управления. Как тогда заявлял «Авант-ПАРТНЕРу» заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий ИСЛАМОВ, то, что происходило в экономике региона потребовало от власти пересмотра подходов к взаимодействию с бизнес-структурами. Сейчас мы поговорили с Дмитрием Викторовичем о том, с какими результатами этой перестройки подошёл регион к 2010 году. И о том, каких шагов от власти бизнесу ждать в новом году.
 
– Дмитрий Викторович, какова, по оценке областной администрации, эффективность антикризисной программы региона? Какими основными критериями вы руководствуетесь при оценке эффективности?
– Итоги реализации мероприятий программы антикризисных мер в области в 2009 году оказались даже лучше, чем мы предполагали в начале. Например, в начале года мы прогнозировали падение объёма ВРП на 15% к уровню предыдущего года. По текущим оценкам он снизится на 10-12%. Индекс промышленного производства прогнозировался на уровне 80%, по итогам года ожидаем около 90%. По добыче угля мы уже вышли на докризисный уровень (16 млн тонн в месяц), в металлургии загрузка технологического оборудования выведена практически на полную мощность. В сельском хозяйстве ожидали снижение на 5%, а получим почти 2%-ный рост. Мы старались не допустить роста индекса потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) выше уровня 113%, в результате за десять месяцев цены выросли на 7%. То есть сейчас можно уверенно говорить, что инфляция 10% не превысит.
А в целом можно сказать, что принимаемые меры позволили сохранить стабильную социально-экономическую ситуацию в области. В условиях финансового кризиса это очень важно для Кузбасса.
Самый сложный вопрос – это рынок труда, занятости. В начале кризиса у нас был резкий рост уровня безработицы. В 2 раза. На пике было 68,5 тысяч официально зарегистрированных безработных. И мы понимаем, что была масса людей, которые не пошли регистрироваться на биржу. Безработица продолжала бы расти дальше, если бы не меры, которые были приняты по антикризисной программе. С каждым предприятием был установлен контакт, подписано соглашение о сохранении трудовых коллективов, о выплате двух третей зарплаты в период простоя. Было налажено взаимодействие с собственниками и руководителями. И они не стали своих людей выгонять на улицу. Очень сильно нам помогла федеральная программа по снижению напряжённости на рынке труда. В целом федеральная и областная власти направили на реализацию программы более 1,3 млрд рублей. Людей, находящихся под риском увольнения и на неполном рабочем дне, стали устраивать на общественные работы, было запущено опережающее обучение, программы самозанятости, стажировок и пр. В целом программа охватила более 80 тысяч человек, а до конца года их будет уже 100 тысяч. Это действительно огромное количество людей, которые получили реальную помощь. В результате сегодня в Кузбассе 53 тысячи безработных, а уровень зарегистрированной безработицы не превышает 3,6%.
Не буду подробно говорить о мерах социальной поддержки населения. Они хорошо известны. Приведу лишь пару цифр. По итогам 9 месяцев на реализацию программы антикризисных мер направлено порядка 33,7 млрд рублей, в том числе из областного бюджета – 8,6 млрд рублей. И в целом, мы считаем, что принимаемые нами усилия позволили сохранить стабильную социально-экономическую ситуацию на промышленных предприятиях области, что особо важно для Кузбасса в условиях финансового кризиса. Нам удалось обеспечить относительную устойчивость экономики, а также сохранить политическую и социальную стабильность в регионе. А это главный критерий эффективности принятых мер.
 
– В конце прошлого года были приняты специальные законы, согласно которым для бизнеса были введены различные послабления и льготы. Были составлены списки экономически и социально значимых предприятий. Как сработали все эти меры?
– С начала года на региональном уровне поддержка оказана 279 предприятиям, в том числе 42 предприятиям, включённым в федеральные и региональные списки, среди них ООО «Юргинский машиностроительный завод», ЗАО «Сибтензоприбор», ООО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ООО «ТОКЕМ» и др.
Первое направление и самая востребованная мера поддержки – содействие в привлечении кредитных ресурсов. Всего за январь-октябрь 2009 года объём кредитных ресурсов, предоставленных филиалами банков, расположенными на территории области, предприятиям реального сектора Кемеровской области, включенным в перечни, составил 34,1 млрд рублей. Кроме того, заключено мировое соглашение между Кемеровским отделением Сбербанка России и ЗАО «Сибтензоприбор» по погашению ссудной задолженности до 1 апреля 2014.
Подчеркну, речь идёт только о предприятиях включённых в региональный и федеральные списки. Получается, что власть указала банкам, которым были выделены государственные деньги, кого в первую очередь надо кредитовать. Это реально помогло. Многие предприятия получили кредиты после наших совещаний с банкирами. Даже одно то, что предприятие было в списке, уже воспринимался как знак.
Второе направление работы – предоставление государственных гарантий. Всего на предоставление государственных гарантий в областном бюджете на 2009 год предусмотрено 2,7 млрд рублей. Сейчас ведётся работа по получению федеральных госгарантий для Юрмаша в сумме 3 млрд рублей на привлекаемый кредит в размере 6 млрд рублей.
Третье направление – содействие в погашении дебиторской задолженности по оплате за продукцию. В результате работы областного и муниципальных антикризисных штабов с начала 2009 года удалось распутать «клубок» дебиторско-кредиторских задолженностей на общую сумму более 12,6 млрд рублей.
Четвёртое по сумме, но первое по важности и сложности, – это налоговые льготы. В конце прошлого года мы приняли несколько важных нормативных актов, позволяющих снизить налог на прибыль, имущество для предприятий 25-ти отраслей: машиностроения, строительства, сельского хозяйства и пр. По нашим оценкам, бюджет на льготах «потерял» порядка 100 млн рублей. 
Что мы имеем в итоге? По предварительным оценкам, в результате этих мер по поддержке реального сектора экономики мы смогли на 3% сдержать падение ВРП. Так, по году
он ожидается порядка 500 млрд рублей. А 3% – это около 15 млрд рублей. Конечно, это, подчеркну, пока оценка. Но показатель, согласитесь, очень хороший.
Отдельный разговор о малом бизнесе. Губернатор неоднократно говорил, что малый бизнес – это средство борьбы с кризисом. Для них тоже установлены льготы, налоговые послабления. Всего 20 видов поддержки. Но что ещё важно? Люди теперь понимают, что увольнение с работы – это не конец, а возможность открыть собственный бизнес. Если сначала мы планировали по программе самозанятости выдать субсидии для 250 человек по всей области, то потом это количество выросло в 10 раз до 2,5 тысячи человек.
В кризис у нас растёт и численность занятых в малом бизнесе, и количество самих предприятий. Здесь главное, я полагаю, в том, что человек, который пошёл в малый бизнес, отвечает за себя, за семью. У него появляется самостоятельность. От этого выигрывают он сам и бюджет.
И в областном бюджете теперь доходы от малого бизнеса сопоставимы с доходами от угольной промышленности.
 
– Дмитрий Викторович, в этом году обладминистрация как никогда активно взаимодействовала с федеральным центром для привлечения в регион дополнительных финансовых ресурсов. Что из того, что удалось сделать в этом направлении, на ваш взгляд, самое важное?
– Повторюсь, именно при поддержке федерального центра нам удалось так масштабно развернуть программу занятости. Естественно, мы благодарны федеральным структурам за поддержку и других инициатив области. Но что ещё принципиально важно? Взаимодействие с институтами развития экономики. Например, с Инвестиционным фондом РФ. Кузбасс одним из первых в России получил средства из Инвестфонда по программам частно-государственного партнёрства. На реализацию проекта создания полигона твёрдых бытовых отходов в Новокузнецке 5 ноября этого года в Кузбасс поступили средства 212 млн рублей. Деньги будут направлены на строительство внеплощадочной подъездной дороги к полигону ТБО протяжённостью 6,93 км.
Конечно, мы хотели получить эти средства раньше, в 2008 году. Но то, что нам их выделили в кризисный год, стало, я полагаю, подтверждением нашего правильного выбора, признаком доверия к нам.
Ещё одно доказательство этого – подтверждение федеральных обязательств на реализацию проекта создания кузбасского технопарка. Из 10 регионов, которые были в госпрограмме, осталось 5. « Ушли» такие «крутые» регионы, как Калуга, Московская, Ленинградская области. А мы остались в полном объёме. И в этом году мы получили весь объём финансирования.
В новом году мы, естественно, продолжим работать с федеральным центром на предмет поддержки развития наших проектов. Приоритетом тут станет проект развития монотерриториии Таштагольского района – туристический комплекс «Шерегеш». Речь идёт о строительстве воздушной линии электропередачи.
 
– Весь год еженедельно в обладминистрации проводились заседания антикризисного штаба. И здесь власть довольно жёстко спрашивала бизнес за долги по налогам и зарплате. Такая практика в 2010 году продолжится?
– Кризис потребовал от власти перестройки работы с бизнесом. Надо было очень быстро и чётко решать возникающие проблемы. Работа антикризисного штаба – как раз тому пример. И результаты есть. Безработица сократилась, задолженность по зарплате сократилась.
Но сегодня вопрос стоит иначе. Мы хотим скорректировать работу штаба. Разбирать уже не фактических банкротов, а иной раз и тех, по кому уголовное дело плачет, а уже работать на развитие. Смотреть предприятие, которому мы можем помочь в плане развития. Посмотреть рынки, вопросы кредитования, проектирования и строительства объектов. Условно говоря, если в этом году речь шла об антикризисных мерах, то сейчас нужно говорить о посткризисной стратегии. То есть, если мы работали как пожарная команда, то теперь будем работать на содействие развитию.
Мы, кстати, настраиваем и руководителей территории области именно на развитие. Смещаем акценты в стратегических документах – комплексных программах социально-экономического развития территорий. В следующем году должна быть завершена и работа по разработке стратегий для всех наших отраслей. Разрабатываем программы развития для моногородов. Ведь с чем мы столкнулись? В городах, порой, не было даже понимания того, в каком направлении развиваться. Кризис показал, что нельзя жить текущим днём, нужно думать о будущем. Часть усилий и денег должно работать на будущее. Это не просто слова. Если бы у нас не было задела на будущее, мы бы не получили деньги на полигон ТБО. Если бы не подали в Инвестфонд ещё 12 заявок, нечего нам было бы сейчас обсуждать.
Простой пример. Таштагольский район. Монотерритория. Сложные были переговоры с руководством «ЕвразХолдинга» о сохранении предприятий «Евразруды». Удалось сохранить производство, коллективы. И при этом сегодня мы знаем, что у района есть заделы на будущее. Строится цемзавод. Развивается добыча марганца на Селезеньском месторождении, комплекс «Шерегеш». Так вот, задача сейчас – переосмыслить все стратегии, комплексные программы социально-экономического развития, скорректировать их с учётом задела на будущее.
Если говорить о стратегиях развития отраслей промышленности, то тут для нас главное в том, чтобы это была не просто бумажка, а рабочий документ. Если поставлена задача глубокой переработки древесины, значит всё нужно чётко прописать. Как это делать, за счёт чего. Если говорим об инновациях, то нужно разложить всё на конкретные действия.
 
– Дмитрий Викторович, а каких новых антикризисных действий от власти и в каком направлении можно ожидать в 2010 году?
– Наш губернатор уже определил основные приоритеты. Это борьба с коррупцией, модернизация, вопросы безработицы, поддержка пенсионеров, обеспечение жильём ветеранов войны и вообще развитие жилищного строительства, программа поддержки моногородов. В этих направлениях и будем работать.
Про стратегический подход к развитию отраслей и территорий подход я уже сказал. Задача – сделать так, чтобы это стало повседневной работой. В числе главных для нас останется рынок труда. Планируем 1,150 млрд рублей на 2010 год. Здесь помимо уже известных будет и новое направление. Работа по трудоустройству инвалидов. Нужно вовлечь этих людей в экономику. Губернатор уже принял решение, что область, как и федеральный центр будет выплачивать 30 тыс. рублей за то, что создаются условия для работы инвалидов.
Особо скажу о модернизации экономики. Чем может помочь власть угольщикам или металлургам? Создать инфраструктуру. Здесь наши ожидания связаны с кузбасским технопарком. Мы активизируем работу с Роснанотехом, с Российской венчурной компанией. Создана комиссия при президенте России по модернизации экономики. Наша задача – готовить и подавать туда проекты технопарка.
Ещё одна очень важная на следующий год задача, которую ставит губернатор, – это модернизация сферы ЖКХ. Это большой резерв для экономики области. Здесь нужно сокращать издержки. И единственный способ сделать это кардинально – модернизировать систему. В том числе заменить технологии. Холдинг «Сибирский деловой союз» уже развернул проект по замене старых котельных в Мариинске. Мы рассчитываем, что в области появятся и другие инвесторы. И уже проведены переговоры с рядом российских банков, в том числе с ЕБРР, ВЭБом.
Будут, естественно, и другие программы, которые отвечают задачам, поставленным губернатором и президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко