Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[16 августа] Альфа-Банк и Новокузнецкий краеведческий музей завершили обновление старейшего в Кузбассе образовательного учреждения
[15 августа] Кемеровский филиал компании РОСГОССТРАХ пролонгировал договор страхования элитного коттеджа на 14 млн рублей
[15 августа] Всероссийский форум «Моногорода. Бизнес-Успех» прошел при поддержке Промсвязьбанка в Новокузнецке
[14 августа] Участники хакатона предложат решения для контакт-центра Tele2
[14 августа] ВТБ предлагает кредиты по льготной программе Министерства промышленности и торговли


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Какие из внутренних проблем, на ваш взгляд, наиболее негативно влияют на развитие бизнеса (возможно несколько вариантов ответа):






результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 12.12.2017

Обнадёживающий рост авторынка

В январе-октябре 2017 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России увеличились на 11,3%. После глубокого и длительного падения авторынок растёт уже восемь месяцев подряд. Эти показатели дают автопроизводителям надежду на дальнейшее улучшение ситуации, которая подкрепляется различными факторами.
 
Внезапный толчок

По данным АЕБ, за январь-октябрь 2017 года в России было реализовано 1 277 938 автомобилей, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). При этом в октябре 2017 года было продано 148 597 автомобилей, что на 17,3% больше, чем в октябре 2016 года. Рост рынка начался в марте 2017 года и продолжался непрерывно.

Наибольший рост за 10 месяцев 2017 года показали продажи Genesis –7245% или 808 автомобилей в 2017 году против 11 в 2016 году, Ravon – 1150% (11147 и 892 соответственно), Foton (легкий коммерческий автомобиль) – 812% (383 и 42), Zotye – 256% (809 и 227), Changan – 159% (1162 и 449).

Аутсайдерами по темпу продаж стали SsangYong – минус 91% (103 и 1134), Brilliance – минус 81% (156 и 814), Geely – минус 53%, (1872 и 4019), DFM – минус 45% (564 и 1030) И FAW – минус 36% (469 и 735).

В пятёрку наиболее продаваемых брендов вошли Lada – 17% (249 845 и 213 159), KIA–25% (152 630 и 121 723), Hyundai – 11% (127 597 и 115 428), Renault – 18% (108 754 и 91 832), VW – 18% (70 108 и 59 659). В самом конце списка по количеству продаж находятся Baw – минус 38% (91 и 147), Alfa Romeo – минус 100% (0 и 99), Chrysler – минус 69% (26 и 8).

Самыми продаваемыми моделями в январе-октябре 2017 года стали Kia Rio, которых было продано в отчётный период 82 311 (+ 15,6% к АППГ), LadaGranta – 75 910 (+ 7,8%), Lada Vesta – 61 270 (+ 44%), Hyundai Solaris – 58 374 (-21,2%), Hyundai Creta – 43 648 (+232%).

Стоит отметить, что премиальные бренды, которые хорошо чувствовали себя практически на протяжении всего кризиса, в этот раз стали сдавать свои позиции. Так, продажи Mercedes-Benz, Land Rover и Lexus за отчетный период упали на 3%, Audi – на 20%, Porsche – на 8%.

По данным аналитического агентства «Автостат», в целом продажи дорогих автомобилей (от 4 млн рублей и выше) сократились на 18%. Более половины купленных машин стоили меньше 1 млн рублей. Еще треть – до 2 млн рублей. Средняя же цена нового легкового авто составила 1,33 млн рублей.
 
Факторы роста

Значительную роль в увеличении продаж автомобилей в России сыграл запуск правительственных программ поддержки автомобильной отрасли, которые начали действовать параллельно с льготным автокредитованием. Примерно с середины 2017 года максимальная стоимость автомобиля, приобретаемого по льготному автокредиту с господдержкой, была увеличена с 1,15 млн рублей до 1,45 млн рублей. На покупку машины стоимостью до 1,45 млн рублей государство предоставило дополнительную единовременную скидку в размере 10% стоимости машины всем, у кого есть двое или более несовершеннолетних детей («Семейный автомобиль»), а также тем, кто приобретает личный транспорт впервые («Первый автомобиль»). Кроме того, были запущены программы «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело» для поддержки малого бизнеса. В итоге, по данным Минпромторга, за первые три месяца действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в России по ним было куплено 48,3 тысячи автомобилей.

С помощью госпрограмм в 2017 году произошло не только увеличение продаж произведенных в стране автомобилей, но и доля этих автомобилей, приобретаемых в кредит. Так, по словам управляющего розничным бизнесом ВТБ в Кемеровской области Аркадия Чурина, благодаря действию программ господдержки, выдачи розничного бизнеса ВТБ в Кемеровской области увеличились более чем на 30%.

«В 2017 году банк участвовал в государственной программе льготного автокредитования, в программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», – рассказал он. – В рамках этих госпрограмм банк ВТБ выдал в 2017 году в регионе 635 автокредитов на общую сумму более 300 млн рублей. Это примерно 50% от общего количества выданных автокредитов. Размер кредитного портфеля по итогам 9 месяцев 2017 года по Кемеровской области составил 1,38 млрд рублей. Основной спрос по этим программам пришелся на автомобили LADA, Hyundai и KIA. На сегодняшний день это самые продаваемые автомобили, произведенные в России. К тому же, они имеют относительно небольшую стоимость».

На этом фоне многие участники рынка забеспокоились, что квот может не хватить. Большие надежды возлагались на дополнительное финансирование в 2018 году. Недавно Минпромторг опубликовал проект постановления, предполагающий продление действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на 2018 год. При этом  стоимость приобретаемого по программам автомобиля увеличена с 1,45 млн рублей до 1,5 млн рублей. По подсчётам аналитиков профильного ведомства, кредитные договора должны быть заключены на 55 тысяч машин.

Однако есть и плохие новости – поправка в новом проекте отменяет 10% скидки на кредитную ставку. В Минпромторге это объясняют резким снижением ставок по автомобильному кредитованию до начала 2014 года.

Кроме госпрограмм, на рост продаж также повлияла стабилизация курса рубля. Как отмечает «Коммерсант», на начальном этапе кризиса цены на большинство товаров быстро выросли до нынешних, но автомобили дорожали медленно, и до сих пор машины в России стоят дешевле, чем где-либо в Европе. Аналитики считают, что снижение курса рубля, если оно произойдет в ближайшее время, обязательно приведет к снижению продаж. С другой стороны, крепкий рубль тоже невыгоден производителям, так как, благодаря его ослаблению, некоторые из них стали налаживать экспорт своей продукции в страны СНГ и даже в Западную Европу.

Кроме того, стабильный курс рубля позволил вернуть в страну большое количество моделей, продажи которых из-за кризиса были прекращены. Например, Nissan наполнил шоу-румы кроссоверами Juke, у российских дилеров Hyundai снова появился седан Sonata, Mitsubishi вернула на российский рынок компактный паркетник ASX и большой внедорожник Pajero, а также наладила местную сборку Pajero Sport и так далее.

Заметно было небольшое оживление среди кузбасских дилеров, но оно, в основном, коснулось новинок модельного ряда. Было и некоторое движение в плане развития, но не такое, как раньше, когда одни дилеры массово уходили с рынка, а другие занимали их нишу. В целом по 2017 году сложилось ощущение, что дилеры сильнее сконцентрировались на самом процессе продаж как новых, так и подержанных автомобилей, словно, рыбаки на первом льду – некогда менять, чинить и переделывать снасти, таскай, пока клюет.

Но были и исключения. Так, в июне 2017 года официальный дилер Lada в России ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск» (входит в казахстанскую ГК «Бипэк Авто – Азия Авто») открыл в Кемерове новый дилерский центр, который построен и оснащен в соответствии со стандартами Lada. Вложения инвестора в новый объект составили десятки миллионов рублей. Спустя некоторое время «Автоцентр Дюк и К» (дилер Lada  и Lifan в Кемерове) включился в процесс получения прав на дилерство марки Ravon в Кузбассе. Причём автосалон уже пару месяцев ведёт продажи данных автомобилей, но пока от имени другого дилера – новосибирской компании  «РАМ-Моторс».
 
Динамика прогноза

Напомним, что ещё в начале 2017 года эксперты питали мало надежд на подъём рынка. Большинство участников прогнозировало, что пациент скорее продолжит умирать, чем начнет выздоравливать. По итогам 2016 года весь российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократился до 1 425 791 штук или на 7,5% по сравнению с 2015 годом. Тогда председатель Комитета производителей АЕБ Йорг Шрайбер говорил, что авторынок РФ «находится в процессе финального поиска дна».
По его тогдашнему мнению в 2017 году рынок должен был закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Однако прогноз был очень осторожным – АЕБ ожидало, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, что на 4% больше, чем в 2016 году.

Многие сибирские дилеры не надеялись даже на это.  В основном, они планировали удержать продажи хотя бы на уровне прошлого года. Однако прошло всего два месяца и «А-П» услышал оптимистичные прогнозы. Озвучил их тогда директор компании ООО «Ай-Би-Эм» (официальный дилер КИА Центр Кемерово-ЮГ и УАЗ-Центр Кемерово) Денис Пронин.

«По нашим подсчетам, этот год будет не хуже прошлого точно, а при благоприятных условиях мы (КИА Центр Кемерово-ЮГ, – ред.) сможем нарастить продажи на 15-20%. Колебания на рынке прекратились уже сейчас, и январь-февраль мы сработали с ростом в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом не стоит забывать, что мы находимся в предвыборном году. Сейчас власти вливают деньги в экономику, но через год пройдут выборы, и после них нас ждёт очередная рецессия. Возможно, к 2020 году все опять пойдет в рост», – сказал он в марте 2017 года.

По итогам июля, когда в стране был зафиксирован месячный рекорд продаж2017 года – 18,6%, Йорг Шрайбер заявил: «Рост  российского  рынка,  выраженный  двузначными  числами,  продолжается  третий  месяц  подряд.  Он  не ослабел  даже  с  наступлением  пика  сезона  отпусков.  Кажется,  наконец,  проснулись  покупатели  из  среднего класса,  ободренные  оптимистичными  экономическими  прогнозами  и  оценившие  пакет  государственной поддержки продаж. Текущий тренд в продажах – отличная новость. Она питает надежду на то, что 2017 год станет поворотным годом для индустрии».

К концу года темпы роста немного спали, но, все равно, продолжили тенденцию вверх, и на рынке заговорили еще более жизнерадостно. В словах экспертов даже стала ощущаться некая эйфория.

«Восстановление  российского  автомобильного  рынка  продолжилось  в  октябре  с  результатом,  превышающим прошлогодний на солидные 17%. Это уже восьмой месяц положительной динамики подряд, что является самым продолжительным  периодом  непрерывного  роста  рынка  пассажирских  и  легких  коммерческих  автомобилей  с 2012 года. Конечно, размер сегодняшнего рынка далёк от рекорда, достигнутого в том году. Однако радует то, что  при  текущих  темпах  восстановления  годовые  продажи  в  2017  имеют  хороший  шанс  достичь  уровня,  на котором был рынок в 2015 году», – заявил по итогам января-октября 2017 года председатель Комитета АЕБ.

Отметим, что по итогам 2015 года в стране было продано 1 601 216 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что было на 35,7% меньше, чем в 2014 году, и на 45,5% меньше, чем в 2012 году, когда в России было реализовано2935 111 новых автомобилей.

Таким образом, разрыв с рекордным 2012 годом еще, по-прежнему, велик, но если он продолжит сокращаться и дальше такими же темпами, есть надежда на скорое восстановление. Хотя, не следует забывать слова Дениса Пронина про предвыборные вливания государства в экономику. Какими будут вторая половина 2018 года и весь 2019 год, будут ли госпрограммы такими же «щедрыми» и действенными в этот период и дальше, никто не знает.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[17 августа] «Терсинка» отменила сточный характер сбросов
[16 августа] Областному бюджету добавили еще 2,4 млрд рублей доходов и расходов
[16 августа] Бывшего главу НМБ Александра Павлова приговорили к 9 годам
[14 августа] Проект реконструкции водоснабжения Тайги прошел общественные слушания
[14 августа] «Кору-ТК» и «Кронверк» банкротят за компанию

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко