-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2009

Корпус оперативного реагирования

Конец весны и первая половина лета подтвердили намерения кузбасских властей, как исполнительной, так и законодательной, управлять кризисными явлениями оперативно и в «ручном режиме». Причём в это время основой акцент был сделан на промышленность. Налоговые льготы, государственные гарантии по кредитам и прямые бюджетные вливания – приметы последних месяцев. И, судя по новым принятым региональным законам, всё это должно стать обычной практикой.
 
В середине лета 2009 года власти Кемеровской области стали заявлять о первых прорывах из кризиса – металлургические комбинаты «Евраз Груп» вышли на полную загрузку, отгрузка и добыча угля увеличились. Но перед этим кризисные явления в регионе, казалось, только нарастали. Если ещё в начале года областные чиновники говорили о сокращении поступлений в бюджет на 30% по сравнению с прошлым годом, то летом падение достигло уже 50%. За первое полугодие, по данным управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, налога на прибыль было собрано всего 2 млрд рублей, на 19,6 млрд рублей или практически в 11 раз, меньше, чем год назад.
Именно в это время стало известно, что Министерство финансов РФ включило Кузбасс в список самых проблемных регионов, столкнувшихся с резким падением бюджетных доходов. Всего Минфин обозначил 13 таких регионов. Кемеровская область в списке на втором месте после Челябинской. Министерство руководствовалось показателями сбора как раз налога на прибыль. На первом месте по падению его сборов оказалась Челябинская область, где, по данным управления ФНС по этому региону, снижение налога на прибыль за полгода составило 20 млрд рублей, но при этом вообще был получен отрицательный результат в 1,1 млрд рублей (т.е. пришлось возвращать уже выплаченные налоги).
Поступления налога на прибыль организаций в прошлом году в региональный бюджет составили почти 35 млрд рублей. Абсолютный рекорд за всю историю бюджетного процесса в области. В этом году он сменился другим абсолютным рекордом, отрицательным по значению, рекордным снижением «прибыльного» налога. Для сравнения поступления по второй по объёму доходной статьи бюджета – налогу на доходы физических лиц снизились на 2,5 млрд рублей или на 17,7%. Всё это, естественно, могло стать основой для серьёзного бюджетного решения – секвестра бюджета. Однако до сих пор власти, с начала года пересматривавшие отдельные статьи расходов бюджета так и не пошли на общее бюджетное сжатие. И это, наверное, самое большое достижение за всё время кризиса, правда, полученное во многом благодаря дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета. На таком фоне помощь предприятиям с политической точки зрения становится ещё более весомой.
 
Бюджет уже не тот
Наверное, единственным позитивным моментом в бюджетном процессе с начала текущего года была майская сессия облсовета народных депутатов, на которой принимался отчёт об исполнении бюджета области за 2008 год. «Выдающимся» назвал бюджет-08 председатель Совета народных депутатов Николай Шатилов. Принимать такие отчёты – «праздник», отметил зампредседателя – председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов облсовета Александр Микельсон. А замгубернатора – начальник главного финансового управления Сергей Ващенко заявил, что 2008 год вообще был «самым противоречивым, годом побед и разочарований. Но этот год задал планку» по бюджету.
 
Николай Шатилов, председатель Совета народных депутатов
Николай Шатилов назвал бюджет-08 «выдающимся»
 
Беспрецедентный, по словам Сергея Ващенко, для Кузбасса рост доходов зафиксирован в отчёте об исполнении бюджета-2008 (см. таблицу №1). По сравнению с прошлым годом доходы выросли более чем на 22 млрд рублей или на 45,3%. Самая значимая доходная статья – налог на прибыль организаций, хоть и недовыполнена (поступления были запланированы на уровне 35,2 млрд рублей), но по сравнению с прошлым годом выросла на 69,5% (плюс 14,2 млрд рублей). Невыполнение плана, естественно, связано с начавшимся осенью спадом производства в металлургии и углепроме. Но вплоть до сентября 2008 года существенный рост цен на металл и уголь давал только плюс областному бюджету.
Несмотря на увеличение средних затрат на добычу угля, рост тарифов на железнодорожные перевозки и портовые услуги, отметил Сергей Ващенко, в первом полугодии 2008 года наблюдался опережающий рост выручки от реализации продукции по отношению к затратам угольных предприятий на добычу, обогащение и реализацию угля. В таких условиях рентабельность большинства кузбасских угольных предприятий существенно повысилась, предприятия показали рекордные финансовые результаты своей деятельности – прибыль угольных предприятий области за 1 полугодие 2008 года увеличилась на 168% к показателю за аналогичный период 2007 года и составила более 50% от прибыли предприятий всех видов деятельности. Доля убыточных предприятий, работающих в угольной промышленности, за указанный период сократилась с 57,3% до 40,6%.
Кроме сокращения производства на основных бюджетообразующих предприятиях области осенью на снижение поступлений налога на прибыль повлияло изменение налогового законодательства: Федеральным законом № 224-ФЗ был установлен специальный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих уплате за четвёртый квартал 2008 года. Налогоплательщикам было предоставлено право перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей за этот период по фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определялась с учётом ранее уплаченных авансовых платежей. Ряд налогоплательщиков воспользовались этим правом, перейдя с ноября на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли, представив декларации к уменьшению авансовых платежей. В результате переплата по налогу на прибыль в областной бюджет возросла за ноябрь на 0,9 млрд рублей и составила 3,4 млрд рублей на 01 декабря. А после обращений предприятий в налоговые органы и возврата налога на прибыль в конце года сложилось недовыполнение плана по налогу на прибыль в сумме 506,1 млн рублей.
Поступления по второму по значимости налогу в бюджет – налогу на доходы физических лиц были перевыполнены на 0,3% от плана и на 30,3% превысили уровень прошлого года. В этом росте и увеличение среднемесячной зарплаты (по данным Кемеровостата – на 24% по сравнению с 2007 годом), и значительные суммы разовых платежей, уплаченных собственниками угольных компаний с доходов от продажи акций (долей участия в капитале) и с доходов в виде дивидендов, которые выплачивались рядом предприятий по итогам 2007 года и 1 полугодия 2008 года.
Позитив в этом бюджете, отметил на сессии облсовета Александр Микельсон, был не только «на бумаге». Профицит бюджета, который в последний раз был зафиксирован в 2004 году, стал главным резервом области в начале кризисного года. Впрочем, в мае, об этом резерве вспоминали исключительно в прошедшем времени. На майской сессии в очередной раз был пересмотрен бюджет текущего года. Общий размер доходов был увеличен на 884,6 млн рублей, расходов – на 645,9 млн рублей. Размер дефицита бюджета текущего года при этом снижен на 238 млн 683,3 тыс. рублей до 12,8% от собственных доходов (см. таблицу №2).
 
Дмитрий Исламов, замгубернатора по экономике и региональному развитию
По мнению Дмитрия Исламова депутаты расширили критерии отбора инвестиционных, инновационных проектов и товаропроизводителей, претендующих на господдержку
 
При общем росте доходов, налоговые и неналоговые доходы областного бюджета были уменьшены почти на 1,5 млрд рублей. В том числе, налог на прибыль организаций – на 1 млрд 462 млн 880 тыс. рублей из-за возврата из областного бюджета переплаты по налогу на прибыль организаций в первом квартале текущего года крупным налогоплательщикам: ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» в сумме 1 млрд 257 млн 162 тыс. рублей, ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» в сумме 205 млн 718 тыс. рублей. Сам же рост обеспечила финансовая поддержка регионов из федерального бюджета. После изменений федерального бюджета Кузбассу дополнительно выделили 2 млрд 517 млн 959,2 тыс. рублей безвозмездных поступлений в виде субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов на различные программы по поддержке сельхозпроизводителей, приёмных родителей и опекунов, людей, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи и пр.
В расходной же части, как пояснил Сергей Ващенко, снижены капитальные затраты – объём средств, предусмотренных на закупку нового оборудования, строительство (кроме жилищного) и реконструкцию. На 338,3 млн рублей сокращены были и долгосрочные региональные целевые программы. Увеличение расходов было в основном только по статьям, по которым было предусмотрено получение средств федерального бюджета. В частности, на снижение напряжённости на рынке труда, лекарственное обеспечение, возмещение сельхозпроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам и др.
 
Сергей Ващенко, начальник главного финансового управления
Сергей Ващенко пояснил, что на основании постановления облсовета коллегия обладминистрации теперь может рассматривать вопрос о выделении денег предприятию, в частности, на пополнение оборотных средств или выплату зарплаты
 
Расходы потяжелели и за счёт предоставления новых госгарантий (ранее они были выданы строителям). По инициативе обладминистрации в программу гарантий Кемеровской области включен ООО «Учуленский цементный завод» с суммой гарантий в 390 млн рублей. Как пояснил председатель совета директоров управляющей компании «Сибирская горно-металлургическая компания» Александр Рыбкин, это решение поможет компании в переговорах с ВЭБом о выделении кредитной линии на строительство завода. В июле Александр Рыбкин рассчитывал закончить переговоры с банком к осени. «Мы говорим о полном проектном финансировании. Сумма порядка 6 млрд рублей. Госгарантии безусловно помогут. Это было одно из условий банка», – сообщил Александр Рыбкин «Авант-ПАРТНЕРу». Также для получения банковского финансирования госгарантии потребовались и ООО «ОЭУ Блок № 2 шахта «Анжерская-Южная» (сумма, внесённая в программу, составила 350 млн рублей).
В июле в бюджет была внесена ещё одна такая же поправка. Депутаты облсовета включили АКБ «Новокузнецкий муниципальный банк» в программу госгарантий для обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства кредитными ресурсами в сумме 376,5 млн рублей. Предельный объём бюджетных ассигнований для предоставления бюджетных кредитов юрлицам был увеличен при этом на 300 млн рублей (до 650 млн рублей). На эту сумму для реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы «Жилище» был предоставлен очередной бюджетный кредит Фонду развития жилищного строительства Кемеровской области. После всех этих изменений размер государственного внутреннего долга Кузбасса вырос до 18 млрд 891 млн рублей против 17 млрд 810 млн рублей в январе. А верхний предел госдолга по госгарантия на 1 января 2010 года был установлен в сумме 4 млрд 480 млн рублей (на начало текущего года – 3 млрд 363 млн рублей).
Поддержку бизнеса по предложению обладминистрации депутаты оказали, расширив критерии отбора инвестиционных, инновационных проектов и товаропроизводителей, претендующих на господдержку. Как пояснил замгубернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов, в областном законе «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» теперь установлены дополнительные условия (критерии) отбора инвестиционных проектов, для принятия решения о предоставлении государственной поддержки. Это повышение энергоэффективности производственного процесса, производительности труда, обеспечение и (или) способствование импортозамещению. Кроме того, уточнён и срок предоставления господдержки для инновационной деятельности – это период окупаемости проекта, но не более 5 лет, а не на пять лет с момента включения инновационного проекта в перечень, как было ранее.
Впрочем, бюджетные гарантии по кредитам вплоть до июля были, пожалуй, единственным проявлением поддержки конкретных промпредприятий области. Всё изменила ситуация на ленинск-кузнецком ЗАО «Кузбассэлемент».
 
На будущее с оглядкой
Завод по выпуску аккумуляторов ЗАО «Кузбассэлемент» прекратил производство ещё в ноябре прошлого года. Причём, далеко не кризис тому причина. По информации обладминистрации за последние 6 лет работы предприятия на нём сменилось 11 гендиректоров и несколько собственников. Но планируемая программа развития предприятия – оптимизация производства с переносом его на новую промплощадку так и остались на бумаге. А текущая ситуация на заводе только ухудшалась. По информации конкурсного управляющего завода Геннадия Купцова (предприятие за последние годы второй раз было признано банкротом в мае этого года), анализ дел на предприятии показал явные признаки преднамеренного банкротства: неэффективное использование кредитных средств, завышенная стоимость приобретаемого оборудования. Материалы по подозрительным операциям бывших руководителей переданы в правоохранительные органы. С просьбой разобраться с ситуацией губернатор Аман Тулеев неоднократно обращался в Генпрокуратуру РФ. А всё это время предприятие стояло без заказов, а коллектив почти в 500 человек не получал зарплату.
22 июня ситуация накалилась. Заводчане перекрыли движение на проспекте Ленина – главном в Ленинске-Кузнецком. Переговоры с пикетчиками вели глава города Валерий Ермаков, заместители губернатора Валерий Смолего, Марк Рудник и Сергей Ващенко, представители прокуратуры и депутаты. Через несколько часов было объявлено, что долги рабочим – 33,8 млн рублей погасят из областного бюджета (как потом выяснилось, в счёт текущих дотаций Ленинску-Кузнецкому). Хотя изначально финансовое участие властей не предполагалось, поскольку областные власти вроде бы договорились с основным кредитором «Кузбассэлемента» БТА Банком из Казахстана о выделении новых займов на запуск производства, в том числе, и на погашение долгов по зарплате. Но казахстанский банк выдавать новые кредиты заводу, только объявленному банкротом, не рискнул.
В итоге, 6 июля пресс-служба областной администрации сообщила о том, что губернатор решил «ввести на это предприятие губернаторскую команду управленцев», которую возглавит замгубернатора по промышленности, транспорту и связи Валерий Смолего. Замгубернатора откомандировали в Ленинск-Кузнецкий, как неофициально поясняли областные чиновники, прежде всего, для контроля за ситуацией на предприятии, которому были выделены бюджетные деньги. 7 июля все эти действия попытались ввести в законное русло. На очередную сессию облсовета был срочно вынесен вопрос «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки на ЗАО «Кузбассэлемент». В своём постановлении депутаты поддержали инициативу губернатора о введении на предприятии чрезвычайных мер. При этом «губернаторская команда управленцев» уже называлась «группа наблюдателей из представителей администрации Кемеровской области». Примечательно, что сразу же после принятия документа его публично подписал спикер облсовета Николай Шатилов, чего до сих пор не практиковалось. Валерию Смолего, находивщемуся в Ленинске-Кузнецком, тут же по телефону сообщили о легализации его статуса.
 
 Валерий Смолего, заместители губернатора Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов облсовета
Валерий Смолего возглавил на «Кузбассэлементе» «губернаторскую команду управленцев»
Александр Микельсон пояснил, что источниками формирования резервного фонда станут доходы от продажи областного имущества, добровольные взносы предприятий на программы частно-государственного партнёрства и процентный доход с банковских депозитов, на которые предполагается размещать временно свободные средства, полученные из федерального бюджета
 
Но даже не этот пункт постановления облсовета был основным. Депутаты фактически делегировали коллегии обладминистрации право в дальнейшем принимать конкретные меры по поддержке предприятий. В частности, облсовет предложил коллегии выделить средства областного бюджета «для финансирования мероприятий, способствующих восстановлению финансово-хозяйственной деятельности завода». Кроме того, депутаты предложили принять первоочередные меры, направленные на стабилизацию обстановки на предприятии, в том числе обеспечение сохранности активов до привлечения эффективного собственника. Сергей Ващенко тогда пояснил, что на основании постановления облсовета коллегия обладминистрации теперь может рассматривать вопрос о выделении денег заводу, в частности, на пополнение оборотных средств или выплату зарплаты.
Что же до второго пункта, то, по сведениям «Авант-ПАРТНЕРа», Валерий Смолего вёл переговоры с рядом кузбасских компаний о возможности приобретения предприятия на условиях сохранения его основного профиля – выпуска аккумуляторов. Кроме того, кузбасскому коммунальному и электросетевому бизнесу предложено организовать на территории предприятия новые производства, используя, например, механические цеха завода или пустующие помещения в административном здании. Публичной же стороной действий «группы наблюдателей» стало проведение ярмарки вакансий для работников завода. На середину августа восстановить производство на «Кузбассэлементе» не удалось.
На заводе схема «захода» нового собственника была определена как покупка акций нового акционерного общества, которое создаётся по решению кредиторов предприятия. 8 июля собрание кредиторов одобрило предложенную Геннадием Купцовым схему замещения активов. По словам Геннадия Купцова, кредиторы согласились на создание нового акционерного общества, в уставный капитал которого будет внесено имущество завода. В дальнейшем акции нового общества будут выставлены на продажу для погашения требований кредиторов. На что управляющий отвел полгода.
Ситуация на этом предприятии подвигла власти на неординарные меры. Поэтому 15 июля на внеочередной сессии облсовета Николай Шатилов заявил, что новые разработанные законы – это «продолжение сессии по «Кузбассэлементу», чтобы по каждому очагу не собираться». Для этого были приняты два закона: «О резервном фонде Кемеровской области» и «О государственной поддержке предприятий и организаций в условиях финансово-экономического кризиса». Один из разработчиков законов Александр Микельсон назвал их «оперативно опережающими действиями власти». Создаваемый Резервный фонд, как часть расходов бюджета области, будет предназначен не только для выплаты зарплаты бюджетникам, предоставления трансфертов городам и районам, но и для исполнения «публичных обязательств и публичных нормативных обязательств, в том числе предоставление государственной поддержки предприятиям и организациям, находящимся на территории Кемеровской области, в условиях финансово-экономического кризиса». Условия предоставления такой помощи предприятиям – фактически «списаны» с «Кузбассэлемента» (см. врезку на стр. 9)

Закон Кемеровской области «О Резервном фонде Кемеровской области»
Статья 1. Основные положения
1. В Кемеровской области создается Резервный фонд Кемеровской области (далее - Резервный фонд).
2. Резервный фонд представляет собой часть средств областного бюджета, предназначенную для исполнения расходных обязательств Кемеровской области в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств.
Статья 2. Порядок формирования средств Резервного фонда
1. Резервный фонд формируется в составе расходной части областного бюджета.
2. Размер Резервного фонда утверждается законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Резервный фонд формируется за счёт доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита областного бюджета.
Статья 3. Порядок использования средств Резервного фонда
1. В случае недостаточности доходов областного бюджета средства Резервного фонда используются путём направления на исполнение расходных обязательств, требующих незамедлительного решения.
Средства Резервного фонда направляются, в том числе, на исполнение следующих расходных обязательств, предусмотренных законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период:
оплата труда работников бюджетных учреждений;
предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на софинансирование расходов;
исполнение публичных обязательств и публичных нормативных обязательств, в том числе предоставление государственной поддержки предприятиям и организациям, находящимся на территории Кемеровской области, в условиях финансово-экономического кризиса;
исполнение иных социальных и экономически-значимых расходных обязательств Кемеровской области.
2. Средства Резервного фонда направляются Главным финансовым управлением Кемеровской области на финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

В законе кроме финансовой помощи предприятиям (в том числе на возвратной основе), пожалуй, нет ничего нового с учётом ранее озвученных антикризисных мер: здесь в зафиксированы уже предусмотренные льготы по налогам и сборам, отсрочки налоговых выплат, инвестиционные налоговые кредиты, льготы по аренде госимущества, госгарантии по банковским кредитам, субсидии и компенсации части процентной ставки по кредитам и иные меры. Потому всё внимание на сессии было уделено прямой финансовой помощи. И, естественно Резервному фонду, как предполагаемому источнику этой помощи (см. врезку).
Александр Микельсон пояснил, что возможность создания такого фонда предусмотрена статьёй 81.1 Бюджетного кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2009 года. Источниками же его формирования станут доходы от продажи областного имущества, добровольные взносы предприятий на программы частно-государственного партнёрства (имеются в виду средства, предусмотренные ежегодными соглашениями о сотрудничестве между компаниями и обладминистрации) и процентный доход с банковских депозитов, на которые предполагается размещать временно свободные средства, полученные из федерального бюджета. Сергей Ващенко в свою очередь пояснил, что Резервный фонд не будет предназначен для чрезвычайных ситуаций: на это есть фонд коллегии обладминистрации. А конкретные источники наполнения нового фонда и его размер будут понятны к осени. Сейчас же называется лишь оценочные параметры. По мнению Александра Микельсона, размер фонда может быть на уровне 500 млн рублей.
Примерно такой объём средств, к слову, был собран в 1999 году в другой фонд – Фонд риска. Формировавшийся за счёт отчислений промышленных предприятий этот внебюджетный фонд тогда помогал финансировать подготовку котельных к зиме, выплату зарплаты, бесплатные медикаменты больницам, покупку горючего, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Александр Микельсон, вспомнив об этой практике, отметил, что новое «нам знакомо». А первый замгубернатора Валентин Мазикин, специально пришедший на сессию облсовета заявил, что теперь «создан чёткий механизм для любой ситуации, позволяющий в любое время суток принимать решения» в кризисной ситуации. Где и когда такие решения могут быть приняты пока не ясно. Александр Микельсон на той же внеочередной сессии лишь сказал, что на сегодня 75 предприятий области нуждаются в поддержке.

К чему готовиться
23 июля пресс-служба облсовета, депутаты которого уже отправились на каникулы, сообщила, что в совете ведётся работа над законопроектом, «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кемеровской области».
В июле Мысковский городской Совет народных депутатов вышел с законодательной инициативой в Совет народных депутатов Кемеровской области о введении запрета на продажу алкогольной продукции предприятиями розничной торговли с 23.00 часов до 8.00 часов утра на всей территории Кемеровской области.
Комитет по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии и комитет по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности областного Совета в настоящее время изучают опыт других регионов, проводят правовую экспертизу документа, детально рассматривают поступающие предложения, изменения и дополнения.
По мнению Александра Микельсона, временной диапазон ограничения продажи алкогольной продукции необходимо установить с 22.00 часов вечера до 10.00 часов утра. Кроме того, необходимо внести изменения в ряд нормативных документов, регламентирующих административную ответственность за неисполнение данного закона.         
 Принятие законопроекта, по мнению депутатов, отмечается в сообщении, позволит сократить потребление алкогольной продукции населением и, как следствие, снизит количество преступлений и нарушений общественного порядка. Об эффективности такой профилактической меры, как ограничение продажи в ночное время крепких спиртных напитков, свидетельствует опыт более 20 российских регионов и ряда европейских стран. Поэтому уже в сентябре, вернувшись к парламентской деятельности, депутаты планируют рассмотреть этот актуальный и значимый для Кузбасса вопрос на депутатских слушаниях и ближайшей сессии.

 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко