Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[9 июля] Кузбасским магазинам стал доступен новый сервис доставки
[6 июля] Разрез «Кузнецкий Южный» будет использовать уникальную технологию пыле- и шумоподавления
[6 июля] ВТБ в Кузбассе заключил соглашения на 1,6 млрд рублей по госпрограмме поддержки занятости
[3 июля] Герман Греф: «Если будет терять экономика, то потеряет и банк»
[30 июня] «Good Лето»: разгадать секрет Цифрового мира


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 16.12.2019

Бюджетный разворот

Традиционно в законотворческой деятельности в конце года центральное место занимают вопросы формирования бюджета, в том числе, на новый год и предстоящий плановый период двух лет. В 2019 году планировать бюджет на будущее пришлось в условиях быстро сменившейся конъюнктуры мирового рынка угля. Когда цены на него упали, снизились и доходы областного бюджета за счёт налога на прибыль. Его стали платить всё меньше, а угольщики с октября перестали платить совсем из-за отсутствия этой прибыли. Возможно, ситуация поправится чуть позднее, а пока областной бюджет на 2020 год пришлось сверстать с дефицитом в 13 млрд рублей при том, что в 2019 году исполнение бюджета принесло 15 млрд рублей профицита (по итогам 10 месяцев).
 
Последняя добавка

В конце сентябре облссовет внёс, судя по всему, последние изменения в бюджет Кемеровской области, которыми были увеличены его доходы. Прирост в 4,06 млрд рублей был произведён и в доходной, до 163,1 млрд, и в расходной части, до 167 млрд рублей. Поэтому плановый (не фактический) дефицит сохранился в размере 3,88 млрд рублей.

Представляя новые параметры областного бюджета, заместитель губернатора Кузбасса – начальник главного финуправления Игорь Малахов сообщил, что доходы бюджета увеличиваются по динамике фактических поступлений, в том числе, на 3,05 млрд рублей за счёт роста налоговых поступлений. Правда, роста налога на прибыль уже не было, в этой части доходов самый большой прирост на 2019 год был запланирован по налогу на имущество – на 2,04 млрд рублей. Как пояснил Игорь Малахов, это вызвано опережающим ростом налоговой базы в связи с опережающим вводом в строй производственных фондов на предприятиях региона.

Кроме того, 577 млн рублей добавили доходной части за счёт поступления акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Кузбасса. Доходы от временно размещённых в банках свободных средств областного бюджета были увеличены на 340 млн рублей, от продажи земли и других областных активов и за счёт дивидендов – в сумме на 161 млн. Кроме того, было запланировано 1,46 млрд рублей дополнительных безвозмездных поступлений, из которых больше всего выделено на обеспечение дорожной деятельности – 1,3 млрд рублей.

В расходной части самую большую прибавку получили госпрограммы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс», «Энергосбережение и повышение энергоэффективности», на 2,03 млрд рублей. Больше половины при этом пошло на реконструкцию и ремонт дорог – 1,09 млрд. На повышение с 1 сентября зарплаты бюджетникам было выделено 412 млн рублей, сообщил также Игорь Малахов.

Председатель комитета облсовета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко отметил, что представленные изменения параметров областного бюджета на 2019 год являются третьими с начала года, и предложенное увеличение доходов и расходов основано на прогнозе поступлений бюджетных доходов и ассигнований из федерального бюджета. Дополнительные расходы, по его словам, пойдут на реализацию нацпроектов и социально значимые расходы.

Ситуация с фактическим исполнением доходной части бюджета к этому моменту, безусловно, изменилась. Что отразило, в частности, отсутствие прироста доходов за счет налога на прибыль в новой редакции бюджета. Но его исполнение в январе-сентябре 2019 года все равно прошло с профицитом в 11,6 млрд рублей с доходами в 116,7 млрд и расходами в 105,1 млрд. 

Через месяц текущий областной бюджет еще раз подкорректировали, но только в расходной части. Она была увеличена на 337 млн рублей до 167,84 млрд рублей. Соответственно, при сохранении на неизменном уровне доходной части планируемый дефицит областного бюджета в 2019 году вырос с 3,88 млрд рублей до 4,22 млрд, или с 3% от уровня собственных доходов бюджета до 3,3%.

Представляя проект закона, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко, сообщил, что основное увеличение расходов запланировано по программе развития транспорта и связи Кузбасса – на 429,3 млн рублей в 2019 году. Ещё 2,3 млн дополнительно получит в 2019 году госпрограмма «Молодежь, спорт и туризм». При этом по программе «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности» предусмотрено сокращение расходов на 95,1 млн рублей. В то же время в 2020 году предусмотрено увеличение расходов на эту программу, на 142,8 млн рублей, и на «Оптимизацию развития транспорта и связи», на 635,4 млн. Таким образом, можно сказать, что существенных изменений в бюджете на 2019 год не было произведено.
 
Другие обстоятельства

В связи со снижением цен на уголь на мировом рынке, падением прибылей угольщиков и, соответственно, поступлений по налогу на прибыль в проекте областного бюджета на 2020 год доходы ожидаемо сократились. Как сообщил, представляя проект на публичных слушаниях в облсовете, начальник главного финуправления, зам губернатора Кузбасса Игорь Малахов, по проекту бюджета для первого чтения доходы были запланированы в 146,6 млрд рублей. Это на 17 млрд рублей меньше, чем запланировано доходов в областном бюджете по его последней версии, принятой на сессии облсовета 30 октября.

Это связано с тем, что с пиков прошлого года цены на энергетический уголь упали в этом году на 45%, на коксующийся уголь – на 38%. В результате, за 7 месяцев текущего года прибыль угольщиков снизилась на 65,9 млрд рублей, что на 45% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. По словам Игоря Малахова, в третьем квартале «наблюдалась тревожная картина», когда из 20 ведущих угольных компаний региона 7, обеспечивающих 50% поступлений по налогу на прибыль, полностью прекратили его платить. Остальные, в основном, добывающие коксующийся уголь, снизили платежи в среднем на 30%. Он также сообщил, что прогноз цен на уголь на предстоящие три года неблагоприятен – предполагается, что они немного снизятся к уровню нынешнего года, затем стабилизируются.

Расходы на 2020 год по представленному на слушаниях проекту были запланированы в 159,5 млрд рублей, что также меньше, чем в бюджета текущего года – на 8,3 млрд рублей. Впрочем, параметры бюджета на 2020 год могут измениться, уточнил Игорь Малахов, поскольку не определены еще некоторые трансферты из федерального бюджета.

Поскольку доходы бюджета сокращаются быстрее расходов, в проекте было заложено увеличение дефицита в 3 раза, с 4,2 млрд рублей до 12,9 млрд. Покрытие предусмотрено из остатков денежных средств на счетах и за счет заемных средств, всвязи с чем верхний предел государственного долга с 31,2 млрд рублей на 1 января 2021 года был поднят до 36,9 млрд рублей, сообщил также начальник главного финуправления.

Губернатор Сергей Цивилев в бюджетном послании 14 ноября также признал, что «бюджет 2020 года будет непростым» из-за значительного снижение мировых цен на уголь. Только для бюджета Кузбасса на 2019 год «прямые последствия от такого падения цен составят минус 20 млрд рублей», и, «по прогнозам ведущих аналитиков, снижение цен на уголь продолжится в 2020 году, поэтому налоги в бюджет от угольщиков снизятся еще на 8-10 млрд рублей к уровню 2019 года» предупредил он. Но заверил, что «созданный запас позволит ожидаемый дефицит компенсировать».

По данным пояснительной записки ГФУ к проекту областного бюджета, на 2020 год поступление налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, прогнозируется в сумме 48,67млрд рублей, что на 6,4 млрд или на 11,6% меньше оценки 2019 года, на 2021 год прогнозируется 50,7 млрд рублей, на 2022 год – 45,4 млрд. При этом только за 10 месяцев 2019 года этого налога поступило в областной бюджет 46,1 млрд рублей при годовом плане 55 млрд. Окончательно закон «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» приняли уже в декабре. Ко второму чтению 9 декабря параметры бюджета на 2020 год, как и прогнозировал Игорь Малахов, действительно изменились – доходы по новой версии проекта областного бюджета были увеличены на 8 млрд рублей, до 154,6 млрд, расходы – на 11,8 млрд, до 171,3 млрд. Дефицит также вырос – с 12,9 млрд рублей до 16,7 млрд.
 
Время переименования

В конце октября депутаты областного совета приняли решения о его переименовании – внесли поправки в Устав Кемеровской области – Кузбасса, а также в региональный закон «О Совете народных депутатов Кемеровской области». В результате наименование законодательного (представительного) органа государственной власти региона было изменено на «Законодательное Собрание Кемеровской области – Кузбасса». Нововведение начало действовать с 1 декабря. 

Изменения представил председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Алексей Зеленин, но ещё раньше о скором возвращении наименования «Законодательное Собрание» объявил в сентябре губернатор Сергей Цивилев. Фактически это изменение, хотя, оно и касается законодательного органа власти, отражает его линию на отказ от прежней системы госвласти  губернатора Амана Тулеева. Даже в названиях. Напомним, что именно по инициативе последнего вернулось название «Совет народных депутатов», тогда как в 1994-1999гг. орган именовался «законодательное собрание».

Также в продолжение линии Сергея Цивилева на обновление системы власти в добавление к появлению с лета 2019 года регионального правительства взамен коллегии областной администрации появилось и новое положение об администрации, но теперь уже не областной, а правительства Кузбасса. Оно было утверждено 20 ноября постановлением правительства, которое вступит в силу с 1 января 2020 года.

С этого момента администрация  как исполнительный орган государственной власти региона общей компетенции будет решать задачи поддержки деятельности губернатора и правительства региона. В частности, задачу «обеспечения реализации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона полномочий высшего должностного лица Кемеровской области и региональным правительством полномочий высшего исполнительного органа государственной власти региона». А также задачи совершенствования системы управления и развития государственной гражданской службы, включая проведение административной реформы в регионе, организационного, документационного и других форм обеспечения работы губернатора и правительства, их взаимодействия с общественными, политическими, религиозными и другим организациями, партиями и движения, информационная поддержка губернатора и правительства, поддержка международных связей и др.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[9 июля] Имущество обанкроченного «Юргинского гормолзавода» выставлено на продажу за 138 млн рублей
[8 июля] В конкурсную массу «Краснобродского Южного» возвращают 38 млн долларов
[8 июля] Рынок платных услуг в мае снизился на 17%
[8 июля] Кузбасс стал одним из лидеров по числу контрактов на портале поставщиков Москвы
[8 июля] На реконструкцию очистных Шерегеша объявлен повторный аукцион после предписания ФАС

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко