|
![]() |
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело | ![]() |
Новости компаний[6 февраля] В «СУЭК-Кузбасс» разработали устройство для демонтажа секции механизированной крепи
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2017
![]() На конец 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно наличию 257 млн абонентов, с ростом их числа по сравнению с предыдущим годом на 2%, показывают оценки J’son & Partners Consulting (международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии). В основном рост абонентской базы, по данным консалтингового агентства, сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета (в том числе M2M-подключения). По мнению аналитиков этой консалтинговой компании, после того как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор «Tele2» и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока – группы компаний «Смартс» из Самары, в России сложилась, очевидно, на длительный срок, «большая четвёрка», формирующая около 99% рынка сотовой связи. Именно по их поведению можно судить, что происходит на рынке и именно они формируют основные тренды и строят будущее отрасли.
![]() Перераспределение доходов
Классические услуги мобильной связи – голосовые вызовы и SMS – на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. «Телекоммуникации – это единственный сектор, где за последние 15 лет цены упали в 10 раз. Цена становится всё менее и менее значимым фактором выбора», – говорит Сергей Эмдин, генеральный директор компании Tele2. Но это, по мнению Марка Малахова, директора Кузбасского отделения «МегаФон», «касается преимущественно голосовых абонентов с ежемесячными расходами на связь 100-200 рублей в месяц. Если рассматривать т.н. «цифрового» абонента, который потребляет уже не только «голос», но и мобильный интернет, и другие цифровые услуги, на первый план выходят удобство дополнительных сервисов и синергетический эффект, который он получает от одного оператора». Поэтому, выпадение доходов от «классических услуг» компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. Основной драйвер роста выручки операторов сегодня – услуги на основе передачи данных. ![]() Подобные тенденции характерны для всех ключевых операторов. Это связано, по словам директора филиала МТС в Кемеровской области Сергея Здановича, с развитием высокоскоростных сетей, на базе которых можно запускать инновационные сервисы и развитием сегмента абонентского оборудования (смартфоны, планшеты, другие устройства), создающего для потребителя весьма позитивный опыт передачи данных. «У МТС в целом по стране за последние три года в 4 раза выросло проникновение так называемых «пакетных» тарифов, где в стоимость сразу входят пакеты и «голоса», и трафика. В 2016 году проникновение смартфонов в сети МТС по стране превысило 50% от общей базы пользователей, более одной пятой – устройства с поддержкой сетей LTE». В целом в выручке Группы МТС доля иных услуг, помимо голосовой связи, СМС и передачи данных, уже достигла 20%, а по Кемеровской области даже больше. Кстати, в 2016 году и у «МегаФона» впервые число смартфонов на сети превысило число пользователей обычных (кнопочных) телефонов – 52% простив 48%. Инвестиции и «точки роста»
Сегодня, по данным «МегаФона», на 100 жителей Кузбасса приходится почти 200 SIM-карт разных операторов, т.е. проникновение сотовой связи составляет 200%. Что, конечно, исключает прежний экстенсивный рост. При этом, по словам Марка Малахова, «расходы на содержание сети постоянно растут – увеличивается количество базовых станций, старое оборудование заменяется на новое, растут расходы на электроэнергию и ГСМ. В этих условиях операторам не остается ничего другого, как максимально жёстко управлять затратами и взвешенно подходить к любым инвестиционным программам». ![]() Что касается «точек роста», то операторы не связывают их теперь с приростом абонентов, здесь каждый пытается найти свой путь. Но общие направления у них схожи. Это – более тщательная работа с уже имеющейся базой клиентов и повышение числа пользователей смартфонов и услуг передачи данных. «Наша задача – это работа со своей базой – снижение уровня оттока, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, работа над тем, чтобы все потребители, как минимум попробовали, что такое мобильный Интернет», – так характеризует работу в таких регионах, как Кузбасс Сергей Эмдин. «Тот факт, что у нас еще почти половина пользователей не перешла на «умные» устройства, означает потенциал для внутреннего роста», – говорит Марк Малахов. Второе – увеличение портфеля предложений из смежных с телекомом направлений. «Каждая компания по-своему отвечает на вопрос, как сохранить рентабельность, какие найти точки роста. Мы в МТС видим перспективу в развития диджитал-направлений, создании востребованных цифровых решений на базе наших технологий. Наша задача из провайдера услуг связи трансформироваться в провайдера любых возможных цифровых решений», – говорит Сергей Зданович. И, третье, выход на рынки, которые уже сложно назвать «телекомом», но можно использовать имеющиеся у операторов связи компетенции. ![]() Отчасти, по мнению «ТМТ Консалтинг», операторы компенсировали снижение доходов ростом продаж устройств. Как следствие, совокупные доходы на мобильном рынке (сервисная выручка и продажа устройств) выросли за 2016 год на 1,6% – больше, чем в 2015 году (0,5%). Хотя, по мнению самих же представителей рынка, количество салонов продаж сотовой связи в России избыточно. Тем более что сейчас всё больше абонентов покупают телефоны и аксессуары в Интернете, а дополнительные услуги подключают в «Личном кабинете». В конце прошлого года «МегаФон» заявил о сокращении числа салонов на 25-40% в течение 3-5 лет. О том, что МТС готов начать сокращение числа своих салонов, говорил и Андрей Дубовсков, президент, председатель правления ПАО «МТС», на встрече с журналистами в рамках Петербургского экономического форума, если увидит реальное снижение точек продаж у конкурентов. Заметим, что в 2016 году МТС активно открывал салоны под брендом «Телефон.ру». По сведениям «Ведомостей», это был ответ «Вымпелкому» и «Мегафону», которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших мультибрендовых сетях, «Евросети» и «Связном». Но изменения на рынке телекома спровоцировали мобильных операторов начать поиск новых источников доходов, иногда, напрямую несвязанных с оказанием услуг связи. Так, например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 году продукт «Банковская карта», счёт которой является счётом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 году составил 2 млрд рублей. Средний объём операций по одной карте в месяц – 11 300 рублей. Кроме того, «МегаФон» приобрёл контрольный пакет акций Mail.ru Group и в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий. «Мы делаем акцент на продукты, которые находятся на стыке сотовой связи и смежных рынков – «Мобильное ТВ», «Банковская карта МегаФон», «Радар». В сегменте B2B все новые услуги – это тоже гибридные сервисы, которые на 70% представляют собой интеллектуальные ИТ-решения, и только на 30% являются классической услугой связи. Например, «Виртуальная АТС», BigData, «МегаФон.Таргет» и другие. Если раньше в области корпоративной связи «МегаФон» конкурировал только с остальными операторами «большой тройки», то сегодня наши конкуренты – это банки, ИТ-компании и даже такие гиганты как Google», – говорит Марк Малахов. Финансовые сервисы – одно из основных направлений и для МТС: МТС Банк, платежи и переводы, платёжная экосистема «МТС Кошелек», которая даёт гибко оперировать счётом мобильного телефона, делать платежи и переводы, конкурируя с привычными банковскими картами. Кроме того, МТС и «ВымпелКом» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы, в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями. Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 года объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во втором квартале 2017 года. Большое будущее
Big Data и «Интернет вещей» – ещё две темы, которые интересны операторам мобильной связи и которыми они связывают своё будущее. В то время как значение информации, её накопление, безопасность хранения в современном бизнес-обществе растёт, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка. «Для нас это целое отдельное направление, кросс-функциональный внутренний стартап. Совокупный экономический эффект от этого направления в 2016 году составил 536 млн рублей», – говорит Сергей Зданович. Стоит отметить, что операторы мобильной связи России обладают рядом преимуществ по сравнению со сторонними провайдерами Big Data: у них есть портрет абонента, который пользуется его услугами, характеристика его потребительского поведения, а также данные о геолокации; у операторов есть возможность инвестировать в развитие данной технологии за счёт выручки от традиционных услуг связи; операторы обладают развитой инфраструктурой. Поэтому есть все шансы стать основными игроками на этом пока ещё новом рынке. Что касается «интернета вещей», то аналитики рынка оценивают, что его объём в 2025 году превысит 40 млрд долларов, где больше половины доходов будет приходиться на приложения и устройства, тогда как на доставку сигнала – лишь небольшая доля. В нашей стране «интернет вещей» уже применяется в целом ряде отраслей. Среди них умный транспорт, умный город и дом, энергетика, промышленный интернет, сегмент фитнеса и здоровья. По мнению же самих представителей операторов, развитие этого рынка – одна из возможностей возвращения к экстенсивному пути за счёт продажи SIM-карт. По данным J’son&Partners Consulting, к 2020 году в мире будет более 25 млрд подключенных к сети устройств, минимум по 5 у каждого человека.
|
Деловые новости[7 февраля] Мусоросортировочный комплекс мощностью 350 тыс. тонн и стоимостью 4 млрд рублей запустят в Кузбассе в этом году Рынки/отраслиПоиск по сайту |
![]() |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |