-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 30.05.2014

Елена Латышенко: «Нужно делать качественно свою работу и понимать меру ответственности – свою и чужую»

Елена ЛАТЫШЕНКО, уполномоченный по правам предпринимателей в Кемеровской области
Елена Латышенко
с 2009г. по 2013г. возглавляла Муниципальный некоммерческий фонд поддержки малого бизнеса г. Кемерово. С отличием окончила Московский государственный университет коммерции, факультет внешнеэкономической деятельности; по специальности мировая экономика; диплом с отличием. Выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров по направлению «Финансовый менеджмент». Прошла стажировку в Германии для специалистов региональных и муниципальных органов власти, работающих в области управления экономикой «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства».
Имеет опыт работы в общественных организациях и советах:
- Общественно-Экспертный Совет по малому и среднему предпринимательству Кемеровской области;
- Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Главе города Кемерово;
- Городской Совет г. Кемерова по научно-инновационной политике.
В начале этого года в Кемеровской области была официально введена должность уполномоченного по правам предпринимателей. Им стала Елена ЛАТЫШЕНКО, занимавшая её на общественных началах с июля прошлого года. По мнению многих предпринимателей это стало знаковым событием в деловой жизни региона. В опросе «Авант-ПАРТНЕРа», посвящённом основным событиям 2013 года, многие респонденты отметили это событие, как одно из главных, указав, что, кроме того, что такой институт, несомненно, нужен, сам факт его появления у нас в регионе «вселяет надежду» для предпринимателей. Наверное, во многом, благодаря такой надежде, а также тому, что должность заняла человек известный в бизнес кругах региона (Елена Петровна более 4-х лет возглавляла МФПМП г. Кемерово), Елена Латышенко стала лауреатом премии «Авант-ПЕРСОНА-2014». «Авант-ПАРТНЕР» встретился с Еленой Петровной, чтобы узнать, насколько оправданы эти надежды и какие планы у «защитника предпринимателей» на ближайшее время.

– Елена Петровна, поделитесь с нашими читателями Вашими первыми ощущениями, может даже первыми результатами работы в новой должности. В чём состоит сейчас Ваша повседневная работа?
– Я бы сказала так – трудно, но интересно. Есть трудности технического характера, связанные с тем, что институт уполномоченного в регионе создаётся с нуля, поэтому много организационных вопросов, которые нужно решить в ближайшее время, чтобы работа началась вестись в полную силу. Есть, конечно, сложности, связанные с недопониманием того, что мы делаем.
В работе уполномоченного по защите прав предпринимателей два основных направления – первая, работа с обращениями предпринимателей, реагирование на факт нарушения прав, оперативное вмешательство и содействие восстановлению нарушенных прав, либо предотвращение нарушение прав при проведении контрольно-надзорных мероприятий, при привлечении к ответственности, как административной, так и уголовной, если это делается с нарушениями. Например, при необоснованном отказе предоставления земельных участков, при выдаче разрешительной документации и т.д.
Второе направление – выявления системных проблем законодательного характера, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Можно сказать, что моя работа в этой должности, ещё на общественных началах, началась больше со второго вопроса, ведь последние полгода все региональные уполномоченные вместе с Борисом Титовым, уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, участвовали в подготовке доклада президенту об основных системных проблемах российского бизнеса. Этот доклад был презентован на прошедшем в 20-х числах мая Петербургском международном экономическом форуме.
 
– И в чём заключалась эта работа?
– Работа велась с конца прошлого года по нескольким направлениям. В первую очередь было дано указание всем уполномоченным провести встречи с бизнес сообществом региона, круглые столы, на которых обсудить и дать возможность бизнесу сформулировать пять основных ключевых проблем, которые необходимо оперативно решать, для того, чтобы улучшать условия ведения бизнеса. Мы провели круглые столы в Кемерове и Новокузнецке и отправили свои предложения в федеральный аппарат. Помимо этого сами региональные уполномоченные анализировали обращения, которые к ним поступили и тоже выделяли системные проблемы, исходя уже из конкретных обращений. Кроме этого был проведен опрос ВЦИОМ по проблемам предпринимательства, и его результаты тоже вошли в доклад. И, поскольку институт уполномоченного, один из самых общественных госорганов, он очень активно работает с экспертами на основе «про боно» (т.е. бесплатно): с адвокатскими конторами, со специалистами в определённых сферах ведения бизнеса. У него более 20 отраслевых общественных омбудсменов. И этими общественными омбудсменами проводились тоже ситуационные анализы, на которых тоже обсуждались и формулировались проблемы. Причём задача ставилась так, что нужно не только сформулировать саму проблему, но и предложить способы решения. В апреле в Москве прошла всероссийская конференция региональных уполномоченных, на которой Борис Титов презентовал проект доклада, при этом присутствовали представители правительства и общественных объединений – ТПП, РСПП, ОПОРЫ, были также представители АСИ. И там, на месте была возможность обсудить, дополнить этот доклад, в рамках этой конференции прошли круглые столы по основным направлениям – уголовные преследования, налоги, регулирование малого бизнеса и др., на которых ещё раз были обсуждены все проблемы. После конференции было дано время для того, чтобы можно было внести определенные корректировки в доклад, дополнить его. Мы надеемся, что результатом рассмотрения президентом этого доклада, должен стать ряд поручений правительству по решению проблем предпринимательства.
 
– Какие проблемы кузбасских предпринимателей вошли в доклад?
– Надо сказать, что те проблемы, которые формулировали кузбасские предприниматели, и которые вошли в доклад – системные, они волную предпринимателей, практически во всех регионах страны. Это и несоответствие результатов кадастровой оценки земли рыночной стоимости, и отсутствие в законодательстве действующего механизма привлечения должностных лиц к ответственности, и низкое качество предоставления муниципальных услуг, вызванное незаинтересованностью органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и др.
 
– Ну, это все – общие, а что-нибудь более конкретное?
– Мы старались выявлять системные проблемы, которые нужно решать на федеральном уровне. Направляли мы те проблемы, которые озвучивал бизнес. Мы обозначаем проблему, способ решения и обязательно подкрепляем эту проблему обращением предпринимателей, что было понятно, это не просто наши соображения, всё основывается на конкретных фактах. 
Но если более конкретно – мы одними из первых заявили о проблеме автошкол. Причём, это проблема нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Недавно были внесены изменения в регулирование деятельности автошкол, касающиеся образовательных программ. Нормативные акты, которые вносили изменения и предъявляли новые требования, по которым автошколы должны согласовывать свои образовательные программы с органами ГИБДД приняли, но органы ГИБДД не могут этого сделать, потому что у них нет на этот счёт никаких нормативных актов. Рособразование же, осуществляя проверки, руководствуется уже новым нормативным актом. А так как требования не соблюдены, делают предписание – установить нарушение. Автошколы же, в связи с ситуацией с ГИБДД этого сделать просто не могут. Следующий этап – штрафы, потом приостановление деятельности до 90 дней… Все действуют в рамках закона, а страдает бизнес. Мы оформили и направили сигнал в федеральный аппарат, ждём сейчас какого-либо оперативного решения на переходный период, пока не принят нормативный акт ГИБДД, определяющий порядок согласования этих программ. Ещё одна проблема – нелегальные такси. Она волнует все субъекты федерации. Ведь проблема тоже системная – избыточные требования к легальному бизнесу, абсолютно несопоставимые со штрафами нелегалов… Ну, и отдельная тема по налогу на недвижимость...

– А если вернуться к конкретным обращениям предпринимателей, то какие вопросы здесь наиболее часто встречаются, с чем, в основном, связаны эти обращения?
– Обращения очень разные. Хотя, каждое второе связано со спорами хозяйствующих субъектов. В данном случае мы просто консультируем о возможных решениях спорных вопросов, но у нас нет полномочий вмешиваться в этот конфликт и вставать на какую-либо сторону (тем более что жалобы эти иногда бывают такие эмоционально-субъективные). Мы можем подключиться, только если видим, что одной из сторон привлекается административный ресурс, например, инициировано уголовное дело (и такое уже в нашей практике было), либо инициированы необоснованные проверки. Но здесь я хочу заметить, что предпринимателю и самому надо знать свои права, надо грамотно выстраивать бизнес процессы, квалифицированно их юридически сопровождать. Очень многие проблемы возникают тогда, когда сами предприниматели не обеспечивают квалифицированного сопровождения своих действий.
Не все предприниматели знают свои права и порядок действий, а также полномочия проверяющих органов при контрольно-надзорных проверках. Не знают, как правильно реагировать на те или иные вопросы. При этом мы понимаем, что многие предприниматели просто не обладают достаточной юридической грамотностью, и у них нет необходимых ресурсов, чтобы выстроить юридическое сопровождение своей деятельности. Борис Титов внёс законопроект о расширении прав уполномоченного, в том числе, этот законопроект предполагает, что им будет разрешено принимать участие в контрольно-надзорных мероприятиях, которые осуществляют органы власти, что, думаю, существенно сузит поле для злоупотреблений при таких проверках.
Часть проблем связана с несовершенством правового регулирования (обращаю внимание, что мы не делим бизнес на малый, средний большой, а работаем со всеми субъектами предпринимательской деятельности, независимо от масштабов бизнеса), с регулированием имущественных отношений, с антимонопольным регулированием.
Обращаются просто за консультациями по финансовой поддержке, особенно эти обращения идут с территорий. Конечно, я могу сразу перенаправить их в муниципальные образования, центры поддержки предпринимательства, но стараюсь, всё же помочь и подсказать максимально. Это же касается и других вопросов, ведь иногда бывает, что, по сути, можно дать отказ сразу, если вопрос не входит в сферу нашей компетенции, но если мы видим, что необходимо содействие, то даём консультации, в том числе и по формам защиты – каким образом можно защитить свои права.
Иногда бывают такие обращение, по которым видно, что де-юре всё происходит с соблюдением законодательных норм, а де-факто права нарушаются, и предприниматель страдает от определенных действий или бездействия органов власти. И тогда мы думаем и ищем варианты решения этих проблем.
 
– А вообще, как складываются отношения уполномоченного по защите прав предпринимателей с представителями властных структур?
– Могу сказать, что, в общем, есть взаимопонимание, есть взаимодействие. Ведь, всё-таки – мы орган госвласти, хотя, мы рассматриваем обращения предпринимателей в случае, если их права нарушаются органами госвласти. Зачастую бывает, что конкретные люди на местах, являющиеся представителями, например, муниципальных властей просто не понимают роль и значения бизнеса для развития и конкретных территорий и экономики региона в целом. И ведут себя так, как будто у них нет отбоя от желающих инвестировать и развивать данную территорию. По мне так, нужно хватать любого предпринимателя, который готов хотя бы рубль вложить в территорию. Власти должны решать проблемы любого, кто хочет развиваться, расширяться, работать. К таким предпринимателям нужно бережно относиться. Есть, конечно, и нормативные препоны. Но было бы желание, любой вопрос можно разрешить, а не просто тупо давать отказы.
 
– Может это, как раз и является, одной из основных причин, скажем так, пессимистических настроений среди представителей бизнеса? Вы их сами-то ощущаете?
– Пессимистические настроения, есть как объективные, так и субъективные. Мне кажется, что многое идёт от незнания, просто от неумения считать. Поэтому я считаю своей основной задачей – «транслировать сигнал», который подтверждает создания самого института уполномоченных по защите прав предпринимателей в нашей стране, что государство заинтересовано в развитии бизнеса, заинтересовано в том, чтобы запускались новые проекты, и готово защищать права бизнеса, если они будут нарушаться со стороны органов госвласти. Я сама ощущаю, что предприниматели ждут этого сигнала. Что сегодня есть определенная усталость оттого, что вроде декларируется поддержка бизнеса, но, при этом, налоговое бремя становится более тяжёлым, административные барьеры никуда не исчезают и т.д. и т.п. Говорится одно, а по факту предпринимаются другие действия. Так вот создание этого института – это сигнал со стороны органов власти, которые понимают, что одна из основных точек роста – это развитие предпринимательской, частной инициативы. Ведь в бизнес сегодня у нас не идут. По данным Бориса Титова, только 2% молодых людей хотят стать предпринимателями. Почему не идут? Потому что понимают, что бизнесом заниматься сложно, это и небезопасно, и нужно нести ответственность за всё. Ведь предприниматель несёт и административную, и уголовную ответственность, и рискует всем своим имуществом. Такие риски не каждый готов нести.
В связи с этим хотелось бы ещё раз обратиться к предпринимателям, чтобы они проявляли активность. Хотя я понимаю, что есть определённая усталость, что многие темы просто забалтываются, что есть неверие в то, что, собравшись и поговорив, можно решить проблему. Но если мы не будем обсуждать проблемы, не будем предлагать их решение, развиваться деловой климат не будет. В чём, кроме участия в публичных обсуждениях может быть активность предпринимателей? В том, что, сталкиваясь с реальной проблемой противодействия или бездействия, видя какую-то системную проблему, они «давали сигнал». Но для того чтобы мы официально подключились к работе, нужен официальный сигнал, официальное обращение от предпринимателей в аппарат уполномоченного.
 
– Есть какой-то разработанный регламент таких обращений?
– Да, регламент разработан. Он есть на официальном сайте. Там же есть форма жалоб. Пока информация о нашей работе размещается на сайте департамента поддержки предпринимательства Кемеровской области, до того как мы разработаем свой сайт, мы пользуемся этим ресурсом. Кроме того, информация о нашей деятельности есть и на федеральном сайте. Замечу, что все обращения фиксируются и отрабатываются до результата.
 
– Не боитесь, что таких обращений станет слишком много, и вы просто не справитесь с их потоком?
– Мы вышли с инициативой в СНД КО, чтобы были внесены изменения в региональный закон, дающие нам возможность создавать общественные приёмные и назначать общественных представителей в территориях, муниципальных образованиях. И до конца года мы планируем, что во всех территориях у нас будут определены общественные помощники, которые бы выполняли экспертно-представительские функции. Мы будем привлекать общественный институт, мы будем заключать договоры на условиях «про боно» с консалтинговыми компаниями, чтобы они оказывали нам содействие в экспертизе обращений. Я была бы рада, чтобы круг консультантов и экспертов, готовых с нами сотрудничать ширился. Надо сказать, что если посмотреть опыт федерального аппарата, то в федеральном аппарате несколько серьёзных авторитетных структур работает на общественных началах. Ведь, если говорить не только о благотворительности, для консалтинговых компаний это и пиар, и возможность получить опыт, это для них не совсем бесплатно. Компания, оказывающая такие услуги, получает определенные преимущества. Более того, это поощряется и со стороны федерального аппарата. Например, на эту апрельскую конференцию уполномоченных, были приглашены 25 юристов, работающих на условиях «про боно», и все они из рук Бориса Титова получили дипломы. (Кстати, наш юрист МФПМП г. Кемерово тоже получил такой диплом, ведь он более 9 месяцев работал бесплатно.) Все эти общественно-экспертные группы будут помогать разбираться, я надеюсь, в том «потоке обращений», о котором вы спрашиваете. В любом случае, для решения проблем необходим конструктивный диалог всех заинтересованных сторон. Необходимо соблюдать баланс интересов, и помнить – мы живём в одном городе в одном регионе, в одной стране. Нужно делать качественно свою работу и понимать меру ответственности – свою и чужую.

Рубрики:

Деловые новости

[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко