-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 16.12.2019

Главные пять последней пятилетки

Сегодня Кузбасс пытается найти новые пути своего экономического развития. Хотя очевидно, что делать это придётся с учётом уже сделанного и тех результатов, что были получены в предыдущую эпоху. Всю её оценивать весьма непросто, да и разные её периоды отличаются друг от друга значительно. Для сегодняшней ситуации важны итоги предыдущих пяти лет, с 2012 года и до начала 2018 года, когда произошла смена руководства региона.
 
Минимальное госучастие

Оценивать инвестиционные итоги развития Кузбасса эпохи губернатора Амана Тулеева на первый взгляд несложно – главной по вложениям выступает угольная отрасль, в ней безостановочно строились новые предприятия по добыче и переработке, под её потребности расширялась транспортная и энергетическая инфраструктура. На углепром приходилось от половины до двух третей всех капитальных вложений. Угольщики или компании с угольными активами выступали также крупными инвесторами в других отраслях.

Сложнее оценить итоги за пределами угольного сектора. Крупные инвестпроекты, реализованные или реализуемые, в этой части экономики региона не выглядят, как определённые, обусловленные инвестиционной политикой руководства Кузбасса. Если брать пять крупнейших по затратам инвестиционных проектов периода 2012-2017гг., то только один из них за это время был реализован силами государства в автодорожной сфере, остальные были частными инвестициями. Что вполне отражает структуру экономики Кузбасса и характер её развития, которым присуще минимальное государственное участие. Небольшое исключение составляют железнодорожный и трубопроводный транспорт, и часть сетевой энергетики, а также муниципальное участие в коммунальной энергетике и водоснабжении.

В то же время госкомпаний нет ни в углепроме, ни в металлурги, ни в большой энергетике, ни в химии, ни в машиностроении («Юргинский машиностроительный завод», контролируемый в настоящее время госкорпорацией УВЗ, всего лишь исключение). И такая либерализация экономики не мешала и не мешает развитию Кузбасса. Более того, наличие и активность частных инвесторов в значительной степени и определило структуру и характер крупнейших вложений 2013-2018гг. Именно частные инвесторы принимали решения, делали выбор, в какие отрасли и где производить свои вложения. Если посмотреть на пять крупнейших таких инвестиций, то эти инвестиции были направлены в проекты нефтепереработки, в обновление электрогенерации Кузбасса, а также в крупнейший в Сибири частный медицинский проект.

Найти в этих проектах действие стимулов государственной инвестиционной политики, да и в целом, экономической политики очень сложно. Исключение составляет, конечно, государством принятая и установленная программа ДПМ-1 (строительство новых генерирующих объектов по договорам предоставления мощности). Но она носит общероссийский характер, попадание в неё объектов, расположенных в Кузбассе, также стало возможно благодаря решению самого инвестора, ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК). Конечно, затем проекты частных инвесторов получили господдержку, но это произошло уже после принятых решений и начала проектов.
 
 
Обновление энергетики

Сегодня можно признать, что после отраслевой реформы основной части энергосистемы Кузбасса в составе приватизированного ОАО «Кузбассэнерго», определённым образом повезло. Активы компании перешли в собственность акционера ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК, сейчас в собственности самой СУЭК), образовалась угольно-энергетическая связка из производителя топлива и расположенных рядом его потребителей – теплоэлектростанций. Вторым везением стала программа ДПМ-1, в которую «Кузбассэнерго» прошла семью объектами, тогда как далеко не во всех регионах, например, в Томской и Новосибирской областях, случилось подобное вообще.

В итоге в 2011-2015гг. по этой программе в Кузбассе было реализовано 7 инвестиционных проектов общей стоимостью 48 млрд рублей: по 2 энергоблока на Беловской ГРЭС, на Томь-Усинской ГРЭС и ГТЭС «Новокузнецкая», 1 – на Ново-Кемеровской ТЭЦ. Из 25,2 Гвт новых мощностей (132 объекта), которые были введены по программе по всей стране, в Кузбассе было запущено 1,12 Гвт, в том числе, 0,55 Гвт с чистым приростом (остальное – в замену выведенных из работы устаревших и изношенных мощностей).

Работа новых энергоблоков, по оценкам Некоммерческого партнёрства «Совет рынка», подтвердила востребованность рынком, производственную и экологическую эффективность. В частности, в прошлом отопительном сезоне 2018-2019гг. в Сибири именно новые и модернизированные энергоблоки, работающие на угле, продемонстрировали наибольший коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). В целом, этот коэффициент угольной генерации в Сибири за 2018 год составил 48% для нового оборудования и 38% для модернизируемых объектов. Для сравнения, КИУМ газовой генерации для построенных с нуля генерирующих мощностей в Сибири составил 9%. Востребованность четырёх модернизированных энергоблоков СГК в Кузбассе в 2018 году превысила среднесибирские показатели. На Беловской ГРЭС КИУМ блока №4 составил 55%, блока №6 – 47%. На Томь-Усинской ГРЭС блок №4 – 56%, блок №5 – 53%. В июле губернатор Кузбасса и руководитель рабочей группы Госсовета «Энергетика» Сергей Цивилев высоко оценил  результаты программы и заявил о необходимости инвестировать в соответствие с её подходами и дальше: «Механизм ДПМ-1 показал эффективность, при этом проблема необходимости модернизации парка тепловой генерации остается острой».

Нефтепереработка в угольном краю

И всё же, какими бы большими и уникальными, не были бы инвестиции в энергетику, куда более уникальными представляются два следующих по величине и значению проекта, реализуемых бок об бок. Благодаря им, в угольном краю появилась, сложилась и  развивается большая нефтепереработка. К ней может прибавиться ещё и нефтехимия, что даёт надежду еще больше изменить промышленную структуру Кузбасса.

Первые предложения наладить переработку нефти в районе Анжеро-Судженской линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) появились на свет более 20 лет назад. В этой точке, которую в своё время председатель новокузнецкого АО «Нефтехимсервис» Юрий Кушнеров назвал «удивительным месторасположением», как говорится, судьба уготовила появиться нефтеперерабатывающему производству. Здесь сходятся два нефтепровода системы «Транснефть» – «Александровское-Анжеро-Судженск», и «Омск-Иркутск», Анжеро-Судженская ЛПДС располагает крупным резервуарным парком, под переработку нефти в этом месте сделаны технологические подключения.

И с 2008 года здесь была налажена переработка нефти сначала в небольшом (первая установка ООО «Анжерская нефтегазовая компания», АНГК, была всего на 150 тыс. тонн в год), затем во все возрастающем масштабе. Сегодня здесь работает два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) общей мощностью 4,3 млн тонн. И этот комплекс далеко опередил по своим размерам, не говоря про перспективы, первые предприятия отрасли в Кузбассе, Итатский и Черниговский НПЗ, построенные в 2006-2007гг.

Первая очередь Яйского нефтеперерабатывающего завода АО «Нефтехимсервис» была построена в 2008-2013гг. В неё было вложено 22,5 млрд рублей, её производственная мощность составляет 3 млн тонн годовой первичной переработки нефти. Основными акционерами компании и инвесторами проекта выступили бывшие до 2007 года менеджерами угольной компании «Южкузбассуголь» новокузнецкие предприниматели Юрий Кушнеров и Александр Говор. Банками – кредиторами проекта выступил сначала Сбербанк, с 2018 года – Альфа-Банк.

Губернатор Кузбасса Аман Тулеев называл тогда Яйский НПЗ одним из важнейших проектов десятилетия (первого десятилетия 21 века – «А-П-Р»), который «означает рождение в регионе нефтехимической отрасли». По его тогдашней оценке местное производство горюче-смазочных материалов позволит исключить из цены топлива транспортную составляющую в размере около 15%». Однако тогда же Юрий Кушнеров ясно дал понять, что компания строит «завод не только регионального, но и федерального значения». Это вскоре более чем подтвердилось, после пуска первой очереди Яйский НПЗ стал предприятием даже международного значения, т. к. с него были налажены поставки нефтепродуктов на экспорт.

На фоне строительства более крупного Яйского НПЗ дела холдинга «Кем-Ойл» немного ушли в тень. Особенно с учетом смены собственности в активах холдинга и банкротства его владельца и инициатора проектов Александра Югана. Но в конце 90-х годов прошлого века именно он предлагал построить НПЗ в районе Анжеро-Судженска компании «Сибнефть» и ее тогдашнему владельцу Борису Березовскому. Реализовать задуманное, но уже без участия крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании, удалось значительно позднее,  только поэтапно, и не полностью.

Первая установка первичной переработки нефти АНГК мощностью 150 тыс. тонн была запущена в 2010 году, позднее к ней добавилась вторая установка на 350 тыс. тонн, Яйский НПЗ, между тем, был запущен своей первой очередью сразу на 3 млн тонн в июне 2013 года (напомним, что на старте проекта предполагалось расширение мощностей по переработке до 6 млн тонн в год). К этому времени разными планами «Кем-Ойла» предусматривалась построить два НПЗ на соседних площадках – помимо АНГК ещё и НПЗ «Северный Кузбасс» на 2 млн тонн. Но в последнем случае дело ограничилось использование врезки в магистральный трубопровод для перевалки нефти в железнодорожные цистерны для последующей перепродажи.

А вот мощности АНГК в феврале 2017 года были увеличены в 2,6 раза, с 500 тыс. тонн до 1,3 млн, за счёт пуска третьей установки первичной переработки нефти мощностью 800 тыс. тонн и стоимостью 5 млрд рублей. Как заявлял в 2015 году Александр Юган, владевший в то время АНГК, третью установку планировалось пустить к концу того года. Но сроки пуска затем сдвинулись на год с лишним. На заводе это объясняли сложностями в проектировании автоматизированной системы управления, необходимостью внесения изменений в её проект. К моменту пуска третьей установки Александр Юган уже перестал быть собственником группы «Кем-ойл», контроль над её активами перешел к структурам Московского кредитного банка (МКБ).
 
Ударить автобаном по...

Как и многие другие проекты этот реализовывался долго и непросто. Еще пару лет назад перспективы его завершения выглядели весьма неопределенно, но бюджетная ситуация улучшилась, и в августе нынешнего года автомагистраль Кемерово – Ленинск-Кузнецкий была благополучно достроена. Уникальность этого проекта в том, что впервые в Сибири была построена автомобильная дорога скоростного режима (с ограничениями скорости 110-130 км/час). Она, безусловно, имеет небольшую протяженность, 67 км, что на 8 км меньше старой автодороги Кемерово–Ленинск-Кузнецкий, которая, к тому же, проходила через населённые пункты (последние 6 лет через Чусовитино и Демьяновку). В то же время магистраль выступает частью автодороги Кемерово-Новокузнецк, выполненной в четыре полосы на всем своем протяжении, что существенно ускоряет сообщение между столицами региона. Особенно, с учётом планов руководства Кузбасса отремонтировать старые участки под повышенный скоростной режим. Это был единственный крупный объект экономики региона, построенный за многие годы силами государства и на средства из бюджета.

Строительство дороги от областного центра до соединения с уже действующей четырехполосной дорогой Новокузнецк–Ленинск-Кузнецкий началось в 2005 году. Тогда был реконструирован выезд из Кемерова, расширенный до четырех полос движения. Участок стоимостью 623 млн рублей был открыт в октябре 2006 года, и тогда губернатор Аман Тулеев объявил, что продолжение дороги до Ленинска-Кузнецкого будет строиться по нормативам дороги первой категории – автомагистрали. В следующие четыре года был построен первый участок от Сухо-Реченской развязки до села Шевели протяженностью 24,5 км и стоимостью 5,6 млрд рублей. При его открытии в октябре 2011 года и было объявлено о появлении первой автомагистрали за Уралом с разрешенной скоростью движения до 130 км/час (на самом деле, конечно, только участка дороги).

Второй участок в 19,44 км и стоимостью 6,86 млрд рублей был построен всего за 2 года, в 2012-2013гг. А вот с последним протяженностью 17,56 км дело затянулось. Само его строительство началось только в 2015 году через два года после пуска предыдущего участка. И шло оно медленно, на конец 2017 года при стоимости объекта в 8,4 млрд рублей было освоено только 2,1 млрд рублей, в том числе, всего 737 млн в 2017 году. Как пояснял тогда директор ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» Олег Шурыгин, «это – не те темпы, которые бы хотелось бы иметь, если сделать можем гораздо больше, но всё упирается в финансирование». Ситуация изменилась в 2018 году, когда по распоряжению председателя правительства России Дмитрия Медведева регион получил финансирование в размере 1 млрд рублей на завершение стройки.

С пуском последнего участка в августе нынешнего года автомагистраль соединилась с существующей дорогой первой категории Новокузнецк – Ленинск-Кузнецкий с помощью новой развязки. Итоговые затраты на строительство магистрали составили 21,445 млрд рублей, что делает её одним из крупнейших реализованных инвестпроектов Кузбасса в истории, и одним из самых крупных в транспортной сфере. Сергей Цивилев на открытии завершающего участка автомагистрали в августе 2019 года напомнил, что ещё в 2018 году принято решение провести капитальный ремонт дороги от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка, в том числе, на двух участках до 2020 года. На них разрешённая скорость движения будет поднята до 110 км/час. «После завершения ремонта вся дорога от Новокузнецка до Кемерово будет единой магистралью. И наша задача – создать в Кузбассе такую транспортную систему, которая поможет нашему региону развиваться быстро и эффективно», – заявил губернатор.
 
Самое большое медицинское вложение

О строительстве медицинского центра Grand Medica АО «Инрусинвест» новокузнецкого предпринимателя Александра Говора (один из инвесторов Яйского НПЗ (см выше), развивает в Сибири сеть Макдональдс и другие проекты) объявило в декабре 2015 года. При этом было объявлено, что проектная годовая мощность центра составит 160 тыс. посещений, 7,225 тыс. госпитализаций, 10,5 тыс. операций, 86 тыс. диагностических услуг.

В апреле 2017 года центр открылся в составе поликлинического комплекса на 160 тыс. посещений в год, клинико-диагностического центра, 5 операционных блоков, дневного и круглосуточного стационаров, реабилитационного и офтальмологического центров, заняв общую площадь около 20 тыс. кв. метров. При открытии было объявлено, что Grand Medica будет работать по таким направлениям как урология, гинекология, сердечно-сосудистая хирургия, ортопедия, офтальмология, оториноларингология, нейрохирургия, а его штате будет работать 400 сотрудников, в том числе, 15 докторов и кандидатов медицинских наук. В настоящее время на сайте центра указано, что «к работе в клинике привлечены лучшие специалисты Кузбасса и соседних регионов, и в штате более 20 докторов и кандидатов медицинских наук». Кроме того, «на базе клиники совместно с образовательными учреждениями региона планируется организовать центр непрерывного медицинского образования с проведением мастер-классов от ведущих мировых специалистов».

Инвестиции АО «Инрусинвест» в строительство центра составили 3,7 млрд рублей. По итогам прошлого года ООО «Гранд Медика» стало крупнейшим по выручке, 488 млн рублей,  медицинским предприятием Кемеровской области. Опрошенные А-П-Р два года назад кузбасские эксперты отметили уникальность этого проекта, как инновационного и свидетельствующего о большом потенциале рынка частных медицинских услуг Кузбасса. Ирина Федченко (тогда заместитель гендиректора АО «Кузбасский технопарк») назвала проект «пионером изменения структуры оказания медицинских услуг».
 
Инвестор и география

Характер и размер рассмотренных инвестиционных проектов Кузбасса показывают, что их появление на свет и успешная реализация (в случае с НПЗ пока промежуточная и относительная, предприятия работают с убытками) были определены в первую очередь позицией самих инвесторов, их настойчивостью, последовательностью, умением привлекать средства для вложений, использовать политические решения, например, такое как программа ДПМ-1. И географическими факторами. В случае с нефтепереработкой таковым стало стало «местоположение» около Анжеро-Судженской ЛПДС, в случае с программой модернизации и развития электростанций СГК – близость к недорогому топливу. Очевидно также, что появление в Новокузнецке такого объекта как крупная медицинская клиника стало возможным, благодаря личному решению Александра Говора и его семьи (Роман Говор возглавил проект и руководит ООО «Гранд Медика» в настоящее время), и, как это не высокопарно звучит, благодаря такому «географическому» фактору, как их городской патриотизм.

На счёт государственной власти и её решений можно отнести только проект автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, где выбор именно скоростного режима движения был именно решением власти. Сюда же можно также отнести отказ от платности автомагистрали, возможность введения которой обсуждали еще на втором этапе строительства в 2007-2011гг. Выбор же в качестве главного объекта автодорожного строительства данной дороги также был «навязан» объективными экономико-географическими обстоятельствами.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко