-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 31.05.2018

ГЧП – институт развития территории

Возможности использования механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП) для развития территорий стало темой разговора «А-П» с людьми уже не первый год активно продвигающими это направление в Кузбассе и на сегодняшний день даже небезуспешно, учитывая сложность вопроса. Игорь Белых (ИБ), исполнительный директор Кузбасского союза работодателей (Кемеровское региональное отделение РСПП), Владимир Клишин (ВК), директор Института угля ФИЦ УУХ СО РАН, Сергей Никитенко (СН), директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» и Елена Гоосен (ЕГ), к.э.н., доцент КемГУ, рассказали нашему корреспонденту, что значит ГЧП для развития территории, где интересы территории объединяются с интересами бизнеса, как реализуется такое взаимодействие на основе проектного подхода и какие результаты на сегодня достигнуты.
 
Исследование процесса выпуска угля подкровельной толщи на забойный конвейер
– ГЧП тема не новая, но несмотря на то, что обсуждается давно пока явных каких-то сдвигов не происходит...

СН:
Давайте сначала разберёмся с интересами двух сторон. Основные интересы – обязательства бизнеса изложены в Социальной хартии российского бизнеса, которая была принята  в 2007 году, и они звучат так: «Мы понимаем, что наши компании и наши работники – неотъемлемая часть общества, и придерживаемся принципов корпоративного гражданства. Мы поддерживаем в доступных для компаний формах усилия власти и гражданские инициативы в области экономического, социального и культурного развития территорий размещения наших предприятий. Мы стремимся устанавливать эффективное партнёрство с региональными и местными властями, институтами гражданского общества с целью совместного участия в достижении общих целей развития окружающего сообщества. Мы поддерживаем участие наших работников в деятельности местных сообществ».

В Кузбассе практически нет города, где бы хоть что-то не добывали: уголь, руду, нерудные материалы и пр. И во всех муниципалитетах всегда стоит вопрос социально-экономического развития территории, которое, в свою очередь, возможно исключительно на основе развития предпринимательства, формирования новых технологических цепочек, создающих  добавленную стоимость, в структуре которой находятся и  доходы территории. К этому их  сегодня «призывает»  принятый в России Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Поэтому муниципалы активно ищут структуры, которые  помогли бы им разработать и сопровождать программы развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства, на основе  проектного подхода, на условиях комплексного освоения природных ресурсов.
 
– Что же мешает активному взаимодействию бизнесменов и органов местной власти в рамках закона о ГЧП?

СН:
На Форуме Регионов России (2014год) в рамках круглого стола «ГЧП – инструмент развития региональной и муниципальной инфраструктуры» были сформулированы, можно сказать, «сдерживающие факторы»:
1.  Правоохранительные органы, незнакомые с законом о ГЧП и практикой применения концессионных соглашений, в ряде случаев, квалифицируют практику как незаконную, предполагая, что концессионными договорами замаскированы схемы приватизации госсобственности, хотя, на деле, речь идет о применении законов о ГЧП, утверждённых законодательными органами.
2. Муниципальные власти, зачастую, не заинтересованы в применении схем государственно-частного партнёрства, несмотря на необходимость развития инфраструктуры, одной из причин такого отношения является перекос в распределении поступлений от налогообложения в пользу федерального центра.
3. Непредсказуемое поведение госорганов разного уровня не предполагает выработки методик, позволяющих инвесторам использовать механизмы ГЧП при расчёте эффективности инвестиций в перспективные проекты.
 
Новые технологические процессы проходят апробацию на создаваемых в Институте угля макетных образцах оборудования
– Что же делается для решения этих проблем?

ИБ:
13 апреля 2018 года в рамках Красноярского экономического форума под руководством Председателя Координационного совета отделений РСПП Сибирского федерального округа – вице-президента РСПП Рашевского Владимира Валерьевича состоялось расширенное заседание Координационного совета отделений РСПП Сибирского федерального округа. Один из рассмотренных вопросов – формирование Экспертного совета по государственно-частному партнёрству в Сибирском федеральном округе. Координационный совет утвердил Положение об Экспертном совете по государственно-частному партнёрству КСО РСПП СФО, одобрил предложение по созданию  в регионах представительств (проектных офисов) в рамках соглашений, подписанных администрациями регионов с Автономной некоммерческой организацией «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства».  Одна из основных задач совета – привлечение квалифицированного экспертного сообщества к поиску путей разрешения возникающих законодательных противоречий и подготовка необходимых поправок в законодательной сфере. Члены  Координационного совета предложили также издать в форме научно-аналитического сборника опыт наилучших практик реализации проектов  государственно-частного партнёрства в Сибирском федеральном округе.
 
– Приведите, пожалуйста, примеры проектов, которые реализуются в Кемеровской области.

ВК:
Во многом сдерживающим фактором повышения производительности труда в угледобывающей отрасли является объективная сдержанность компаний к внедрению новых технологий. В результате целенаправленной работы по сбору технологических запросов предприятий в Институте угля ФИЦ УУХ СО РАН постоянно корректируются направления научных исследований, формируются заявки на участие в различных конкурсах по финансированию прикладных научных исследований и НИОКР, формируются крупные региональные проекты. Базовый, я считаю, для нашего региона проект «Формирование организационно-экономических механизмов комплексного освоения недр в регионах ресурсного типа на основе партнерства науки, власти и бизнеса» реализуется под руководством академика РАН Конторович А.Э. при финансовой поддержке Российского научного фонда. Исследования проводятся как в технологической, так и в экономической сфере угледобывающей отрасли. Например, в 2017 году путёвку в жизнь получил проект «Роботизированный комплекс для отработки мощных угольных пластов пологого залегания»  (механизированная крепь с устройством регулируемого площадного выпуска подкровельной толщи угля на забойный конвейер при отработке мощных угольных пластов пологого залегания). Проект в настоящее время реализуется в рамках Федеральной целевой программы (Соглашение № 14.604.21.0173).

Другой проект – «Роботизированный комплекс для обеспечения выемки угля из крутопадающих мощных пластов» – реализуется в рамках программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере малым предприятием ООО «ИнТехГорМаш», которое учредил ФИЦ УУХ СО РАН на основании 217-ФЗ.

Можно считать, что мы уже решили серьёзную технологическую задачу добывающих компаний – потребность своевременной посадки труднообрушаемой кровли в процессе добычи угля. Делаем мы это на основе наших научных решений, безопасным безвзрывным способом – методом направленного гидроразрыва. Эта технология – очень важная  составляющая безопасности ведения горных работ, интерес к которой проявили уже многие российские и казахские добывающие компании.

В настоящее время мы работаем над созданием экспериментальных образцов элементов нового оборудования, исследуем на стендах возникающие при конструировании задачи. Важно отметить, что нам уже активно помогают предприятия: ООО «ОМТ», ОАО «Анжеромаш», ООО «Кузбасский центр сварки и контроля». Свои соображения высказывают специалисты добывающих компаний.
 
– Чем эти проекты важны для территорий, в чём проявляется именно «государственно-частное партнёрство»?

Е.Г:
Проекты такой направленности, можно сказать, являются определёнными точками роста региональной экономики. Это перспективные и крупные проекты, способные «потянуть» многие подотрасли региона, особенно малый и средний бизнес, малые высокотехнологичные компании. Конечно, в современной России роль лидера пока выполняют крупные добывающие компании. Они успешно развиваются и благодаря доходам от экспорта ресурсов имеют средства для внедрения новейших технологий. Однако в современном мире для успеха необходимы и новые технологии, и особые бизнес-условия, которые всё больше ассоциируются с кооперацией, партнёрством. В роли особых условий всё чаще выступают не размер компаний, налоговые льготы и преференции, а различные формы кооперации крупных и малых компаний, бизнеса и государства, бизнеса и науки.

В 2013 году специалисты Массачусетского технологического института (MIT) провели исследовании, в рамках которого были изучены 255 промышленных предприятий самого разного профиля и размера, базирующиеся в разных странах. Одной из целей исследования было установление взаимосвязи успешности компании с местоположением её различных частей. Согласно выводам авторов, местоположение имеет большое значение в первую очередь потому, что близкорасположенные промышленные предприятия сотрудничают между собой и организациями, расположенными на территории, образуя среду, благоприятную для широкой кооперации – партнёрства в сфере инноваций. Главную функцию, по мнению авторов доклада, приобретает функция «собирателя-предпринимателя» – того, кто на основе оценки сильных слабых сторон региона берёт на себя задачу кооперации всех заинтересованных сторон региональной и местной власти, бизнеса и науки в рамках различных ГЧП проектов. При этом, как показывают результаты исследования, «собирателем» может выступать и производственная корпорация, и орган власти, и частная посредническая компания, а в последнее время собирателями всё чаще выступают общественные профессиональные объединения.

Такой подход к организации бизнес-пространства позволяет отойти от универсального подхода к решению проблем развития территорий, формировать широкий спектр конкретных форм ГЧП в инновационной сфере, от классических ГЧП проектов до различных форм сетевого и контрактного взаимодействия в рамках различных программ регионального развития.

Думается сейчас в России без такого партнёрства не обойтись. Во-первых, сам факт финансирования проектов, о чём говорилось выше, из федерального бюджета в пользу частных компаний, это уже явный признак ГЧП. Во-вторых, в большинстве федеральных фондов в России, а также в профильных министерствах решение о финансировании того или иного крупного (регионального) проекта принимается только при наличии формализованной поддержки со стороны региональной власти, которая решает, является ли проект важным для социально-экономического развития территории. В-третьих, в условиях глобализации и внешних вызовов мировой экономики регионы, особенно ресурсного типа каковым является и Кузбасс, просто «обречены» кооперацию власти, бизнеса и науки на принципах ГЧП, так как только в этом случае мы можем говорить о каком-либо комплексном подходе и взаимовыгодном сотрудничестве предприятий различных отраслей, находящихся в частной собственности: планы стратегического развития территории невозможно формировать без учёта интересов и стратегий развития крупных частных корпоративных структур, предприятия которых работают на нашей территории.
 
– Департамент промышленности Кемеровской области поддержал предложение НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» и направил в Минпромторг РФ соответствующее письмо о намерении создать в Кузбассе кластер производителей горно-шахтного оборудования. В чём необходимость такого шага?

СН: 
Это не просто дань модному слову. Во-первых, в регионе предполагается разработать и освоить производство новых видов оборудования, позволяющих реализовать эффективные технологии добычи и переработки угля. Во-вторых, явно просматривается заинтересованность как минимум трёх сторон: местных органов власти, бизнеса и науки, что возможно в рамках федерального закона о ГЧП. В-третьих, кластер производителей горно-шахтного оборудования формируется по программе поддержки Правительства РФ (Постановление от 28.01.2016 года № 41 «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции  в целях импортозамещения»). Это значит, что предприятия участники кластера могут получить финансовую поддержку от Минпромторга России в виде субсидий. В-четвёртых, что очень важно, машиностроительная продукция кластера нужна  угледобывающим компаниям, работающим в Республике Тыва, в Кузбассе, в Индии, в Грузии и т.д. Именно по этой причине Департамент промышленности Кемеровской области уже направил в Минпромторг России соответствующее письмо о намерениях создать в Кузбассе  такую структуру. По предварительным расчётам такая кооперация на принципах ГЧП даст прирост машиностроительной продукции в регионе как минимум на 30%. Соответственно, будут новые рабочие места и доходы в местный бюджет, появляется реальная возможность выхода на внешние рынки.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко