|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 26.05.2011
В конце апреля президиум Правительства РФ рассмотрел программу развития угольной отрасли до 2030 года, подготовленную Минэнерго. «Задачи стоят масштабные», констатировал премьер-министр РФ Владимир Путин: «Мы знаем, что сейчас происходит в мировой энергетике и металлургической промышленности: потребность в сырье будет возрастать, а значит возникает потребность в утверждении планов на долгосрочную перспективу», — заявил премьер.
Чем топить?
За ближайшие 19 лет (к 2030 году) добыча угля в России должна вырасти до 430 млн тонн в год (+33% к прошлогоднему прогнозу). Самый серьёзный рост ожидается у производителей коксующегося угля: добыча удвоится, экспорт вырастет в 2,5 раза. Производство электроэнергии при этом вырастет на 56%, экспорт — на 37%
Таким образом, сухой язык цифр в корне дезавуирует бывшие еще 5-6 лет назад «модными» разговоры о том, что стране необходимо изменить баланс основных видов энергоресурсов, проще говоря — перейти с угля на газ, биотопливо и «возобновляемые источники энергии» в виде ветряных мельниц, солнечных батарей и прочих полуфантастических проектов, большинство из которых существуют только в разгоряченном воображении их создателей. А реальность — в том, что мир стоит на пороге массового перехода с газа на уголь, как на наиболее обеспеченный разведанными и промышленными запасами топливный ресурс, придающий устойчивость национальной энергетике. Для России, как для одной из богатейших угольных держав, и для Кузбасса, где добывается как энергетические угли, так и коксующиеся — этот вопрос особенно актуален. «Менять топливо было бы в корне неправильно, — считает генеральный директор ОАО «Кузбассгипрошахт» Дмитрий Шкуратский. — Газ у нас уходит на экспорт, атом — опасен, что в очередной раз подтвердилось событиями на Фукусиме. Таким образом, главная ставка в мировой энергетике делается именно на твёрдое топливо. В ближайшее время экспорт угля у нас вырастет в разы, бума ожидать стоит уже через год».
В очереди за углём
«Есть ли у вас свободный, то есть ещё не проданный уголь?» — по словам Дмитрия Шкуратского, этот вопрос, обращённый к руководителям кузбасских угледобывающих компаний, был самым популярным на прошедшем недавно Московском международном энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке». Сегодня весь уголь, добываемый в Кузнецком бассейне, законтрактован до 2013 года. В немалой степени это связано с расширением сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Китаем — Поднебесная импортирует «плюсом» к своему добытому углю (около 3 млрд тонн!) 150 млн тонн в год. Для сравнения: 185 млн тонн добывается сегодня во всём Кузбассе! Нет оснований для беспокойства в том роде, что за 5-10 лет экспорт «выдоит» из бассейна весь угольный запас: в настоящее время объём только разведанного топлива в Кузбассе составляет 55 млрд тонн, и ещё около 500 млрд тонн на глубоких горизонтах уверенно говорит геологоразведка. Угля хватит на 200 лет непрерывной работы. Но вопрос состоит в другом, считает Дмитрий Шкуратский: чем этот уголь добывать?
«Машиностроение в России, увы, сильно отстало, — констатирует Шкуратский. — Техника на угольных предприятиях в большинстве своём уже выработала свой ресурс и начинает «сыпаться». Сегодня мы проектируем, к сожалению, из расчёта в значительной степени на импортное оборудование, и это значительно поднимает стоимость реализации проекта. Но собственники готовы платить за качество, потому что будущее сегодня — за технологичностью, безопасностью и экологичностью».
Необходима масштабная федеральная программа развития отечественного машиностроения, причем как промышленного, так и гражданского, уверен генеральный директор «Кузбассгипрошахт». Необходимо также развитие техплатформ, которые бы включали в себя разработку различных подпрограмм и векторных направлений машиностроения, государство должно обеспечить финансирование новых научных разработок и структурировать отрасль. Вопрос шахтного оборудования — это, прежде всего, вопрос безопасности. Переход угледобывающих предприятий на импортную технику чреват не только тем, что Россия теряет рынок горного оборудования, но и оттоком кадров из этой отрасли. В «Кузбассгипрошахте» знают, как нелегко «вырастить» уникального специалиста. Почти все сотрудники института — выпускники профильных вузов, которые были замечены и «взяты под крыло» института еще на начальном этапе обучения. «В настоящее время численность работников ОАО «Кузбассгипрошахт» составляет более 400 человек, это слаженная команда профессионалов в различных областях: геологи, геодезисты, геофизики, маркшейдеры, технологи по разрезам, шахтам и обогатительным фабрикам, специалисты по электроснабжению, водоснабжению, канализации, связи, ж/д и авто дорогам, охране окружающей среды, строители, экономисты, — отмечает Дмитрий Шкуратский. — Высокая производительность труда обеспечивается полной автоматизацией проектного процесса».
Кузбасс проектирует и добывает
Чтобы добыча угля росла заданными темпами, Кузбасс, как главная угольная надежда страны, должен запускать новые масштабные проекты, и силами специалистов «Кузбассгипрошахта» такие работы сегодня активно ведутся. Уже более полувека по проектам специалистов института строятся предприятия, ставшие эталоном надёжности и высокого качества. Вот лишь несколько примеров: в 2009 году институт разработал проектную документацию для разреза «Таежный» филиала «Талдинский угольный разрез» ОАО УК «Кузбассразрезуголь». Согласно выкладкам Главгосэкспертизы РФ, уже сейчас на разрезе добывается 3,6 млн тонн угля в год, в дальнейшем планируется выход на годовой уровень угледобычи в 8,5 млн тонн. Год назад был выполнен проект строительства участка открытых горных работ «Караканский-западный» ЗАО «Шахта Беловская» — знаковое событие для Кузбасса, потому что сдача разреза в эксплуатацию знаменует собой первый этап строительства крупного Караканского топливно-энергетического комплекса («КарТЭК»), в состав которого, кроме разреза, будет входить шахта «Беловская» проектной мощностью 3 млн тонн угля в год и разведанными запасами более 102 млн тонн. «Беловская» станет первой шахтой Кузбасса, где ещё до начала угледобычи будет проведена предварительная дегазация угольных пластов, что позволит не только обезопасить труд шахтёров, но и улучшить экологическую ситуацию в регионе. К 2015 году в рамках проекта «КарТЭК» планируется запустить ещё три объекта: обогатительную фабрику по переработке 6 млн тонн угля в год, завод полукоксования (300 тыс. тонн полукокса в год) и электростанцию мощностью 20 МВатт, где будут сжигаться отходы обогатительной фабрики и горючий газ. Инфраструктура инновационного комплекса дат возможность вывести угледобычу на качественно новый уровень и наладить его переработку и потребление прямо на месте. Реализация проекта предусматривает создание более 2 500 рабочих мест.
И это лишь малая часть проектов, которые курирует «Кузбассгипрошахт». «О качестве наших проектов говорит оценка Главгосэкспертизы России – на данный момент более 30 наших проектов шахт, разрезов и обогатительных фабрик получили её положительное заключение. Это самый лучший показатель среди горных проектных институтов России», — утверждает Дмитрий Шкуратский. Предложения о сотрудничестве поступают в «Кузбассгипрошахт» со всего мира: в этом списке присутствуют даже Монголия, Вьетнам, Иран и Мозамбик. В настоящее время институтом заключены контракты на проектные работы на полтора года вперед.
Адрес:
г. Кемерово, ул. Н. Островского, 34,
тел.: 8 (384-2) 58-56-56, 58-42-78
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |