-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2009

Углеводородное соседство

Развитие Кузбасса сегодня по-прежнему определяется статусом главного угольного региона страны, центра угольной промышленности России, главного поставщика важнейшего металлургического сырья и топлива для электростанций и котельных. Конечно, это объективное обстоятельство, но далеко не полно характеризующее положение региона, тем более, что страна и мир живут не только углем, а сама Россия в первую очередь крупнейший в мире производитель углеводородов. Причем в регионах, расположенных по соседству с Кузбассом, либо в одном и том же макрорегионе.
 
Сегодня в списке уже построенных, строящихся и запланированных к
реализации  нефтеперерабатывающих заводов в Кузбассе почти десяток предприятий
 
До недавнего времени это обстоятельство, к сожалению, мало влияло на экономическое развитие Кемеровской области. Межрегиональные связи в плановой экономике вообще игнорировались, хозяйственная специализация обычно рассматривалась через призму интересов всей страны сразу, по принципу «всё – в Москву, потом развезем по остальной стране». Между тем, существующие экономико-географические обстоятельства позволяют говорить о крайне выгодном соседстве Кемеровской области, которым только в последнее время начинают пользоваться. Хотя пока экономика Кузбасса извлекает из этого далеко не все возможные выгоды.
Ещё в советскую эпоху в рамках единого топливно-энергетического комплекса страны Кемеровскую область начали охватывать трубопроводной инфраструктурой поставок газа, нефти и продуктов их переработки. Сегодня через Кузбасс и в него проходят два магистральных газопровода, два магистральных нефтепровода, нефтепродуктопровод из Омска. Они были построены в основном в 60-70-е гг. прошлого столетия, но, главным образом, транзитом через Кузбасс. Газопроводы (один из севера из Нижневартовска, второй – из Омска) предназначены специально для снабжения тяжелой индустрии, металлургических комбинатов Новокузнецка, кемеровского «Азота», «Топкинского цемента». На газ была переведена в своё время и значительную часть кузбасской энергетики, его доля в топливном балансе энергосистемы региона составляла в отдельные годы 20%. Но потом пришлось вернуться на преимущественно угольное снабжение.
Газотранспортная система Западной Сибири, по данным «Газпрома Томсктрансгаза», обладает пропускной способностью более 13 млрд кубометров в год, и базируется на огромных резервах газа. Это – попутный нефтяной газ с промыслов севера Томской области и Ханты-Мансийского округа, собственно газовые месторождения Томской области, где добычу голубого топлива ведут не только подразделения «Газпрома», но и независимые производители. В ближайшей перспективе на юге Кузбасса к ним могут прибавиться и промыслы по добыче угольного метана (см. ТЕНДЕНЦИИ «Обновление угля»), а также газовые месторождения Красноярского края и Эвенкии.
Показательно также, что за исключением трех южных соседей Кузбасса (Алтайского края, Республик Алтай и Хакасия) остальные соседние регионы в последнее время успешно развиваются как нефтегазодобывающие, хотя до недавнего времени не были в их числе. Уверенно растёт добыча нефти в Новосибирской области, ожидается, что в этом году она превысит 2 млн тонн. Это пока немного, но уже вполне промышленные масштабы. Красноярский край в этом году вошёл в число крупнейших нефтяных регионов страны, благодаря реализации Ванкорского проекта годовой производительностью при полной мощности 25 млн тонн нефти, а на подходе – освоение огромных нефтегазовых ресурсов на юге Эвенкии. В Томской области сокращается добыча на старых нефтепромыслах, но это падение компенсируют своим ростом многочисленные независимые промысловики. Кроме того, власти северного соседа Кузбасса настойчиво привлекают средства на разведку правобережного Приобья, рассчитывая, что в ближайшем будущем оно станет новой крупной нефтегазовой провинцией Томской области. Кстати, собственно газовая промышленность в этом регионе возникла всего 10 лет назад, но уже успела стать важнейшей отраслью для Томской области, и для соседних регионов.
Расширение газотранспортной системы в Сибири в последние годы идёт без остановки. В первую очередь его двигает газификация Томской, Омской и Новосибирской областей, и Алтайского края, которая осуществляется при активной финансовой поддержке региональных властей. Примечательно, что, например, в Томской области активно газифицируются даже редко населённые сельские районы, небольшие поселки и малые города. Несмотря на то, что газ в регионе стоит весьма недешёво, – 2,19 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров, а основными его потребителями выступают население и коммунальный сектор. Другим фактором роста газового хозяйства Сибири стала постройка магистрального трубопровода на Алтай. А в перспективе новый толчок развитию отрасли даст предстоящее развитие восточного направления газотранспортной системы.
Немалые возможности есть для развития газификации и в Кемеровской области. И она успешно развивается, хотя природный газ в Кузбассе всегда было принято считать основным конкурентом угля. Однако угольная и газовая отрасли по-своему востребованы экономикой страны и мира, поэтому могут спокойно сосуществовать. В то же время развитие газификации помогает улучшать весьма непростую экологическую обстановку в Кемеровской области, и вряд ли это приведёт к существенным потерям угольщиков. Примечательно, что металлургические и химические предприятия, в расчете на которые и строились газопроводы из соседних регионов, продолжают расширять использование природного газа в своих технологических процессах. Немаловажно также и то, что «Газпром» выступает в качестве крупного инвестора в Кузбассе: и в реализации проекта по добыче метана из угольных пластов, и в развитии газотранспортной системы, и в расширении газификации. Он может также инвестировать в энергетику, а выполнение заказов такого крупного инвестора может дать работу многим кузбасским компаниям: строительным, машиностроительным, производящим строительные материалы.
Трубопроводная система, появившаяся на территории Кузбасса более 40 лет назад до недавнего времени для нужд собственно региона не использовалась, работала транзитом.   Первой попыткой использовать её с производственными промышленными целями, к сожалению, неудачной стал проект компании «Востокгазпром» по строительству завода по производству 600 тыс. тонн сжиженного газа в районе Юрги в 2000 году. Предпосылкой стало как раз удачное соседство с углеводородным регионом – местоположение нового завода было выбрано на месте пересечения Транссибирской железнодорожной магистрали с газопроводом Нижневартовск-Томск-Новокузнецк из расчета на дальнейший вывоз готовой продукции по Транссибу. Правда, позднее инвестор отказался от этого проекта, но выгоды площадки от этого никуда не исчезли. Вполне возможно, что она заинтересует инвесторов позднее.
Когда появился первый проект по строительству в Кузбассе нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) сейчас уже трудно вспомнить. По крайней мере, в современную эпоху первые серьезные предложения о постройке НПЗ в районе Анжеро-Судженска появились ещё в 1997 году, а первое действующее производство по переработке нефти – в 2001 году. Зато сегодня в списке уже построенных, строящихся и запланированных к реализации нефтеперерабатывающих заводов в Кузбассе почти десяток предприятий. И кроме малых заводов, есть уже проекты средних размеров, а совокупная мощность всех построенных и планируемых заводов превосходит существующие потребности региона.
Конечно, кризис притормозил осуществление этих проектов, да и вряд ли нефтепереработка в ближайшее время станет новой отраслью индустрии Кузбасса сравнимой по значимости с металлургией и тем более угледобычей (так же как и добыча угольного метана). Тем более что за одним исключением все проекты предполагают только первичную переработку нефти, а за последние 7 лет два из трёх предлагаемых проектов так и не доходили до стадии практической реализации. Но тут важен сам факт формирования в регионе новой отрасли, свидетельствующий о том, что углеводородное соседство может и должно приносить выгоды Кузбассу. Именно в этом соседстве (и, конечно, в наличии большого рынка потребления нефтепродуктов) заключается главная предпосылка для строительства нефтеперерабатывающей промышленности в регионе. До этого главные отрасли экономики формировались, опираясь на наличие обильных природных ресурсов в Кузбассе.
Из соседства с регионами, активно развивающими нефтегазовый комплекс, можно и нужно извлекать и другие выгоды, не только использования углеводородного сырья, но и в выполнение заказов нефтяных и газовых компаний на поставку оборудования, материалов и услуг. Пока доля кузбасских поставщиков на этом огромном и растущем рынке не так велика, как могла быть. Но сохраняются хорошие перспективы её увеличения за счёт поставок металлопродукции, цемента и строительных материалов, а затем, возможно, и оборудования.
Это, к примеру, показывает работа ОАО «Металлургмонтаж», компании из Юрги (до 2008 года её возглавлял нынешний глава администрации города Анатолий Танков). Согласно данным отчётности «Металлургмонтажа», в 2007-2008 гг. она зарабатывала, в основном, на таких объектах как нефтяные и газовые месторождения Томской области (Мыльджинское газокондесатное, Лугинецкое и Казанское нефтегазоконденсатные), Новосибирской области (Верх-Тарское нефтяное) и Красноярского края (Ванкорское нефтяное). Кстати, именно «Металлургмонтаж» планировался «Востокгазпромом» в качестве подрядчика на строительстве завода по производству сжиженного газа в районе Юрги в 2000-2003 гг., а Юргинский машиностроительный завод с определённой вероятностью поставщиком оборудования и металлоконструкций. Проект не реализовался, но строительная компания из Юрги все равно успешно закрепилась на этом рынке.
 
Технологии утилизации метана, извлекаемого как при добыче,
так и до её начала, начали работать сравнительно недавно

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко