-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 30.05.2023

Импортозамещение: создать своё

События прошлого года вновь остро поставили вопросы импортозамещения, в том числе горно-шахтного оборудования (ГШО) в главной кузбасской отрасли. О том, почему несмотря на многолетние разговоры мы мало продвинулись в этом направлении, а также о том, что делается и сделано в регионе, чтобы начали работать российские технологии и оборудование «А-П» беседует с Владимиром КЛИШИНЫМ, директором Института угля ФИЦ УУХ СО РАН, чл.-кор. РАН, заслуженным изобретателем РФ, Сергеем НИКИТЕНКО, директором Ассоциации машиностроителей Кузбасса (АМК), Юрием МАЛАХОВЫМ, председателем технического комитета по стандартизации «Горное дело» ТК-269 и Дмитрием ПЯТЕРИКИНЫМ, главным инженером «Шахта «Южная» (филиал АО «Черниговец») АО ХК «СДС-Уголь».

– Скажите, насколько в угольной промышленности, действительно, острая ситуация с необходимостью замещения импортного оборудования?

Владимир КЛИШИНКлишин В.:

– Сегодня в угольной отрасли на открытых горных работах на 90-95% используется импортное оборудование. На шахтах – 60-65%, по некоторым позициям до 100%. В этой ситуации сложно говорить о технологическом суверенитете. При этом, в любой критической ситуации, как мы видим сегодня на разных примерах, риски растут по всем параметрам, как техническим, так и экономическим. Нужно не забывать и санкционную западную политику, которая нас просто заставляет заниматься импортозамещением. При этом импортозамещение – это не только просто копирование или замена «импортного производителя» оборудования на российского. Основой являются технологии (разведки, добычи, транспортировки, переработки), что очень важно в горнодобывающей отрасли. А новые технологии требуют создания новых машин, а это уже не имеет никакого отношения к понятию импортозамещения.

– Почему же до сих пор такое соотношение в пользу иностранного ГШО? Ничего нельзя сделать?

Сергей НИКИТЕНКОНикитенко С.:

– На этот вопрос можно по-разному ответить. С экономической точки зрения не всё нужно производить самим: никто не отменял эволюцию общественного разделения труда, на основе которого возникла специализация производства. Давайте вспомним ремесленников, артели и пр. Это – узкая специализация и высокое качество, позволяющее товару быть конкурентным на рынке. С ГШО то же самое: в мире десятилетиями складывались центры компетенций по разработке и производству ГШО: Швеция, Америка, Германия, Польша, Япония, Китай и некоторые другие страны. Это серьёзный потенциал! И тот, кто обладает таким потенциалом, может быстро освоить производство новых машин для реализации новых технологий. В силу многих причин российское машиностроение таким потенциалом не обладает.

С другой стороны, в реальной жизни никто не отменял понятие «связанные кредиты иностранных государств», когда одним из условий покупки угля европейскими потребителями на наши угольные компании возлагались обязательства покупать горношахтное оборудование в европейских странах. Таким образом, мы десятилетиями «поддерживали» европейские машиностроительные компании. Так было, и всех это устраивало. Так же, как и Германию, например, устраивало покупать дешёвый российский газ, даже перепродавать его и развивать свою промышленность за счёт дешёвой энергии. Мир «сломался». Теперь немцы мучительно ищут, чем заменить наш газ, а мы ищем, чем заменить импортное ГШО.

В рамках Ассоциации совместно со специалистами Института угля мы изучаем технологические запросы угольных компаний, привлекаем для их решения федеральные денежные средства, изготавливаем экспериментальные образцы оборудования, разрабатываем стандарты. И, как результат, предлагаем решение проблемы уже «в железе». Не на всё, конечно, хватает нашего потенциала, это объективно.


– Вы тут упомянули про стандарты. Какова их роль?

Юрий МАЛАХОВМалахов Ю.:

– Огромная. Приведу пример реального импортозамещения с использованием национального стандарта. В шахтах, согласно правилам безопасности, должны использоваться пункты переключения в самоспасатели (ППС), которые являются одним из способов сохранения жизни и здоровья горняков в аварийных ситуациях. Но в России они не производились, потому что не было требований к безопасности и к качеству ППС. Технический комитет создал рабочую группу и как результат – мы уже имеем национальный стандарт на ППС. В результате три кузбасских предприятия, члены технического комитета (ООО «ПК-Вистек», АО «Кемеровский завод средств безопасности», ООО «КемМаш») освоили выпуск ППС и подтвердили их соответствие требованиям национального стандарта. Стандартом активно пользуются угольщики для организации закупок ППС, а машиностроители – для их изготовления. Одна из особенностей стандарта на ППС – это учёт национальных требований безопасности, которые принимают во внимание наши условия добычи угля, что является иногда сложно достижимым для серийной зарубежной продукции. Так и получилось с импортными ППС производства Германии, США, Австралии, которые на настоящий момент не соответствуют нашему национальному стандарту на ППС. Поэтому зарубежные серийные образцы просто не могут эксплуатироваться в наших шахтах.

На самом деле, таких решений может быть намного больше. Просто не все компании осознали важность стандартов для укрепления своей конкурентоспособности.


– Бизнес всегда ищет, где ему выгоднее. Не возникают ли сегодня риски замещения уходящих компаний из недружественных стран китайскими?

Сергей НИКИТЕНКОНикитенко С.:

– Вы правы: бизнес ищет, где ему выгоднее. В этом и суть бизнеса – добыча и реализация угольной продукции с минимальными издержками. С этой точки зрения угольным компаниям практически всё равно, из какой страны проходческий комбайн или очистной комплекс. Важно, чтобы они соответствовали нашим горно-геологическим условиям, были надёжными и недорогими. Требования, согласитесь, обычные. Китайские комплексы уже не первый год эксплуатируются различными добывающими компаниями в Кузбассе. В России нет производителей такого оборудования, поэтому говорить о рисках не приходится. Но, не всё импортное оборудование решает проблемы и соответствует перспективным задачам угольных компаний.

Дмитрий ПЯТЕРИКИНПятерикин  Д.:

– Мы сталкиваемся с трудноизвлекаемыми угольными запасами, которые невозможно отработать традиционным способом стандартным оборудованием, поэтому для нас представляют интерес научные разработки и предложения Института угля, которые, на наш взгляд, могут быть очень полезны. Это касается и способа скоростной проходки подготовительных горных выработок, и отработки трудноизвлекаемых запасов угля. Мы видим большой потенциал в этих технологиях, которые соответствуют нашему главному приоритету – созданию условий для безопасного и высокопроизводительного труда шахтёров. Наша задача – безопасно добыть уголь. Однако мы оказываем практическую консультационную помощь сотрудникам Института угля, способствуя, тем самым, выработке технического задания для машиностроителей. Мы высоко ценим взаимодействие с научно-исследовательскими организациями и стремимся к внедрению на производстве наилучших доступных технологий и передового оборудования. Мы полагаем, что через год мы сможем приступить у себя на шахте к испытанию экспериментального образца крепи шагающего типа.

– Вы отмечали, что машиностроители технологии не создают, они их реализуют. Технологические стандарты тоже без технологий, наверное, прописывать сложно. Есть что реализовать, стандартизировать, есть наши прорывные технологии?


Владимир КЛИШИНКлишин В.:

– Безусловно. Без науки перспективные технологии невозможно создать. Мы опираемся на опыт и многолетние разработки Института угля ФИЦ УУХ СО РАН. Так, например, многолетние научные исследования позволили стандартизировать метод направленного гидроразрыва в угольных шахтах, использование которого позволяет значительно повысить безопасность при посадке кровли на отработанных участках, а также обеспечить предварительную дегазацию угольных пластов. Технический комитет и Институт угля совместно разработали ГОСТ Р 58869-2020 «Горное дело. Метод направленного гидроразрыва кровли горных пород в угольных шахтах», что позволило результаты научных исследований перенести на практику. Сейчас угольные компании смело могут проводить работы по посадке кровли методом гидроразрыва зная, что это стандартизованный метод на национальном уровне. Причём стандарт соответствует правилам безопасности, которые администрирует Ростехнадзор. Сотрудники нашего института обеспечивают научное сопровождение при производстве работ, оказывают консультационные услуги.

Юрий МАЛАХОВМалахов Ю.:

– Можно привести ещё один пример: в рамках рабочей группы Минпромторга РФ озадачились вопросом отсутствия у нас отечественных гидравлических экскаваторов для угольной промышленности, всё производство расположено в недружественных странах. Но для того, чтобы организовать собственное производство, сначала нужно сформировать технические требования, которые будут соответствовать современному уровню и запросам угольных компаний. Далее нужны испытания, оценка качества. Как все это реализовать без какого-либо нормативного документа? Конечно, нужен свой национальный стандарт. И это будет первым шагом для серийного производства отечественных гидравлических экскаваторов для горняков.

Вообще, для обеспечения качества горно-шахтной продукции важно формирование стандартизованных методик испытаний, которые бы обеспечивали поставку безопасного оборудования угольщикам, не допустили бы фальсифицированную продукцию в шахту и на разрез. Декларировать технические показатели, в том числе и по безопасности, недостаточно. Нужно доказать их соответствие на натурных испытаниях.

Получается, что национальные стандарты позволяют защитить отечественного изготовителя и решить вопросы безопасности посредством сертификации. По сути, мы можем говорить о законном способе монополизации рынков отечественными производителями, а также экспортном потенциале оборудования, которое априори благодаря стандартам соответствует международным требованиям.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко