Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[1 апреля] «Интерфакс» открывает свободный доступ к системе СПАРК для компаний малого и среднего бизнеса на период карантинных ограничений
[31 марта] Сбербанк отменяет плату за сервисное обслуживание по эквайрингу
[27 марта] Режим работы отделений Сбербанка в выходную неделю
[26 марта] Как создаётся «Кузбасс Онлайн»?
[26 марта] Райффайзенбанк – самый надежный банк в России по версии Forbes



Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 16.12.2019

Николай Шилов: «Акцент на эффективность»

Николай ШиловУходящий год обещает стать рекордным для Кемеровского отделения Сбербанка по многим показателям. И это несмотря на непростую экономическую ситуацию как в стране, так и в регионе: цены на уголь за последние 12 месяцев сильно упали, угольщики приостановили многие инвестиционные проекты и перестали платить налог на прибыль, соответственно, стали сокращаться доходы бюджета. С другой стороны, область вошла во множество федеральных проектов, ремонтируются и строятся дороги, школы и др., развёрнуто строительство масштабных объектов в областном центре. Как это всё отразилось на работе крупнейшего банка, а также что стало драйвером роста и какие направления сегодня в приоритете «А-П» рассказал Управляющий Кемеровским отделением ПАО Сбербанк Николай ШИЛОВ.
 
– Николай Владимирович, неужели ситуация с угольной отраслью никак не отразилась на работе банка?

– Ситуация в угольной отрасли на нас, безусловно, влияет, но ни один инвестпроект, который мы финансируем, не остановлен, оборотное кредитование продолжается в прежних объёмах, просто клиенты стали более избирательны с точки зрения митигирования рисков – они стали более осторожны в своих финансовых решениях, более адекватно стали подходить к своей кредитной нагрузке, стали больше обращать внимание на хеджирование цен, на хеджирование ставок по кредиту, хотя, такие продукты у нас были всегда, но только сейчас их стали активно покупать. Такое активное использование этих инструментов началось со второй половины 2019 года. Мы лидеры в Сибирском банке по этим продуктам.
 
– А что можно сказать вообще о кредитовании среднего и крупного бизнеса – какова динамика в этом году, произошло ли снижение кредитного портфеля?

– Крупный бизнес кредитоваться меньше не стал, мы не остановили кредитование ни одного из текущих проектов и зашли на новые – это и крупнейшие инвестиционные проекты, и оборотное кредитование. Если говорить о кредитном портфеле в крупном и среднем бизнесе, то он при снижающемся рынке продемонстрировал рост. При этом качество портфеля сохраняется на очень высоком уровне – мы не стали гнаться за объёмами. Но хочу сказать, что, хотя объёмы резко не выросли, прибыль растёт.
В этом году у нас прогнозируется увеличение прибыли на 17% относительно предыдущего, очень успешного года. Мы бьём рекорды прошлого года, и мы, вероятнее, всего будем номер один неугольной компанией Кузбасса по прибыли. Темп роста стал меньше, но прибыль стала больше. Этот год мы сработали эффективнее, чем прошлый.
 
– За счёт чего вам это удаётся?

– Мы в системе Сбербанка находимся на первом месте по экономической эффективности – у нас высокий уровень эффективности на одного сотрудника. В этом году мы снизили Cost Income (отношение операционных расходов к валовому доходу) на 3,3 процентных пункта до 18,8%. Мы увеличили эффективность всех наших бизнес процессов.

У нас растёт операционный доход – ожидаем на конец года до 15% к предыдущему, чистый комиссионный доход – на 14%. Выросла линейка продаваемых продуктов. Драйверами роста стали также, как я уже говорил ранее, производные финансовые инструменты – хеджирование цен на уголь и плавающие ставки по кредитам.
Кроме того, общие объёмы кредитования не снизились, несмотря на снижение в сегменте госсектора. Бюджет, в связи с переходом на другую систему финансирования муниципалитетов, сократил кредитный портфель, у нас в госсекторе кредитный портфель снизился на 40%: в 2018 году с 26 до 9 млрд и в этом – с 9 до 5,4 млрд. Но, отмечу, бюджетное кредитование упало, а прибыль выросла, по сути мы ничего не потеряли.

Малый бизнес растёт хорошими темпами, здесь застоя мы не видим. По итогам года ожидаем рост на 13%.

Доля в общем кузбасском портфеле по корпоративному сектору Сбербанка на 1 октября этого года составила 26,6% – практически не изменившись за год. Но я ещё раз хочу сказать, что наша задача не деньги выдать, наша задача – эффективно работать.
 
– А что можно сказать по работе с физлицами?

– У Сбербанка традиционно большая доля, как в кредитовании физлиц (45%), так по остаткам средств на счетах (55%), поэтому здесь в принципе большой рост маловероятен. Но по кредитованию физлиц ожидаем рост на 17%, по вкладам – на 5%. Сейчас средний чек потребительского кредита около 200 тыс. рублей. Мне кажется, что потребность в кредитовании у населения – это всё-таки положительный знак для рынка, и потребление находится на достаточно хорошем уровне.
 
– Расскажите про жилищное кредитование. В этом году было прямо падение ставок на ипотеку.

– Да, Сбербанк в этом году, вслед за ключевой ставкой ЦБ, три раза снижал ставки на основные ипотечные программы. Наша доля на рынке жилищного кредитования Кузбасса 62%. Сейчас у нас можно взять ипотеку по ставке от 6,7%, и пока мы наблюдаем рост на рынке жилищного кредитования. К концу ноября выдано уже более 9,7 тыс. кредитов на сумму более 13,7 млрд рублей, думаем, что к концу года их будет 11,2 тыс. на 16 млрд рублей. Причём средний чек ипотечного кредита сейчас составляет 1,4 млн рублей. Но наша ключевая задача по ипотеке – быть удобнее и быстрее для клиента.

Этому способствует онлайн–сервис ДомКлик – личный кабинет для получения ипотечного кредита, который позволяет пройти весь процесс ипотечной сделки удалённо, и прийти в банк только для подписания документов. Клиент в ДомКлике может самостоятельно произвести расчёт в ипотечном калькуляторе, подобрать объект недвижимости в любом уголке России, подать заявку на ипотеку, при этом заполнить анкету и загрузить в ДомКлик все необходимые документы и получить решение без визита в отделение Сбербанка. Мы ввели сервис безопасных расчётов, электронную регистрацию, которая позволяет все сделки оформлять в банке, исключая поход по инстанциям. Использование этого сервиса также позволяет снизить ставку по ипотеке. Но и, безусловно, это удобно для клиента.
 
– С введением онлайн-касс, почувствовали ли вы какие-то изменения?

– У нас выросло количество терминалов в этом году на 17%, при этом торговый оборот вырос почти на 30%, думаю, это как раз связано с введением онлайн-касс и с тем, что всё больше людей и торговых точек переходят на безналичную оплату. Кстати, в этом году у нас стартовал проект оплаты через QR-код, в том числе, и на рынках. Оплата будет производиться с помощью сканирования кода, нанесенного на наклейки. Сама эта наклейка для бизнеса не будет стоить ничего, а стоимость обслуживания такой системы существенно меньше, чем эквайринга.

Ещё один важный проект – Cash-out. Мы устанавливаем в сельских магазинах терминалы, используя которые можно снять и внести наличные. Это очень важно для труднодоступных населённых пунктов, в которых нет банкоматов, и зачастую нет даже почтового отделения. На сегодняшний день такие терминалы установлены в 46 населённых пунктах Кемеровской области. Планируем его продолжать и в следующем году, дополнить функциональностью оплаты различных услуг: ЖКХ, штрафы, связь. Мы стремимся стать для наших клиентов ещё более удобными.
 
– Сбербанк, конечно, участвует во многих проектах, которые сегодня реализуются в области. Расскажите об этом подробнее.

– 5 сентября в рамках ВЭФ-2019 было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере цифровых технологий между Сбербанком и правительством Кузбасса. Документ подписали губернатор Сергей Цивилев и Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф. В октябре, в продолжении договоренностей губернатор Сергей Цивилев и первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин утвердили приоритетные направления развития цифровой экономики в Кузбассе в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». Эта дорожная карта предполагает проекты по цифровизации инфраструктуры и городского хозяйства, кадров и образования, а также цифровому госуправлению.

Сейчас в области успешно реализуется проект «Автоматизация системы оплаты проезда в общественном транспорте Кузбасса». Мы подключили 1140 бортов, в 5 городах. Сервис очень востребован. Мы планируем здесь расти и подключить все крупные города области.

Наш базовый инфраструктурный проект – «Школьное питание» – это уход от сбора наличных школьными преподавателями, возможность оплаты и контроля питания ребёнка онлайн. Мы давно реализовали этот проект в Кемерове и Новокузнецке, сейчас подключаем школы Междуреченска и Ленинска-Кузнецкого. Всего подключено 165 школ.

Мы реализовали ряд важных инвестиционных и инфраструктурных проектов. В числе которых строительство здания кассационного суда и ледовой арены «Кузбасс». Мы поставили в лизинг 131 автобус на 600 млн рублей. Всего за этот год наши инвестиции в экономику Кузбасса составили более 30 млрд рублей. Сбербанк инвестировал строительство горно-обогатительного комплекса «Шахта «Увальная», реконструкцию шахты «Анжерская Южная», техническое перевооружение АО «Шахтоуправление «Талдинское-Южное».
 
– Как идёт продажа продуктов экосистемы Сбербанка?

– Если говорить об экосистеме для юридических лиц, то в этом году у нас начались продажи комплексов по предрейсовому осмотру, на сегодняшний день продано 9 штук. Это очень перспективное направление, думаю, что этот продукт будет востребован, так как средняя окупаемость этого комплекса около 3 месяцев. Комплекс уникальный, Сбербанк приобрёл патент на технологию.

Ещё одно направление – обучение в нашем корпоративном университете. У нас, я думаю, лучший корпоративный университет в стране, и мы предлагаем нашим корпоративным клиентам обучение там по различным бизнес программам. Также мы довольно успешно развиваем такой сервис как телемедицина. Продукт Сбербанка называется DocDoc. Очень рекомендую. Вы можете в режиме 24/7 получить консультации врача, квалифицированные рекомендации. Более того к этому сервису можно подключить родных и близких, а что может быть более важным чем их здоровье?

Интересный сервис – СберРешения – аутсорсинг бизнес процессов – HR, финансовых и юридических. Перспективный сервис – КОРУС Консалтинг – сервис комплексной проверки контрагента на благонадёжность. Ну и, конечно, электронный документооборот. В перспективе внедрение ещё некоторых сервисов для юридических лиц.

Мы становимся для клиента больше чем банк, мы строим глобальную экосистему, в центре которой наш клиент и его потребности. Наша задача эти потребности предвосхищать и формировать цепочку наших сервисов, но это не подменяет не размывает наш основной бизнес, это его дополняет.
 
– А для розничных клиентов, физических лиц?

– По физическим лицам, у нас в Кузбассе, на сегодня базово продаются 4 продукта: Сбермобайл (запущен с середины октября), наш маркетплейс – сервис Беру, DocDoc – телемедицина и онлайн-кинотеатр Оkko.tv.

Накануне больших новогодних праздников, когда люди задумываются о подарках, этот набор сервисов может закрыть множество потребностей, сэкономив силы, время и деньги. Новогодние подарки онлайн на Беру.ру – удобно, дешевле, кроме того, можно оплачивать до 100% стоимости товара бонусами Спасибо. Подключение к СберМобайл – тот же номер, возможность оплаты бонусами Спасибо, выгодные тарифы. Сервис DocDoc – подарите себе и близким заботу о здоровье – круглосуточная возможность онлайн консультаций у квалифицированных врачей московских клиник. Очень удобно, если нужна срочная консультация или второе мнение, особенно для семей с маленькими детьми или пожилыми родственниками. 

Онлайн-кинотеатр Okko – особенно актуален для зимних вечеров – кино и сериалы в отличном качестве без рекламы. Можно посмотреть даже без доступа к интернету: в дороге, в отпуске, в самолёте, – где бы вы не были. Для меня, как для любителя футбола очень важно, что исключительно на Okko демонстрируют матчи английской премьер-лиги.

Для нас важно, чтобы человеку было удобно, чтобы все услуги он мог получать в одном месте, и чтобы ему это было выгодно. Задача – закрыть по максимум потребности клиента. Мы смотрим на перспективу. Всё это написано в нашей стратегии и сейчас мы методично выводим на рынок продукты, которые обещали.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[1 апреля] Бывшему гендиректору «Кемеровского кондитерского комбината» предъявлено обвинение
[1 апреля] Кузбасские электростанции СГК готовятся к выходу на «технологический ноль»
[1 апреля] В потреблении электроэнергии растет доля бытового сектора
[1 апреля] Кузбасская ТПП формирует второй пакет мер поддержки МСП
[1 апреля] Два угольных участка в Прокопьевском и Яшкинском районах получит Шахта №12

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко