-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 23.12.2009

Бюджетная осень

 
Как пояснил Сергей Ващенко,
в основном из Москвы
поступили дополнительные
субсидии, субвенции
и межбюджетные трансферты
на жильё для молодых семей,
жителей сельской местности
и ветеранов, на поддержку
предпринимательства и пр.
Светлана Адрющенко напомнила,
что обязанность платить налоги
«прописана в Конституции РФ»,
а выполняют её владельцы
автотранспорта неаккуратно
Александр Микельсон, считает,
что принятый бюджет, хоть
и «сложный», но это – бюджет
изыскания резервов, развития
и эффективного вложения средств
 
Последние три месяца кризисного 2009 года для кузбасских властей прошли под одним знаком – бюджетным. Постоянная корректировка бюджета текущего года совпала с формированием и принятием главного финансового документа области на следующий год. Власти ужесточили позицию по отношению к должниками по обязательным платежам, не только рассматривая предприятия-должники на заседаниях антикризисных штабов, но и ввели новые правила по уплате отдельных налогов. Неоднозначность этих мер уже оценила прокуратура области. Причина появления нововведений, направленных на «улучшение» сбора налогов, лежала в значительном сокращении бюджетных доходов. И к новому году регион подошёл с заметно сокращёнными даже по сравнению с нынешним кризисным годом параметрами бюджета.
 
Попытка нового ночного запрета
Новый осенний законодательный сезон обещал введение в Кузбассе нового запрета. К ограничению времени нахождения детей на улице и различных заведениях депутаты областного совета намеревались прибавить «комендантский час» для алкоголя. В июле, когда депутаты уже отправились на каникулы, стало известно, что в областном парламенте ведётся работа над законопроектом «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции на территории Кемеровской области». С такой законодательной инициативой в облсовет вышел Мысковский городской совет народных депутатов. Мысковские депутаты, обеспокоенные уровнем преступности в городе, предлагали запретить продажу крепких спиртных напитков в области с 23.00 часов до 8.00 часов утра. Областные парламентарии начали изучать опыт других регионов, проводить правовую экспертизу вопроса. А зампредседателя совета Александр Микельсон даже предложил ужесточить запрет – ограничить время с 22.00 до 10.00 утра.
Однако до конца года облсовет так и не вынес на рассмотрение «алкогольный» вопрос.
Как пояснила заместитель губернатора по поддержке и развитию предпринимательства Елена Мазанько, с учётом обсуждения на федеральном уровне множества инициатив относительно алкоголя (приравнивания пива к алкоголю и пр.) с введением запрета решили не торопиться. Кроме того, по словам Александра Микельсона, жизнь показала, что и без проблем, связанных с продажей алкоголя, у области слишком много неотложных задач. Основная из них – определиться, как жить региону в условиях продолжающегося сокращения доходов.
По данным управления ФНС России (УФНС) по Кемеровской области, за январь-октябрь 2009 года на территории Кемеровской области в бюджетную систему было собрано налогов и сборов 81,7 млрд рублей, что на 51,1 млрд рублей (38,5%) меньше, чем за тот же период 2008 года. Из общего объёма налоговых поступлений в консолидированный бюджет было направлено 52,8 млрд рублей (на 48,1% меньше), в том числе в федеральный бюджет – 10 млрд рублей (на 66,4% меньше), в областной бюджет – 31,1 млрд рублей (на 48% меньше), в бюджеты муниципальных образований – 11,7 млрд рублей (на 3,9% меньше). Главной причиной падения налоговых поступлений стало резкое сокращение выплат по налогу на прибыль и из-за снижения самой налоговой ставки, и из-за реального сокращения прибыли основных налогоплательщиков области, а то и просто полученных ими убытками. УФНС оценило это падение в 85,6% по сравнению с тем же периодом 2008 года, что составило 39,5 млрд рублей. Другие доходные статьи «пострадали» не так сильно: снижение по НДС составило 45,1%, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – 12,9%, по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 26,8%. Поступления акцизов в консолидированный бюджет даже увеличились на 15,1% по сравнению с январём-октябрём 2008 года. Этими обстоятельствами, собственно, и можно объяснить практически все шаги властей в сентябре-декабре 2009 года, направленные на поиск и выбивание дополнительных доходов.
 
Помощь сверху
К августу, судя по отчётности главного финансового управления (ГФУ) обладминистрации, несмотря на столь негативное влияние кризиса на бюджетную систему, регион подошёл вполне достойно. При запланированном (с учётом уточнений в течение года) дефиците бюджета чуть более чем в 5,7 млрд рублей, на 1 августа превышение расходов над доходами составило всего 399,2 млн рублей. Но через два месяца ситуация ухудшилась, и на 1 ноября бюджетный дефицит достиг 1 млрд 779 млн рублей. Хотя и эта цифра далека от установленного предела. По данным Александра Микельсона, председателя комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов облсовета, немалую роль здесь сыграли усилия руководства региона, направленные на увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Всего с начала года в областной бюджет из Москвы поступило на 5 млрд 424,3 млн рублей или на 26% больше, чем планировалось. Самая большая «добавка» – 2,355 млрд рублей была в мае. В последний раз в сентябре прибавилось 501,8 млн рублей.
Как пояснил замгубернатора – начальник ГФУ Сергей Ващенко, в основном из Москвы поступили дополнительные субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты на жильё для молодых семей, жителей сельской местности и ветеранов, на питание в общеобразовательных учреждениях, на поддержку предпринимательства, на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и пр. Все эти средства целевым образом были предусмотрены и в расходах. Что же до непосредственно доходов областного бюджета, то в очередной раз в этом году из-за продолжающегося падения доходов от налога на прибыль предприятий были скорректированы планы по сбору других доходов – НДФЛ, налога на имущество организаций, НДПИ, транспортного налога на физических лиц и пр. Но в центре внимания всю осень оказался одна проблема – транспортный налог.
 
«Лошадиный» вопрос
В октябре коллегия областной администрации приняла постановление «Об активизации работы по взиманию транспортного налога» (вступило в силу с 13 октября). По оценке начальника управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области Светлана Адрющенко, документ лишь возвращал автовладельцев в начало 2000-х годов, когда вплоть до 2003 года при прохождении техосмотра надо было предъявлять квитанцию об оплате налога на владельцев транспортных средств. Налог сменил название, и перечислять его стали не в Дорожный фонд, а просто в областной бюджет, но назначение его осталось прежним – на ремонт, содержание и строительство дорог.
Поэтому, объяснила Светлана Андрющенко, областные власти решили вернуться на несколько лет назад, введя в «порядке эксперимента» запрет на «совершение в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Ростехнадзора Кемеровской области регистрационных действий с транспортными средствами, а также проведение государственного технического осмотра транспортных средств, собственники которых не выполнили обязанность по уплате транспортного налога». Автомобили должников, согласно постановлению, «подлежат временному задержанию на специальных муниципальных стоянках до оплаты транспортного налога».
«При проведении годового техосмотра мы будем спрашивать справки об уплате налога. Пока не предоставят справку, техосмотр проводить не будем. Если большая задолженность – год, два три – приставы выносят постановление, и машины будем ставить на стоянку. Заплатил, забирай машину», – пояснил начальник управления ГИБДД по Кемеровской области Юрий Мовшин. На все вопросы о законности данного документа Юрий Мовшин отвечал так: «Не для себя же коллегия постановление приняла. А чтобы дороги были лучше. Чтобы гражданам было легче дорогу переходить. Какие возмущения могут быть?!».
Светлана Адрющенко напомнила также, что обязанность платить налоги «прописана в Конституции РФ», а выполняют её владельцы автотранспорта неаккуратно. На начало 2009 года в области было зарегистрировано почти 744 тысячи автомобилей, в том числе 640,4 тыс. – у физических лиц, а за 9 месяцев текущего года с них поступило 1 млрд рублей транспортного налога. Вместе с тем, посетовала начальник УФНС, только в этом году 200 млн рублей из плановой цифры в бюджет не поступило. Накопленная задолженность с 2003 года составила порядка 400 млн рублей. Таким образом, общая задолженность составляет 600 млн рублей, в том числе пеня за несвоевременную оплату – более 150 млн рублей. По данным налоговиков лишь 40% автовладельцев платят налог вовремя – до 1 апреля.
Постановление «Об активизации работы…» принесло свои плоды: только на начало ноября должники заплатили более 24 млн рублей. В то время, как с мая по октябрь принудительно – через суды и судебных приставов удалось взыскать 83 млн рублей.
Однако в конце октября прокуратура Кемеровской области признала постановление, не соответствующим закону. Несмотря на то, что, по заверению Светланы Андрющенко, при принятии постановлении «проводились консультации с прокуратурой», официальная позиция надзорного органа была резкая и однозначная. Прокуратура вынесла протест на постановление, поскольку запрет на регистрационные действия и технический осмотр автомобилей, пока их собственники не оплатят транспортный налог, противоречит нормам федерального законодательства. Порядок госрегистрации и технического осмотра устанавливается правительством России, регистрация производится на основании административного регламента МВД, который обязанность автовладельцам подтверждать квитанциями и справками оплату налогов или отсутствие задолженности не предусматривает. Таким образом, коллегия администрации Кемеровской области, принявшая постановление вышла, по убеждению прокуратуры, «за пределы предоставленных ему полномочий».
Кроме того, временное задержание автомобиля в связи с неуплатой транспортного налога просто не предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях РФ. Введение обязанности брать справку и нести её в автоинспекцию прокуратура расценила «как ограничение прав и свобод человека и гражданина», которое по Конституции РФ может сделать только федеральный законодатель «и только для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Коллегия администрации протест не удовлетворила и постановление не отменила, прокуратуре пришлось обращаться в областной суд. Аналогичное заявление в суд подал и один житель Кузбасса. В обладминистрации же пояснили, что готовы отстаивать правомерность принятия документа, т.к. этот нормативный акт основан на Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», а им предусмотрено, что основы безопасности регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне. А регистрация и государственный техосмотр автомобилей относятся к основам обеспечения безопасности дорожного движения.
На момент сдачи номера в печать исход судебных разбирательств был неизвестным, зато сформировалась позиция областных властей относительно самих ставок транспортного налога на 2010 год. Намерения федеральных властей значительно повысить ставки, дав, на это соответствующие полномочия регионам, вызвали протесты автомобилистов в стране. В итоге всё закончилось пересмотром проекта закона, который первоначально предусматривал заметное, примерно на треть, повышение ставок. В Кемерове городские власти протест автомобилистов запретили, хотя несколько десятков протестующих все же собрались на площади бывшего рынка на пр. Октябрьский.
Но, ориентируясь на изменение позиций федеральных властей, и кузбасские власти повели себя осторожно.
Первый проект поправок к областному закону «О транспортном налоге» депутаты областного совета подготовили и приняли в первом чтении в конце октября. Как пояснил по этому поводу Александр Микельсон, требования к региональным властям изыскать дополнительные источники пополнения бюджетов выдвинуло федеральное правительство, «чтобы не зашкаливали дефициты бюджетов» регионов. Поэтому оно предложило увеличение транспортного налога и акцизов на алкоголь. По транспортному налогу было предложено «избирательное» повышение ставок. В частности, планировалось, что увеличение ставок не затронет легковые автомобили до 150 лошадиных сил, а это более 90% от общего количества легковых автомобилей в области. Для более мощных легковых авто среднее повышение ставок предполагалось в размере 34%, на грузовые автомобили – на 30%, на автобусы – в 2,5-3,3 раза (по словам Александра Микельсона, «ставки на них заниженные»). Существенно поднять ставки планировалось также на снегоходы, гидроциклы, мотоциклы с мощными двигателями. Дополнительные доходы областного бюджета в случае увеличения ставок транспортного налога в расчете на год оценивалась в 366,8 млн рублей. Правда, не в следующем году, т.к. платежи за 2010 год будут производиться в основном в 2011 году
Однако уже через две недели от этих планов пришлось отказаться. Ко второму чтению 17 ноября законопроект «подошёл» уже с другими ставками, пересчитанными после изменения федерального закона (см: Таблицу 1). К тому же само рассмотрение законопроекта во втором и окончательном чтении было на сессии в середине ноября специально отложено, т.к. накануне сессии по рекомендации президента России Совет Федерации отклонил федеральный закон об установлении новых ставок транспортного налога. На федеральном уровне негативные настроения налогоплательщиков по этому поводу заметили.
После этого и в Кузбассе законопроект о транспортном налоге был серьёзно изменён. Как пояснил Александр Микельсон, было решено не основывать его на новом федеральном законе, поскольку тот отменили, и неизвестно, когда будет принят новый, а областной закон для своевременного вступления его в силу нужно принять и опубликовать до 1 декабря. В итоге, ставки транспортного налога были подняты в пределах, которые ещё допускала старая версия федерального закона. По оценке Александра Микельсона, в среднем налог по сравнению с действующими ставками вырастет на 9,6-9,7%. Впрочем, он заметил, что при подготовке данного решения депутаты не обратили внимание на протесты автомобилистов по всей стране, а «советовались со специалистами».
Как отметил председатель областного совета Николай Шатилов, в 2011 году дополнительно в бюджет от платежей по этому налогу поступит 76 млн рублей, а в 2010 – около 20 млн рублей.
Эти суммы не сравнимы с миллиардами рублей, которые область намерена «выбивать» из федерального бюджета. Но, по словам председателя облсовета, рост ставок был необходим именно для «работы в Москве»: «В Минфине могут сказать, что дали возможность увеличить налог, а вы этим не воспользовались. Что же тогда вы просите?!». А, как выразился Александр Микельсон, «повышение налога не решит всех проблем, но это – защита наших людей в рамках межбюджетных отношений, когда на 17% область зависит от федерального бюджета». Поэтому Николай Шатилов после принятия закона с новыми ставками призвал «все спекуляции на эту тему прекратить».
 
О кризисе и стабильности
Главное событие года, связанное с бюджетом, – бюджетное послание губернатора состоялось 17 ноября. За месяц до этого коллегия обладминистрации обсуждала бюджет на 2010 год. И Сергей Ващенко тогда отметил, что впервые бюджет принимается с ориентиром на «все отрицательные прогнозы». Кризис, по его словам показал, сколь уязвима бюджетная система области. Падение цен на главные кузбасские товары – уголь и метал, сокращение мирового и внутреннего спроса, привело к тому, что, если за 7 месяцев 2008 года, т.е. до кризиса, прибыль кузбасских предприятий составила 100 млрд рублей, то за тот же период этого года были уже убытки в размере 1,5 млрд рублей. В целом на 40% в этом году сократились налоговые и неналоговые поступления в бюджет по сравнению с прошлым годом. «Хуже на сегодня только в Челябинской области», – констатировал Сергей Ващенко. Тем не менее, область, по словам замгубернатора, не намерена отказываться от среднесрочного планирования на 3 года и ставит задачу «сохранить социальные гарантии и максимально сбалансировать промышленность».
«Кузбасс: через кризис – к стабильности!». Такое название получило первое кризисное (в прошлом году в это время хоть и был один из самых сложных периодов для Кузбасса, но всё же оценить возможные последствия и проблемы никто ещё не мог) бюджетное послание губернатора. Оценив потери региона (падение объемов производства с октября 2008 года по апрель 2009 года в угольной отрасли на 12%, в металлургии – на 29%, машиностроении – на 48%, стройматериалов – на 62%, химии – на 16%, в целом доходов региона – 10 млрд рублей), Аман Тулеев дал и новые ориентиры для оживления экономики. Впрочем, на поверку они оказались не новыми, а «отработанными» уже в этом году. Приоритет номер один – жилищное строительство. По программам Минэнерго и Фонда содействию реформирования ЖКХ в Кузбасс в этом году поступило около 6 млрд рублей. Однако 2,2 млрд рублей из этой суммы пока не освоены. «Это, – считает Аман Тулеев, – вина глав некоторых городов и районов». И, если неиспользованные деньги «заберут назад, в Федерацию», губернатор пообещал ставить вопрос «о недоверии к этим руководителям»: «Люди не должны страдать из-за халатности, равнодушия, неумения организовать практическую работу». Заочно многие главы, собравшиеся на сессию облсовета, на которой и выступал губернатор, поясняли в кулуарах, что проблема не освоения средств – «техническая»: речь идёт в основном не о том, что жильё не построено, а о том, что жильё к концу года надо официально сдать и отчитаться «по бумагам».
Жилищное строительство и в 2010 году, отметил губернатора, останется приоритетной отраслью. По программе «Жилище» (предоставление долгосрочных жилищных займов) уже заложено 700 млн рублей. Это меньше, чем в текущем году (почти 2 млрд рублей), но как и в 2009 году здесь возможны изменения. Пока, правда, не ясно, сколько средств регион может получить по федеральным программам. При этом, отметил губернатор, «вектор строительства» должен быть направлен в сторону недорогого малоэтажного жилья». В 2010 году доля индивидуального жилья должна вырасти с 40% до 50% от общего ввода. Хотя, судя по словам губернатора, такой рост будет не обязательно «физическим». В октябре была создана специальная комиссия по инвентаризации индивидуального жилищного фонда. И только за 1,5 месяца работы она выявила 56 тыс. кв. метров неучтённого жилья. А это не только прирост квадратных метров, но и налоги на землю и имущество. И вряд ли власть откажется от такой практики.
Малый бизнес, работу с госсобственностью, экономию административных затрат, сокращение штатов, систему госзакупок, энергосбережение Аман Тулеев назвал резервами пополнения казны в следующее году, а, следовательно, именно эти направления должны стать ключевыми в работе власти. И на сегодня уже приняты финансовые решения. Вводя мораторий на налоговые льготы, область решила сохранить уже выданные послабления бизнесу (по упрощённой системе налогообложения, по имуществу и прибыли и пр.). При этом будет принята программа поддержки инновационных предприятий при вузах: им предполагается выделение грантов до 1 млн рублей на покупку оборудования и другие расходы. Муниципалитетам губернатор предложил повышать эффективность управления собственностью, навести порядок в штатном расписании и системе госзакупок, развивать программы энергосбережения. «Жить по средствам» – этого ожидает губернатор от глав городов и районов. Тем, кто не справится, пообещал Аман Тулеев, можно будет «не беспокоиться» об избрании на следующий срок.
«Средства» в бюджете, на самом деле, «не впечатляют». По выражению Александра Микельсона, сейчас получается, как «по Ленину, шаг вперёд, два назад». Бюджет 2010 года фактически возвращает Кузбасс в ситуацию 2007 года, когда доходы областного бюджета были на уровне 60 млрд рублей, расходы составляли около 61 млрд рублей (подробнее см: Таблицу 2). Особым достижением, по его мнению, в этом «тяжёлом году» стала сбалансированность бюджета и довольно низкий процент дефицита.
На 2010 год он запланирован в 5 млрд 529,3 млн рублей или 12,1% от собственных доходов бюджета, на 2011 год – 5 млрд 750,7 млн рублей (11,6%), на 2012 год – 6 млрд 162,4 млн рублей (11,1%). В целом же, Александр Микельсон, хоть и назвал принятый бюджет «сложным», считает, что это – бюджет изыскания резервов, бюджет развития, бюджет эффективного вложения средств. «Не смотря на сложные экономические условия, в него включено 26 инновационных, инвестиционных, целевых, адресных региональных программ», – подчеркнул он. Впрочем, программы приняты при значительном сокращении по сравнению с текущим годом (см: Таблицу 3).
По подходам к определению параметров бюджета при подготовке документа ко второму чтению, можно понять, где конкретно будет черпать недостающие доходы власть. Так, доходы областного бюджета после рассмотрения законопроекта в первом чтении были увеличены на 2010 год на 1 млрд 774,2 млн рублей, в основном, за счёт собственных доходов. В том числе по налогу на прибыль – на 404,8 млн рублей; налогу на имущество организаций – на 200 млн рублей; транспортному налогу – на 83 млн рублей; доходам от использования имущества – на 52,1 млн рублей; платежам при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов) – на 49 млн рублей; доходам от продажи материальных и нематериальных активов – на 310 млн рублей.
Но самый большой прирост против первоначальных планов – на 674,2 млн рублей – произошел в статье «безвозмездные поступления». В том числе за счёт федеральных средств 124,2 млн рублей и прочих безвозмездных поступлений на 550 млн рублей. При этом уменьшены расходы на содержание госаппарата (на 155,6 млн рублей), исключена субсидия на государственную поддержку потребкооперации (1,9 млн рублей), уменьшена субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях (на 10,9 млн рублей) в связи с переходом учащихся с ограниченными возможностями в коррекционные образовательные учреждения.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко