-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 24.08.2010

Вячеслав Лебедев: «Перспективы развития угольного рынка очень позитивны»

В 2010 году конъюнктура в угольной отрасли значительно улучшилась. О том, как это изменило взаимоотношения угольщиков с банками, каковы «отголоски кризиса» на этом рынке и востребованы ли кредитные ресурсы на развитие предприятий, мы беседуем с управляющим филиалом Банка ВТБ в Кемерове Вячеславом ЛЕБЕДЕВЫМ.
 
– Вячеслав Юрьевич, Вы неоднократно говорили о том, что кредитный портфель Вашего филиала отражает специфику кузбасского региона, то есть основную его долю занимают кредиты, выданные угольным предприятиям. А есть ли в работе с этой категорией клиентов какая-то специфика?
– Действительно, с самого начала работы на территории Кемеровской области, с 2004 года, наш филиал рассматривал угольную отрасль как стратегического партнёра, причём не только в кредитовании, но и по всему спектру продуктов, предлагаемых банком ВТБ. Понятно, что это неслучайно: такова специфика региона, в котором мы работаем. Кредитованию угольных предприятий мы всегда уделяли наибольшее внимание. За 6 лет работы филиал профинансировал угольщиков на сумму около 80 млрд рублей. На протяжении всей нашей деятельности, независимо от величины кредитного портфеля, доля кредитов угольным предприятиям всегда была порядка 70-80%. Какой-то особенной специфики в работе с предприятиями угольной отрасли нет. В банке существуют продукты, программы, подходы к оценке рисков, которые применимы к любой отрасли. Другое дело, что к каждому предприятию мы подходим индивидуально. Если же всё-таки выделять какую-то особенность, то она связана с обеспечением: в качестве залога может выступать горная техника или подземное оборудование, а оно в значительной степени подвержено рискам, что заставляет заёмщика страховать его, нести дополнительные расходы. Также угольщикам требуются кредиты на длительные сроки, однако в современной посткризисной ситуации такая потребность в равной степени существует и у представителей других сфер бизнеса – энергетиков, металлургов, оптовых продавцов горюче-смазочных материалов.
 
– С учётом какого прогноза развития этой отрасли вы кредитуете сегодня угольный бизнес?
– Если ещё год назад мы с опаской смотрели на угольщиков, равно как и на многие другие отрасли, работающие в ситуации падающего рынка по объёмам производства и по ценам, то сегодня перспективы развития угольного рынка очень позитивные. Спрос на продукцию высок, даже превышает предложение. Следовательно, мы продолжаем рассматривать эту отрасль как базовую для кредитования.
 
– В период кризиса почти все предприятия свернули свои инвестиционные программы, касающиеся модернизации и обновления основных производственных фондов. В течение полутора лет деньги в такие проекты не вкладывались. Сейчас ситуация меняется?
– Да, компании пытаются наверстать упущенное и воспользоваться ростом рынка, чтобы реализовать новые программы. Потребности в денежных средствах были достаточно большими до кризиса. Цены на уголь длительное время росли, предприятия строили планы, которые по причине кризиса не смогли быть реализованы. Закрытие внешних рынков и ограниченные возможности получения средств на внутреннем рынке, спад производства, неопределённость с ценами, сбытом, привели к тому, что угольные предприятия ограничили свои потребности в кредитах только финансированием текущей деятельности, пополнением оборотных средств. Сейчас ситуация в корне меняется. Того денежного потока, который предприятия генерируют при нынешних ценах, им хватает для поддержания текущей деятельности. Пополнение оборотных средств если и требуется, то в крайне незначительных объёмах. Потребность в кредитах в большей степени обусловлена финансированием программ развития. Понятно, что для реализации производственных программ деньги нужны долгосрочные, как минимум от 3 лет. Это кредиты на приобретение новой техники и оборудования для уже существующих предприятий, на значительную реконструкцию или строительство обогатительных фабрик.
 
– В связи с изменением текущей ситуации меняются условия предоставления кредитов?
– Конечно, уменьшающиеся кризисные явления заставляют нас постепенно возвращаться к тем условиям, что были раньше. В рамках своих полномочий мы кредитуем до трёх лет. Однако по решению головной организации возможно и более длительное кредитование, до 5 лет. Также мы изменили наши подходы к вопросам, связанным с залогами. Иногда мы практикуем бланковое кредитование, то есть предоставляем необеспеченные кредиты, либо кредиты с бланковым периодом, когда даём заёмщику 3-9 месяцев на оформление и введение обеспечения. Изменились залоговые дисконты в сторону уменьшения, в целом произошла либерализация условий по ставкам, требованиям, срокам.
 
– Кризис внёс какие-то принципиальные изменения в практику кредитования?
– Да, банки стали кредитовать заёмщиков с соблюдением тех или иных финансовых ковенантов. И мы, и наши коллеги в других банках в своих кредитных соглашениях определяем максимально возможный уровень долговой нагрузки заёмщика, ограничиваем возможности предприятия увеличивать краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения без согласования с банком. Вводятся ковенанты по финансовой устойчивости. Далее происходит ежеквартальный мониторинг этих показателей, если имеют место отклонения, ситуация подробно анализируется. На такой случай банки в кредитных договорах оставляют для себя право досрочного расторжения договора. Эта тенденция родилась именно в кризисный период, ранее она не была свойственна российским банкам. Скорее всего, она сохранится в том или ином варианте и в будущем.
 
– Как банк страхует свои риски на случай смены собственника предприятия?
– Основные игроки угольного рынка – это компании, входящие в вертикально-интегрированные холдинги, финансово-промышленные группы федерального значения. Понятно, что их положение достаточно стабильно и риски смены собственника минимальны. Но инструментарий хеджирования рисков, который используют практически все без исключения банки, классический: поручительства собственников аффилированных компаний, залог долей участия, залог акций.
 
– Есть ли сегодня факторы, сдерживающие развитие рынка кредитования угольного бизнеса, например, ограниченность в ресурсах или скромные потребности потенциальных заёмщиков?
– Я бы не назвал сколько-нибудь серьёзных факторов, которые сдерживают рынок кредитования угольного бизнеса. И средства у банков есть, и потребности у компаний. Некоторым сдерживающим фактором может быть наличие у заемщика достаточного количества обеспечения для кредита, т.е. объектов, которых можно предоставить в качестве залога. Частично это компенсируется предоставлением бланковых кредитов, но ведь их невозможно выдавать в неограниченных объёмах.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко