-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 15.12.2015

Подъём машин

Машиностроение Кузбасса вошло в нынешний год в сложном положении – в прошлом году  объём производства в отрасли заметно сократился (почти на четверть выпуск машин и оборудования, в 2 раза – транспортных средств, на 6% – электрооборудования), что в первую очередь связывается с падением спроса и цен в сырьевом секторе, особенно, на угольном рынке.
 
Однако областные власти прямо увязали проблемы отрасли с доминированием на кузбасском рынке импортной продукции, хотя она практически отсутствует в секторе вагоностроения, которое упало сильнее всего, и заметно представлена в секторе электромашиностроения, которое как раз снизило выпуск своей продукции меньше всего. Так или иначе, уходящий год прошел для кузбасского машиностроения под знаком проведения политики импортозамещения, и не только объявленного, но и получившего заметную поддержку региональных властей, организационную и финансовую. В феврале на Юргинском машиностроительном заводе прошло специальное расширенное совещание под председательством первого заместителя губернатора Кузбасса Максима Макина и с участием представителей угольных компаний, машиностроительных заводов области, науки и органов власти. Было отмечено тогда, что по итогам 2014 года на кузбасском рынке доля оборудования зарубежных производителей, имеющихся на угольных шахтах Кузбасса, оказалась самая высокая в нише добычных угольных комбайнов (87%) и механизированных крепей (53%), забойных конвейеров (50%) и буровых станков (60%).
 
Поворот к отечественному

По итогам совещания в Юрге была сформирована рабочая группа по разработке концепции формирования территориального сводного заказа на производство горнодобывающего оборудования кузбасскими заводами. В её состав вошли представители обладминистрации, Ассоциации машиностроителей Кузбасса, Ростехнадзора, угольщики, машиностроители, представители банков, вузов, научно-исследовательских институтов. Она в свою очередь была разделена на несколько рабочих подгрупп, которые составили реестры предстоящих закупок угольными предприятиями Кемеровской области горно-шахтного и электротехнического оборудования на период 2015-2017 гг., возможностей машиностроительных предприятий области по производству импортозамещающего оборудования и запасных частей к нему. Одним из направлений деятельности рабочей группы стало формирование сводного территориального заказа, принципы и основные подходы к разработке механизма такого заказа разработаны, проработать механизм предлагается на новом проекте в одной из угольных компаний региона.

В реестр потребностей угольных компаний было включено горно-шахтное оборудование, которое собираются приобретать в ближайшие годы «Распадская угольная компания», «Шахта Байкаимская», «Шахта Юбилейная», ХК «СДС-Уголь», «УК Заречная», «Кокс-Майнинг», «ОЭУ Блок №2 шахты «Анжерская-Южная», Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское», Шахтоуправление «Талдинское-Южное», «СУЭК-Кузбасс», «Белон», «Сибуглемет» и УК «Северный Кузбасс». Аналогичный реестр потребностей в электротехническом оборудовании был составлен по заявкам компаний «СДС-Уголь», «Белон», «Стройсервис», «СУЭК», «Южный Кузбасс», «Кокс-Майнинг», УК «Заречная», «Западно-Сибирская угольная компания», «Северный Кузбасс», шахт «Анжерская-Южная» и «Красногорская». По данным Сергея Карпунькина, начальника областного департамента промышленности, эти реестры обновляются по мере поступления информации.

Можно надеяться, что эти списки со временем будут расти и принесут практическую пользу. Но пока кузбасские машиностроители, которым и так всегда был хорошо известен местный рынок сбыта и потребности своих партнёров в угольной отрасли, своё отношение к идее территориального сводного заказа выражают скупо. Есть те, кто сомневаются в эффективности этой идеи, и те, кто в проекте не участвует, но есть и положительные отклики. «Благодаря деятельности рабочей группы на предприятии ООО «Юргинский машзавод» в объемы производства добавились заказы  для шахты «Грамотеинская»: ремонт узлов и изготовление запасных частей для конвейера и перегружателя, появилось новое направление импортозамещения изготовление запасных частей и узлов карьерной техники для компании «Прайд+», – сообщил коммерческий директор предприятия Сергей Катунин. – Данная группа оказала содействие в переговорах с руководством УК «Талдинская»  по размещению значимого для предприятия заказа на изготовление механизированной крепи для шахты «Талдинская-Кыргайская». В настоящее время ведется преддоговорная работа, подписание контракта планируется в октябре – ноябре 2015 года. На сегодняшний день рабочей группе необходимо еще более активизировать работу с энергомеханическими службами угольных предприятий для обеспечения более тесных контактов на предмет расширения сотрудничества с машиностроительными заводами Кемеровской области».

Еще одно достижение – признание от Российского научного фонда. Как рассказывала в интервью «А-П» Екатерина Кутылкина, заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, торговле и предпринимательству, в рамках разработки проекта механизма сводного территориального заказа, группой проведен анализ имеющейся нормативной базы существующих мер поддержки в регионе крупного и среднего бизнеса, составлена структура заказа. Командой подгруппы по разработке сводного территориального заказа была подана заявка в Российский научный фонд на получение грантов по приоритетному направлению деятельности по проекту «Эффективные организационно-экономические механизмы комплексного освоения недр на принципах государственно-частного партнерства». Несмотря на большое количество заявок из других регионов была поддержана только заявка от Кузбасса, и теперь работа подгруппы будет финансироваться из средств этого фонда.

По словам Сергея Карпунькина, проект будет направлен на теоретическое обоснование и практическую разработку методологии и методики перехода от экстенсивного освоения недр за счет освоения новых месторождений к интенсивному развитию территорий на основе КОН с использованием проектного подхода реализуемого на принципах государственно-частного партнерства. Исследование будет проводиться на примере ресурсодобывающих регионов, занятых добычей и переработкой минеральных ресурсов в топливно-энергетической отраслях. «Россия вступает в новый этап своего развития, – сообщил он. – В условиях экономических санкций возможность дальнейшего развития страны за счёт добычи и реализации на внешнем рынке природных ресурсов стала невозможной. В ближайшие годы России предстоит создать новую модель развития, опирающуюся на внутренние источники развития: комплексное освоение недр, устойчивое развитие территорий, партнерство власти и бизнеса. Ключевую роль в этом предстоит сыграть проектному подходу, реализуемому в рамках сотрудничества государства, бизнеса и научно-образовательных организаций – государственно-частного партнёрства».
 
Льготы и субсидии

В ноябре рабочая группа подвела первые итоги работы в сфере импортозамещения. Максим Макин в очередной раз напомнил о важности переориентации потребителей на отечественную продукцию, сообщил, что определенный прогресс уже есть: более 10 новых видов продукции освоено кузбасскими машиностроителями взамен импортных изделий. Затем он отметил, что с начала года импортной техники и оборудования ввезено в Кузбасс ещё на 77 млн долларов, и такой выбор зарубежных поставщиков назвал «геополитически непозволительной позицией».

Екатерина Кутылкина рассказала, что усилия по развитию импортозамещения были не только организационными, но и финансовыми. И в этом году некоторые машиностроительные компании получили поддержку от областного и федерального бюджетов в виде льгот и денежных субсидий. Так три предприятия получили льготы в качестве резидентов Кузбасского технопарка. Это новокузнецкое ООО «Сварог», выпускающее рукава высокого давления, получившее льготу по налогу на имущество в 10,5 млн рублей, кемеровское ООО «Ранк-2», производитель анкерных крепей, получившее льготу по налогу на имущество в 300 тыс. рублей и кемеровское ОАО «КОРМЗ», выпускающее дорожно-коммунальную технику. Оно получило областную льготу по налогу на имущество в 4 млн рублей и по налогу на прибыль в 1,7 млн.

В декабре Юргинский машиностроительный завод рассчитывает получить 140 млн рублей поддержки из федерального бюджета по линии министерства промышленности и торговли. Эти средства выделяются на два проекта завода (по изготовлению механизированной крепи для тонких пластов и добычной комбайн) из заявленных четырех. По словам генерального директора ООО «Юргинкий машзавод» Алексея Самоукина, механизированные крепи для тонких пластов до сих пор изготавливались только за рубежом. Добычной комбайн будет производиться в различных модификациях. По техническим решениям он сопоставим с иностранными аналогами.
 
Перспективные направления

На совещании в ноябре Екатерина Кутылкина сообщила о налаживании кооперации среди машиностроительных предприятий Кузбасса и привела 6 примеров такого сотрудничества, среди которых проекты разработки «многофункциональной тензометрической системы для оценки напряженно-деформированного состояния элементов секций механизированных крепей», разработки «мотор-барабана с высокомоментным двигателем для приводных станций конвейеров» («Интехпроминжиниринг»,  «Центр транспортных систем»), разработки и производства «промышленного трансформатора нового поколения на основе  фольги из чистого железа» и др. Особое внимание она обратила на проекты по выпуску взрыво-защищенных электродвигателей: «в последние годы, из-за банкротства «Кузбассэлектромотора» и значительного сокращения выпуска электродвигателей в Кузбассе, мы сильно уступили этот рынок (кузбасские электродвигатели занимали не более 3-5% собственного рынка) как отечественным, так и зарубежным компаниям».

На совещании сразу два производителя – кемеровские ООО «Центр транспортных систем» (ЦТС) и  Кузбасский завод горного машиностроения (КЗГМ, подразделение ООО «Промышленное оборудование») – объявили о планах выпуска дизелевозов, новой для кузбасского машиностроения продукции. Как рассказал технический директор ООО «Центр транспортных систем» Дмитрий Видерко, разработанный предприятием дизелевоз имеет мощность 120 л.с. По качеству он сравним с чешским аналогом Ferrit и немецким Sharf, но при этом стоит на 25% меньше, чем чешский локомотив. В декабре этого года предприятие планирует произвести контрольную сборку силового агрегата, в феврале-марте 2016 года  полностью сертифицировать изделие. Испытания его планируется провести на шахте «Листвяжная». По данным Дмитрия Видерко, дизелевоз ЦТС на 95% состоит из комплектующих российского производства, но в планах предприятия довести этот показатель до 100%. При этом двигатель локомотива – минский.

Подвесной дизель-гидравлический локомотив CERTUS-180 (с латинского «надежный») Кузбасского завода горного машиностроения уже прошел сертификацию и готов к серийному выпуску. По словам гендиректора  предприятия Евгения Котикова, стоимость локомотива на 5-10% ниже зарубежных аналогов.  Однако российских комплектующих в дизелевозе этой компании всего 50% (в перспективе – 70%). Мощности КЗГМ рассчитаны на выпуск 20 таких локомотивов в год. Предприятие намерено также экспортировать свою продукцию в Индию, Казахстан и Монголию. После представления этих планов двух производителей Максим Макин призвал избегать ненужной конкуренции, тем более, на стадии запуска проектов.

Большой потенциал, по мнению представителей администрации области, у компаний занятых ремонтом горно-шахтного оборудования, в том числе импортного. Екатерина Кутылкина перспективы в этом направлении назвала «фантастическими». «Угольщики, в условиях снижения расходов на инвестиционные программы, вынуждены порой, вместо приобретения нового импортного оборудования, вести капитальный ремонт уже имеющейся горно-шахтной техники. А закуплено было в последние годы импортного оборудования на миллиарды долларов, тысячи наименований: от средств безопасности до супер-экскаваторов». Но при этом она обратилась к машиностроителям с призывом «не ждать, когда придут с поклонами, а самим искать заказы».

Гендиректор ООО «Юргинский машиностроительный завод» (входит в корпорацию «УВЗ») Алексей Самоукин на совещании сообщил не только о планах предприятия по импортозамещению (в сфере горной техники, оборудования для нефте- и газодобычи, для трубопроводного транспорта), но и о налаживании в кооперации с кемеровским ООО «Проект плюс» производства двух запчастей для экскаватора марки Liebherr и бульдозера марки Caterpillar. Кроме того, завод наладил производство аналогов гусеничных траков для экскаватора Hitachi. «Мы не оставляем без внимания китайскую технику, начали осваивать ряд запасных частей для очистных комбайнов китайского производства», – сообщил гендиректор завода.

Угольщики открыты всем

К концу 2015 года представители угольных компаний стали лояльнее говорить о потреблении отечественной техники и оборудования, признавая позитивные сдвиги в работе машиностроителей. В то же время они отмечают, что никаких сбоев в зарубежных поставках не наблюдается. На это обратил внимание участников ноябрьского совещания директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков: «В 2014-2015 гг. ни один из контрагентов, поставляющих нам импортное оборудование, не отказал в поставках, но в связи со значительным ростом цен на комплектующие для импортной техники и изменением курса валют, мы склоняемся к сокращению издержек и замене импортных комплектующих на отечественные». При выборе поставщиков, отметил представитель угольной компании, учитывается множество факторов, но главный из которых – соотношение цены и качества. Сергей Боковиков отметил, что уже давно на технику, которая давно эксплуатируется в Кузбассе, много расходных материалов изготавливается местными производителями. «Южный Кузбасс» давно и плодотворно работает в этом направлении с «Томусинским ремонтно-механическим заводом», который осуществляет ремонт ковшей, узлов и агрегатов, с «Анжеромашем», который «освоил выпуск качественного оборудования», в октябре 2015 года для эксплуатации лавы 21-1-9 шахты «Ольжерасская-Новая» «Южный Кузбасс» приобрёл у «Анжеромаша» дробилку взамен импортной Joy. Как и многие другие угольные компании «Южный Кузбасс» ведёт ремонт и своими силами, в частности, оборудования и машин марок Cummins и Caterpillar».

По словам Сергея Боковикова, несмотря на стремление к сотрудничеству именно с отечественными производителями, компания вынуждена по некоторым направлениям работать с иностранными заводами. «В ближайшей перспективе «Южный Кузбасс» ориентирован на отечественного производителя, но, как показывает опыт, некоторое импортное оборудование вообще не имеет аналогов, – продолжает он. – Это очистные комплексы, самосвалы большой грузоподъемности, дизельные экскаваторы, буровые станки, крупногабаритные шины и прочее».

Он также обозначил и другую проблему: не так давно торги на приобретение «Южным Кузбассом» запчастей для техники ПАО «Уралмашзавод» выиграла китайская компания, т.к. предложила запасные части в два раза дешевле, чем завод изготовитель (5 млн рублей против 10 млн рублей) с учётом доставки. «Надеемся, что формирование единого портфеля заказов поможет увеличить объёмы работы наших машиностроителей и тем самым снизить их издержки, что приведет к снижению цен на кузбасских заводах», – резюмировал директор по ремонтам «Южного Кузбасса».

Федор Стрижко, гендиректор ООО «Управляющая компания «Талдинская», сообщил, что на двух своих шахтах компания использует в основном оборудование Юрмаша, но оно устарело и в ближайшее время будет меняться. И в этот раз вероятно замена будет произведена не за счёт поставок из Юрги, поскольку на отечественном рынке производителей проходческой техники лидирует ОАО «Копейский машиностроительный завод» из Челябинской области. Кроме того, отметил угольщик, у Юргинского машзавода (и это было общее замечание от угольщиков отечественным производителям) нет сервисного центра и склада запчастей.

Важное обстоятельство было отмечено также Сергеем Боковиковым – заменять импортную продукцию и налаживать поставки кузбасским угольщикам активно стремятся производители из других регионов России, Алтайского края, Подмосковья, в то время как реакции со стороны местных производителей пока нет.

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко