Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[14 ноября] Райффайзенбанк запускает дистанционное кредитование малого бизнеса
[12 ноября] Сотрудники производств Кузбасса смогут работать в «умной» спецодежде МТС
[11 ноября] «Зелёный день» Сбербанка
[11 ноября] Сайт Коллегии адвокатов «Юрпроект» вошел в число победителей ежегодного конкурса сайтов российских юридических фирм Best Law Firm Website -2019
[11 ноября] Розничный кредитный портфель ВТБ в Кузбассе превысил 50 млрд рублей


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 20.08.2019

Инвестиционный вычет на фоне бюджетного благополучия

Законодательная активность весны 2019 года проходила на фоне продолжающегося бюджетного благополучия Кузбасса. Поступления в областную казну в очередной раз рекордно выросли в прошлом году. Что, как было отмечено при принятии отчёта об исполнении областного бюджета 2018 года, обеспечило «исключительно благоприятные» внешние условия для экономики Кузбасса, в первую очередь, для ключевых её отраслей, угольной и металлургической. По инерции, несмотря на снижение экспортных цен на уголь на европейских рынках, бюджет продолжил переполняться доходами. В связи с этим вновь рекордно увеличился профицит текущего областного бюджета. Неудивительно, что на таком фоне власти региона согласились на предоставление налоговых льгот, впервые за много лет. Предусмотренные новым законом инвестиционные вычеты, впрочем, не вызовут существенных потерь для бюджета. Но вполне могут поощрить какие-то инвестиции.
 
Компенсация половины инвестиций

Совет народных депутатов Кемеровской области на сессии 26 июня принял региональный закон «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций». Как сообщил, представляя законопроект, зам губернатора – начальник главного финансового управления Кемеровской области Игорь Малахов, право устанавливать такой вычет и его параметры, включая категории плательщиков и др., предоставлено федеральным законодательством. В России им воспользовались только 11 регионов страны, их опыт был изучен при подготовке проекта закона Кемеровской области.

При определении параметров вычета для Кузбасса был учтён также тот факт, что инвестиции в регионе «многократно превышают платежи в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, выпадающие доходы могут составить 35 млрд рублей», отметил Игорь Малахов. Поэтому в проекте закона разработчики постарались «обеспечить адресность поддержки и соблюсти баланс интересов бюджета и бизнеса».

В результате, по принятому закону предоставление вычета определяется по отраслевому принципу. Для предоставления права вычета выбрано 24 вида экономической деятельности, исходя из приоритетов промышленного развития согласно стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года, с учётом перечня отраслей перспективной специализации Кузбасса по стратегии пространственного развития РФ до 2025 года и развития несырьевого экспорта Кузбасса. В том числе, по таким как растениеводство и животноводство, охота, производство напитков, пластмасс, синтетических каучука и смол, электрооборудования, лекарств, пищевых продуктов, одежды, красителей, пигментов и др.

Размер вычета – не более 50% фактических расходов на приобретение и реконструкцию основных средств. Таким образом обеспечено «справедливое распределение» затрат на инвестиции: 50% – за счёт бизнеса, 50% – за счёт бюджета, сообщил также зам губернатора. При этом вычет уменьшит федеральную ставку налога на прибыль с 3% до нуля, а региональную – с 17% до 10%. Срок действия установленной льготы – 9 лет, с 1 января текущего года до 31 декабря 2027 года. Объём выпадающих доходов областного бюджета от введения льготы, по оценке Игоря Малахова, составит до 735 млн рублей ежегодно, «но в перспективе они будут компенсированы за счёт наращивания налогового потенциала Кузбасса».

Отраслевые льготы подобного масштаба ранее не вводились в Кузбассе, подчеркнул зам губернатора, «принятие законопроекта позволит стимулировать привлечения инвестиций в приоритетные для Кузбасса виды деятельности, окажет поддержку несырьевому экспорту и диверсификации экономики региона».
 
Бюджет с большими деньгами

Внешние условия для экономики Кузбасса оказались очень благоприятными для бюджета региона в прошлом году, позволив выполнить его с очередным, уже вторым подряд, рекордным профицитом в 36 млрд рублей. Этому в первую очередь способствовали высокие цены на уголь и металлопродукцию. В этом году цены на энергетический уголь, особенно, на европейском рынке резко снизились, однако, пока бюджет региона продолжает уверенно наполняться сверхплановыми доходами.

Условия функционирования экономики Кузбасса в 2018 году были «исключительно благоприятными для бюджетной системы прежде всего», и основные показатели экономики региона оказались впечатляющими. Такой вывод на публичных слушаниях по отчёту об исполнении бюджета в конце июня сделал председатель комитета совета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко. По его данным, прибыльные организации региона получили в прошлом году 357 млрд рублей прибыли, заплатив рекордные 66 млрд рублей налога на прибыль. И в выигрыше оказался не только бюджет – инвестиции в прошлом году выросли на 12,5% (в России на 9,8%), валовый региональный продукт – на 2,8% (в России – на 2,3%), номинальная заработная плата – на 14,4% (9,9%), розничный товарооборот – на 8% (2,6%). «Небольшое отставание» от российских показателей продемонстрировала промышленность Кузбасса, рост в которой составил в 2018 году 2,3% против 2,9% в среднем по России, а также показатели инфляции и уровня безработицы.

Как сообщил на слушаниях заместитель губернатора –  начальник главного финуправления (ГФУ) Кузбасса Игорь Малахов, исключительно благоприятной оказалась в прошлом году рыночная конъюнктура – высокие цены на основные виды продукции Кузбасса, на уголь и металлы, обеспечили рекордно высокие показатели исполнения областного бюджета в 2018 году – собственные доходы в 137 млрд рублей и профицит в 36,2 млрд. Среднегодовые цены на уголь выросли на 10% к уровню 2017 года, до 107 долларов за тонну для энергетических марок и 207 долларов – коксующихся, цены на сталь на мировом рынке – с 400 долларов за тонну на январь 2017 года до 600 долларов на январь 2018 года.

В итоге, угольщики получили почти 259 млрд рублей чистой прибыли из 357 млрд в целом по экономике региона. Это принесло в областную казну 66,7 млрд рублей (против 50,2 млрд годом ранее) налога на прибыль практически половину всех неналоговых и налоговых доходов бюджета в 137 млрд рублей. Из них 56,7 млрд заплатили угольные предприятия. На долю поступлений с этой отрасли всех налогов пришлось 36% всех доходов областного бюджета (см. диаграмму).

Металлургические предприятия получили почти в 4 раза больше прибыли (40 млрд рублей), что принесло дополнительно к уровню 2017 года 4,7 млрд рублей всех налоговых поступлений с металлургов, и некоторых других отраслей, таких как химическая (+562 млн налоговых поступлений), нефтепереработка (+153 млн рублей), машиностроение (+100 млн), энергетика (+2,2 млрд), транспорт (дополнительно 1 млрд рублей налога на прибыль). Ещё 2 млрд рублей дополнительных налоговых платежей заплатили предприятия малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в прошлом году заметно, на 36,6%, выросли доходы областного бюджета за счёт налога на имущество организаций – с 9,1 млрд рублей до12,4 млрд, и налога на добычу полезных ископаемых – с 6,2 млрд до 7,3 млрд рублей. Помимо собственных доходов бюджет Кузбасса получил также на 8,1 млрд рублей или на 34,5% больше безвозмездных поступлений из федерального бюджета, 31,6 млрд рублей против 23,5 млрд годом ранее. В итоге, исполнение областного бюджета 2018 года прошло с доходами в 168,7 млрд рублей (на 24% больше, чем в 2017 году) и расходами 132,5 млрд рублей (+16,6%) и с новым рекордом профицита в 36,2 млрд рублей. По итогам 2017 года он составлял 22,6 млрд.

В начале года цены на уголь, особенно, на энергетический на европейском рынке резко пошли вниз, но на состоянии бюджетной системы весной это не отразилось. В январе-мае 2019 года областной бюджет получил 21,2 млрд рублей профицита, на 25,4% больше этого показателя в январе-мае прошлого года. Тогда он составил 16,9 млрд рублей. По данным отчетности ГФУ, за 5 месяцев текущего года областной бюджет получил 71,54 млрд рублей доходов (64,4 млрд годом ранее),  расходов исполнил – 50,36 млрд (47,5 млрд рублей). Но уже в июне ситуация заметно изменилась. За 6 месяцев бюджет по доходам оказался исполнен всего на 80 млрд рублей, то есть, за июнь получил всего 9,5 млрд рублей при среднемесячном за 5 месяцев с начала года 14 млрд. Расходы же, напротив, за июнь выросли на 15,6 млрд рублей (при среднемесячных за январь-май 2019 года 10 млрд), что привело к снижению рекордного профицита до 14,1 млрд рублей.

Но не это оказало влияние на бюджетный процесс. На июньской сессии облсовет увеличил доходную и расходную части бюджета на 11,9 млрд рублей с сохранением дефицита в 3,88 млрд рублей.

По данным Игоря Малахова, увеличение доходов было проведено главным образом за счёт дополнительных и ожидаемых до конца года поступлений налогов и платежей. Кроме того, в региональных бюджет поступило 362,1 млн рублей безвозмездных поступлений и 1,45 млрд рублей из Фонда реформирования ЖКХ на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. В итоге, доходная часть областного бюджета в текущем году вырастет до 159 млрд рублей с 147,18 млрд по предыдущей версии бюджета на трёхлетку, принятой в марте 2019 года. Основным источником финансирования планируемого на нынешний год дефицита выступят остатки средств областного бюджета по итогам его исполнения с профицитом в 2018 году.

Расходы в новой версии бюджета увеличены до 162,92 млрд рублей. При этом из увеличения в этой части бюджета наибольший прирост получила государственная региональная программа «Управление государственными финансами Кузбасса». По ней почти на 4,5 млрд рублей выросла финансовая поддержка муниципальных бюджетов. Кроме того, на 1,91 млрд рублей увеличены ассигнования на госпрограмму «Развитие здравоохранения Кузбасса», из которых 1,8 млрд пойдут на обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, на 1,84 млрд – на программу «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», в том числе, на переселение жителей аварийного жилищного фонда и на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов культуры и физической культуры и спорта, на 1,16 млрд рублей – на программу «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса», в том числе, 807 млн на ремонт и реконструкции котельных и тепловых сетей,

Среди других крупных дополнительных ассигнований Игорь Малахов упомянул выделение 750 млн рублей на проведение в 2020 году в Кузбассе Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскилс» из 870 млн рублей увеличения ассигнований на программу «Развитие системы образования Кузбасса», 400 млн – на строительство ледового дворца «Кузбасс» и 200 млн рублей на строительство спорткомплекса «Кузбасс-Арена» из допфинансирования программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса». По программе «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области» из 518 млн рублей увеличения финансирования 516 млн будут направлены на поднятие уровня и отсыпку затапливаемых территорий.

Председатель комитета облсовета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко отметил, что это уже вторые корректировки в бюджете в 2019 году и что почти половина увеличения доходов обеспечили дополнительные поступления по налогу на прибыль. По его словам, «это – тот ресурс, который можем направить на дополнительные инвестиции, укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений, на строительство и в ЖКХ». Он также отметил, что увеличение расходов планового периода, в частности, на 13,5 млрд рублей бюджетных инвестиций в 2020 году, что «будет необходимым вкладом в реализацию национальных проектов». В целом расходы областного бюджета на 2020 год предусмотрено увеличить на 13,1 млрд рублей, до 150,2 млрд рублей, доходы – на 3,9 млрд, до 138,9 млрд рублей.
 
 
Альтернатива из Кузбасса

В конце мая губернатор Кузбасса Сергей Цивилев провёл расширенное заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика», по итогам которого было рекомендовано использовать метод «альтернативная котельная» для развития теплоснабжения в регионах России. Эта рекомендация касается, конечно, не только Кузбасса, хотя именно для него она более всего актуальна.

Метод «альтернативная котельная» предусмотрен российским законом «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении» от 29 июля 2017 года. Новая модель рынка, предусмотренная «альткотельной», наделяет единую теплоснабжающую организацию (ЕТО) ответственностью за систему теплоснабжения, обязывает заключать соглашение об исполнении схемы теплоснабжения с участием органов местного самоуправления и региональной власти, предусматривает новый способ тарифообразования. Цена на тепло по нему определяются на длительный срок, исходя из возможного предельного уровня при получении от альтернативного источника поставок. В этом случае инвестор получает гарантии возврата своих вложений. Однако «на сегодняшний день ситуация такая, что одна часть регионов не до конца понимает новый механизм и его преимущества. Другая часть, те регионы кто разобрался, ждут первых результатов перехода на новую модель» – отметил Сергей Цивилев.

Министр энергетики России Александр Новак, принимавший участие в совещании подчеркнул: «отрасль требует инвестиций, порядка 2,5 трлн рублей в течении 10 лет, только в централизованное теплоснабжение и модернизацию сетей, и нам бы хотелось, чтобы механизм «альтернативной котельной» более активно внедрялся в практическую жизнь». По его данным, только два поселения пока перешли в ценовую зону теплоснабжения – это город Рубцовск Алтайского края и рабочий посёлок Линево Новосибирской области. Кроме того, во второй половине мая Минэнерго внесло в правительство предложение об отнесении городского округа город Барнаул Алтайского края к ценовой зоне. Министр напомнил, что уже после 1 июля 2020 года предстоит провести анализ результатов внедрения метода «альткотельной».

В результате обсуждения рабочая группа признала положительным опыт внедрения метода «альткотельной» в Рубцовске с участием ООО «Сибирская генерирующая компания» и рекомендовала его субъектам России. В этом году будут выбраны не менее двух территорий для пилотного проекта по внедрению механизма «альтернативной котельной». Минэнерго, Минстрой, ФАС и Ассоциация «Совет производителей энергии» проведут в 2019 году обучающие семинары для регионов с обсуждением новой модели рынка тепла, в том числе с учетом опыта регионов, реализовавших переход в ценовые зоны теплоснабжения.

«Нам необходимо слышать позицию регионов по дальнейшим планам развития теплоснабжения, учесть наиболее интересные предложения. Только так мы эффективно реформируем отрасль, обновим значительно изношенные производственные фонды в теплоснабжении», – отметил Сергей Цивилев.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 ноября] Прокопьевску добавят вагоноремонт, деревообработку и восстановление автошин
[19 ноября] «Кокс» и его владелец избежали ответственности за шахту
[18 ноября] В развитие Шерегеша инвестируют ещё 7,5 млрд рублей
[18 ноября] «Южный Кузбасс» увеличил добычу угля за 10 месяцев на 9%, до 6,6 млн тонн
[15 ноября] Новым замом губернатора по туризму и спорту стал экс-министра спорта Красноярского края

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко