-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 24.08.2010

В поисках стимулов

 Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области

В первой половине 2010 года, уже объявленного посткризисным, в кузбасской экономике наблюдалось заметное оживление. Оборот организаций за полугодие, по данным Кемеровостата, вырос на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в июне был зафиксирован рост на 29%. Но для региональных властей этот период стал едва ли не самым тяжёлым за последние два года. Авария на шахте «Распадская», наверное, даже острее, чем массовые увольнения в кризис, поставила вопрос о социальной стабильности в угольных городах. А на фоне предстоящих изменений в системе налогообложения угольных компаний финансовые потери региона от остановки шахты становились ещё ощутимей. Соответственно, под занавес законодательного сезона этого года кузбасские власти предпринили новые усилия по созданию дополнительных стимулов для привлечения инвестиций в экономику региона.
 
Чем уголь опасен для бюджета
Аварию на «Распадской» называют беспрецедентной не только из-за масштабов последствий длительной остановки шахты для рынка коксующегося угля. Но и из-за размера выплат семьям погибших и пострадавших. Впервые к деньгам, которые обычно в Кузбассе выплачивает предприятие и областной бюджет, добавились средства федерального бюджета. Причём, областные власти в этот раз скорректировали свой подход к выделению такой помощи.
19 мая, спустя 10 дней после взрывов на «Распадской» на внеочередной сессии депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области приняли областной закон, регламентирующий выделение помощи пострадавшим и семьям погибших. Закон «О мерах социальной поддержки граждан в связи с аварией на шахте «Распадская» кроме ожидаемой в таких случаях единовременной материальной помощи (100 тыс. рублей семьям погибших и 50 тыс. рублей – пострадавшим) и оздоровления детей предусматривал и денежные выплаты семьям погибших для погашения кредитов и займов банков.
По информации заместителя губернатора – начальника главного финансового управления Кемеровской области Сергея Ващенко, по состоянию на 23 июня из резервного фонда правительства РФ в область поступило 120,4 млн рублей, и более 96 млн рублей уже было распределено между семьями погибших, пострадавших и пропавших без вести шахтёров и горноспасателей. В частности, за счёт федерации по 1 млн рублей получили 65 семей погибших, по 400 тыс. рублей получили 19 человек, которым в результате аварии был нанесён тяжёлый вред здоровью, по 200 тыс. рублей – 119 пострадавших, у которых был констатирован лёгкий вред здоровью. Из областного же бюджета, пояснил Сергей Ващенко, выделено 30 млн рублей: все 90 семей погибших и пропавших без вести получили по 100 тыс. рублей, 138 пострадавших получили по 50 тыс. рублей, на погашение обязательств по 132 потребительским кредитам – более 14 млн рублей (воспользовались правом 57 семей).
На поддержку семей шахтёров и горноспасателей пошли не только бюджетные деньги. 23 июня на сессии облсовета майский закон был дополнен ещё одной мерой поддержки. Семьям погибших, пропавших без вести и пострадавшим было предоставлено право на получение дополнительной ежемесячной материальной помощи. Необходимые для этого средства будут привлечены из суммы, накопленной на счёте, открытом после аварии на «Распадской» для добровольных пожертвований. На момент принятия поправок в закон, по данным Сергея Ващенко, на этот счёт поступило 22,4 млн рублей от предприятий, организаций и граждан. При этом заместитель губернатора пояснил, комиссия, которая рассматривает потребности семей и выделение средств, «продолжит свою работу».
За счёт федерального и областного бюджета, средств собственника «Распадской» каждая семья погибшего или пострадавшего получила 1,5-2 млн рублей. Такие социальные выплаты едва ли не самые высокие при крупных авариях на шахтах в последние годы. Однако последствия от остановки шахты ещё серьезней.
Как заявил в конце июля губернатор Аман Тулеев, налоговые потери от аварии только в этом году составят 1,75 млрд рублей. По признанию Сергея Ващенко, по указанию губернатора сейчас изыскиваются все возможные источники дополнительных доходов, чтобы компенсировать эту сумму. Хотя самих источников осталось не так много – приватизация (а самые крупные продажи в этом году пока не состоялись) и взыскание долгов.
 
Сергей Ващенко, начальник главного финансового управления Кемеровской области
По признанию Сергея Ващенко, сейчас изыскиваются
все возможные источники дополнительных доходов,
чтобы компенсировать потери бюджета
 
Примечательно, что подсчёт потерь области и города Междуреченска совпал по времени с федеральной налоговой новацией. В Госдуме после аварии на «Распадской» активно стало продвигаться не только новое законодательство об обязательной дегазации в угледобыче, но и изменения в Налоговый кодекс, касающиеся угольной отрасли. Законопроект «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», одобренный депутатами Госдумы, предлагает введение дифференцированного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче угля.
Сегодня при расчёте НДПИ государство «не видит» разницы между видами угля. Ставка налога единая – 4% с тонны. О том, чтобы сделать расчёт налога более «справедливым» в Госдуме заговорили ещё года три назад, когда депутаты предложили первый вариант законопроекта. В нём было много поправочных коэффициентов, учитывающих не только условия добычи, но и региональную специфику (добычу в центральной части страны предлагали взять за единицу, Сибирь же считать с коэффициентом 0,5). Законопроект тогда называли про-угольным. Но при этом предполагалось, что в случае его принятия много доходов теряли бюджеты. Прежде всего, региональные, куда перечисляется 60% поступлений НДПИ на уголь (остальные 40% идут в федеральный бюджет).
Сейчас же речь идёт о другой редакции законопроекта, предложенной правительством РФ. В нём предложено, во-первых, зафиксировать ставки налога: за коксующийся уголь – 50 рублей за тонну, антрацит – 45 рублей, энергетический уголь – 24 рубля, бурый уголь – 14 рублей (с поправкой на инфляцию). Во-вторых, ввести поправочные коэффициенты на метанообильность и склонность пластов к самовозгоранию (чем выше опасность, тем итоговые ставки будут ниже). И в довершение – «подарок» угольщикам в виде налоговых вычетов на сумму затрат на безопасность. Размер налогового вычета предложено определять как произведение суммы исчисленного налога и коэффициента безопасности труда. Его значение, которое не должно превышать 0,3, предполагается устанавливать в порядке, определяемом правительством РФ. В случае, если фактическая сумма затрат, осуществлённых налогоплательщиком в связи с обеспечением безопасности труда при добыче угля, превысит предельный допустимый размер налогового вычета, предполагается включение таких затрат в состав налоговых вычетов в будущих периодах. В течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие затраты были осуществлены налогоплательщиком.
Несмотря на явные плюсы законопроекта по сравнению с действующей системой, многие главы угольных компаний не спешили высказывать одобрение налоговой новации. Главный вопрос, который волнует угольщиков: «Какой будет подход к шахтам, которые не относятся к сверхкатегорийным по метану».
Руководство же области, также поддержавшее законопроект, ставило другой вопрос – о компенсации возможных потерь областного бюджета. НДПИ, относительно стабильный налог даже при падении цен на уголь. К примеру, в 2009 году сборы НДПИ сократились лишь на четверть по сравнению с 2008 годом, а налог на прибыль – в 3,6 раза. В этом году в бюджете области запланировано получение 3,6 млрд рублей доходов за счёт НДПИ. Это – сумма, сравнимая с объёмом расходов на образование или социальные выплаты. Волнует область то, что пока не предусмотрена система гарантий, которые бы обеспечивали направление на безопасность не только средств в размерах, подлежащих налоговому вычету, но и сумм, высвободившихся за счёт уменьшения платежей по НДПИ.
Ещё в прошлом году председатель совета народных депутатов Николай Шатилов и его заместитель, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Александр Микельсон направили в Госдуму письмо, в котором говорилось, что областной бюджет в случае принятия законопроекта недосчитается 1,2 млрд рублей. Сейчас сумма уточнена – уже под 2 млрд рублей. Столько наши угольщики могут «оставить себе» на безопасность.
… Пока история с федеральным законопроектом не закончена.
 
Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов
Как отметил Александр Микельсон, изменения в бюджете
были «обусловлены оптимизацией структуры доходов и расходов»
 
Прибыльные поправки
Тем временем текущая ситуация с наполняемостью областного бюджета выглядела неплохо. Трижды – 19 мая, 23 июня и 8 июля параметры бюджета были пересмотрены. Доходы и расходы бюджета были увеличены за счёт уточнения прогнозов по налоговым поступлениям и дополнительных финансовых вливаний из федерального бюджета.
Самые заметные изменения бюджета были 19 мая и 8 июля. В первом случае, как отметил Александр Микельсон, изменения были «обусловлены оптимизацией структуры доходов и расходов бюджета». Общий объём доходов бюджета на 2010 год увеличен на 5,822 млрд рублей и расходов – на 6,209 млрд рублей. «Это позитивная тенденция. Подходы, которые определены при формировании бюджета, совершенно правильные. Они позволяют оперативно, с учётом сложившихся обстоятельств, поэтапно перераспределять бюджетные средства на первоочередные мероприятия. Это в конечном итоге помогает уверенно наращивать доходы бюджета и сокращать его дефицит», – заявил на сессии облсовета Александр Микельсон.
В частности, по данным обладминистрации, только по налогу на прибыль организаций по сравнению с ранее запланированным уровнем доходы были увеличены на 3,5 млрд рублей на основании анализа текущей ситуации на предприятиях бюджетообразующих отраслей. За январь-март промышленное производство в области возросло на 17,1% к аналогичному периоду 2009 года, добыча угля – на 18%. Цены на уголь и прокат чёрных металлов возросли примерно на 20%. А прибыль организаций за январь-февраль 2010 года – на 75% к аналогичному периоду предыдущего года.
В целом сумма налоговых и неналоговых доходов была увеличена на 3,615 млрд рублей. В том числе безвозмездные перечисления из федерального бюджета – на 2,207 млрд рублей. В частности, поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ составят 1,094 млрд рублей.
Дополнительное финансирование за счёт увеличения доходной части было предусмотрено по соответствующим статьям бюджета: национальная экономика – 2,7 млрд рублей; правоохранительная деятельность – 113,3 млн рублей; образование – 148,9 млн рублей; культура – 197 млн рублей; здравоохранение и спорт – 634,2 млн рублей; социальная политика – 23,4 млн рублей; межбюджетные трансферты – 2,2 млрд рублей.
После этих изменений бюджет области составил по доходам 67,9 млрд рублей (на 10 млрд больше, чем было запланировано в начале года), по расходам – 74 млрд рублей (на 10,6 млрд рублей больше). Дефицит областного бюджета при этом вырос только на 572,4 млн рублей до 6,1 млрд рублей, оставшись на уровне 12% от объёма собственных доходов (было 12,1%).
Ещё на 1,7 млрд рублей по доходам и 1,9 млрд рублей по расходной части бюджет был изменён 8 июля. Основной рост опять же обеспечили дополнительные поступления от налога на прибыль – плюс 1,5 млрд рублей.
 
Зоны, не терпящие отлагательств
За всеми текущими проблемами посткризисного состояния экономики и форс-мажорными обстоятельствами аварии на «Распадской» кузбасские власти пытались развивать культивируемое на федеральном уровне направление – поддержку инвестиционной и инновационной деятельности.
В начале июня в облсовете началось обсуждение подготовленного обладминистрацией законопроекта о создании в области особых экономических зон. «Этот вопрос очень актуален и не терпит отлагательств», – прокомментировал тогда разработку законопроекта председатель облсовета Николай Шатилов.
 
 Николай Шатилов, председатель облсовета
Николай Шатилов считает, что закон о создании
в области особых экономических зон «очень актуален
и не терпит отлагательств»
 
Начальник управления инвестиционной политики Кемеровской области Екатерина Савостьянова пояснила, что особые экономические зоны будут создаваться для развития территорий, новых видов производства, государственно-частного партнёрства и экономической деятельности, а также туризма и рекреационной деятельности. Принятие закона, по её словам, позволит создать территориально обособленные комплексы, в которых будут созданы благоприятные условия для развития бизнеса, внедрения прогрессивных технологий и производств. Они будут пользоваться рядом льгот, как, таких как снижение ставки по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и иными мерами государственной поддержки: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит по региональным налогам, предоставление государственных гарантий Кемеровской области и пр.
Законопроект стал законом 8 июля на последней перед парламентскими каникулами сессии облсовета, которую депутаты провели в Новокузнецке. Но по сравнению с начальным вариантом у него изменилось название. Как пояснили в управлении инвестиционной политики, по рекомендации правового управления обладминистрации закон получил название «О зонах экономического благоприятствования» (ЗЭБ). От «особых экономических зон» решено было отказаться, чтобы «не было путаницы с аналогичным федеральным понятием». Суть закона при этом осталась прежней, подчеркнули в управлении.
Заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов, представлявший законопроект депутатам назвал новые зоны «ещё одним механизмом для привлечения в область инвестиций, новых технологий». «Смысл этих зон, с одной стороны, ввести для участников этих зон упрощённые административные процедуры, гарантированный доступ к необходимой инфраструктуре. Предоставить им пакет мер финансовой и нефинансовой поддержки. А с другой стороны – установить чёткие, ясные правила к самим участникам. Нам это позволит определить сразу конкретные обязательства каждого участника по объёму инвестиций, по числу создаваемых рабочих мест, объектам, которые необходимо строить и т.д.», – пояснил замгубернатора.
Дмитрий Исламов напомнил, что в области уже имеется опыт по созданию таких механизмов, которые «делают благоприятными условия для бизнеса». Во-первых, сформирована законодательная база в инвестиционной и инновационной сферах: действует закон о государственной научно-технической политике, «О технопарках», «Об инновационной политике», «О государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности», о налоговых льготах. Согласно этим законам в Кузбассе субъектам инвестиционной и инновационной деятельности может быть снижен налог (с 18 до 13,5%), они могут быть освобождены от уплаты налога на имущество. В числе мер поддержки – предоставление государственных гарантий, субсидирование процентной ставки по кредитам, нефинансовые меры.
С 1 января 2009 года все эти меры начали реально работать, отметил Дмитрий Исламов. И на сегодняшний день 33 предприятиям области предоставлено право пользоваться различными формами поддержки. Это 8 субъектов инвестиционной деятельности, 22 резидента технопарка, 2 товаропроизводителя. По итогам 2009 года общий объём господдержки только по инвестиционным льготам составил 29 млн рублей, а фактический объём инвестиций, вложенных в проекты, составил более 4 млрд рублей. Создано свыше 2 тыс. новых рабочих мест. На 1 рубль господдержки приходится 144 рубля частных инвестиций, так оценил результативность деятельности власти заместитель губернатора. В 2010 году, по его данным, объём господдержки оценивается уже в 150 млн рублей.
 
Дмитрий Исламов, заместитель губернатора по экономике и региональному развитию
Дмитрий Исламов назвал зоны экономического благоприятствования
«ещё одним механизмом для привлечения в область инвестиций,
новых технологий»
 
Между тем, Дмитрий Исламов отметил, что все эти меры имеют «точечный характер», а новый закон позволит «сбалансировано развивать целые территории». По примеру Липецкой, Калужской областей и других российских регионов, кузбасские власти решили создавать 4 типа ЗЭБ: промышленно-производственные, агропромышленные, технико-внедренческие и туристско-рекреационного. На их территории будут установлены специальные условия. «Это внятные правила игры для участников, необходимая инфраструктура за счёт всех источников (и бюджетных и внебюджетных), получение льгот по налогам и сборам на региональном и муниципальном уровнях. И, наконец, это административное содействие со стороны управляющей компании, которая будет решать вопросы обслуживания бизнеса и взаимодействия с органами власти. Другими словами, власть выбирает земельный участок, формирует правила игры, берёт на себя организацию создания необходимой инфраструктуры. А инвестор, который регистрируется в такой зоне, развивает определённый бизнес, решает проблемы трудоустройства людей, пополнения местного и областного бюджетов», – обрисовал механизм работы зон Дмитрий Исламов.
В настоящее время самыми перспективными площадками для организации ЗЭБ являются Ленинск-Кузнецкий (район северной промзоны) и гора Зелёная в Таштагольском районе. По данным Дмитрия Исламова, уже есть заявки на создание в Ленинске-Кузнецком предприятий по производству конвейерных лент, переработке отработанных масел, по утилизации аккумуляторов. На самой площадке частично имеется инфраструктура, в рамках программы развития Ленинска-Кузнецкого как моногорода (город вошёл в соответствующую федеральную программу – «А-П») ведётся работа по согласованию с федеральными ведомствами объёма финансирования на реконструкцию инфраструктуры и строительство новых объектов. Говоря же о горе Зелёной, Дмитрий Исламов заметил, что здесь «зона уже фактически сложилась». Но статус ЗЭБ позволит развивать её эффективней: «Процесс шёл стихийно. И можно видеть современный отель, но есть проблемы с электроэнергией, водоснабжением и т.д. Организация особой зоны и призвана решить эти проблемы. Главное, появится ясность, что кто, в каких объёмах будет строить, в какие сроки должно быть выполнено».
Депутаты без особых обсуждений закон приняли, и, как пояснил Дмитрий Исламов, следующий этап – это отбор (его по закону нужно производить на конкурсной основе) территорий, определение конкретных льгот для инвесторов.
По данным «Авант-ПАРТНЕРа», в числе возможных претендентов на создание зон Прокопьевск (промышленно-производственного типа), Новокузнецкий, Кемеровский, Промышленновский и Ленинск-Кузнецкий районы (здесь рассматривается вопрос о создании зон агропромышленного типа). И.о. главы Новокузнецка Валерий Смолего выступая на сессии, заметил, что «Новокузнецк в этом плане (создания ЗЭБ – «А-П») имеет огромные перспективы. В комплексной программе развития это просматривается».

 


Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко