-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 30.05.2023

Андрей Панов: «Угольные предприятия Кузбасса не останавливаются в своём развитии»

Андрей ПАНОВПрошёл уже год, за который угольщикам Кузбасса, как и всей экономике России, пришлось менять привычный образ своей работы, менять и многое на производстве, и очень многое при экспорте своей продукции. Итоги работы углепрома страны и Кузбасса в прошлом году и промежуточные результаты этого года показывают, что отрасль приспособилась к неблагоприятным враждебным изменениям внешней среды, расширила присутствие на традиционных, вышла на новые рынки сбыта, нашла альтернативные источники получения техники и оборудования. И это было весьма непросто сделать. Как происходила адаптация к изменившимся условиям работы в угольной промышленности Кузбасса, мы попросили оценить заместителя губернатора по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрея ПАНОВА.     

– Андрей Анатольевич, как Вы оцениваете результаты работы кузбасских угольных компаний за последние год с небольшим в разрезе адаптации к изменившимся внешним условиям экспорта?

– В 2022  году угольные компании добыли 223,6 млн тонн угля, что на 8% меньше, чем в 2021 году. Половина этого объёма была направлена на экспорт. Отмечу, что за последние два десятилетия горняки Кузбасса никогда не сокращали добычу угля. Но вызовы 2022 года стали серьёзным испытанием, поэтому объёмы добычи пришлось сократить. И, несмотря на санкции и другие проблемы, угольные предприятия не останавливаются в своём развитии: в прошлом году инвестиции в отрасль составили 151 млрд рублей, что на 36,1 млрд рублей больше, чем годом ранее. Кроме того, был поставлен рекорд по размеру налоговых поступлений в бюджет. Благодаря высоким ценам на уголь на мировом рынке, в прошлом году область получила от угольщиков 121,9 млрд рублей налогов, что почти в 2 раза больше, чем в 2021 году, когда этот показатель составил 68,1 млрд. Уровень средней заработной платы в угольной отрасли по виду экономической деятельности «добыча угля» занимает ведущее место в регионе, за 2022 год составил 91,3 тыс. рублей с годовым приростом в 25,3%.  Особое внимание в угольной отрасли уделяется повышению уровня  безопасности на предприятиях. За 2022 год на угольных предприятиях Кузбасса по данным Ростехнадзора было травмировано 108 человек, из них 6 человек погибли. По сравнению с прошлым годом общий травматизм, за исключением аварии на шахте «Листвяжная», уменьшился на 94 случая, а смертельный – на 7.

– Насколько сложной оказалась проблема ухода с рынка поставок угольщикам западных производителей оборудования, машин и транспортных средств? Чем пришлось заменить их?

– Конечно, никто не предвидел такого поворота событий. Поставка и обслуживание горной техники западных производителей Catarpiller, Komatsu, Cammins, Bosh, Parker, Sandvik, Hitachi, Metso, Hensley, Esco можно сказать оборвалась. Произошло это очень быстро, новая логистика ещё только выстраивается. Поэтому есть риск остановки техники, снижения производительности, существуют проблемы с поставками крупногабаритных шин и средств электронного инициирования для ведения взрывных работ. Но, как говорил Нельсон Мандела, многое кажется невозможным, пока не сделаешь это. Так и наши угольщики находят решение этих проблем – отлаживают импорт из Китая и Индии, начали больше использовать отечественное оборудование. Замещают импортные буровые станки на МР-200 производства екатеринбургской компании ИЗ-КАРТЭКС, закупают произведённые в Чебоксарах компанией «ЧЕТРА» бульдозеры тяжёлого класса. Машинные масла и присадки тоже заменяются на отечественные аналоги. Учитывая масштаб и важность решения проблемы импортозамещения, наш губернатор решил взять на вооружение лучшее от плановой экономики – государственный отраслевой заказ. Он будет формироваться в регионе на 5 лет – детальный, ещё на 5 лет – прогнозный. 10-летний горизонт планирования позволит предприятиям выстроить свою работу максимально эффективно.

– Насколько эффективным оказался поиск и заход на новые рынки сбыта, расширение поставок на уже имевшиеся рынки?

– В силу санкционного давления западные рынки сбыта кузбасского угля были потеряны. Для понимания масштабов происшедшего: в 2021 году в этом направлении было поставлено 38 млн тонн угля – 30% от всего экспорта. Сокращать добычу в таком объёме нельзя, поэтому угледобывающие компании в оперативном режиме были вынуждены искать новых покупателей, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Полностью преодолеть последствия кардинальной смены вектора поставок за такой короткий срок было невозможно. Кроме поиска новых партнёров приходилось решать множество сопутствующих проблем – смену логистики, оплату поставленной продукции и возврат средств в нашу страну и многое другое, о чём пару лет назад и подумать никто не мог. Поэтому в 2022 году экспорт всё же снизился к уровню 2021 года на 14% до 120,2 млн тонн.

– Упала ли, по Вашим данным, доходность таких поставок? Если да, то в связи с чем (необходимость предоставления скидки/увеличение расходов на фрахт, рост транспортных издержек, что-то другое)?

– Действительно, наши компании оказались в сложной ситуации. Заход на перспективные рынки или поиск новых покупателей часто связан с необходимостью предоставления скидок. Кроме того, выросли ставки на перевалку угля в портах, фрахт судов и страхование груза.

Отдельной большой проблемой стал рост транспортных расходов, и, прежде всего, рост тарифов ОАО «РЖД». Только по тарифной нагрузке прирост для кузбасского энергетического угля в январе 2023 года по отношению к декабрю 2021 года, в зависимости от направления, составил 66-97%, для коксующегося угля – 44-72%. Кузбассу это особенно сложно, ведь наш регион имеет самое большое транспортное «плечо» доставки грузов. Поэтому даже с учётом высоких мировых цен, угольная отрасль Кузбасса каких-то сверхдоходов не имеет.

– На угольном форуме в октябре прошлого года угольщики призывали к регуляторной и тарифной стабильности. Почему так вышло, что к ним не прислушались и тарифы выросли – и на железнодорожные перевозки, и на портовую перевалку? Ожидается ли рост НДПИ в конце нынешнего года?

– Основной причиной, давшей железнодорожникам и портовикам возможность резко повысить стоимость своих услуг, стал рост в 2021 году экспортных цен на российский энергетический уголь на фоне подорожания газа и дефицита поставок из других стран. Например, в Европе котировки угольных фьючерсов в 2021 году к октябрю выросли в три раза – до 225 долларов за тонну, а летом прошлого года доходили и до 366 долларов. РЖД и стивидоры воспользовались этой ситуацией. Правда, угольщики России вынуждены продавать свой товар с большим дисконтом, но это, к сожалению, никто учитывать не хочет.  Достоверно предсказать дальнейшее развитие ситуации на мировых рынках сегодня невозможно, в том числе из-за нестабильной геополитической обстановки. Поэтому, в случае снижения цен, как это уже неоднократно происходило, угольная отрасль вновь будет вынуждена поставить вопрос о регулировании деятельности транспортных монополистов. Что касается ставок НДПИ, то предсказания сейчас дело рисковое и неблагодарное. Точно сказать можно только одно – время покажет.

– Помимо углепрома в Кузбассе есть такое важное направление развития и улучшения условий проживания, как благоприятные изменения в экологической обстановке. Пять лет назад вышел указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым предусмотрен федеральный проект «Чистый воздух» с участием Новокузнецка. В июне 2019 года было подписано соглашение правительства Кузбасса с Минприроды и компаниями о реализации положения Указа по экологии. Какие, по Вашему мнению, основные итоги выполнения этого соглашения уже можно подвести? Что они означают для города и его благополучия?

– Новокузнецк стал одним из 12 российских городов, включенных с 2018 года в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Участие в проекте позволяет комплексно подойти к решению проблемы состояния воздуха благодаря и экологическим программам промышленных предприятий, и модернизации системы общественного транспорта, и совершенствованию системы отопления – газификация частного сектора и закрытие устаревших котельных, работавших на угле.

В июне 2019 года на площадке Петербургского международного экономического форума были заключены четырёхсторонние соглашения о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Правительством Кузбасса и компаниями АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «РУСАЛ Новокузнецк», АО «Кузнецкие ферросплавы», АО «Кузнецкая ТЭЦ».

В соответствии с соглашением  промышленные предприятия взяли на себя обязательства по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух путём модернизации производств. Наибольшее снижение выбросов – порядка 70 тыс. тонн предусмотрено за счёт выполнения природоохранных мероприятий на Запсибе. В рамках соглашения на комбинате уже завершены 4 из 6 намеченных в рамках «Чистого воздуха» мероприятий: на аглофабрике установлены газопылеулавливающие системы на базе рукавных фильтров; в цехе обжига извести отлажены теплотехнические режимы печей; модернизированы электрофильтры на трех котлах; отремонтированы котлы Западно-Сибирской ТЭЦ, которая работает в составе комбината. В 2023 году планируется внедрение технологии конечного охлаждения коксового газа в закрытой теплообменной аппаратуре. А к концу 2026 года предприятие запустит серогазоочистку на трёх агломашинах. Это ключевое мероприятие в рамках проекта, так как основное снижение выбросов будет достигнуто именно благодаря его реализации. Всего на модернизацию производства в рамках «Чистого воздуха» «ЕВРАЗ ЗСМК» планирует направить порядка 8 млрд рублей. Свой вклад в достижение результатов регионального проекта вносит завод «РУСАЛ Новокузнецк». Корпуса предприятия переводятся на технологию «Экологический Содерберг», внедряется технология обожженного анода с переводом на электролизеры РА-167. Фактический объём финансирования из внебюджетных источников за весь период реализации мероприятий завода составляет более 4 млрд рублей. На «Кузнецких ферросплавах» закрытые печи переводятся в открытые со строительством блока газоочисток сухого типа. На это завод направил более 900 млн рублей. Кузнецкая ТЭЦ выполняет ремонт золоулавливающих установок на котлоагрегатах и установок пылеподавления. На реализацию мероприятий направлено около 130 млн рублей.

Таким образом, промышленные предприятия активно включились в реализацию регионального проекта. И результат не заставил себя ждать: сокращение выбросов идёт с превышением плана. По итогам 2022 года снижение совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило 10%, снижение совокупного объёма опасных загрязняющих веществ – более 30%.

Изначально мероприятия в рамках «Чистого воздуха» планировалось завершить до 2024 года. Но прошлый год внёс свои коррективы, промышленники, большая часть которых крупные экспортёры, оказались в очень сложной ситуации. Поэтому на федеральном уровне принято решение о продлении срока реализации федерального проекта «Чистый воздух» до 2026 года.

– Как повлияет на экологию Новокузнецка развитие городского транспорта?

– Это другое важное направление работы по улучшению состояния воздуха в Новокузнецке, экологизация общественного транспорта, прежде всего, развитие системы городского электротранспорта. Здесь в рамках проекта «Чистый воздух» за счёт федеральных средств приобретаются трамваи и троллейбусы, идёт ремонт  и строительство новой инженерной инфраструктуры. В город уже поступили 30 троллейбусов и 32 трамвайных вагона, до 30 мая  запланировано поступление ещё 8 троллейбусов. За 2021-2022гг.  капитально отремонтированы  трамвайные пути на шести участках, идёт ремонт электросетей и оборудования. 

– Помимо Новокузнецка крупные экологические программы внедряются в других городах региона, как местными властями, так и компаниями присутствия. Какие значимые мероприятия они реализовали за последние годы, в прошлом году и в начале нынешнего?

– C 2022 года угольные компании Кузбасса реализуют среднесрочные программы по экологии горного производства с учётом наилучших доступных технологий, разработанные на 2022-2024гг. Основные направления работы по этим программам – снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в воздух и водные объекты, сокращение объёмов накопленных отходов от добычи угля. Например, в 2022 году угольные компании модернизировали системы орошения, устанавливали системы пылеподавления. Экологический эффект – снижение выбросов взвешенных веществ до 90%. При ведении взрывных работ используют  эмульсионные взрывчатые вещества и электронные системы взрывания, позволяющие  значительно снизить выбросы оксидов азота и пыли. Проводятся работы по воспроизводству водных биологических ресурсов и мероприятия по восстановлению нарушенных земель. В прошлом году угольными компаниями проведён технический этап рекультивации на 320 га, и биологический на 250 га. Особое внимание уделяется охране водных объектов. С 2018 по 2022 годы построено и реконструировано 74 очистных сооружения, в том числе в 2022 году 12 очистных сооружений. Это позволило значительно снизить воздействие  предприятий на водные объекты. Основной вклад в реализацию данных мероприятий в 2022 году внесли предприятия угольной отрасли: АО «Стройсервис», АО ХК «СДС-Уголь», АО «СУЭК-Кузбасс», ГК «ТалТЭК», ГК МелТЭК, ООО «Разрез Верхнетешский». В этом году запланированы 6 проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений в Междуреченске, Полысаеве, Прокопьевске и на территории  Прокопьевского, Новокузнецкого муниципальных округов. Выполнять их будут предприятиями ООО «Распадская угольная компания», АО «СУЭК-Кузбасс», ООО «Шахта Сибирская», ООО «Ресурс», АО «ПУР».

Отмечу, что в Кузбассе мы добились эффекта двойного «декаплинга» – экономического роста при сокращении использования водных ресурсов и негативного воздействия на водные объекты. С одной стороны, благодаря совершенствованию производства снизилось потребление воды промышленными предприятиями, с другой, увеличился объём очистки вод. Для промышленного региона это большой успех.

– Что может дать Кемерову участие в программе «Чистый воздух»? Какое для этого предусмотрено федеральное и региональное финансирование?

– Правительство Кузбасса и губернатор Сергей Евгеньевич Цивилев провели большую работу по включению Кемерова в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Теперь на первом этапе участия города в нём предусмотрено выполнить сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха, которые позволят определить загрязняющие вещества, оказывающие наибольшее негативное воздействие, и основные источники выбросов. На основе этих расчётов разработают мероприятия по снижению выбросов, которые будут включены в комплексный план. По предварительным данным, как и в Новокузнецке, в него войдут экологические программы крупных промышленных предприятий, работа по обновлению подвижного состава общественного транспорта, строительство сетей газоснабжения для подключения жилых домов частного сектора, переключение потребителей теплоисточников, работающих на угольном топливе, на теплоисточники, работающие на газовом топливе. Весь этот комплекс мер к 2030 году должен обеспечить для Кемерова снижение выбросов загрязняющих веществ не менее чем в 2 раза по отношению к 2020 году. Объём финансирования будет определён после разработки мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и утверждения их в рамках комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Правительством Российской Федерации.

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко