Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 сентября] Центр «Мой бизнес» приглашает предпринимателей к созданию совместных кластерных проектов
[21 сентября] Сбер сообщает об открытии благотворительного счёта для сбора средств пострадавшим и семьям погибших в Перми
[21 сентября] Международная кооперация российских и узбекских предприятий: нерушимые связи
[20 сентября] Новые правила благоустройства: кто выиграл?
[17 сентября] Председатель Парламента Кузбасса принял участие в голосовании


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 24.08.2021

Куда ведут кузбасские проекты

Общеизвестный факт про развитие Кузбасса, оно постоянно требует больших денег. Причины этого просты – тяжёлая индустрия как основная отрасль экономики региона очень капиталоёмка, обновить одно предприятие в таком секторе стоит миллиарды рублей, построить заново или расширить уже десятки. В обычный год главная промышленная отрасль Кузбасса, углепром, вкладывает в своё развития около 100 млрд рублей. К этому нужно добавить необходимость в обновлении и развитии железнодорожной инфраструктуры для вывоза угля, металлов, минеральных удобрений и другой продукции региона, нужды городов, дорожной сети, энергетики и коммунального хозяйства, и вот уже общий объём вложений в основной капитал региона приближается к 300 млрд рублей. За последние три года они превысили 800 млрд рублей, хотя прошлый год отметился естественным для периода угольного кризиса спадом.

Это такая особенность исторически сложившейся структуры экономики: углепром и металлургия, как циклические отрасли, периодически снижают вложения, реагируя на ухудшение рыночной конъюнктуры. Другой особенностью является то, что обилие ранее построенных производств привело к заметному истощению природных ресурсов, в первую очередь водных, ухудшению экологической ситуации. И стало серьёзным ограничителем для новых проектов в тяжёлой индустрии. Для них практически не осталось свободных подходящих площадок. Поэтому новые угольные проекты всё дальше уходят в безлюдную тайгу Междуреченского городского окуга (см. «Угольные проекты и перспективы»).

А вот перетока капиталов из угля, металлов и химии в новые отрасли, без большой экологической нагрузки, практически не сложилось. Есть, конечно, примеры инвестиций угольщиков и строителей в туристический сектор Шерегеша или проект Яйского НПЗ, построенный компанией новокузнецких угольщиков. Но это скорее исключения, чем правило. Даже дополняющие основные отрасли кузбасской индустрии новые производства,  смежники и сервисные предприятия, строятся за счёт сторонних инвесторов (см. ниже).

Пуски к 300-летию

Крупнейшим пуском 2021 года стало завершение второго этапа строительства Яйского нефтеперерабатывающего завода в составе новокузнецкого АО «Нефтехимсервис». Как объявила компания 12 февраля нынешнего года, на заводе была введена в эксплуатацию комбинированная установка переработки прямогонных бензиновых фракций УК-1, что позволит НПЗ ежегодно выпускать до 700 тысяч тонн автомобильного бензина стандарта Евро-5.

Инвестиции в строительство второй очереди Яйского НПЗ составили 30 млрд рублей, а накопленные к 2021 году по всему предприятию – 54 млрд. Лицензиаром проекта выступила компания UOP Limited, проектирование выполнил институт «Ленгипронефтехим». Кредит в 30 млрд рублей предоставило «Нефтехимсервису» АО «Альфа-банк», финансирование выделено в рамках установленного лимита в размере 55 млрд рублей до 2026 года. Привлечённые средства пошли на вторую очередь Яйского НПЗ и на рефинансирование задолженности компании. Яйский нефтеперерабатывающий завод около Анжеро-Судженска на севере Кузбасса был введён в строй в 2013 году с объёмом переработки нефти до 3,3 млн тонн в год.

 
Впрочем, этот пуск был давно ожидаем, запланирован ещё на начальной стадии реализации проекта более 10 лет назад, и активные вложения в реализацию второго этапа компания начала в 2017 году. Собственное производство автомобильного бензина, конечно, очень важно для инвестора и для нефтеперерабатывающей отрасли, но для Кузбасса – это уже привычная отрасль, новые для региона производства работают уже около 20 лет. В прошлом году, по данным Кемеровостата, они произвели продукции на 140 млрд рублей (третье место по обороту среди отраслей промышленности региона после углепрома и металлургии), экспортировали 1,2 млн тонн нефтепродуктов на 408 млн долларов. Однако социально-экономическое влияние нефтепереработки на регион оказалось довольно ограниченным, ведь в ней весьма небольшая занятость, а сами производства сконцентрированы в северной части Кузбасса в районе пролегания нефтепровода до Ангарска, местных смежников, кроме транспортников, у них немного, если судить по объявлениям на сайте «Нефтехимсервиса» о закупках.

В июне компания Air Liquide запустила новое производство технических газов в Новокузнецке. Оно было построено на площадке АО «Евраз ЗСМК» по соглашению с «Евразом». В составе нового производства две воздухоразделительные установки мощностью 1,5 тыс. тонн кислорода в сутки каждая, которые будут поставлять кислород, азот и аргон для технологических нужд производства строительного и рельсового проката. По данным вице-президент Евраза, руководителя дивизиона «Сибирь» Алексея Солдатенкова, Air Liquide обеспечит до 80% потребностей Запсиба в продуктах разделения воздуха, и по заключенному соглашению комбинат будет получать технические газы в течение 20 лет.

Объявленные Air Liquide инвестиции в проект – около 130 млн евро. В октябре 2020 года он получил поддержку со стороны региона. Для этого проект «Строительство завода для производства технических газов» новокузнецкого ООО «Эр Ликид Кузбасс» включили в перечень инвестиционных проектов Кузбасса. Это дало снижения ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет, с 17 до 13,5% и освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Единственным из крупных реализованных в этом году бюджетных проектов стал пуск в Кемерове ледового дворца «Кузбасс» (ЛДК) 20 мая. Его строительство заняло 1 год и 8 месяцев и обошлось областной казне в 7,5 млрд рублей. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев сообщил на открытии, что новый спорткомплекс стал крупнейшим в Сибири и «больше чем просто ледовый дворец, т. к. сделан с бассейном, тренажёрными залами, с гостиницей и кафе, с большой подземной автостоянкой на 300 мест, чтобы могли приходить не только спортсмены, но и жители Кузбасса».
Помимо ледовой арены с системой искусственного лёдообразования в нём разместились также беговой зал 120x12 метров и 3 зала для игровых видов спорта, площадью от 700 до 950 кв. метров. Залы оснащены трибунами для зрителей. Кроме того, в нём есть 2 бассейна, тренажёрный зал, раздевалки, тренерские и судейские комнаты, пункт допинг-контроля, спланированный и оборудованный согласно текущим требованиям WADA, конференц-зал, гостиница, молодежный арт-центр с кафе, инжиниринговый центр и др.

В одну неделю с ЛДК областной центр обзавёлся ещё и новым пассажирским терминалом в аэропорту. Строительство аэровокзала площадью 11,6 тыс. кв. метров началось в мае прошлого года. Его отличает также увеличенное количество линий досмотра пассажиров на входе, стоек регистрации пассажиров, линий предполетного досмотра, увеличена также площадь общедоступной зоны для обеспечения свободного нахождения людей и для размещения объектов торговли и общественного питания. Поэтому пропускная способность выросла до 460 пассажиров в час против 200 ранее.

По словам Сергея Цивилев, по проекту терминала «много спорили, и «он был несколько раз изменён, каждый раз в сторону улучшения, но для владельца аэропорта – в сторону удорожания, причём существенного, но акционер аэропорта на всё согласился». Инвестором проекта выступил участник ООО «Международный аэропорт Кемерово», компания «Новапорт холдинг». Как сообщил журналистам  бенефициар ООО «Новапорт холдинг» Роман Троценко, строительство нового терминала обошлось в итоге в 5 млрд рублей.

Крупнейшим промышленным проектом, реализованным в Кемерове, стала новая установка азотной кислоты, к пусконаладочным работам Кемеровское АО «Азот» приступило 25 мая. Строительство нового агрегата АК-500 по производству 500 тонн неконцентированной азотной кислоты мощностью в сутки, как сообщил журналистам главный инженер предприятия Андрей Вишневский, обошлось в 3,1 млрд рублей. Оно предусмотрено программой развития предприятия до 2024 года с финансированием в 29 млрд рублей. По данным Андрея Вишневского, пуск установки азотной кислоты позволит увеличить выпуск аммиачной селитры на 620 тонн в сутки.

Программа модернизации была принята три года назад, когда гендиректор предприятия Игорь Безух подписал соответствующие контракты с германской компанией Linde, американской KBR и компанией Step из Санкт-Петербурга. Они были рассчитаны на 28 месяцев исполнения со строительством новых производств водорода из природного газа от Linde (25 тыс. куб. м. в сутки) и азотной кислоты от KBR. Компания Step по контракту выступила генеральным подрядчиком. По данным Андрея Вишневского, в ходе реализации проекта возникли сложности с поставками импортного оборудования из-за пандемии.

На ближайшее будущее

25 мая во время церемонии пуска установки азотной кислоты председатель совета директоров АО «СДС-Азот» (в его состав входит КАО «Азот») Михаил Федяев объявил о новом куда более масштабном инвестиционном проекте на «Азоте». Он сообщил, что совет директоров компании принял решение о строительстве третьей установки «Аммиак» на кемеровском «Азоте», будет новое производство карбамида, и объём производства продукции увеличится как минимум в 3 раза».

Андрей Вишневский уточнил, что пока принято общее решение, ещё предстоит подготовить проектную документацию. По предварительной оценке, намеченная указанным решением модернизация предприятия позволит добавить производство дополнительно 3,5 тыс. тонн аммиака в сутки (столько производит «Азот» в настоящее время на двух установках «Аммиак») и 4,2 тыс. тонн карбамида в сутки. Планируется также строительство ещё одной установки азотной кислоты, такой как была уже запущена, с добавлением мощности по аммиачной селитре в 620 тонн в сутки. Оценочная стоимость нового проекта модернизации, по данным главного инженера «Азота» составит 1,2 млрд евро (около 100 млрд рублей).

4 июня правительство Кузбасса подписало с КАО «Азот» соглашение о реализации этого проекта, а 22 июня был дан официальный старт проекту. По словам губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, на строительстве будет занято около 7 тысяч человек, на самом производстве – 500. При этом было объявлено, что новый химический комплекс на «Азоте» будет включать в себя агрегаты аммиака, гранулированного карбамида, пористой аммиачной селитры, жидкой углекислоты, гранулированного сульфата и водорода.

Напомним, что в июне 2016 года «Азот» подписывал меморандум с итальянской компанией Tecnimont о расширении производства азотных удобрений, по которому предполагалось строительство установки аммиака суточной мощностью 2 тыс. тонн, производств азотной кислоты – 1,2 тыс. тонн в сутки, пористой аммиачной селитры – 1 тыс. тонн в сутки, установки для получения раствора аммиачной селитры суточной мощности 1,25 тыс. тонн. Проект не получил движения из-за отсутствия финансирования.

Как и в случае с «Азотом», запуск проекта литейно-прокатного комплекса (ЛПК) на Запсибе стал уже второй попыткой. Новый старт ему был дан 23 июня со сроком окончания в 2025 году. Мощность комплекса составит 2,5 млн тонн горячекатаного листа в год по технологии непрерывной горячей прокатки (QSP-DUE), которая позволяет производить горячекатаные рулоны толщиной от 0,8 до 16 мм с минимальной вариативностью геометрических характеристик продукции. На ЛПК будет создано 350 новых рабочих мест.

О планах строительства ЛПК руководство Запсиба объявляло три года назад, в октябре 2019 года проект был включен в стратегию развития «Евраза» как крупнейший на период до 2023 года. Его стоимость была определена в 647 млн долларов с пуском в 2023 году, однако, в августе прошлого года в связи с пандемией проект был отложен. О его возобновлении правительство Кузбасса и «Евраз» заключили соглашение на Петербургском экономическом форуме 4 июня нынешнего года.

Крупный бюджетный проект в этом году тоже стартует. По крайней мере, надежда на это есть. Это – строительство обхода Кемерова федеральной трассой Р 255 «Байкал». В этом году его включили в мартовскую программу социально-экономического развития Кузбасса, утверждённую председателем правительства России Михаилом Мишустиным. По ней финансирование из федерального бюджета на обход установлено в 50% от общих затрат в 42 млрд рублей. Затем проект строительства первого этапа протяжённостью 23 км получил положительное заключение государственной экспертизы. В соответствие с проектной документацией обход будет выполнен четырёхполосной дорогой протяжённостью 47 км с началом от Топкинского кольца и с выходом на основную трассу около жилого района «Кедровка» в составе Кемерова. Предусмотрено также строительство четырёх разноуровневых развязок и, естественно, отдельного моста через Томь. Планируемая категория дороги 1Б или 1В будет окончательно определена по итогам проектирования, расчётная скорость движения – 100 км/час.

Строительство обхода предполагается в срок до 2025 года, сообщил министр жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса Олег Ивлев на совещании по реализации в Кузбассе проектов при участии национального института развития ВЭБ.РФ в мае. А в начале июля на совещании с президентом России Владимиром Путиным вице-премьер Марат Хуснуллин заверил, что финансовая схема строительства обхода уже полностью согласована с министерством финансов России, указав, что стоимость проекта уже «порядка 43 млрд рублей». По его словам, как только появится проектно-сметная документация будет и финансирование: половина из федеральной казны, «половина за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов и источников регионального бюджета». 

В конце июня 2021 года губернатор Сергей Цивилев и генеральный директор ООО «Газпром добыча Кузнецк» (входит в ПАО «Газпром») Вадим Настека дали старт строительству завода по сжижению из метана, добываемого из угольных пластов на Нарыкско-Осташкинском метаноугольном месторождении в Прокопьевском муниципальном округе. Дальнейшая его разработка предусматривает строительство 110 скважин, что позволит обеспечить загрузку завода до проектной производственной мощности. Сейчас идёт перспективное планирование проекта, уточняется количество новых рабочих мест. Годовая мощность завода составляет 220 тыс. тонн сжиженного газа. По сведениям «А-П-Р», окончательное инвестиционное решение «Газпрома» по этому проекту ожидается в следующем году. СМИ оценили стоимость завода такой мощности в 220-300 млн долларов.

Сходную объявленную стоимость в 15,5 млрд рублей имеет проект модернизации Новокузнецкого алюминиевого завода. Старт этому проекту также был дан в конце июня. А месяцем ранее он был представлен на выездной сессии Евразийского женского форума в Кемерове, где вице-президент компании по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления Елена Безденежных заявила: «Проект реализуется на коммерческие деньги, но компании будут предоставлены госгарантии по программе, стимулирующей модернизацию российской промышленности». Предусмотрено, что в ходе данной модернизации на заводе в 3,5 раза увеличится доля электролизеров РА-167, работающих по технологии предварительно обожжённого анода – собственной разработки Инженерно-технологического центра Русала. Действующая программа экологической модернизации НкАЗа предусматривала перевод на обожжённый анод 50 электролизеров, новая – 183 агрегата, расположенных в двух корпусах. Остальные четыре корпуса продолжат переводить на технологию «ЭкоСодерберг». При этом все 6 корпусов подключаются к «сухим» газоочистным установкам со степенью очистки свыше 99% по основным ингредиентам. Сегодня на заводе построены и действуют две «сухие» газоочистки, в планах – строительство ещё четырёх.

Ещё один крупный промышленный инвестпроект стартовал в конце июня на кемеровском ПАО «Кокс», которое планирует инвестировать 11,6 млрд руб. в строительство новой коксовой батареи с печами без улавливания химических продуктов коксования (БУХПК). Предусмотренная постройкой батарея позволяют сократить использование дефицитных марок угля и снизить экологическое воздействие на окружающую среду. Аналогов батареи подобного типа в России нет. Новое производство позволит создать 136 рабочих мест.

Совет директоров «Кокса» принял решение построить БУХПК в августе 2020 года. Как сказано в сообщении компании, для этого предполагается привлечь в виде акционерного займа 9,05 млрд рублей. Ввод новой батареи запланирован в 2025 году, она будет выпускать 564 тыс. тонн кокса в год. Для сравнения в 2020 году предприятие выпустило его 2,74 млн тонн. В 2020 году предприятие увеличило выпуск металлургического кокса на 6%, до 2,74 млн тонн при существующей мощности 3 млн тонн кокса в год.

Из этих шести заявленных проектов максимальные шансы на реализацию имеет строительство обхода Кемерова. По этому проекту уже есть правительственное решение с соответствующим финансированием из федерального бюджета, который не испытывает нехватки средств, а сам обход имеет экологическое, а значит и политическое значение. Заявленные частные инвестиции уже не так гарантированы, разве что, кроме модернизации НкАЗа, на которую обещано государственное гарантирование вложений. Проекты Запсиба и «Азота» уже откладывались (как и реализация заявленных целей «Газпрома» по добыче угольного метана). Решения по ним сильно зависят от конъюнктуры своих рынков и от управляющих компаний, менеджмент которых старается не рисковать. Для региона важно то, что и будучи реализованными указанные проекты, конечно, улучшат экологию и экономику Кузбасса, но мало что поменяют в её структуре.

 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[23 сентября] «Лапичевской» отказали в повторном согласовании проекта добычи угля
[23 сентября] У ФНС забирают залоги пивзавода «Калинкино»
[23 сентября] США не могут значительно увеличить экспорт угля
[22 сентября] «Алексиевскую» будут продавать снова
[22 сентября] В Междуреченске капитально отремонтировали набережную Усы

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко