-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 29.03.2021

Екатерина Ижмулкина: «В Кузбасской ГСХА каждый студент и преподаватель должен чувствовать себя не ресурсом, а ценностью»

Екатерина ИЖМУЛКИНАЧуть более двух лет назад Кузбасскую государственную сельскохозяйственную академию (КГСХА) возглавила Екатерина ИЖМУЛКИНА. О программе развития вуза, о том, что сделано и какие промежуточные итоги можно подвести уже сегодня, она рассказала корреспонденту Группы изданий «Авант».

– Екатерина Александровна, скажите, чем была вызвана необходимость перестройки работы вуза и разработки новой программы?

– Кузбасская ГСХА модернизируется в ногу со временем. Мы стремимся к новым целям и находимся в поиске ответов на вызовы внутренней и внешней среды, определёнными требованиями к отраслевым вузам государственной политики, ситуацией в отрасли, мировыми проблемами. Ещё одним стимулом для нас является региональная повестка, сформулированная губернатором Сергеем Евгеньевичем Цивилевым – стать первыми за Уралом, в том числе и в области экологии, формировании новых индустрий в соответствии с программой «Чистый уголь – зелёный Кузбасс».
 
Весь предыдущий год мы с коллегами работали над содержанием новой стратегии и программы развития вуза, определили основные принципы научно-исследовательской, инновационной, образовательной деятельности, некоторые замыслы воплощали в реальность и уже достигли определённых промежуточных результатов.

– На какие примеры вы опирались? От чего отталкивались при разработке своей стратегии?

– Мы достаточно серьёзно изучили опыт и практики зарубежных вузов. Вплоть до того, что скрупулёзно проанализировали их учебные планы, отмоделировали учебные процессы, вникли во все кейсы. Тщательно просмотрели и практики коллег – лидирующих российских, в том числе  аграрных вузов, которые работают по индивидуальным образовательным траекториям и занимаются проектной деятельностью, выявили потенциальных партнёров. Например, заключили договор с компанией «Техноспарк» и в ближайшее время планируем отправлять студентов на стажировки и практики по технологическому предпринимательству. Многие изученные кейсы в нашем вузе реализовать точь в точь практически невозможно, но мы делаем всё для того, чтобы найти решение, например, индивидуальные образовательные траектории выстраиваем через практическое обучение и дополнительные образовательные программы. Мы полностью открыты для любого сотрудничества, работаем в тесном режиме с коллегами из других вузов, делимся своими наработками и берём в работу лучшие практики, которые успешно модифицируем, приземляя в нашу реальность.

Немаловажным для трансформации вуза стал и финансовый фактор. По итогам 2020 года консолидированный бюджет академии составил 335 млн рублей, включая субсидии на государственное задание 158 млн руб., средства от приносящей доход деятельности 103 млн руб. Очень затруднительно на одном государственном задании обеспечить уровень заработной платы сотрудников и развивать материально-техническую базу. А для академии это важно, ведь основной внебюджетный доход мы имеем тогда, когда наши партнёры получают реальную выгоду от результатов наших исследований, заключаемых в форме хозяйственных договоров и лицензионных соглашений.

Кузбасская ГСХА всегда ориентируется на своих индустриальных партнёров. Мы анализируем  проблемную ситуацию предприятий АПК. Основная задача производителей на ближайшую пятилетку заключается в том, чтобы снизить себестоимость продукции и производить продукцию с более высокой маржинальной стоимостью. И мы знаем, где получить эти резервы – в развитии собственных генетических программ, ориентированных на получение максимальной прибыли от производства. Для этого мы и занимаемся сегодня такими исследованиями, как разработка геномных технологий в животноводстве, заведомо зная, что данные таких исследований стопроцентно будут востребованы нашими индустриальными партнёрами.

Кроме того, мы отследили цепочку от создания научного принципа до вывода конченой продукции на рынок АПК. Разложили её на составляющие и обозначили узкие места, где есть незанятые ниши, в том числе, и для учёных и исследователей Кузбасской ГСХА. Дело в том, что в настоящее время производители АПК России обеспечивают необходимые объёмы продукции, достаточные для внутреннего потребления, но многие технологии ещё импортируются. С одной стороны, наукой довольно успешно реализуются проекты, появляются новые знания и разработки. С другой стороны, нет высокотехнологичных компаний, которые возьмут эти знания и превратят их в серийный продукт. Нет специалистов, чтобы это случилось. Никто сегодня не готовит инноваторов и технологических предпринимателей в сфере АПК. Это ещё один вызов для нас.

– Расскажите подробнее о целях и основных направлениях новой стратегии, по которой уже работает Академия.

– Кузбасская ГСХА стремится к тому, чтобы через десять лет стать одним из федеральных центров по созданию инноваций и подготовке кадров с опережающими компетенциями в сфере АПК. Мы уже сформировали основные принципы своей деятельности. Один из них – обязательное согласование исследовательской повестки с индустриальными партнёрами. К тому же, мы действуем в рамках чётко сфокусированных направлений, которых в нашем вузе пять: геномные технологии в животноводстве для ускоренной селекции, разработка кормовых добавок для раскрытия генетического потенциала и повышения биологической ценности продукции животноводства, разработка технологий функциональных продуктов питания, цифровые технологии и робототехника в АПК, рекультивация техногенных земель и биоремедиация. Академия небольшая, и мы просто не можем себе позволить взять больше.

В соответствии с обозначенной исследовательской идеологией Кузбасская ГСХА определила и новые механизмы реализации образовательных программ. В коллаборации с административным, научным и преподавательским составом мы серьёзным образом переработали содержание основных образовательных программ и поняли, что обучение функциональным компетенциям и подготовка технологических предпринимателей – это разный подход к преподаванию. Именно поэтому мы выделили в отдельное структурное подразделение Агроколледж. А для того, чтобы не утратить связь с другими секторами (бакалавриатом и магистратурой), в системе среднего профессионального образования (СПО) работают наши аспиранты, которые несут студентам СПО те новшества, которые сами разрабатывают с учёными в научно-исследовательских лабораториях вуза. Есть уже и первые успехи. Например, победителем конкурса «Умник» Фонда развития малых предприятий в научно-технической сфере с темой «Разработка фитопробиотика на основе штамма бактерий Bacillus Subtilis и чабреца для предотвращения болезней молодняка сельскохозяйственных животных и антибиотикорезистентности» стал студент СПО Степан Темников, руководителем работы которого была аспирантка Лариса Коробейникова, она же преподаватель Агроколлежда. Или ещё пример – аспирант Анна Шанцева занимается разработкой кормовых добавок для собак в рамках реализации гранта ректора. Её работой руководит кандидат наук, а вот команда, работающая над проектом, состоит из студентов Агроколлежда. Таким образом мы доносим до студентов СПО те знания, которые получают наши аспиранты и учёные, занимаясь реальными научными исследованиями в лабораториях вуза.

Кроме того, мы понимаем важность связи с индустрией и целевого обучения кадров. Практическая подготовка наших студентов включает в себя намного больше, чем производственная практика, регламентированная учебными планами. Мы выстраиваем такие механизмы, при которых часть практических занятий проходит на предприятиях. При этом мы договорились с индустриальными партнёрами о том, что наши студенты работают не бесплатно, а получают заработную плату. Как правило на период прохождения практики их устраивают по трудовым договорам и оплачивают социальный пакет – проезд, проживание, питание.

Отдельный подход мы используем при подготовке магистров. Их программы обучения идут по двум трекам. Первая группа – академическая. Она предназначена для будущих исследователей, которые станут инноваторами и пойдут в аспирантуру создавать инновации. Вторая –  технологические предприниматели. Это те студенты, которые пошли в магистратуру для того, чтобы создать новый проект для конкретного индустриального партнёра, или собственный стартап и выйти из вуза с собственным бизнесом. Мы вошли в федеральный проект «Россельхозбанка» – «Школа фермера». Это не просто образовательная программа, а фактически – это стартап-студия, в которую могут войти студенты, предприниматели или просто люди, имеющие идеи для АПК. На данном этапе в проекте два основных направления – птицеводство и сити-фермерство.

– Кардинальная перестройка работы вуза требует много трансформаций, готовы сотрудники к таким переменам? Вы набирали новые кадры или занимались переподготовкой имеющихся?

– По основным пяти направлениям, на которых мы сфокусировались, сформированы коллективы учёных, подкреплённые серьёзной исследовательской инфраструктурой. За последние два года нами созданы новые лаборатории, те, которые уже были – отремонтированы и оснащены новейшим оборудованием. Научные специалисты регулярно проходят повышение квалификации в федеральных и зарубежных центрах. Если в 2018 году у нас было всего три ставки научных сотрудников, то сейчас эта цифра возросла до двенадцати. Сегодня можно сказать, что все оборудование запущено и эффективно работает.

Мы упразднили должность проректора по административно-хозяйственной части и для того, чтобы не растрачивать себя на непрофильную деятельность и сосредоточиться на науке и образовании, многие хозяйственные процессы вывели на аутсорсинг. С оставшимися обязанностями хорошо справляется начальник эксплуатационно-технического отдела. Этот подход вуза даёт возможность развиваться малому бизнесу в регионе, определение поставщиков услуг осуществляется  через тендеры.

Развитие и формирование компетенций предпринимателя возможно только тогда, когда сотрудники вуза будут сами осуществлять эту деятельность. Для запуска стартапов, коммерциализации научных результатов через формирование технологических пакетов для индустрии ввели должность проректора по стратегическому развитию, на которую пригласили Александра Логова и не прогадали.

Что касается повышения квалификации сотрудников, то у нас есть несколько подходов. Во-первых, каждый преподаватель может сам выйти с инициативой развития своих компетенций. В прошлом году повышение квалификации прошли 100% педагогического состава. Сейчас, например, команда вуза обучается в Сколково. В этом году запускаем дополнительно две программы для преподавателей – «Исследователи» и «Педагогические технологии».

– Можете несколькими предложением охарактеризовать тот вуз, к которому Вы так стремитесь?

– Если кратко, то это вуз, в котором каждый студент и преподаватель понимает, что вся система работает на его развитие, и чувствует себя не ресурсом, а ценностью. Это вуз, который способен создавать инновации, на основе которых индустрия будет получать дополнительную прибыль. Это вуз, который может не просто выступить в качестве учредителя для любого предприятия, но и дать для его развития реальный старт.

– Каким образом академия собирается трансформироваться в дальнейшем?

– Как я уже говорила выше, на первом этапе трансформации Академии будем запускать новые образовательные программы, наиболее перспективные в регионе, продолжать реализацию проектов и трансфера знаний через систему дополнительного образования, создадим попечительский совет, чтобы управлять академией совместно с индустриальными партнёрами, заинтересованными в результатах нашего труда, организуем эндаумент-фонд из выпускников вуза. Большое внимание планируем уделить развитию научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, в том числе планируем создать опытно-учебный полигон центра перспективных технологий земледелия, ветеринарный центр, питомник по выращиванию декоративных растений, ландшафтное бюро, лабораторию по производству эмбрионов КРС. 

Публикационная активность, отражающая результаты и популяризирующая научную деятельность и численность студентов, поступающих в наш вуз из других регионов и стран мира – это те показатели, которые мы намерены увеличивать постоянно. Для коммерциализации результатов прикладных исследований в форме технологических стартапов организовали проектный офис, деятельность которого заключается в создании и последующем управлении малыми инновационными предприятиями, учредителем которых является вуз.
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко