Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[4 марта] Бизнес после пандемии. Тренды и антитренды
[4 марта] Чистая прибыль Сбербанка за 2020 год превысила прогнозы аналитиков и составила 760,3 млрд рублей
[25 февраля] В Кузбасской ГСХА стартовала «Школа фермера»
[24 февраля] Стартовал десятый набор на кафедру «Goodline»
[21 февраля] Четыре проекта из Сибири стали лауреатами национальной премии «Серебряный Лучник»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 15.12.2020

«КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ»: цифровая трансформация

 
Успешно прошёл испытание и взят на вооружение георадар для дистанционного контроля устойчивости откосов бортов и отвалов разрезов.
Внедрение современных информационных технологий в угольную промышленность в последнее время происходит весьма активно. И одним из лидеров цифровой трансформации отрасли выступает крупнейшая компания региона – УК «Кузбассразрезуголь». В ней рассчитывают на сегодняшние цифровые инициативы как на сплав экономической эффективности и промышленной безопасности. На то, что их внедрение обеспечит рост производительности, снижение потерь в производстве и повысит его безопасность.

Повышение эффективности и дополнительный доход

Заместитель директора – технический директор АО «УК «Кузбассразрез-уголь» Станислав Матва отмечает, что проводимая в компании цифровизация производства является частью операционной трансформации компании, которая прежде всего призвана повысить эффективность производства и принести дополнительный доход. За счёт экономии средств, снижения себестоимости и трудозатрат. В то же время эффективность производства невозможна без организации безопасного труда, подчёркивает он, «поэтому цифровизация, трансформация и обеспечение промышленной безопасности прямо связаны между собой».

Компания не первый год испытывает и внедряет на производстве инновационные продукты и цифровые технологии, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Уже успешно прошли испытание и взяты на вооружение системы позиционирования буровых станков, георадар для дистанционного контроля устойчивости откосов бортов и отвалов разрезов, дамб гидротехнических сооружений, прорабатывается внедрение на горном производстве роботизированных комплексов.

Диспетчеризация горных работ

Работа по широкому применению информационных технологий определена цифровой стратегией «Кузбассразрезугля», в рамках которой сформированы пять программ цифровых инициатив, все они распределены по этапам реализации. На первом этапе приоритет отдан внедрению максимально эффективных с экономической точки зрения цифровых инициатив. Одна из них, диспетчеризация горных работ и автотранспорта, запускается на Бачатском угольном разрезе. Она обеспечивает полный мониторинг используемых технических устройств, позволяет контролировать выполнение плановых заданий, режим работы и перемещение оборудования, маршруты автотранспорта.

Все работающие на разрезе машины – буровые станки, экскаваторы, карьерные самосвалы – связаны в единую сеть. «У каждого рабочего появляется чёткое понимание тех задач, которые он должен выполнять, организация труда становится лучше», замечает Станислав Матва, «исключаются непроизводительные расходы, холостые пробеги самосвалов, ненужные перемещения оборудования». Следующий этап – масштабирование этой инициативы на другие разрезы «Кузбассразрезугля».
Одной из новейших цифровых технологий, внедряемых в компании, стала автоматизированная система контроля бортов.
Контроль бурения и качества дорог

С прошлого года в компании внедряется цифровая инициатива «Позиционирование буровых станков», направленная на оптимизацию работы парка буровых станков. По оценке технического директора «Кузбассразрезугля», эта технология обеспечивает полный контроль бурения, позиционирование оборудования GPS-навигаторами с точностью до 10 см. Паспорт буровых работ формируется в электронном виде и отправляется на установки. Задача машиниста – бурить, точно соблюдая указанную в электронном виде точку. С помощью датчиков, установленных на буровой, определяется из пород какой крепости состоит данный массив. И в соответствии с этим выбирается оптимальное количество взрывчатых веществ, чтобы получить взорванную горную массу нужных  параметров. Регулируется даже крупность взрываемой породы с учётом производительности экскаватора на вскрыше, а при взрывах угля – с учётом потребностей обогатительной фабрики, которая в свою очередь ориентируется на потребителя. В прошлом году пилотный проект по этой цифровой инициативе был реализован на Кедровском разрезе. С началом операционной трансформации на Бачатском филиале «Позиционирование буровых станков» стало внедряться на этом разрезе. В дальнейшем её планируется запустить и в других филиалах компании.

Важной цифровой инициативой Станислав Матва считает контроль качества дорог. В компании всегда занимались дорогами – ведь чем выше их качество, тем ниже затраты и  эффективнее работает оборудование. Инициатива по контролю качества дорог позволяет увидеть, где технологические дороги требуют улучшения. Система контроля автотранспорта УГМК АСК уже работает на Бачатском и Моховском разрезах, позволяя видеть, где самосвал грузился, где выгружался и какой маршрут проезжал. Но этот подход больше работает постфактум, по итогам смены, а задача поставлена – регулировать сам рабочий процесс, работать на опережение.

Мониторинг устойчивость бортов

Одной из новейших цифровых технологий, внедряемых в компании, стала автоматизированная система контроля бортов, монтаж которой был завершен на Бачатском разрезе в октябре 2020 года. Она обеспечивает безопасные условия ведения горных работ и предупреждает о возникновении возможных аварийных ситуаций. В её составе четыре наблюдательных пункта, на каждом из которых оборудовано по две скважины глубиной 40 метров. В них на одинаковых глубинах установлено 8 пар датчиков движения: в одной экстензометры – они контролируют вертикальное смещение пород, в другой инклинометры – контролируют горизонтальное смещение. Кроме того, на каждом пункте установлен датчик контроля уровня воды. Показания с датчиков по GSM-каналу передаются на сервер в управление УК «Кузбассразрезуголь», где обрабатываются в IT-программе «УСМ Монитор».

Система позволяет дистанционно в режиме реального времени вести мониторинг состояния устойчивости бортов разреза посредством получения данных о начале глубинных смещений в прибортовом массиве горных пород, причём задолго до появления признаков деформаций на поверхности борта, а также данных о динамике и направлении смещений и уровне обводнения пород. Как поясняет начальник отдела геомеханического контроля УК «Кузбассразрезуголь» Елена Сергина, соединение показаний датчиков позволяет получить полный вектор смещения, то есть направление и величину смещения за любой промежуток времени. Такая система была разработана в соответствии с техническим заданием «Кузбассразрезугля», и в данной конфигурации применяется на предприятиях горнодобывающей отрасли России впервые. Кроме устойчивости бортов, наблюдательные пункты позволяют контролировать также состояние ответственных сооружений и коммуникаций, расположенных на краю борта. 
Для создания трёхмерных геологических моделей разрезов компания приобрела в начале нынешнего года 8 беспилотных летательных аппаратов.
Трёхмерные модели разрезов

Задачами-максимум цифровой стратегии «Кузбассразрезугля» являются технологии создания цифровых двойников разрезов. Основой для этого служит трёхмерная геологическая модель. Это – полностью оцифрованное месторождение, включая и угольные пласты, и другие геологические структуры. В дальнейшем компания намерена использовать такие модели для планирования, проектирования и мониторинга горных работ. Ведь с их помощью можно «прорабатывать различные варианты развития производства, добычи определенных марок угля с необходимыми качественными характеристиками, которые именно сегодня востребованы на рынке, создавать наиболее высокую доходность», поясняет Станислав Матва. Сейчас в «Кузбассразрезугле» активно ведётся создание цифровых двойников Бачатского и Талдинского разрезов, а в перспективе планируется создать трёхмерные цифровые двойники всех филиалов-разрезов.

Для этого компания приобрела в начале нынешнего года 8 беспилотных летательных аппаратов. Они поступили во все филиалы, для их управления подготовлено 11 специалистов. Новая техника предназначена для маркшейдерских работ, выполнения аэрофотосъемки и тепловизионного мониторинга. Квадрокоптеры способны работать в сложных погодных условиях и обеспечивать дистанционный контроль горных работ. Именно на основе полученных данных с помощью специального программного обеспечения будут строиться цифровые модели предприятий. По словам куратора проекта, сотрудника службы главного маркшейдера УК «Кузбассразрезуголь» Натальи Перепилищенко, с помощью цифровых моделей-двойников можно существенно укрепить экономическую устойчивость компании в целом, и здесь не обойтись без использования беспилотников. Ведь от того, насколько точно будет построена математическая модель, зависит эффективность проектирования, анализа и управления производством.
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[4 марта] Глава Кемерова госпитализирован с переломом 5 ребер
[4 марта] КТК повезла уголь через Тамань
[4 марта] На шахте «Бутовская» введено наблюдение
[4 марта] Кузбасским аэропортам добавилось пассажиров
[2 марта] Международная группа «Сен-Гобен» может построить завод теплоизоляции в Кузбассе

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко