-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2009

Трижды три медведя и чёрная рука

Рука судьбы, злодействующая в экономике не могла, конечно, не сказаться и в культурной жизни Кемерова и его окрестностей. Но если мы станем рассматривать с пристрастием, каких событий культурной жизни мы не досчитались в конце весны и летом, то получится, против обыкновенного, совсем немного. Во-первых, нынче не было крупных театральных гастролей, к которым кемеровская публика в последние годы успела привыкнуть. Во-вторых, ремонт в Музыкальном театре опять затягивается – но и это кемеровчанам не в диковинку.
События, которые имели место, мы выстроили в подобие рейтинга.
 
1.Третье пришествие медведей. Дебютным спектаклем режиссера Дмитрия Вихрецкого в Кемеровском театре кукол был «Медвежонок Рим-Тим-Ти». Первой совместной работой Вихрецкого и красноярского драматурга Александра Хромова стал «Тедди»: история про кибермедведя. Ныне стараниями той же команды медведи возвращаются, причем в утроенном варианте. Ничего удивительного: медвежество в стране крепчает. Мало того, что в Думе главные законодатели избрали своей эмблемою этого геральдического зверя, так еще и президент у нас теперь по фамилии Медведев.
Премьера спектакля «Три медведя-3» в Кемеровском театре кукол (куклы и костюмы Елены Наполовой, музыка Елены Беловой) состоялась 27 мая. Сказка Хромова представляет собою запутанную историю про девочку Варвару, которая никак не может выпутаться из пространства сна. В его закоулках она поочередно попадает в три медвежьих семейства – то к американским черным барибалам, то к китайским улыбчивым пандам, то к отечественным мешковатым медведям-толстовцам. Соответственно, задействованы три системы кукол. Медведи-американцы переодеты в индейские костюмы и разговаривают слогом «Песни о Гайавате». Китайская часть иллюминована фейерверком. Третья часть – басенно-притчевое, крыловско-толстовское пространство, на общем фоне довольно обыденное, зато после всех этих перипетий героиня себя в нем чувствует как рыба в воде.
Рыба, впрочем, в спектакле тоже имеется, без речей, но с глазенапами, этакое немое зеркало души. Пару ей составляет попугай – тоже зеркало, но акустическое, и при этом своенравное. Кроме того, то и дело являются два Чуда на котурнах – так сказать, управляющие мистерией, они же рабочие сцены. Следует отметить декорации-трансформеры, составленные из разноцветных расписных кубиков-пазлов; с их помощью действие можно продолжать бесконечно – завести героиню к канадским гризли, к белым мишкам-на-севере, в царство Винни-Пуха или рунетовского Медведа...
Большинство сцен уже сейчас напоминает известную китайскую притчу, которую нынче хочется пересказать так: однажды президенту Медведеву приснилось, что он девочка Варвара; проснувшись, он никак не мог понять, девочка ли он, которой снится, что она президент, или совсем наоборот.
 
2. Новые похождения монументов. Накануне Дня города в Кемерове открыли еще три монумента, и все в центре.
Памятник ликвидаторам чернобыльской катастрофы 1986 года изваял покойный Алексей Хмелевской, которого кемеровчанам представлять не надо: статуями его уставлены почти все центральные улицы. Восьмиметровая композиция на небольшом постаменте представляет собою фигуру ангела на v-образной подставке, как бы отгораживающего зрителя крылами от ядерного облака. Аллегория прочитывается без труда, центральная фигура получилась скорбно-торжественная, и хотя я не поклонник больших монументов Хмелевского (мелкая его пластика, на мой вкус, гораздо выразительней), этот памятник можно отнести к наиболее удачным его творениям.
Еще один монумент появился на Набережной, на самом углу городского сада. Это памятник Владимиру Мартемьянову, абсолютному чемпиону мира по пилотажу, почетному гражданину города. Монумент (скульптор Е. Тищенко, архитекторы А. Климов и С. Федотов) выполнен из бронзы, высотой без малого три метра. Герой с извиняющейся улыбкою отстегивает ремни и ступает одной ногою на покатую двояконаклонную плоскость, призванную изображать аэродромное поле. Памятник, пожалуй, задуман неплохо – без лишнего пафоса и даже почти без пьедестала (точнее, герой как бы сам с него сходит). Насчет воплощения существуют разные мнения; в особенности момент принародного разоблачения настораживает – тем более, что невдалеке просматривается уличный туалет… А впрочем, народ у нас такой, что любой истукан обзовет, не обинуясь.
Истолковать смысл третьего памятника я, признаться, затрудняюсь.Он называется «Колыбель» и установлен в сквере на пересечении улиц Весенней и Островского. Изваяли его Павел Барков и Юрий Черносов. Композиция представляет собою вырастающую прямо из земли титаническую ладонь, которую окаймляют пошловатые цветочки. На ладони уснула маленькая девочка, которая явно забрела все из той же сказки. Правда, в русских сказках девочка обыкновенно попадает в гости к медведю («Не садись на пенек, не ешь пирожок») либо к утонченному садисту Морозке («Тепло ли тебе, милая?»). Что же касается титанических великанов, то первым делом вспоминается Кощей Бессмертный – но он предпочитал похищать гораздо более зрелых девиц... В общем, загадочный получился монумент. Моя жена вообще полагает, что это героиня детских страшилок («Девочка, девочка! По улице летит черная рука!»). Тем временем Барков обнаруживает явные намерения занять место, которое пусто не бывает: это уже далеко не первая скульптура, установленная им в центре. Вот так и выясняется, что железные женщины Хмелевского – это был еще не худший вариант…
К Дню шахтера горожан обещают осчастливить еще парочкой памятников – в том числе слоненком на бульваре Строителей. Ставили бы уж сразу семь слоников, как это было модно полвека назад. Считает же главный художник города г-н Рябинин, что «чем больше красивых безделушек на человеке, в квартире, в городе, тем больше радуется глаз».
 
3. Бедная Лиза, как ты постарела. В Кемеровском музее изобразительных искусств в июне открылась выставка «Бедная Лиза. Двадцать лет спустя». Группа «Бедная Лиза» впервые оформилась в 1989 году, на гребне перестройки. В Кемерове и его окрестностях это было первое неофициальное объединение художников, объединенное формальными исканиями и ироничным взглядом на вещи. В конце 1980-х – начале 1990-х «Бедная Лиза» была одним из самых ярких явлений искусства Сибири: выставки ее прошли в Новосибирске, Томске, Барнауле, Новокузнецке, работы закупались сибирскими музеями. Группа существовала до 1994-го. Нынче иных участников уже нет в живых, другие далече – от Барнаула до Петербурга. Впрочем, некоторые иногородние участники побывали на открытиии выставки. Зато ее проигнорировали некоторые кемеровчане – например, Андрей Дрозд, который был представлен только старыми полотнами из фондов музея.
Старые работы выставил и Юрий Юрасов. Нарочито бытописательные либо с философической претензией, в целом они наиболее адекватно передают атмосферу своего времени, проникнутого тревожными ожиданиями.Александр Новиков дал на выставку как работы прежних лет, гротескно-утонченные по форме и иронично-философские по содержанию, так и написанные недавно. Очень хороша «Мечта фрезеровщика»: длинная горизонтальная рыба с производственно-аналитическим орнаментом. В целом полотна Новикова составляют наиболее внятное и развернутое высказывание во всей экспозиции. Юрий Белокриницкий представил несколько работ последних лет: «Провинция», «Прошлого звуки», «Спелая ягода» и др.: птицы, ягоды, купола церквей, игры с высоким горизонтом и колористические стилизации. Какого-то программного высказывания здесь различить невозможно, на каждая отдельная работа изобличает мастера зрелого и мажорного.
Прочие работы составляют необходимый фон, из которого взгляд выхватывает то аналитичный до схематизма «Завтрак Голиафа» Виктора Свистунова, то фривольную «Золотую рыбку» Ягунова, то симпатичный «Желтый пароходик» Бабкина, то изящную «Форму» Иноземцева (привет из Лапуты).
Замечательная женщина была утопленница: что называется, женщина с прошлым. Теперь всплывает изредка как некий континент. Разумеется, годы никого не красят, и как целое этот организм давно не функционирует. Зато, как у породистой старушки, некоторые части тела (лучше сказать, члены) у Бедной Лизы с годами становятся только выразительней.
 
4. Корягин вернулся. 24 июля в том же музее открылась персональная выставка Рудольфа Корягина под названием «Возвращение». Скульптор, монументалист, живописец, график, глава областной организации СХ в 1987-89 годах, галерист и организатор выставок, когда-то Корягин занимал весьма видное место в арт-пространстве Кузбасса. Однако в 2000-х он оставил галеристскую деятельность и практически исчез с местного небосклона. Добровольное его затворничество продолжалось без малого десять лет. Тем интереснее оказалось возвращение.
Экспозиция получилась частично ретроспективной, включив работы опять-таки двадцатилетней давности. Есть также несколько больших полотен концептуального характера на мифологические сюжеты, датированных рубежом веков. Коридор увешан натюрмортами разных лет, в которых заметна тенденция к нарастанию большей конкретности формы и сочности цвета. На этом фоне выделятся работы последних лет, изобличающие зрелого мастера, склонного не столько к эксперименту, сколько к все более изощренному развитию прежних приемов.
Редкий выступающий на открытии не прошелся отдельно насчет строптивого характера художника (дескать, хорошо, конечно, что он у нас есть, но какой это был бы ужас, если бы таких было много). Тем не менее, выставка прежде всего показала, что Корягина все эти годы не хватало в Кемерове как какого-то важного витамина.
5. Невеселые нищие. В середине мая в Кемеровском театре для детей и молодежи давали премьеру «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Поставил спектакль Виктор Прокопов.. Это был первый спектакль на только что оборудованной камерной сцене театра. Художник-постановщик Светлана Нестерова увила ее холодно-стеклянистыми гирляндами из пленки и расположила в глубине стеклянную витрину – род аквариума, утроив такими нехитрыми средствами основную метафору драматурга.
Выбор пьесы совершенно понятен: действие в ней происходит во время Великой депрессии в захолустном американском городке где-то в южных штатах. Отец семейства давно в бегах; мать живет воспоминаниями о собственной молодости; дочь – патологически застенчивое существо, к тому же хромоножка; все украшение ее девичества составляет коллекция стеклянных зверушек. Сын Том служит продавцом в обувном магазине и мечтает сбежать из этой засады куда угодно, по стопам родителя, что в конце концов и осуществляет.
Актеры очень стараются и выходит у них вроде бы убедительно, по части кастинга тоже претензий нет, но в целом затхлое пространство зверинца не дает персонажам обнаружить ни иронии, ни веселости, ни даже гротескного какого-нибудь обаяния – одно сгущенное убожество. Герои не нищие в буквальном смысле – по тем временам они живут не хуже других; это именно нищие духом, и жизнь их представляет собою столь унылое зрелище, что в общем-то никого и не жалко. Гоголь или Чехов, Диккенс или Фолкнер обнаруживали к своим убогим героям гораздо больше сочувствия.
 
В целом наш рейтинг обнаруживает явный перекос в визуально-театральную сторону. Что ж поделаешь, если летом в филармонии мертвый сезон, Музтеатр давно на ремонте, а других центров музыкальной жизни в Кемерове по большому счету не существует. Разве что Кемеровский музей изобразительных искусств иногда устраивает скромные, но симпатичные акции по музыкальной части (одна такая состоялась в начале лета – новые таперы импровизировали музыку на классические немые фильмы). Будем надеяться, в какой-то степени меломаны возьмут реванш в конце августа – на День шахтера, как водится, в гости к кузбасским муравьям приедут какие-никакие певчие стрекозы, а в окрестностях Юрги состоится традиционный бардовский фестиваль.
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко