Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[11 декабря] Построить комфортный город стало проще. Мобильное приложение «Кузбасс Онлайн» — помощник в решении городских вопросов
[6 декабря] Какие гаджеты покупали кузбассовцы в «Чёрную пятницу»
[4 декабря] Кемеровский филиал РСХБ вручил именные стипендии лучшим студентам Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии
[27 ноября] Юные кузбасские победители Интернет-олимпиады станут участниками специальной смены Центра «Сириус»
[25 ноября] Кемеровский филиал Россельхозбанка подвел итоги работы за 10 месяцев 2019 года


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 01.04.2019

Роман Жаворонков: «В цифровой экономике принято двигаться короткими итерациями»

Роман ЖАВОРОНКОВВ январе этого года при Совете народных депутатов Кемеровской области был создан «Совет по цифровой экономике и урбанистике». Его возглавил генеральный директор компании «Good Line» Роман ЖАВОРОНКОВ.

«А-П» поговорил с Романом Викторовичем о том, зачем нужна такая структура, в чём он видит роль «Цифросовета» в общем развитии региональной экономики и цифровизации в Кузбассе, в частности.
 
– Создание всевозможных общественных советов при органах исполнительной и законодательной власти, можно сказать тренд последнего времени. Каковы с Вашей точки зрения должны быть цели, созданного совета? Чем он будет заниматься?

– Ключевыми направлениями в деятельности «Цифросовета» будут цифровизация отраслей, входящих в структуру Кузбасской экономики, цифровизация регионального управления, ключевые вопросы Умного города и урбанистики.
 
– Поясните, пожалуйста, про связь цифровизации, умного города и урбанистики.

– Последняя связана с социологией и входит в мировую повестку Умного города. Именно решение социальных вопросов способствует цифровому и экономическому развитию городов. Понимаете, IT-технологий много, они доступны. Но, с одной стороны, нет понимания, что они нужны. У нас, в принципе, к разного рода технологиям, особенно социальным и управленческим, несколько пренебрежительное отношение. Не считается, что это важно, хотя, они позволяют сделать невозможное – возможным.

С другой, нет понимания – что именно нужно. Кто и по каким критериям будет выбирать. Например, «давайте запустим беспилотный общественный транспорт»… А что беспилотный общественный транспорт, кроме расходов принесёт городу? На сколько процентов ВВП все эти технологии могут увеличить экономику города? Сами по себе IT-технологии, конечно, нужны, но они, по большому счету, ничего не решают.

Цифросовет в своей работе больше опирается на мировую повестку Умного города. А Умный город – это не набор IT-технологий, это подход. Он нужен для того, чтобы сообща решать проблемы города с помощью городской кооперации, для того, чтобы договариваться, находить решения, новые источники роста и, конечно, создавать новые бизнесы, которые можно экспортировать наружу и развивать городскую экономику. И этим бизнесом уже может быть например IT-стартап или запрос на покупку какой-то «железки».
 
– Как этого касается Цифросовет?

– У нас две ветви власти: исполнительная и законодательная. Исполнительная заточена под то, чтобы делать – быстро решать и действовать, но при этом долго думать физически времени нет. И надо опираться на определённые схемы, модели, смыслы, соотносить с ними окружающую реальность и возможности для принятия правильных решений. Это про какой-то идейный и концептуальный уровень для того, чтобы исполнительная власть на него могла бы опираться в своих действиях. Но когда мы на уровне страны или региона затрагиваем то, чего никогда не было, для чего нет явного и однозначного понимания, а это относится и к цифровизации, и к умному городу, то попытка быстро что-то решить в вещах, которые неведомы, как правило, приводит не к самым эффективным действиям. Поэтому задача законодательной власти – формирование концептуальной проблематики с участием экспертного сообщества. Цифросовет нужен, в первую очередь, для этого.
 
– Но ведь есть федеральная повестка...

– Если регион начинает встраиваться в федеральную повестку не особо задумываясь – что это за повестка и какое место в ней занимает регион, то в принципе хорошо получиться не может. Кто-то должен на уровне региона формировать концептуальный уровень, адаптировать, переносить, исправлять явные огрехи или дополнять то, что происходит на уровне федерации. Например, если мы посмотрим на повестку Умного города, то увидим, что на сегодня практически её «перехватил» Минстрой, фактически – министерство ЖКХ. То, что делает Минстрой – вещи дельные, они нужны. Это как раз тот случай, где целенаправленная федеральная повестка неплоха. И цель – повышение эффективности городской инфраструктуры – очень правильная и нужная. Но как относится это к умному городу? Ведь умные города – это не только и не столько про коммунальное хозяйство, это ещё про многое другое, в том числе и про разрешение противоречий между основными стейкхолдерами. Где это всё? За IT-технологиями, которые конечно важны, нельзя потерять смыслы и проблемы, которые в лоб не решаются.

Кроме того, у нас цифровая экономика оказалась без людей. Там есть большой блок образования, но нет людей, нет привязки к территории, поэтому у нас в названии совета есть и урбанистика, чтобы ничего не потерять. Умный город – он же для горожан с целью улучшения городской экономики. Поэтому надо взять все эти подходы и получить общий концептуальный, который будет использовать исполнительная власть в регионе, по которому можно осуществлять какие-то действия. И тогда эти действия будут достаточно квалифицированы, потому что начнут опираться на более объективную картинку.
 
– Кто сегодня входит в состав Цифросовета? Планируете ли расширение состава? И как Вы видите его работу?

– На сегодняшний день сформировано ядро совета из десяти участников, представителей бизнеса, власти, образования. Пока расширять состав не планируем, на данном этапе он оптимальный – компактный и понятный. Сейчас важно понять, что цифровой совет должен делать, и как он должен функционировать. И пока задача стоит не «сформировать видение цифровизации, вовлекая в это широкое экспертное сообщество», а отработать практики, которые можно будет масштабировать. По большому счёту, культуры таких советов в регионе нет, у нас практически нет экспертных сообществ, которые являются поддержкой исполнительной и законодательной власти, никто не знает, чем должна такая структура заниматься. То есть концептуально понятно что делать, сейчас переходим к конкретным вопросам…

Совет общественный, в этом смысле все члены совета равны, и вопросы функционирования мы должны вырабатывать совместно: как строится работа внутри, как мы ведём совещания и дискуссии, в каком формате, кто и как формулирует вопросы для обсуждения, как готовим материалы, более сложные совещания с расширенным кругом участников, что дальше происходит с решениями… Простой пример: телеграм чат, гугл доки – это не просто фетиш, это скорость: быстро собрались, быстро обсудили, что позволяет решать вопросы очень динамично. Это пример того, как культура порождает скорость и новую цифровую эффективность.

Вопросов много и много чего можно делать, но если за всё схватиться сразу, то вообще ничего не получится. Сейчас такая латентная фаза, идёт поиск правильных подходов, по сути, вырабатывается сама концепция Цифросовета. Важно, чтобы это была площадка для продвижения проектов, мыслей, помощь в адаптации передовых продуктов/услуг в регионе. Плюс мы обсуждаем такие концептуальные вещи, как например открытые данные.
 
– И сколько времени Вы отводите на «становление»?

– Сегодня Цифросовет двигается в том режиме, в котором позволяют обстоятельства. И это не вопрос революции, здесь возможны только постепенные изменения, процесс должен быть плавный и продуманный. Пока сложно с дискретными стадиями.

Когда у исполнительной власти появится собственная повестка, динамика, она естественным образом начнёт использовать наши идеи, потому что когда ты быстро двигаешься, тебе постоянно нужна подпитка, без неё тяжело работать. Но пока не будет темпа, то и спроса на генерируемые нами смыслы не будет. В каком виде и как быстро это сложится, я предсказать не могу. Общество должно адаптироваться под новые реалии в зависимости от конкретных интересов каждого субъекта. Каким темпом это всё будет идти? Главное, чтобы шло.

– Но Вы ведь на своих заседаниях уже рассматривали конкретные проекты?

– Конечно. Мы сейчас и здесь набираем опыт. В отборе и популяризации в регионе лучших мировых практик по ключевым направлениям, а также формировании условий для использования и покупки технологий, продуктов и знаний, произведенных в Кузбассе, так как считаем это основным принципом устойчивого развития территории.

Например, Цифросовет поддержал пилотный проект по валидации данных использования земельных участков в Кемерове и Новокузнецке с помощью беспилотников, который при реализации прогнозирует для области экономический эффект в размере нескольких сотен миллионов рублей.

Кстати, попытка вынести этот проект на более широкое обсуждение – это тоже интересный опыт. Есть узкий проект с конкретными параметрами, которые в принципе и задают рамку обсуждения… но культура ведения дискуссии у нас такая, что собравшаяся аудитория пытается обсудить вопрос со всех сторон, затронуть всех заинтересованных, решить сразу все вопросы с землей, и вообще глобальные проблемы одним махом. Тема начинает стремительно «пухнуть», дискуссия становится неуправляемой. Конечно, все вопросы которые обсуждаются – и нужные, и важные, и там за всем есть резоны, но в цифровой экономике принято двигаться короткими итерациями. Сделал итерацию – получил какую-то «пользу маленькую», потом эту пользу наращиваешь, а не так, что ты три года что-то обсуждаешь, потом ещё три года делаешь, а потом оказывается, что это никому не надо или неэффективно, или ещё что-то.

Мы пытаемся двигаться небольшими шагами, где за глобальной целью устойчивого развития региона стоят понятные задачи. Например, в рамках Цифросовета ставим задачу, что если в регионе есть технология, востребованная здесь, то она здесь и должна быть куплена. Главный принцип – покупай у своих. Чем больше ты покупаешь у своих, тем лучше будет и тебе, в том числе. Нужно помогать формировать внутренний региональный спрос. Настоящие деньги, конечно, за пределами региона, но стартовым заказчиком всегда является родная земля: город, регион, страна.

Другими словами, формирование условий внутреннего областного спроса на местные технологические продукты и услуги является обязательным условием оживления региональной не ресурсно-ориентированной экономики.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[12 декабря] Потребление цемента в Кузбассе выросло в 2019 году на 6,7%
[12 декабря] «Кузбассразрезуголь» запустил очередной китайский экскаватор WK-35
[12 декабря] ОРМЗ выпустил в 2019 году 1 млн кв. метров шахтной затяжки
[11 декабря] В 2019 году профинансировано 24 проекта на общую сумму 1 млн 740 тыс. рублей по конкурсу социальных проектов на консолидированный бюджет
[11 декабря] Областной бюджет в 2020 году планирует увеличить расходы на 4 млрд рублей к 2019 году

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко