-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 06.06.2016

Трансфертное ценообразование: что принесла первая пятилетка?

Татьяна Куприянова, к.э.н., генеральный директор ООО «Аудит-Оптим-К»
Татьяна Куприянова, к.э.н., генеральный директор ООО «Аудит-Оптим-К»
С января 2012 г. в Российскую налоговую  систему были внедрены принципиально новые подходы в осуществлении налогового контроля за совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Раздел V.I Налогового кодекса РФ). Закон обязывает налогоплательщиков ежегодно уведомлять налоговые органы о совершении контролируемых сделок, а также предъявлять доказательства того, что уровень цен в таких сделках соответствует рыночному уровню.
 
По данным ИНТЕРФАКС итоги прошедших отчетных кампаний свидетельствует, что в налоговые органы поступило за 2012 г.  более 5,1 тыс. уведомлений; за 2013 г. более 6 тыс. уведомлений, за 2014 г. более 11,5 тыс. уведомлений. За 2015 год соответствующая статистика еще не опубликована. Рост количества уведомлений, обусловлен, прежде всего, постепенным снижением суммовых порогов контролируемости, прекращением с 2014 г. действия переходных положений законодательства о контролируемых сделках.  Почти все сведения о контролируемых сделках представлены в электронной форме (99%), что позволяет ФНС применять риск-ориентированную модель контроля и выходить на проверки только в том случае, когда присутствует  существенный риск применения нерыночных цен.

По итогам 2015 года в результате контрольно-аналитических мероприятий прямые поступления по направлению трансфертного ценообразования (ТЦО) составили более 2,5 млрд рублей налогов. Как отмечает ФНС, речь идёт и о поступлении налогов в результате проверок цен, и о самостоятельных уточнениях налогоплательщиков. Также присутствует кумулятивный эффект, когда проверяемые налогоплательщики в последующих периодах корректируют цены в контрактах, не выделяя эти корректировки в специальных «трансфертных» строках налоговых деклараций. Судебная практика по проблемам ТЦО только набирает обороты.

Новизна указанных взаимоотношений не стала препятствием к очередным изменениям в принятые законы. При подготовке документации по контролируемым сделкам за 2015 год рекомендуется не обойти вниманием нововведения, представленные ниже.

8 июня 2015 года подписан Федеральный закон № 150-ФЗ, который в части регулирования ТЦО установил право налогоплательщика осуществлять самостоятельные симметричные корректировки; урегулировал возможность корректировки убытка налогоплательщика (ранее было только в случае занижения налога). Кроме того, Законом №150-ФЗ предусмотрен двухгодичный срок проведения проверки, в случае если в уточненной налоговой декларации, сумма налога, исчисленная по результатам самостоятельной корректировки, отражена в меньшем размере, чем была заявлена ранее (сумма убытка в большем размере).

С 1 января 2015 года на основании Приказа Минфина России от 02.10.2014 № 111н изменился перечень офшорных зон. Из перечня исключена Республика Мальта, вместо Нидерландских Антил офшором будут признаваться Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть).

При признании процентных доходов и расходов в целях налогообложения налогоплательщик изначально может не руководствоваться правилами налогового регулирования ТЦО, а  сопоставить фактическую ставку с коридорами, установленными п.п.1.2 п.1 ст.269 НК РФ. С 1 января 2015 года такие коридоры были изменены (сужены). Порядок их применения изложен в Письмах Минфина России от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69460, от 10.06.2015 № 0303-01-18/33892.

Активно развиваются меры направленные на обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями для налоговых целей. Минфин России является участником рабочей группы, созданной в рамках проекта BEPS, и ожидается, что нововведения будут в полном объеме представлены в российском законодательстве. Уже с января 2016 года в рамках действия обновленной редакции Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам у ФНС России появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств/зависимых территорий, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия. Причем при взаимном согласии сторон положения Конвенции можно применять в отношении более ранних налоговых периодов. Подробнее об этом указано в Письме ФНС России от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@.

Таким образом, со всей определённостью можно констатировать непрерывное развитие и усложнение подходов к ТЦО в целом, и в частности к процессу доказывания рыночности в отношениях с взаимозависимыми лицами. Тем не менее, на текущий момент проблемными были и остаются вопросы:
• наличия (точнее их реального отсутствия) и возможности  корректного применения  внешних источников информации о ценах; кроме данных по гос/контрактам, роялти и фин/операциям в общем доступе отсутствуют сведения о конкретных сделках;
• изъяны в сведениях агрегаторов бухгалтерской и статистической отчетности:
- не фиксируется  информация о положениях учетных политиккомпаний; сегментированной отчетности;
- ограниченный набор признаков, обеспечивающих поиск сопоставимыхсделок/компаний;
- присутствие лагов в актуализации сведений, в том числе вподтверждении видов деятельности и др.;
• правовой неопределенности в вопросах осуществления корректировок для приведения данных в сопоставимый вид; 
• спорности использования информации контрагента в качестве  рыночной цены;
• уместности выбора рынка для целей сравнительного анализа, особенно при работе с трансграничными сделками;
• расчета долей участия  одной организации в другой;
и далее, далее… 

В составе внутренних факторов нельзя не отметить объективные сложности с выбором наиболее подходящих к специфике деятельности системных баз («РУСЛАНА», «СПАРК», «АСТРА», «ФИРА» и др.) и источников информации о ценах (биржи, ценовые агентства и др.); с вопросами освоения персонала при работе с внешними источниками; с поиском  сопоставимых компаний для построения интервалов рентабельности в условиях жесткой централизации бизнеса (к примеру,  в сфере угледобычи и металлургии) и др.

Несмотря на представление налоговых уведомлений за 2012-2015 г. (4 года) до сих пор  не разрешены многие нюансы по их заполнению. Это  порождает необходимость анализа  многочисленных  разъяснений Минфина и ФНС.

В ситуации доминирования  принципа власти и подчинённости  в сфере налогового контроля, явной фискальной направленности в действиях контролёров, налогоплательщику стоит с максимальной серьёзностью и осторожностью вершить свою ценовую политику, особенно в сфере налогообложения. Это тем более актуально, что с января 2017 г. в отличие от штрафа в размере 20% от суммы недоимки (ст. 122 НК РФ) неуплата или неполная уплата налога из-за искажения цен в контролируемых сделках влечет штраф в размере 40% (ст.129.3 НК РФ).

Региональные налоговые Инспекции в этой области так же «не дремлют» и зачастую применяют в отношениях с налогоплательщиками некие «тонкие приемы», за которые  излишне доверчивый и покладистый налогоплательщик может поплатиться. Так, в начале 2016 г. многими компаниями  были получены требования о необходимости внесения в ранее сданные налоговые уведомления о контролируемых сделках каких-либо оплошностей, зачастую совершенно не подпадающих под категорию «недостоверных сведений», в том числе за «старые» периоды. Между тем,  на сегодняшний день истек срок  для назначения проверок  контролируемых сделок за 2012-2013 годы вне зависимости от существа вменяемых нарушений. ФНС России в Письме от 25.12.2015 N ЕД-4-13/22850@ указало, что извещения от налоговых органов даже по части не включения в уведомление сведений о каких-либо сделках в ФНС России направляться не должны.  Подача же уточненных уведомлений, по сути, продлевает возможность  налогового контроля.

В подобных ситуациях налогоплательщик не всегда может сам быстро оценить – насколько легитимны действия представителей налоговых органов и как грамотнее отреагировать на обращения контролеров. В этой связи экспресс-помощь грамотных консультантов  излишней не будет.

Важной вехой в установлении компетенций контролирующих органов  по вопросам налогового администрирования ТЦО, следует признать Определение Верховного суда РФ от 24.02.16 г. №АКПИ15-1383. В данном случае суд подтвердил право территориальных Инспекций выявлять манипуляции с ценами в сделках, не относящихся к контролируемым: письмо ФНС РФ от 01.11.12 г. №ЕД-4-3/18615 признано «не выходящим за рамки  адекватной интерпретации положений НК РФ». В свете изложенного, налогоплательщик должен быть готов к тому, что под налоговый контроль  подадут и неконтролируемые сделки с взаимозависимыми лицами, обороты по которым не  превышают лимиты контролируемости.

Дополнительным тревожным сигналом в совершении внутригрупповых сделок является применение налоговым органом новых подходов  к интерпретации «необоснованной выгоды». Заслуживает внимания совместное Письмо Минфина и ФНС России от 30.09.2015 N ЕД-4-2/17078@ о том, что манипулированием цен в сделке могут быть признаны действия, в   результате которых расходы по сделке учитываются у стороны сделки, применяющей повышенный уровень налогообложения и (или) имеющей значительный налогооблагаемый доход в соответствующем периоде. Это особенно рискованно в ситуации затянувшего кризиса, когда часть зависимых партнеров имеет убыточные финансовые результаты (как правило, производители), а часть – прибыльные (как правило, перепродавцы).

Риски претензий многократно усиливаются тем обстоятельством, что при проверках контролирующие органы толкование взаимозависимости (подконтрольности) осуществляют на базе  неограниченного спектра критериев, далеко выходящего за пределы формальных признаков, регламентированных ст.105.1 НК РФ. В результате чего к числу взаимозависимых лиц могут быть причислены даже обычные бизнес-партнеры.

Разобраться один на один в столь сложных сентенциях налогоплательщику зачастую бывает довольно сложно, да и дефицит трудовых/ временных ресурсов делает своё дело. Поэтому во многих ситуациях целесообразнее привлечь внешних консультантов, готовых оказать профессиональную помощь в хеджировании таких налоговых рисков.

Компания ООО «Аудит-Оптим-К» имеет многолетний опыт (с 2011 г.)  внедрения практических методик учёта трансфертного ценообразования и разработки алгоритмов расчета по трансфертному ценообразованию на ряде крупнейших Холдингов Кемеровской области.

На сегодняшний день спектр предлагаемых нами услуг в области ТЦО включает:
• идентификация контролируемых сделок в соответствии с положениями Раздела   V.1 НК РФ;
• поддержка клиентов  при составлении уведомлений в налоговый орган;
• проведение бенчмарков (отбор  сопоставимых компаний и построение интервалов рентабельности) на базе  системных комплексов  СПАРК (компании РФ), Amadeus (компании Европейского региона), Orbis (компании всего мира);
• разработка шаблонов документации, обосновывающих цены по сделкам для предоставления в налоговые органы, а также для их внутреннего использования по установленной выборке;
• оценка налоговых рисков по сделкам, разработка технологии статистического исследования и функционального анализа по контролируемым сделкам;
• помощь в подготовке  ответов на запросы ФНС по трансфертным операциям;
• консультирование по вопросам неконтролируемых внутригрупповых сделок на основе принципа соответствия цен/доходности рыночному уровню.

Подробная информация о компании ООО «Аудит-Оптим-К» вы можете получить на сайте
www.auditoptim.ru, либо по телефону 8 (3842) 900-020.
 

 


Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко