|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[12 декабря] Уникальным грузам нужен индивидуальный подход
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 31.05.2017
Угольный экспорт уже давно стал главным кормильцем экономики Кемеровской области – на долю углепрома приходится более половины стоимости произведённой промышленной продукции региона, и более половины всего добытого угля уходит за рубеж. Сегодня вывоз угля приносит львиную долю всех экспортных доходов, да и общих доходов экономики Кузбасса.
Конечно, экспорт угля, как ориентация экономики для региона, расположенного в глубине самого большого в мире материка, выглядит несколько странно. Хотя подобная практика есть и в других странах – значительные расстояния приходится преодолевать для погрузки на экспорт в порту американскому углю, канадской нефти и рудным концентратам многих африканских стран. Необходимо также отметить, что и в целом по Сибири, а не только по Кузбассу, угольный экспорт стоит на первом месте, опережая другие статьи сибирского экспорта, лесного, алюминиевого и ядерного (см. диаграмму №2). Так или иначе, экономические стимулы двигают развитие экспорта и всей угольной промышленности Кузбасса, ведь внутреннее потребления угля не только не увеличивается, но и сокращается. Общая добыча при этом растёт.
По всему миру
Только число стран, импортирующих более 1 млн тонн кузбасского угля, превысил в прошлом году 20 (см. диаграмму №1). А всего уголь из Кемеровской области экспортировался в прошлом году более чем в 50 стран мира, расположенных на всех континентах, кроме Австралии. Среди потребителей есть и такие «экзотические» как Шри Ланка, Ливан, Мальта и даже крупнейший экспортер энергетического угля в мире, Индонезия. Доплывает уголь из Кузбасса и до США, хотя и в небольшом количестве. А Бразилия, хотя и в конце списка «миллионеров» по импорту, но всё же входит в число ведущих потребителей кузбасского угля. Общее число импортёров угля из Кемеровской области растёт: в 2015 году их было 44, в прошлом – уже 51. Однако этот список можно назвать «переменной величиной». Конечно, основную часть угля импортируют крупные потребители, которые стабильно ввозят российский, и в его составе кузбасский уголь. В то же время периодически некоторые потребители, правда, некрупные, приходят и уходят. В прошлом году пришли уже упомянутые Индонезия и Мальта, Чили и Мексика в Южной Америке, из стран бывшего СССР, Казахстан и Беларусь, Азербайджан и Киргизия, Пакистан в Южной Азии, Босния и Герцоговина в Европе. А некоторые импортеры в прошлом году ушли, перестав быть потребителями кузбасского угля, которыми были в 2015 году. Это – Панама, Мьянма, Ливия, Сингапур, Норвегия. Возможно, они ещё вернутся. Конечно, эти потребители «не делают погоды» для поставок из Кузбасса, их годовые закупки не превышают 1 млн тонн, обычно составляют несколько сот или даже десятков тысяч тонн угля, но широту географии экспорта они обеспечивают. Помимо общего расширение числа стран, в которые поставляется кузбасский уголь, растут поставки и на отдельные региональные рынки. В прошлом году главным таким рынком для Кузбасса стала Восточная Азия, туда экспорт вырос разом на треть, с 45 млн тонн в 2015 году до почти 60 млн тонн. Аналогичным образом увеличились экспортные поставки в страны Ближнего Востока и Северной Африки, с 12 млн тонн до 16 млн. Пока этот рынок не стал для российского и кузбасского угля столь же значимым как восточноазиатский или европейский, но, возможно, это случится в ближайшее время. Ещё быстрее, в 4 раза за один прошлый год, выросли поставки на американский рынок – с 0,33 млн тонн до 1,3 млн. Однако пока размер экспорта в этом направлении незначителен и составляет всего 1% от всей отгрузки за рубеж. Аналогичная ситуация с рынком Южной Азии, весьма перспективном, ведь там находится Индия, крупнейший после Китая, потребитель угля и его импортёр. Пока поставки туда из Кузбасса даже не вышли на уровень 1 млн тонн, однако, в целом российский экспорт угля в страны Южной Азии растет нарастающими темпами. В Индию, к примеру, за последние 10 лет он вырос в 10 раз – с 32 тыс. тонн в 2007 году до 3,1 млн тонн в прошлом. В Шри Ланку начался только в 2014 году и сразу составил 717 тыс. тонн, потом снизился до 548 тыс. в 2015 и до 216 тыс. тонн в прошлом. В Пакистан поставки начались только в прошлом году со скромной суммы 52 тыс. тонн (здесь и в отношении Шри Ланки данные по всему российскому экспорту угля). Выросли поставки угля и на рынок стран бывшего СССР, которые связаны с Россией ещё старыми инфраструктурными и производственными связями. Конечно, этот рынок занимает лишь 11% всего экспорта угля из Кузбасса (13,44 млн тонн в 2016 году), но в сравнении с 2015 годом и на него поставки увеличились, на 13%. Необычно большое место среди импортеров на этом региональном рынке занимает Латвия, куда в 2016 году было поставлено на этом направлении 3,45 млн тонн угля (против 3,88 млн в 2015 году). Такие крупные закупки угля из России Латвия стала делать с 2008 года. При этом внешнеторговая статистика ООН не показывает, чтобы этот уголь затем реэкспортировался из Латвии. Рост числа потребителей кузбасского угля за рубежом, общий рост экспорта и увеличение поставок странам, которые выступают крупнейшими потребителями угля в мире, показывают, что даже на значительном удалении от основных зарубежных рынков Кузбасс в состоянии предложить импортерами вполне конкурентоспособные цены и качество угля. Несмотря на необходимость доставлять уголь на значительные расстояния, как по России, так и за ее пределами, и несмотря на большие затраты на эту доставку. Перераспределение на Восток
В то время как в прошлом году поставки кузбасского угля на разные региональные рынки росли, и даже очень быстро, на десятки процентов и даже в разы, традиционный и до недавнего времени главный рынок, европейский, переместился на второй место по значению после рынка Восточной Азии. В прошлом году отгрузка из Кузбасса в европейском направлении, если исключить прибалтийские страны, сократилась до 45 млн тонн, или на 10%. Конечно, страны Европы, причём, самые разные по направленности экономики, удалённости от России и энергетической политики продолжают выступать крупные потребителями угля. И, соответственно, его импортерами, ведь собственная добыча, которая в некоторых странах Европы началась 300-400 и даже 500 лет назад, истощила запасы. А энергетика и черная металлургия сохранили ориентацию на использование каменного угля. В силу разных обстоятельств, таких как развитие энергетики возобновляемых источников энергии, отказа от угля как экологически неприемлемого энергоносителя и по другим причинам, заметно снизили закупку кузбасского угля такие страны, как Великобритания (на треть), Нидерланды (на 10,4%), Испания (на 30%), Италия (на 18%), Бельгия (на 45%, см таблицу). Перераспределение произошло не только из-за снижения потребления угля в Европе, но и по причине стабильного роста спроса на уголь, да и другие энергоносители со стороны стран Восточной и Южной Азии. Туда уже сместился центр мировой экономики – по паритету покупательной способности валовый внутренний продукт Китая, Японии, Индии и Индонезии составил в прошлом году около 40 трлн долларов, треть от мирового ВВП. И что важнее именно здесь сейчас идёт промышленное развитие заметными темпами, и оно требует больше энергии. Поэтому не только на уголь, но и на сжиженный природный газ на этом рынке цены выше, чем в Европе. Что заставляет производителей энергоносителей переориентировать свои поставки в восточном направлении. Точнее сказать, привлекает, и очень сильно. Даже такая компания как ОАО «Кузнецкинвестстрой», которая входит в итальянскую Coeclerici Group и, соответственно, работала на нужды своего собственника, поставляя уголь в Италию, переориентировалась. Как сообщал в апреле гендиректор «Кузнецкинвестстроя» Роберт Эндрю Гаррик, почти весь уголь энергетической марки Т, который добывает разрез «Корчакольский» в составе «Кузнецкинвестстроя», идёт на экспорт, лишь небольшая доля, несколько процентов остаётся на внутреннем российском рынке. Однако если в 2015 году, все экспортные поставки отправлялись на европейский рынок, то в 2016 году экспорт компании разделился ровно на две части – половина ушла в Японию, Китай и Южную Корею, половина – в Европу. Об увеличении экспорта в восточном направлении или намерении увеличить его говорили руководители и других угольных компаний Кузбасса. Генеральный директор ООО «Энергоуголь» Игорь Данилко в 2015 году рассказывал о планах компании наладить поставки угля «в Южную Корею», наравне с Болгарией и Словакией. В этом году он уже сообщил, что «Энергоуголь» экспортирует весь свой уголь в Южную Корею, Китай и Болгарию. Руководитель управляющей компании холдинга «Сибуглемет» ООО «УК Евраз Междуреченск» Андрей Давыдов указал, что холдинг планирует экспортировать в этом году 3 млн тонн угля из 11,5 млн тонн запланированной добычи и очень хотел бы побольше отправить в восточном направлении. Однако мешает дефицит провозных мощностей на железных дорогах. Именно из-за этой нехватки представители обладминистрации на совещании железнодорожников и угольщиков 16 февраля особо говорили о необходимости реконструкции магистрали Междуреченск – Абакан – Тайшет с постройкой второго пути. Ведь в первую очередь растёт экспорт угля из Кузбасса в восточном направлении: за 5 лет он увеличился в 5 раз, и только в прошлом году на 6,5 млн тонн, до 47,5 млн тонн. Главные по потребности
После пяти лет быстрого роста экспорта в восточном направлении и произошедшего перераспределения поставок в пользу рынка Восточной Азии с уходом на второе место рынка Европы сменились и лидеры по импорту кузбасского угля. На первое место в прошлом году вышла Южная Корея (на неё пришлось около 15% кузбасского угольного экспорта), а занимавшая эту позицию Великобритания опустилась на третье место. С этой позиции в 2015 году на вторую в прошлом вышла Япония. Нидерланды с четвёртого места спустились на шестое, а на их место поднялась Турция. Украина, хотя и заметно увеличила импорт кузбасского угля, осталась на пятом месте. Импортёры, разместившиеся в нижней части первой десятки, сохранили свою позицию, хотя практически все увеличили свои закупки. Во второй половине «турнирной таблицы» заметен прирост поставок в такие страны как Вьетнам (в 4 раза!), Бразилия (в 3 раза!), Марокко (в 1,7 раза) и Франция (в 2,2 раза). Причём в последнем случае закупки угля в России нельзя отнести к традиционным. В значительных размерах они начались только в 2006 году, когда составили 811 тыс. тонн (в целом из России, не только из Кузбасса), на следующий год – 927 тыс. тонн, а в 2008 – 1,4 млн, в прошлом году 2,85 млн тонн, на 95% из Кузбасса. А вот импорт угля Финляндией, как раз бывший традиционным в торговых отношениях двух соседей, в последние 15 лет стабильно снижается. Максимального уровня эти поставки достигли в 2008 году – 6,2 млн тонн, а в прошлом – уже только 1,92 млн тонн (почти все были из Кузбасса). Спрос на кузбасский уголь предъявляют страны самые разные по структуре своей экономики, климату и культуре. Это как раз тот случай, когда потребность в энергии и энергоносителе удовлетворяется самым универсальным способом. Без оглядки на политику, местоположение, культурные и иные различия. Показателем в этом смысле экспорт угля из Кузбасса на Украину. В прошлом году он не только не снизился, но и вырос. При этом поставки кузбасского угля шли не только в обеспечение внутрикорпоративных кооперационных потребностей (поставки коксующегося угля с предприятий «Евраз Груп» в России на украинские металлургические предприятия этой группы). Заметным был экспорт энергетического угля, а также коксующегося вне рамок внутрикорпоративных связей. В этом году эта тенденция сохранилась. Соседи-конкуренты Экспорт угля из России идет не только из Кузбасса, хотя его доля преобладающая, 76%, или 127 млн тонн из 166 млн в 2016 году. Тем не менее, в списке экспортеров угля находится по меньшей мере 10 регионов России (см. диаграмму №3), и конкуренция между ними, несмотря на доминирование Кемеровской области, конечно же, есть. На неё обратил внимание губернатор Аман Тулеев на пресс-конференции 16 апреля. В связи с ограничениями, которые устанавливает ОАО «РЖД» для вывоза угля в восточном направлении, он призвал развивать вывоз угля в западном и северном направлении, построить угольный порт в Кольской губе в Мурманской области, а затем выразил недоумение по поводу новых угольных проектов к востоку от Кемеровской области, сообщив, что уже обратился по этому поводу к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. «Для чего мы все это творим в Якутии, где надо построить ещё около 300 км путей, а мы сейчас не можем вывезти кузбасский уголь, а Кузбасс сегодня перекрывает все потребности в угле?» – задал риторический вопрос Аман Тулеев. Затем он обратил внимание на то, что «во весь рост встают Хакасия и Тува, говорят, что «запасы угля в Кузбассе кончаются», и что «нужно срочно строить линию (железной дороги в Туву – «А-П-Р») к монголам и так далее. После чего заметил, что «не нужна эта линия, не построишь её сейчас, и денег не найдёшь, да и зачем она, дай бог, Кузбассу вывезти тот объём угля, который уже добыли». По мнению губернатора Кузбасса, Минэкономики России «надо оценить, нужно ли нам освоение на Дальнем Востоке новых угольных месторождений, которое запланировано и обсуждается». На первый взгляд озабоченность Амана Тулеева не обоснована данными статистики – на долю Кузбасса приходится 59% только общей добычи угля в России в 2016 году и 71% угля коксующихся марок, не говоря про три четверти угольного экспорта. Хотя названные губернатором Кузбасса восточные угольные регионы в прошлом году, по данным региональной статистики, и увеличивали добычу угля быстрее, чем Кузбасс. В Хакасии она выросла на 10%, до 15,4 млн тонн, в Туве – на 28,5%, до 1,3 млн тонн, в Якутии – на 12%, до 17,04 млн тонн. Но все эти регионы уступают в объёме добычи Кузбассу на порядок или даже два. Однако, на самом деле, конкуренция с кузбасским углём продукции других регионов, особенно, на восточных экспортных рынках, конечно, есть. Возможно, её нельзя назвать очень существенной в целом, но она весьма заметна на отдельных локальных рынках. Конечно, ближайший к Кузбассу по размерам экспорта угольный регион, Бурятия, отстаёт очень существенно – в 13 раз! Но дальше нужно смотреть ситуацию по отдельным импортерам. К примеру, все сибирские регионы, экспортирующие уголь, поставляют его преимущественно на высокодоходный рынок Восточной Азии. У Бурятии из почти 10 млн тонн экспорта в 2016 году 25% ушло в Китай, 23% – в Японию, 15% – в Южную Корею, 10% – на Тайвань, 7% – в Индию, по 5% – в Гонконг и во Вьетнам. Из 4 млн тонн угольного экспорта Новосибирской области 30% было направлено в Китай, 18% – в Индию, 8% – в Японию, 7% – в Южную Корею. Только экспорт из Хакасии имел заметную западную ориентацию: почти 20% его ушло в Польшу, 13% – в Турцию, но столько же в Южную Корею, а 12% – в Китай. Поставки из других российских регионов, а не из Кузбасса, преобладают на некоторых локальных рынках. В Китай в прошлом году было поставлено около 16 млн тонн российского угля, при этом на Кузбасс пришлось только 34% (при доле в 76% во всем экспорте из России). Невелика доля кузбасских поставок в Индию, всего 22% из 3,2 млн тонн российского угольного экспорта в 2016 году, в Грузию – 23% из 440 тыс. тонн, в Шри Ланку – 34% из 216 тыс. тонн, в Литву – 35% из 280 тыс. тонн. Есть даже импортёры, куда уголь из Кузбасса вообще не поставлялся в прошлом году, но шёл из других регионов России. Например, Молдова, Канада, Оман, Бахрейн, Бангладеш, Норвегия и даже Новая Каледония. Безусловно, значение этих рынков, как для других регионов, так и для Кузбасса не очень существенно. Поставки туда составляли в прошлом году от 15 тыс. до 100 тыс. тонн угля. Однако если эти и другие подобные потребители будут увеличивать импорт угля из других регионов России, а не из Кузбасса, это будет уже проигрышем в конкуренции. И в будущем она только возрастёт, в частности, со стороны новых осваиваемых на востоке угольных месторождений. На это обратил внимание председатель совета директоров компании «Каракан-Инвест» Георгий Краснянский на конференции по углехимии в Кемерове в начале прошлого года. Тогда он назвал развитие проектов угледобычи на Дальнем Востоке, которые обеспечат прибавку в добыче от 66 до 99 млн тонн к 2030 году одним из ограничений развития углепрома Кузбасса. Поэтому и озабоченность Амана Тулеева поддержкой, которую получают другие развивающие углепром регионы на востоке страны, можно назвать обоснованной. Другое дело, что правительство не пойдёт на сворачивание угольных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Ведь освоение угольных месторождений является одновременно освоением и закрепление восточных территорий. Чему придается уже политическое значение. В то же время сегодня отрыв Кузбасса как угольного экспортёра от других регионов весьма значителен. А его конкурентные преимущества, такие как уровень развития отрасли, инвестиционные возможности угольщиков и др., настолько велики, что в обозримом будущем ни один угольный регион даже рядом не сможет стать, чтобы конкурировать на экспортных рынках.
|
Деловые новости[13 декабря] Требования кредитора «Угольэкспорттрейда» не включили в реестр из-за аффилированности Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |