-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Волк, овца и ёжик

Ремонт в Музыкальном театре Кузбасса длится уже дольше, чем в Большом театре в Москве, причём сроки его окончания представляются всё менее определёнными
Одни говорят, что экономических кризисов культура не замечает. Традиционная культура — мощная инерционная система, которая мыслит столетиями, тут войны и революции далеко не сразу отзываются, а уж мелкие торгово-промышленные неурядицы для неё что комариный звук. В каждом конкретном случае отдельные отрасли, конечно, могут пострадать, но в общем — ничего страшного, не такое видывали, в русском желудке и ёж перепреет.
 
Другая распространённая мысль гласит, что кризис — дело неприятное, однако в нём есть и хорошие стороны. Всякого рода потрясения оказывают очистительное действие: помогают избавиться от багажа, который давно превратился в недвижимость, в чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Типа, кризис — это такой серый волк, волшебный помощник, санитар леса. И в особенности там, где закон — тайга, а медведь — хозяин.

Третьи полагают, что культуре кризис не страшен хотя бы потому, что культура — сама себе взрывпром. Здесь всегда кризис, по тому же самому закону, по которому в основе художественного произведения лежит конфликт. В 1920-е Россия пережила большевицкую ломку, зато расцвели новая литература, новая филология, новый театр. В 1930-е в США была Великая депрессия, но кинематограф из дешёвого аттракциона стал превращаться в могучее искусство. Спокойные же эпохи в культурном отношении оказываются самыми бесцветными — вспомните наши 1970-е годы. У Даля на этот счёт есть замысловатая пословица: стригу овцу, так и шерсть моя, а шкуру сниму, так мясо съем.
Если от этих глобальных обобщений спуститься на нашу кузбасскую почву, на первый взгляд, похоже, что всё идет по-залаженному, как в пословице про ежа и желудок. С одной стороны, каких-то радикально новых открытий или явлений за два кризисных года не случилось даже в искусствах быстрого реагирования, как, например, в театре. С другой стороны, ландшафт не выглядит прореженным, привычные институции все на месте. Короче, и волки сыты, и овцы целы.
В этом смысле предыдущие неурядицы 1998-1999 годов отозвались на кузбасской культуре гораздо заметнее. Впрочем, тогда экономический кризис сопровождался политическим, да и перемены последовали не в одночасье, а год-два спустя, так что, может быть, еще просто рано делать выводы. Так что не будем торопиться и рассмотрим картину в подробностях.
 
*
После предыдущего пароксизма, в начале 2000-х, большие перемены последовали в четырёх из пяти кемеровских театров. В облдрамтеатре тогда к власти пришел Юрий Штальбаум, который вскоре представил нового главрежа Евгения Ланцова. В областном театре кукол появился Дмитрий Вихрецкий, в молодежном театре — Ирина Латынникова и Григорий Забавин. Театр-студия «Ложа» тогда же остался без своего основателя Евгения Гришковца.
Нынче перемены не столь заметны. Правда, в Кемеровской драме опять новое начальство — директора Штальбаума уволили как раз осенью 2008-го. Но причиной увольнения были не экономические неурядицы, а досадный казус с падением герба во время губернаторского приёма. Отметим также, что нынешний главреж Дмитрий Петрунь появился в театре ещё при прежнем директоре. Главным достижением нового, Алексея Разукова, стало открытие Звёздного зала и проведение в 2009 году театрального фестиваля областного масштаба, что в условиях кризиса, наверное, немало.
На прочих театральных площадках вроде бы без радикальных перемен. Театр кукол собрал очередную охапку призов на фестивалях и выдвинул нового режиссера — актриса Елена Качалина поставила два очень симпатичных спектакля. Главреж Вихрецкий, кроме детских постановок, обещает нынешней зимой премьеру нового спектакля для взрослых.
В молодёжном театре премьеры появляются чаще всего, репертуар пестрит самыми разнообразными названиями, диапазон авторов – от Вильяма Шекспира до авторов «Новой драмы». Но в творческом плане в последнее время заметны некоторые признаки застоя. То же относится и к «Ложе»: оставшись без Гришковца, театр в короткое время сумел восстановить позиции и сделать несколько ярких спектаклей. Однако в последнее время премьеры здесь случаются в среднем раз в год, а ведущие актёры во главе с Евгением Сытым все больше заняты в кинематографических проектах.
В целом же тому, кто хочет работать, кризис не помеха. Скажем, Прокопьевская драма за два последних года выдала ряд ярких премьер, следствием которых стали фестивальные призы, всероссийская известность и номинации на «Золотую маску».
 
*
С Музыкальным театром Кузбасса – отдельная эпопея. Ремонт там длится уже дольше, чем в Большом театре в Москве, причем сроки его окончания представляются всё менее определёнными. В этих условиях театр умудряется сохранять труппу и выпускать в год по премьере: нынче обещан новый мюзикл Марка Самойлова по пьесе Бомарше «Преступная мать». Это вторая часть той самой трилогии, которая начинается «Севильским цирюльником», а завершается «Женитьбой Фигаро». Моцарт, Самойлов и Россини  — ряд, конечно, сильный. Если же без сарказмов, коллектив Музыкального театра и его многолетний лидер Владимир Юдельсон делают в создавшихся обстоятельствах максимум возможного.
Впрочем, ремонт Новокузнецкой драмы нынешней осенью всё-таки закончили, так что дело, похоже, не только в деньгах. С другой стороны, самый фешенебельный ремонт ещё далеко не гарантия творческого обновления. Вон в областном доме художников и ремонт закончили во благовременье, и руководство сменили, однако не сказать, чтобы выставочная политика сильно переменилась. Хотя обещаны были и налаживание в Кемерове арт-рынка, и новые творческие искания.
 
*
На работе Кемеровского областного музея изобразительных искусств кризис внешне не сказался. По-прежнему проводились масштабные выставки (прошлой зимою – из фондов Третьяковки), продолжался безусловно полезный проект «Созвездие региона», знакомящий кемеровчан с творчеством ведущих сибирских художников, и т. п. Правда, зарплаты сотрудников по мере роста инфляции превратились в совсем символические, но у нас ведь уже почти официально считается, что музейщики должны быть бессребрениками — начальство с телеэкранов так и говорит: в музеях у нас святые работают, и всё тут.
В музее-заповеднике «Томская писаница» начальство сменилось еще до кризиса. При новом директоре Валерии Каплунове ничего не слышно о масштабных проектах по развитию, но текущая деятельность вполне себе продолжается: обновляются экспозиции, проводятся праздники, принимаются высокие делегации. Опять же скромный когда-то зверинец разросся и в какой-то мере восполняет отсутствие в Кемерове стационарного зоопарка.
В музее-заповеднике «Красная Горка» как раз весною 2008 года обнародовали большие планы: построить Музей угля и музеефицированную шахту. Кризис если не похерил эти перспективы окончательно, то сильно отсрочил их воплощение. Впрочем, на этом грустном фоне в музее и вокруг него осуществлялись интересные начинания. Скажем, Владимир Сухацкий подготовил и издал прекрасный альбом по истории Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» – нынче ей как раз исполняется 90 лет.
 
 
*
В рассуждении музыкально-хореографическом крупнейшие наши институции также сохранились, хоть и не без потерь. Симфонический оркестр под руководством маэстро Тао Линя кризиса, кажется, не заметил. Всероссийский хореографический фестиваль в Кузбассе по-прежнему проводится, хотя газета «Труд» давно уже не числится среди его организаторов. Правда, на джазовом фестивале в Новокузнецке заметно меньше стало иностранных звёзд, а бардовский фестиваль «Бабье лето» и вовсе разделился на два альтернативных, кузбасский и томский.
Куда менее пышными стали празднества в честь Дня Шахтёра — прежде меньше чем на Хворостовского были не согласны, нынче звёзды потускнели; однако тут виною не столько кризис, сколько катастрофа на шахте «Распадская»: пока последствия не устранены и шахтёры не похоронены, праздновать было неловко.
Не стало в годы кризиса также широкошумных гастролей, вроде визита приснопамятных Deep Purple или столь же пресловутого Малого театра. Впрочем, обе эти легенды, при всем непреходящем к ним уважении, следует числить скорее по музейному ведомству.
 
*
Понятно, что культура — это не только яркие зрелища и шумные проекты. За последние годы в Кемерове существенно изменился информационный фон. Газеты, не говоря уже о глянцевых журналах, закрывались или выходили ни шатко, ни валко, сильно сократилось местное телевещание. Вакуум попытались заполнить интернет-проекты, но скорее количеством, а не качеством. Заметных литературных произведений в Кузбассе тоже не появилось, хотя по исторической части, например, книжки выходили вполне достойные.
За годы кризиса в Кузбассе воздвигли несколько заметных памятников — в Мариинске, Таштаголе, Прокопьевске, Новокузнецке. Правда, про Кемерово этого сказать нельзя, тут ограничивались парковыми скульптурами, зачастую сомнительных достоинств.
Когда-то Кемеровский госуниверситет был заметным культурным центром  — с театром «Встреча», академическим хором и регулярными фестивалями современного искусства. В последние годы оттуда ничего не доносится, но вряд ли дело в кризисе — начальство в КемГУ сменился задолго до него, переменилась и культурная политика. Ничего страшного: то же современное искусство просто переместилось на другие площадки.
 
*
Всё-таки у кризиса есть одно заметное последствие: это усугубляющийся провинциализм Кемерова и его окрестностей. На столицы равняться не будем, но даже в сравнении с Новосибирском и Красноярском разрыв только усугубляется. Кризис не кризис, но там регулярно открываются новые театры, появляются новые театральные фестивали, проводятся художественные биеннале и книжные форумы. Мы же довольствуемся реставрацией существующего, по большей части — ещё наследия советских времен, или начала 1990-х, когда по культурной части наблюдалась сумасшедшая динамика  — хотя политика и экономика из кризисов не вылезали.
Замечательный литератор Пётр Вяземский писал: «И овцы целы, и волки сыты, было в первый раз сказано лукавым волком, или подлой овцой, или нерадивым пастухом. Счастливо то стадо, вокруг коего волки околевают с голода». Князь Пётр Андреевич прожил долгую жизнь: помнил и победу над Наполеоном, и восстание декабристов, и пушкинский расцвет, и николаевский застой, и даже отмену крепостного права застал. Похоже, культура и впрямь процветает в громозвучно-судорожные эпохи, а условиях хваленой стабильности потихоньку съёживается. Кстати говоря, еще одно расхожее определение гласит: культура  — прежде всего система запретов. Понятно, когда запреты меняются, сразу же возникают новые возможности.
Что ж, подождём, пока очередной ёж перепреет: в последнее столетие было заметно, что пищеварительные процессы в нашем отечестве ускоряются.

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко