Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 октября] ВТБ предоставил региональному бизнесу Кузбасса 18 млрд рублей
[18 октября] Новая жизнь вашей мебели для дома и для продаж
[18 октября] ЦСМ Росстандарта в Кемеровской области подтвердил категорию «Четыре звезды» гостинице «Парк-Отель Грааль»
[12 октября] Good Line: вклад в будущее Кузбасса
[6 октября] Метрологическая служба ЦСМ Росстандарта в Кемеровской области подтвердила компетентность в области обеспечения единства измерений


Кадзуо Исигуро, лауреат Нобелевской премии по литературе 2017 года
 
Книга:
«Не отпускай меня»

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Увеличилась ли стоимость вашей продовольственной корзины в связи с запретом на импорт ряда продуктов питания? (Возможно несколько вариантов ответа)






результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2017

Телеком-трасформация

В связи со снижением доходов телеком-операторов от предоставления классических услуг абонентам (голосовая связь и передача данных), основные игроки встают на путь трансформации из стандартного провайдера услуг в оператора сервисов.
 
На конец 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно наличию 257 млн абонентов, с ростом их числа по сравнению с предыдущим годом на 2%, показывают оценки J’son & Partners Consulting (международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии). В основном рост абонентской базы, по данным консалтингового агентства, сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета (в том числе M2M-подключения). По мнению аналитиков этой консалтинговой компании, после того как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор «Tele2» и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока – группы компаний «Смартс» из Самары, в России сложилась, очевидно, на длительный срок,  «большая четвёрка», формирующая около 99% рынка сотовой связи. Именно по их поведению можно судить, что происходит на рынке и именно они формируют основные тренды и строят будущее отрасли.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объём рынка телекоммуникаций в 2016 году достиг 1,6 трлн рублей. Темпы роста доходов составили 0,6%, что ниже динамики предыдущего года (0,8%). Выручка от услуг мобильной связи, традиционного драйвера рынка, формирующего свыше половины доходов отрасли, второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику. При этом все крупные операторы демонстрируют снижение средней выручки на одного пользователя ARPU (Average revenue per user).
 
Перераспределение доходов

Классические услуги мобильной связи – голосовые вызовы и SMS – на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. «Телекоммуникации – это единственный сектор, где за последние 15 лет цены упали в 10 раз. Цена становится всё менее и менее значимым фактором выбора», – говорит Сергей Эмдин, генеральный директор компании Tele2. Но это, по мнению Марка Малахова, директора Кузбасского отделения «МегаФон», «касается преимущественно голосовых абонентов с ежемесячными расходами на связь 100-200 рублей в месяц. Если рассматривать т.н. «цифрового» абонента, который потребляет уже не только «голос», но и мобильный интернет, и другие цифровые услуги, на первый план выходят удобство дополнительных сервисов и синергетический эффект, который он получает от одного оператора». Поэтому, выпадение доходов от «классических услуг» компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. Основной драйвер роста выручки операторов сегодня – услуги на основе передачи данных.

По словам Марка Малахова, «мобильная передача данных – это универсальная супер-услуга, поверх которой работают другие сервисы: мобильное ТВ, мобильные мессенджеры, «умный» дом и многое другое. Аналогичная ситуация и в корпоративном B2B-сегменте, хотя там доля дополнительных неголосовых сервисов растёт ещё быстрее, чем на массовом рынке». По итогам 2016 года допуслуги, включая мобильный Интернет, формируют уже более 40% выручки «МегаФона», и, по мнению представителя компании, этот показатель будет только увеличиваться.

Подобные тенденции характерны для всех ключевых операторов. Это связано, по словам директора филиала МТС в Кемеровской области Сергея Здановича, с развитием высокоскоростных сетей, на базе которых можно запускать инновационные сервисы и развитием сегмента абонентского оборудования (смартфоны, планшеты, другие устройства), создающего для потребителя весьма позитивный опыт передачи данных. «У МТС в целом по стране за последние три года в 4 раза выросло проникновение так называемых «пакетных» тарифов, где в стоимость сразу входят пакеты и «голоса», и трафика. В 2016 году проникновение смартфонов в сети МТС по стране превысило 50% от общей базы пользователей, более одной пятой – устройства с поддержкой сетей LTE». В целом в выручке Группы МТС доля иных услуг, помимо голосовой связи, СМС и передачи данных, уже достигла 20%, а по Кемеровской области даже больше. Кстати, в 2016 году и у «МегаФона» впервые число смартфонов на сети превысило число пользователей обычных (кнопочных) телефонов – 52% простив 48%.
 
Инвестиции и «точки роста»

Сегодня, по данным «МегаФона», на 100 жителей Кузбасса приходится почти 200 SIM-карт разных операторов, т.е. проникновение сотовой связи составляет 200%. Что, конечно, исключает прежний экстенсивный рост. При этом, по словам Марка Малахова, «расходы на содержание сети постоянно растут – увеличивается количество базовых станций, старое оборудование заменяется на новое, растут расходы на электроэнергию и ГСМ. В этих условиях операторам не остается ничего другого, как максимально жёстко управлять затратами и взвешенно подходить к любым инвестиционным программам».

Но это не значит прекращения инвестиционной активности телекоммуникационных компаний. Тот же «МегаФон» с начала 2017 года в два раза увеличил покрытие только одной сети 4G. В 2015-м и 2016-м годах Tele2 запустила сети 4G в 25-ти регионах. В этом году планирует добавить ещё двадцать пять. МТС за последние 2-3 года увеличил количество базовых станций 3G в Кузбассе более чем в полтора раза. Причём, по словам Сергея Здановича, «подавляющее большинство из них работает по технологии Multi Carrier, то есть используют для передачи сигнала не один, а сразу несколько диапазонов частот, что дает значительно большую скорость передачи данных. В 2018 году мы планируем перевести на эту технологию все 100% базовых станций «третьего поколения».

Что касается «точек роста», то операторы не связывают их теперь с приростом абонентов, здесь каждый пытается найти свой путь. Но общие направления у них схожи.
Это – более тщательная работа с уже имеющейся базой клиентов и повышение числа пользователей смартфонов и услуг передачи данных. «Наша задача – это работа со своей базой – снижение уровня оттока, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, работа над тем, чтобы все потребители, как минимум попробовали, что такое мобильный Интернет», – так характеризует работу в таких регионах, как Кузбасс Сергей Эмдин. «Тот факт, что у нас еще почти половина пользователей не перешла на «умные» устройства, означает потенциал для внутреннего роста», – говорит Марк Малахов.

Второе – увеличение портфеля предложений из смежных с телекомом направлений. «Каждая компания по-своему отвечает на вопрос, как сохранить рентабельность, какие найти точки роста. Мы в МТС видим перспективу в развития диджитал-направлений, создании востребованных цифровых решений на базе наших технологий. Наша задача из провайдера услуг связи трансформироваться в провайдера любых возможных цифровых решений», – говорит Сергей Зданович.

И, третье, выход на рынки, которые уже сложно назвать «телекомом», но можно использовать имеющиеся у операторов связи компетенции.
 
Игра на чужом поле

Отчасти, по мнению «ТМТ Консалтинг», операторы компенсировали снижение доходов ростом продаж устройств. Как следствие, совокупные доходы на мобильном рынке (сервисная выручка и продажа устройств) выросли за 2016 год на 1,6% – больше, чем в 2015 году (0,5%). Хотя, по мнению самих же представителей рынка, количество салонов продаж сотовой связи в России избыточно. Тем более что сейчас всё больше абонентов покупают телефоны и аксессуары в Интернете, а дополнительные услуги подключают в «Личном кабинете». В конце прошлого года «МегаФон» заявил о сокращении числа салонов на 25-40% в течение 3-5 лет. О том, что МТС готов начать сокращение числа своих салонов, говорил и Андрей Дубовсков, президент, председатель правления ПАО «МТС», на встрече с журналистами в рамках Петербургского экономического форума, если увидит реальное снижение точек продаж у конкурентов. Заметим, что в 2016 году МТС активно открывал салоны под брендом «Телефон.ру». По сведениям «Ведомостей», это был ответ «Вымпелкому» и «Мегафону», которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших мультибрендовых сетях, «Евросети» и «Связном».

Но изменения на рынке телекома спровоцировали мобильных операторов начать поиск новых источников доходов, иногда, напрямую несвязанных с оказанием услуг связи.

Так, например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 году продукт «Банковская карта», счёт которой является счётом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 году составил 2 млрд рублей. Средний объём операций по одной карте в месяц – 11 300 рублей. Кроме того, «МегаФон» приобрёл контрольный пакет акций Mail.ru Group и в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.

«Мы делаем акцент на продукты, которые находятся на стыке сотовой связи и смежных рынков – «Мобильное ТВ», «Банковская карта МегаФон», «Радар». В сегменте B2B все новые услуги – это тоже гибридные сервисы, которые на 70% представляют собой интеллектуальные ИТ-решения, и только на 30% являются классической услугой связи. Например, «Виртуальная АТС», BigData, «МегаФон.Таргет» и другие. Если раньше в области корпоративной связи «МегаФон» конкурировал только с остальными операторами «большой тройки», то сегодня наши конкуренты – это банки, ИТ-компании и даже такие гиганты как Google», – говорит Марк Малахов.

Финансовые сервисы – одно из основных направлений и для МТС: МТС Банк, платежи и переводы, платёжная экосистема «МТС Кошелек», которая даёт гибко оперировать счётом мобильного телефона, делать платежи и переводы, конкурируя с привычными банковскими картами. Кроме того, МТС и «ВымпелКом» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы, в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями.

Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 года объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во втором квартале 2017 года.
 
Большое будущее

Big Data и «Интернет вещей» – ещё две темы, которые интересны операторам мобильной связи и которыми они связывают своё будущее. В то время как значение информации, её накопление, безопасность хранения в современном бизнес-обществе растёт, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка.

«Для нас это целое отдельное направление, кросс-функциональный внутренний стартап. Совокупный экономический эффект от этого направления в 2016 году составил 536 млн рублей», – говорит Сергей Зданович.

Стоит отметить, что операторы мобильной связи России обладают рядом преимуществ по сравнению со сторонними провайдерами Big Data: у них есть портрет абонента, который пользуется его услугами, характеристика его потребительского поведения, а также данные о геолокации; у операторов есть возможность инвестировать в развитие данной технологии за счёт выручки от традиционных услуг связи; операторы обладают развитой инфраструктурой. Поэтому есть все шансы стать основными игроками на этом пока ещё новом рынке.

Что касается «интернета вещей», то аналитики рынка оценивают, что его объём в 2025 году превысит 40 млрд долларов, где больше половины доходов будет приходиться на приложения и устройства, тогда как на доставку сигнала – лишь небольшая доля. В нашей стране «интернет вещей» уже применяется в целом ряде отраслей. Среди них умный транспорт, умный город и дом, энергетика, промышленный интернет, сегмент фитнеса и здоровья.

По мнению же самих представителей операторов, развитие этого рынка – одна из возможностей возвращения к экстенсивному пути за счёт продажи SIM-карт. По данным J’son&Partners Consulting, к 2020 году в мире будет более 25 млрд подключенных к сети устройств, минимум по 5 у каждого человека.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 октября] ФНС увеличивает собираемость налогов и ужесточает ответственность налогоплательщиков
[23 октября] Liebherr планирует занять четверть рынка в Кузбассе
[20 октября] Новые схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) некому и не на что делать
[19 октября] Делегация генерального консульства Республики Корея в Иркутске впервые посетила Кузбасс с официальным визитом
[16 октября] В Кузбассе разрабатывают стратегию

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
еКузбасс.ру
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко