-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 30.05.2023

Леонид Старосвет: «В Кузбассе есть производители необходимой для угольщиков продукции»

Леонид СТАРОСВЕТУже более года экономика России и Кузбасса перестраивается на работу по-новому – на других экспортных рынках, с другими условиями логистики и оплаты, с новыми поставщиками оборудования, техники и запчастей. Более всего такая перестройка затрагивает экспортно-ориентированные отрасли, которые к тому же традиционно ориентированы в значительной степени на зарубежных поставщиков машин и оборудования.  Относится это и к угольной промышленности, основе экономики Кузбасса, и как никогда важным в таких обстоятельствах становится налаживание сотрудничества между угольщиками и местными машиностроителями. О том, как это происходит, какие сложности лежат на пути такого налаживания, рассказал нам заместитель председателя правительства Кузбасса – министр промышленности и торговли Леонид СТАРОСВЕТ.

– Леонид Владимирович, санкционная ситуация вынуждает работать по-новому и угольщиков, и их смежников. На Ваш взгляд, каковы новые возможности внутреннего кузбасского сотрудничества угольщиков и машиностроителей сегодня?

– Если говорить о поиске новых возможностей взаимодействия, то назрела необходимость рассмотреть ряд преференций для угольных компаний. В октябре 2022 года Минпромторг Кузбасса совместно с АНО «НОЦ Кузбасс» подготовил ряд инициатив для расширенного заседания Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Об актуальных проблемах импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации». Там мы обозначили важность рассмотрения возможности субсидирования кредитных процентных ставок при приобретении добывающими предприятиями российского оборудования, а также о возмещении части затрат угольщиков при приобретении российского оборудования. Эти инициативы включены в решение Комитета Государственной Думы по энергетике, в которых отражены рекомендации Правительству России совместно с профильными министерствами рассмотреть возможность реализации этих инициатив, и сейчас этот вопрос прорабатывается на федеральном уровне.

– Насколько активно угольщики обращаются за поставками оборудования и машин к отечественным производителям в последний год? Насколько к кузбасским? Или всё же угольные компании предпочитают «проверенных» поставщиков – по-прежнему зарубежных, старых или новых? Не сторонятся ли они в какой-то степени российских и кузбасских?

– Дела складываются, конечно, так, что угольные компании предпочитают «проверенных» поставщиков и, к сожалению, наших производителей горно-шахтного оборудования рассматривают редко. А у нас в регионе есть производители, которые сегодня выпускают необходимую для угольной отрасли продукцию и готовы к дальнейшему наращиванию объёмов производства при наличии заинтересованности наших угольщиков. Например, Кузбасский электромашиностроительный завод (ООО «ТоргИнвест») производит взрывозащищённые электродвигатели; вентиляторы для работы в агрессивных средах для угледобывающей, горнорудной, нефтегазовой отрасли. Конкурентным преимуществом перед зарубежными аналогами является наилучшее соотношении цены и качества. Новокузнецкое ООО «Завод инновационного машиностроения» (ЗИМ) – первый в России производитель монорельсового шахтного транспорта. Занимается разработкой и производством дизель-гидравлических тягачей ZIM-120 и ZIM-140 для перевозки людей и грузов в условиях шахт опасных по газу и пыли, запустил серийное производство, и разрабатывает новую технику. В частности, в 2023-2024гг. планирует разработку российских аналогов погрузочно-доставочных машин, шахтных самосвалов. По техническому уровню и надёжности машины ОАО «Анжеромаш» не уступают зарубежным аналогам. Этот завод выпускает лавные скребковые конвейеры, штрековые перегружатели с дробилками, а также ленточные конвейеры. Все выпускаемые конвейеры укомплектовываются редукторами собственного производства. Некоторые виды выпускаемого оборудования полностью заменяют аналогичное европейское оборудование. ООО «ПК «Юргинский машзавод» в своём нынешнем виде готов производить механизированные крепи, проходческие и очистные комбайны, конвейеры, перегружатели, дробилки, кабелеукладчики, гидромониторы, гидравлические подъёмники, ковши для экскаваторов. Предприятие располагает компетенциями в области разработок конструкторской документации. В его распоряжении имеется испытательный стенд Gluckauf единственный в России, предназначенный для проведения прочностных и циклических испытаний секций механизированных крепей. Ленинск-кузнецкая компания «Трансмаш» выпускает системы видеонаблюдения в шахтах, занимается разработкой и производством для горно-добывающей промышленности систем управления, передачи данных, тепло-видеонаблюдения с применением видеоаналитики на основе искусственного интеллекта. Продукция предприятия может заменить системы автоматизации иностранного производства.

– Чем отвечают на санкционную ситуацию сами кузбасские машиностроители? Расширяют ассортимент изделий и/или услуг? Предлагают новые оригинальные технические решения по запросам угольщиков? Что-то ещё?

– В настоящее время в регионе ведут деятельность более 300 машиностроительных предприятий. Они в первую очередь заняты производством горно-шахтного оборудования и комплектующих к нему. Расширить линейку производства ГШО помогает нашим машиностроителям, в том числе,  нацпроект «Производительность труда». Повышение производительности труда становится для предприятий региона дополнительным импульсом к развитию, помогает им увеличивать объёмы выпуска продукции, запускать дополнительные производственные мощности, создавать новые рабочие места и повышать уровень оплаты труда.

Для устойчивого роста промышленного производства у нас в регионе создаются благоприятные экономические, организационные и правовые условия. В частности, предприятия всегда могут воспользоваться мерами господдержки. В частности, реализуется государственная программа «Развитие промышленности Кузбасса» на 2019-2025гг., финансируемая за счёт средств федерального и областного бюджетов, предусматривает финансовую поддержку производителей субсидиями. По итогам ежегодного конкурсного отбора, организуемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, на реализацию мероприятий госпрограммы на 2023 год выделено 105,6 млн рублей (федеральный бюджет – 36,6 млн рублей, областной бюджет – 69 млн рублей). Это на 10,2 млн рублей больше, чем в 2022 году. Из всех выделенных средств на возмещение части затрат промышленных предприятий на приобретение нового оборудования предусмотрено 40 млн рублей, на возмещение части затрат на оплату услуг по подключению к коммунальной инфраструктуре в рамках реализации инвестиционного проекта ещё 26 млн рублей. Кроме того, 39,6 млн рублей выделено Фонду развития промышленности Кузбасса для предоставления льготных займов промышленным предприятиям. При предоставлении займов Фонд работает по двум направлениям: региональные займы и совместные с федеральным ФРП. Суммы займа варьируются от 5 до 50 млн рублей на срок от 2 до 5 лет по ставкам от 2 до 3% годовых. В среднем размер займа составляет 20 млн рублей. В прошлом году по собственным программам ФРП Кузбасса профинансировал 27 договоров займа в общей сумме более 477 млн. рублей.

– Широко известен факт, когда некоторые кузбасские машиностроители вполне успешно поставляют свою продукцию на рынки ближнего зарубежья, но затрудняются со сбытом внутри региона, несмотря на наличие потребностей угольщиков. Чем Вы можете объяснить такой феномен? Дело ли в недостаточных усилиях самих производителей? Или в инерции угольных компаний?

– Ответ уже содержится в самом вопросе. Всё же инерция угольных компаний играет не последнюю роль в сбыте качественного,  конкурентноспособного оборудования и машин, которые выпускают наши предприятия. Его высоко оценивают в разных регионах России и других странах. Например, именно кузбасские агрегаты, производимые Кузбасским электромашиностроительным заводом («ТоргИнвест») в работе сейчас используют такие промышленные гиганты, как «Норникель», «Уралкалий», «Беларуськалий», «Алроса», предприятия Казахстана и Узбекистана. Надо отметить, что у машиностроителей такая ситуация вызывает искреннее непонимание: производимое ими оборудование, которое нисколько не уступает зарубежному по качеству, и имеет спрос за пределами страны и региона, а свои угольные предприятия проявляют к нему мало интереса. Возможно, иностранные компании обещают определённые схемы поставок, выстраивают логистику исходя их сложившейся санкционной ситуации. Бизнесменов понять можно, но надо же учитывать и региональные интересы, загружать мощности  кузбасских машиностроительных предприятий.

– Насколько присоединение ДНР и ЛНР может повлиять на рынок горно-шахтного оборудования России и Кузбасса? Каковы перспективы в налаживании кооперации между заводами новых регионов и Кузбасса?

– В настоящее время именно усиление межрегиональной кооперации, повышение уровня локализации производства важны для экономического развития Кузбасса. Сохранение технологического суверенитета страны стало основанием для выпуска современной, необходимой продукции, надёжной проходческой техники. В Кузбассе сегодня создан межрегиональный промышленный кластер «КЭМЗ» в составе которого промышленные предприятия и научные организации Кемеровской, Томской областей и Донецкой Народной Республики. Ключевая задача кластера – производство высококачественного оборудования для проведения вертикальных, горизонтальных подземных горных выработок и метрополитена, которое станет достойной заменой аналогичной продукции производства КНР, Польши, США и ряда других стран. Выпускаемая в кластере  проходческая техника на 100% состоит из отечественных комплектующих. Так в прошлом году на кузбасской шахте им С.Д. Тихова в Ленинск-Кузнецком запущен в работу первый импортозамещающий проходческий комбайн, изготовленный благодаря технологической кооперации трёх предприятий Кузбасского электромашиностроительного завода (ТоргИнвест), Ясиноватского машиностроительного завода (г. Ясиноватая, Донецкая Народная Республика) и томской компании «Ильма». В марте текущего года, благодаря такой кооперации, изготовлен проходческий  комбайн для АК «АЛРОСА». Он эксплуатируется в подземном комплексе для добычи алмазов и проходке подготовительных выработок.

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко