-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 23.12.2009

Страховой оптимизм в региональном масштабе

 
Как и ожидалось, сложности в экономике не дали страховому рынку поддерживать те высокие темпы роста, которые он демонстрировал на протяжении нескольких лет подряд. Тем не менее, уже сегодня очевидно, что финансовый кризис страховой рынок не обрушил: спад вполне вписывается в прогнозы годовой давности, а отдельные показатели регионального рынка лучше общероссийских.
 
Что упало
В третьем квартале текущего года положение на страховом рынке Кемеровской области несколько улучшилось. Если по итогам шести месяцев падение сборов (без учёта обязательного медицинского страхования) составило 10%, то итог девяти месяцев показывает уже разрыв с аналогичным периодом прошлого года лишь в 4,6%. Этот показатель лучше, чем в целом по стране – уменьшение страховых сборов по итогам трёх кварталов в России составило 8%. Примечательно, что объём выплат по сравнению с 9 месяцами 2008 года в регионе уменьшился совсем в небольших масштабах – на 0,7% (по итогам первого полугодия было отмечено падение выплат в размере 3,2%).
Данные с учётом ОМС показывают рост страховых сборов в Кузбассе на 7,7%. Это произошло в основном за счёт двух обязательных видов, ОМС и ОСАГО – оба они выросли на 18% и 18,7% соответственно. В случае с автострахованием причиной тому стало увеличение регионального коэффициента. По сведениям Романа Силаева, заместителя генерального директора по страхованию Губернской страховой компании Кузбасса (ГСКК), в других регионах, в которых увеличения коэффициента не произошло, не наблюдается и увеличения сборов по этому виду. Однако нельзя отрицать и тот факт, что прирост автопарка, хотя и не в тех объёмах, что в прежние годы, но всё-таки происходит: в кризисных условиях практически все автодилеры, чтобы хоть как-то стимулировать продажи, предлагают различные акции и существенные скидки. Всё это также вносит в увеличение рынка ОСАГО свою лепту.
Зато на 11% «упали» за три четверти года добровольные виды страхования, в том числе, страхование жизни – на 44,7%, личное страхование (кроме страхования жизни) – на 9,35%, имущественное страхование – на 8% и страхование ответственности – на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Существенное снижение доли страхования жизни отчасти можно объяснить уменьшением рискового страхования, тесно связанного с приостановлением банками кредитования населения. Однако, как отмечают специалисты, и накопительное страхование жизни заметно потеряло свою инвестиционную привлекательность на фоне повышения банковских процентов по депозитам и общей нестабильности в экономике, в том числе непредсказуемости инфляции и курсов валют.
Существенно снизились и объёмы добровольного медицинского страхования (ДМС), активно развивавшегося в прошлые годы за счёт корпоративного сегмента. По данным страховщиков, ДМС в социальных пакетах своих сотрудников оставили лишь единицы компаний. Но и те, что оставили, существенно сократили расходы: уменьшили количество застрахованных сотрудников и сократили перечень рисков. «ДМС компании использовали в двух целях: ради снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и для демонстрации своей социальной политики, поясняет тенденцию Роман Силаев. – Сейчас прибыли у многих нет, так что и налоги сокращать не на чем».
Многие страховщики ещё в начале года надеялись на то, что люди, ощутившие преимущества полиса ДМС, начнут объединяться в коллективах и страховаться за свой счёт. Однако, по оценкам Романа Силаева, не более 30% застрахованных ранее заключают сейчас такие договоры. Кроме того, технически это гораздо сложнее и для самой страховой компании: «Чтобы застраховать хоть какую-то часть коллектива, нужно заслать на предприятие агентов. Если наберут они хотя бы 100-200 человек – уже хороший результат, рассказывает, как происходит сегодня такая работа, Роман Силаев. – Кроме того, нужно не один договор с предприятием заключить, а 100-200 договоров с отдельными сотрудниками. Удержание страхового взноса из зарплаты тоже уже сложнее организовать».
Наконец, как признался один из страховщиков, медицинское страхование бьёт все рекорды по числу случаев мошенничества, оставляя позади и КАСКО, и ОСАГО: «Возможностей сговориться у врачей, больниц и пациентов очень много, убыточность по данному виду просто зашкаливает. Конечно, у нас сидят эксперты, проверяют справки, бумаги, но мошенничество в медицине доказать в принципе невозможно. У нас среди клиентов были такие предприятия, на которых в первый год первые 20% сотрудников застраховались, активно полечились, на другой год застраховались снова 20% персонала, но уже другая партия – настал их черёд поправить здоровье. И так далее, пока не вылечились все».
 
Очищение от ответственности?
Очищение рынка от финансово нестабильных и мелких компаний – главная, если не единственная, польза, которую ожидали страховщики от наступающего кризиса. По мнению многих аналитиков, кризис должен был ускорить процесс укрупнения страхового рынка, но этого пока не произошло. По данным, которые на начало декабря уходящего года привел Владимир Голубков, руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в Сибирском федеральном округе (СФО), в Кемеровской области число региональных страховщиков (19 компаний) в 2009 году осталось неизменным. Зато прекратили работу на кузбасском рынке два филиала иногородних компаний. Для сравнения, всего в СФО в текущем году ушли с рынка 13 местных компаний и 21 филиал иногородних. Если сокращение количества местных небольших компаний с 2003 года, как показывает статистика, наблюдается на рынке из года в год, то сокращение количества филиалов происходит с 2002 года впервые.
По этому поводу мнения экспертов разделяются. Так, многие вообще не считают нужным замечать подобные факты, объясняя это тем, что среди ушедших в основном мелкие компании, которые реальным страхованием практически и не занимались. Однако Наталья Владыкина, директор филиала СК «Ресо-Гарантия» в Кемерове, указывает на такую проблему, как возможный подрыв доверия к институту страхования со стороны населения из-за ухода отдельных игроков с рынка. В качестве примера она приводит «Городскую страховую компанию», которая входила в число тридцати основных участников рынка ОСАГО России и имела, таким образом, серьёзные обязательства перед застрахованными. «Уходящие с рынка страховщики ОСАГО не стре мятся исполнить обязательства и не передают дела в РСА (Российский союз автостраховщиков), описывает ситуацию Владимир Голубков. На офисах филиалов появляются объявления: «Офис закрыт. Выплаты осуществляет РСА. Адрес… Телефон…». Также, по информации Владимира Голубкова, ряд страховых брокеров целенаправленно продают полисы ОСАГО проблемных и уходящих с рынка страховщиков, так как уверены, что РСА оплатит. «Ситуация, конечно, серьёзная, но не критичная, отмечает Наталья Владыкина. В этих условиях страхователи должны прежде всего осознать ответственность за выбор того или иного страховщика, брать в расчёт не только тарифы, но и устойчивость компании».
Так или иначе, в кризисных условиях, на фоне общего сжатия рынка, ряд крупных страховщиков находят пути для увеличения объёмов страховых сборов. У некоторых и вовсе впечатляющие результаты – так, ГСКК по итогам 9 месяцев текущего года удалось увеличить поступления на 43% (по сравнению с 9 месяцами 2008 года). Рост есть и у компаний «Ингосстрах», «Жасо-М», «Коместра», «Ресо-Гарантия». С другой стороны, в 2009 году рынок на фоне резко обострившейся конкуренции столкнулся с демпингом тарифов, причём к такому приёму, вопреки ожиданиям, прибегли и некоторые крупные федеральные страховщики. Очевидно, что это несёт риски для устойчивости рынка не меньшие, чем уход отдельных компаний.
 
Что пропало
Фактически потеряв ещё в конце прошлого года банковский канал продаж, страховщики принялись искать и активизировать иные каналы, а также диверсифицировать свои портфели. По словам многих экспертов, наиболее эффективными сегодня являются агентские продажи. Тем более что ориентированы они именно на физических лиц. По данным Натальи Владыкиной, в кемеровском филиале СК «Ресо-Гарантия» рост сборов в агентском сегменте наблюдается в пределах 30-50%. В то же время агенты также диверсифицируют свою структуру продаж: помимо автострахования, активно продают полисы страхования квартир, дач, имущества малого и среднего бизнеса. «Как показывает российская статистика, не считая автомобилей, лишь 2% имущества населения застраховано, так что потенциал у этого рынка очень значителен», отмечает она.
Стоит заметить, что хотя притока новых договоров комплексного ипотечного и залогового страхования со стороны банков нет, заключенные ранее договоры всё же продлеваются, а нередко клиент и меняет страховую компанию. И, по словам Романа Силаева, это совсем не редкость: «Когда человек ещё только оформляет кредит на покупку квартиры или машины, он обычно не высчитывает отдельно затраты на страхование, мысленно включая их в сумму кредита. На первых порах ему вообще не важно, в какой компании застраховаться, получит ли он в случае чего возмещение ущерба или нет, он не вникает в условия – ему важно только, даст ему банк кредит или нет. А вот уже через год или два, когда он приходит в компанию и платит за продление договора, как говорится, «из своего кошелька», он уже задумывается, что он с этого получает и нельзя ли где-нибудь получить то же самое дешевле. Сейчас многие компании снижают цены, демпингуют, борются за клиента, и, как выясняется, не безрезультатно».
Помимо оживления банковского кредитования и связанного с этим увеличения сборов по страхованию имущества и жизни, неплохие перспективы открываются для рынка страхования ответственности. Связаны они с образованием саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и с обязательным требованием страхования гражданской ответственности для членов СРО. По мнению Натальи Владыкиной, перспективы для этого сектора рынка открываются огромные, поскольку ранее ответственность в строительной сфере практически не страховалась, исключение составляло лишь страхование ответственности при исполнении государственных контрактов.

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко