-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 12.12.2017

Бюджетный подъём с переворотом

 
За короткий срок в семь месяцев государственные финансы претерпели удивительную метаморфозу. Областной бюджет хронически в течение десятилетий, исполнявшийся с нехваткой доходов и превышением над ними расходов, в апреле нынешнего года вдруг стал сбалансированным. Приток средств не остановился и в июле был направлен на разовое в 10% снижение государственного долга. Но и этого оказалось «мало» – деньги продолжали течь в областную казну таким мощным потоком, что в ноябре бюджет Кузбасса стал профицитным. При этом превышение доходов над расходами ожидается даже больше, чем запланировано. Избыток средств планируется вновь направить на погашение задолженности областного бюджета.
 
Как жить без денег

Призыв «денег нет, но вы держитесь» был как нельзя актуален для кузбасских государственных финансов с 2011 по 2015 годы. Экономическая ситуация складывалась так, что доходы областного бюджета откровенно не успевали за ростом бюджетных обязательств и, соответственно, расходов. Лучше всего охарактеризовал эту ситуацию, естественно, главный финансист региона до февраля 2016 года Сергей Ващенко, заместитель губернатора и начальник главного финансового управления (ГФУ) Кемеровской области. По поводу ситуации 2011-2015 годов и условий, в которых приходилось развиваться экономике региона, ориентированной на экспорт, и исполнять бюджет, он отмечал падение цен на уголь и на металл на мировом рынке. За 2012-2014 годы, по данным Сергея Ващенко, оно составило 50-60%, в результате, ведущие отрасли региона сократили прибыли, напротив, нарастили убытки (угольщики, в частности, в 18 раз, с 5,3 млрд рублей в 2011 году до 96,3 млрд в 2014 году). В итоге, за три года областной бюджет от снижения поступления налога на прибыль потерял 50 млрд рублей. В 2014 году к этим негативным факторам регионального значения добавились такие макроэкономические влияния как падение цен на нефть на 44%, почти двукратное снижение курса рубля, отток капитала в 150 млрд долларов и инфляция в 11,4%.

В таких обстоятельствах крайне сложно было наращивать расходы, и ещё сложнее – доходы бюджета. Поскольку бюджетные обязательства не снизились, а продолжили рост, увеличились и расходы: за 2012-1014 годы на 9 млрд рублей. Но не доходы. Они практически не изменились и составили в 2014 году 95,6 млрд рублей, лишь на 200 млн рублей превысив уровень 2011 года. Расходы при этом составили 106,6 млрд рублей, бюджетный дефицит – 11 млрд. Рост расходов на фоне стагнации в доходах, как признавал уже постфактум в 2015 году Сергей Ващенко, вызвали увеличение государственного долга Кузбасса, как за счёт заимствований у федерального бюджета, так и за счет коммерческих банков. За три года долг вырос в 2,5 раза – с 20 млрд на начало 2013 года до 50,8 млрд рублей на начало 2015 года (см. таблицу и диаграмму 1).
 

В конце 2013 года рост бюджетного дефицита и госдолга Кузбасса вышли на свои пиковые значения (см. таблицу и диаграмму 1). В декабре 2013 года бюджет уже уходящего года был изменён так, что его расходы и доходы увеличились на 3,36 млрд рублей, до 104,1 млрд, а дефицит вырос на 14,46 млрд рублей. Многие годы до этого, практически всю новейшую историю, бюджет Кемеровской области строился с дефицитом. Единственным исключением стал 2008 год, самый «жирный» из того периода, когда стремительно росли цены на сырье, потребительский рынок и многие другие доходы, как по всей стране, так и в Кузбассе. Но профицит областного бюджета состоялся по факту – планировался в течение всего года дефицит.

В то же время дефицит кузбасского бюджета, если и допускался, то всегда не выше уровня в 15% от собственных доходов бюджета (без учёта безвозмездных поступлений из федерального бюджета). И до 2013 года этот показатель выдерживался, но четыре года ситуацию изменили. Как поясняли тогда в ГФУ, федеральным законодательством как раз с 2013 года планка была поднята выше уровня в 15%, если есть разница между полученными и погашенными субъектом РФ бюджетными кредитами, предоставленными из других бюджетов. Поэтому дефицит был принят на уровне выше традиционных 15% от собственных доходов. Однако сегодня этот факт уже видится не только в рамках официальных объяснений, но и как отчаянная попытка выполнить расходные обязательства любой ценой.

К счастью, это было только один раз. Общая экономическая ситуация не улучшилась – те же негативные факторы с экспортными ценами на уголь и металлы продолжали действовать. Они способствовали всё тому же росту государственного долга, хотя и не в такой степени. В 2014-2015 годах доходы немного подросли, соответственно, дефицит стал меньше. Но продолжился рост  госдолга – за эти два года он вырос еще на 40%, и на 1 марта 2016 года вышел на рекордный уровень в 67,2 млрд рублей. Это составляло уже 81% собственных доходов кузбасского бюджета. Затем проходит кадровая смена в ГФУ, 2016 год был вообще богат на серьёзные перемены в руководстве региона, включая вынужденные. Но эта была первой.

«Внешнее управление»

В конце февраля 2016 года многолетний начальник ГФУ, заместитель губернатора Кемеровской области Сергей Ващенко был отправлен в отставку. Она была неожиданной и мало мотивированной. Формально он ушёл «в связи с переходом на другую работу». Фактически, перешёл потому, что был уволен. И как позднее представилось, не по воле, так сказать, регионального уровня. Ведь на его место – впервые с 2003 года поставлен «гостевой» назначенец. Теперь также ясно, что не просто «внешний управляющий», но ещё и временный. Исключительно для решения определенных задач.

Им стал 45-летний Дмитрий Фролов, который так и не получил полного назначения на должность начальника ГФУ и заместителя губернатора, и проработал в качестве исполняющего обязанности. Почему был снят Сергей Ващенко, а на его место поставлен явный специалист по контролю и аудиту, более или менее стало понятно уже тогда. Источники, знакомые с обстоятельствами назначения Дмитрия Фролова, уточняли, что тот был не просто назначен губернатором, а «поставлен из Москвы» для определенного контроля над финансами Кузбасса.

Смысл этого контроля стал виден довольно быстро в динамике государственного долга Кемеровской области. В последние месяцы пребывания в должности Сергея Ващенко долг очень быстро рос – за январь-февраль 2016 года разом на 15% или почти 9 млрд рублей – с 58,4 млрд рублей до 67,1 млрд. Примечательно, что намного быстрее при этом росла та часть долга, что обеспечивалась бюджетными кредитами из федерального бюджета. Они выросли на 34%, с 23,1 млрд рублей до 31,1 млрд, то есть, обеспечив почти весь общий прирост госдолга.

В период недолгого правления «гостевого» назначенца задолженность сократилась на 5 млрд рублей (до 62,6 млрд рублей на 1 апреля 2016 года), а уже 18 апреля 2016 года, спустя менее двух месяцев с момента назначения, «внешний управляющий» кузбасскими финансами Дмитрий Фролов подал в отставку по собственному желанию. Должность главного финансиста занял заместитель Сергей Ващенко Игорь Малахов. Однако заданный режим «внешнего управления» остался – рост государственного долга остановился, а в первой половине нынешнего года стал даже снижаться. По мере того, как кузбасский бюджет стал буквально распухать от доходов, за которыми стоит растущий приток угледолларов – экспортных доходов угольщиков региона.
 
Без разрыва доходов и расходов

Первое существенное улучшение бюджетной ситуации в Кузбассе проявилось в середине апреля. Весьма неожиданное. При подведении итогов исполнения областного бюджета за 2016 год выяснилось, что в конце года в казну поступило внушительное количество дополнительных доходов. Что позволило почти в 2 раза снизить запланированный в прошлом году бюджетный дефицит. А в бюджете этого года такой дефицит вообще удалось ликвидировать впервые с 2008 года. В обоих случаях причиной этих бюджетных удач стало резкое увеличение прибыли угольщиков за счёт высоких цен и, соответственно, роста доходов за счёт налога на прибыль.

По данным начальника ГФУ, заместителя губернатор Игоря Малахова, разрыв между доходами и расходами в 2016 году составил всего 3,9 млрд рублей, что «почти в 2 раза меньше, чем планировалось». Госдолг, правда, сохранился на уровне 62,9 млрд рублей на начало 2017 года, это примерно тот уровень, до которого он был понижен во время короткого правления Дмитрия Фролова. Этот уровень, составлявший в тот момент 75,9% от суммы собственных доходов областного бюджета, Игорь Малахов назвал вполне допустимым, поскольку по бюджетному законодательству госдолг региона не должен превышать 100% собственных доходов бюджета.

Смена структуры долга
Если общий размер государственного долга Кузбасса после 1 июля практически не изменился (лишь небольшое, но кратковременное увеличение было в августе), то его структура заметно поменялась (см. диаграмму 2). И это было связано с тем, что внеплановый приток доходов позволил не только улучшить бюджет, сделав его сбалансированным. Обеспеченность стабильными доходами (пусть и ситуативная, вряд ли можно предсказать, что будет с угольными ценами дальше) предоставила кузбасскому бюджету возможность занять куда более дешёвые и длинные деньги. С помощью облигационного займа. О его подготовке Игорь Малахов также объявил на сессии облсовета в июне, одновременно с планами разового погашения значительной части госдолга. Выпуск облигаций на общую сумму 9 млрд рублей он объяснил стремлением снизить долговую нагрузку за счёт замещения более дорогих банковских кредитов более дешёвыми средствами от выпуска облигаций. В июле был определён организатор размещения в лице АО «Сбербанк КИБ». А уже в сентябре облигации на 9 млрд рублей с погашением через 7 лет и с фиксированным купонным доходом были размещены на Московской бирже. По данным ГФУ Кемеровской области, ставка первого купона составила 8,2% годовых, инвесторы подали 63 заявки общим объемом более 34 млрд рублей. Размещение облигационного займа 2017 года является крупнейшим подобным заимствованием Кемеровской области.
В 2016 году внеплановый рост бюджетных доходов составил 2,5 млрд рублей к уровню 2015 года, или на 2,4%, в том числе, собственные налоговые и неналоговые доходы – на 3,9 млрд, до 82,9 млрд рублей. При этом  в налоговых поступлениях на 2,5 млрд рублей до 25,5 млрд увеличились доходы от налога на прибыль. Основной их прирост обеспечило увеличение в 2,2 раза прибыли предприятий углепрома Кузбасса. Но вот что важно – при этом расходы областного бюджета «удалось сдержать», по словам Игоря Малахова, и они выросли всего на 0,7%, до 109 млрд рублей, в результате чего дефицит бюджета сократился до 3,9 млрд рублей против 7,1 млрд по первоначальному плану. В прежние времена обычной практикой кузбасского бюджета было сохранения одинаково высоких темпов прироста не только доходов, но и расходов. Но тогда не было такого высокого уровня госдолга.

Затем в апреле были улучшены параметры областного бюджета текущего года. В него были внесены изменения, предусматривающие сбалансированность доходов и расходов и полностью бездефицитный бюджет 2017 года. Первоначально дефицит был предусмотрен на уровне в 2,9 млрд рублей.

Вновь в основе такого улучшения оказался приток угольных рублей, за счет роста прибылей угольщиков из-за резкого роста цен на уголь. В четвертом квартале прошлого года они оказались в 3 раза выше, чем в первом квартале для коксующихся марок угля и в 2 раза для энергетического. Одновременно со сбалансированностью в бюджете были увеличены доходы и расходы: в первом случае на 5,9%, или на 6,18 млрд рублей, во втором — на 3%, до уровня 110,1 млрд рублей. Налога на прибыль при этом запланировано уже 30,6 млрд рублей, на 5,1 млрд рублей больше, чем в прошлом году.

Улучшение на этом не остановилось – в июне бюджету Кемеровской области добавили новые дополнительные доходы (и ровно столько же расходов) – 4,4 млрд рублей или 4%. Из этой суммы 2,5 млрд рублей притока обеспечили поступления по налогу на прибыль. Одновременно Игорь Малахов объявил, что областная казна погасит разом на 5 млрд рублей государственного долга: 29 июня в момент расчёта по банковским кредитам на 10 млрд рублей регион выплатит половину этой суммы, 5 млрд рублей на это уже накоплены. А на другую половину будут взяты новые кредиты, но уже под более низкий процент, пояснил начальник ГФУ. Как показывает отчетность управления, действительно на 1 июля госдолг Кузбасса сократился почти на 6 млрд рублей и составил 56,2 млрд рублей, по сравнению с 62 млрд рублей на 1 июня. Однако в первую очередь деньги ушли в федеральную казну – задолженность по её кредитам была снижена на 10,4 млрд рублей или на 41% – с 25,4 млрд рублей до 15 млрд. Тогда как задолженность по банковским кредитам выросла 27,8 млрд до 32,5 млрд рублей. Тем самым федеральный центр ясно дал понять, что дополнительными доходами от прибыли  угольных экспортеров нужно делиться. Пусть и в такой мягкой форме как возврат долгов.

Столько денег уже не потратить

В ноябре на очередной сессии областного совета бюджет Кемеровской области на 2017 года вновь был изменен. На этот раз впервые в новейшей истории Кемеровской области он был сделан с профицитом – при этом изменения в бюджете предусматривают только рост доходов, расходы даже немного сокращены. При этом фактическое исполнение бюджета таково, что реальное превышение доходов над расходами даже намного больше, чем установленный на сессии 23 ноября профицит. Как сообщил Игорь Малахов, новый вариант областного бюджета устанавливает доходы в 123,4 млрд рублей, расходы – в 115,7 млрд, профицит – 7,7 млрд рублей, что впервые в истории региона делает бюджет профицитным.

Доходы бюджета при этом увеличены на 6,9 млрд рублей, с 116,5 млрд до 123,4 млрд рублей. Как и все предыдущие изменения в бюджете, это Игорь Малахов также объяснил быстрым ростом цен на уголь. В январе-сентябре 2017 года они выросли на 50% на энергетический уголь и на 90% на коксующийся уголь по сравнению с уровнем января-сентября 2016 года. В связи с таким ростом цен резко выросли прибыли угольных предприятия, и, соответственно, поступления по налогу на прибыль организаций. По данным начальника ГФУ – заместителя губернатора,  за 8 месяцев 2017 года прибыль организаций в Кемеровской области выросла на 95,2 млрд рублей и составила 163,6 млрд.

В итоге, сумма налоговых и неналоговых доходов увеличена на 7,3 млрд рублей, в том числе, по налогу на прибыль – на 7,9 млрд, по налогу на имущество снижена на 0,6 млрд, поступления из федерального бюджета сокращены на 0,4 млрд рублей. Расходы областного бюджета на 2017 года по новому варианту сокращены на 0,8 млрд рублей, с 116,5 млрд до 115,7 млрд, сообщил Игорь Малахов.

Фактическое же исполнение бюджета, утверждённое постановлением коллегии обладминистрации 20 ноября 2017 года, показывает профицит намного больше утвержденного депутатами и принятого к исполнения. Только за 9 месяцев, даже не за 10, в областной бюджет поступило 96,8 млрд рублей доходов. Напомним, что в декабре 2016 года, при первоначальном утверждении областного бюджета, практически такой же объём доходов, 100 млрд, планировался на весь 2017 год. Расходы за 9 месяцев 207 года составили 80 млрд рублей, что соответствует бюджетным обязательствам. В итоге, фактический профицит сложился в 16 млрд рублей.

С такими фактическими результатами исполнения бюджета, когда он просто не в состоянии «переварить» рекордный приток доходов Игорь Малахов признал после сессии 23 ноября, что, скорее всего профицит будет даже больше 7,7 млрд рублей. В этом случае остатки доходов перейдут на следующий год. На 2018 год бюджет был принят в первом чтении с дефицитом в 4 млрд рублей, по консервативному сценарию, на случай падения цен на уголь и прибылей угольщиков. В этом случае переходящие остатки доходов станут источником финансирования дефицита. Если же его не будет, что возможно, отметил начальник ГФУ, переходящие остатки доходов вновь пойдут на погашение госдолга.

Рекордный приток доходов и складывающийся профицит позволяет, конечно, не только такие консервативно-осторожные траты, как расчеты по государственному долгу. Что само по себе хорошо, конечно. С учетом снижения долговой нагрузки за счет снижения банковских кредитов в пользу облигационного займа, областной бюджет мог бы позволить и другие траты, в первую очередь имеющиеся обязательства. В частности, по контракту на окончание строительства скоростной автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, на что требуется около 6 млрд рублей, даже меньше нынешнего профицита. Пока же, судя по очередному бюджетному посланию губернатора Аман Тулеева (см. рубрику «Законодательство»), режим внешнего управления кузбасскими финансами сохраняется – крупные траты не допускаются, дополнительные доходы идут на расчет по долгам.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко